Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад № 11 « Берёзка»
Октябрьского муниципального округа
Рекомендации
по комплектованию групп и подгрупп детей
для проведения спортивного тимбилдинга и других видов деятельности в ДОУ.
Воспитатель 1 категории Тислова О.В.
пгт.Липовцы 2024
Объединение на подгруппы – это важный момент в организации работы.
Способов объединения существует множество, и они в значительной степени
определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в подгруппе, и на
какой результат эта подгруппа выйдет.
Главная задача - не навязывать детям свой вариант решения. На занятиях
дети свободно передвигаются, разговаривают, спорят. Чтобы не потерять
контроль над поведением детей, совместно с ними необходимо выработать
определенные правила, которые все без исключения (и дети, и воспитатель)
должны соблюдать. Они для всех одинаковы.
Варианты комплектования подгрупп, которые можно использовать:
1) Случайным образом:
Подгруппа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что
в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая)
дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо
даже враждуют. Работа в такой подгруппе развивает у участников
способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к
разным деловым партнерам. Этот метод формирования подгрупп полезен в
тех случаях, когда перед педагогом стоит задача научить детей
сотрудничеству. Метод также может использоваться в подгруппах, в которых
между детьми сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом
случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с
межличностными конфликтами. Этот способ деления интересен тем, что, с
одной стороны, может объединить детей, которые либо редко
взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную
неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак,
который сближает объединившихся детей. Есть нечто, что их роднит и
одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального
принятия друг друга в подгруппе и некоторого отдаления от других.
- «Нити».
Для образования пар ведущий держит в кулаке шерстяные нити или
веревочки длиной до одного метра (на половину количества участников) так,что концы свешиваются справа и слева. Каждый из участников хватает конец
нитки (веревки) и, не выпуская его, отыскивает свою пару.
-«Разрезанная открытка».
Берутся четыре-пять открыток (одинаковых или разных; лучше — большого
формата). Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все
части перемешиваются. Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и
ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты,
необходимые для составления целой картинки.
- с кем больше всего любишь играть (лепить, рисовать, заниматься);
- по любимому цветку, цвету, игрушке, книжке и т.п.;
- найти и объединиться с тем, у кого дома есть брат или сестра, собака,
попугай, кошка, велосипед и т.п.
- назвать дни недели, части суток, месяцы, времена года и разделиться на
команды;
- назвать по цепочке 3-4 цвета (повторяя только их, например: красный,
синий, зеленый) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет;
- назвать по цепочке 3-4 животных, растения, транспортных средств и т.п.
и объединиться в соответственные группы;
- «Цепочка».
Вызовите участников по числу нужных вам команд. Они выбирают первых
участников команд. Далее первые выбранные выбирают вторых. Затем
вторые выбирают третьих и т. д.
2) По выбору педагога.
В этом случае педагог создает подгруппы по некоторому важному для него
признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может
объединить детей с близкими физическими и интеллектуальными
возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать
равные по силе команды. При этом организатор подгрупповой работы может
объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на
вопросы участников по этому поводу.
Итак, способов деления на команды достаточно много. Главная их
особенность в том, чтобы в течение учебного года ребенок имел
возможность поработать в команде со всеми детьми, т.к. внутрь такой
организации возникают естественные условия для сравнения и оценки своих
знаний, умений, возможностей с возможностями, умениями и знаниями
сверстников.