Консультация для родителей:
« Сенсорные сказки для развития связной речи в подготовительной группе».
Подготовила: Юрьева Е. С.
Воспитатель I категории
Сенсорные сказки в подготовительной группе, как правило ограничиваются сказками с готовыми различными театрами (теневыми, игрушечными, настольными, театром би-ба-бо, перчаточным театром на руку). Не озвучивается, что продолжается развитие сенсорных эталонов (фонем русского языка). А это очень важно! Дети готовятся к школе. Связная речь просто необходима. В первом классе дети не только читают большие тексты, но и пересказывают их! Вот такой спасительной формой работы с детьми по развитию связной речи и стала сенсорная сказка. Мы использовали различные виды сенсорных сказок: песочные; сказка с использованием сенсорных игр, с развитием тактильных и осязательных ощущений гораздо ярче и легче воспринимаются детьми. Вызывают живой интерес у детей и побуждают самих рассказывать и рисовать сказки, этим развивая связную речь. Такая сказка и запоминается и воспроизводится даже детьми с ОВЗ. На начальном этапе воспитатель поддерживает ребят, направляет и подсказывает. А потом можно устраивать настоящие соревнования по сказкам: «Какая сказка интереснее?» (Из одних и тех же предметов). «Чья сказка веселее?», «Какая сказка была самая добрая?» и т.д.
При использовании такой формы как сенсорная сказка, дети вспоминают сказочную форму. Чем отличается сказка? (В какой сказке есть волшебство). Чему учит сказка? Какие события могут произойти в сказке? Какими словами начинается и заканчивается сказка? Какие волшебные предметы могут встретиться в сказке? (Сапоги – скороходы, скатерть – самобранка, волшебный клубочек, волшебная палочка, наливное яблочко, волшебное зеркало и многие другие предметы). При рассказывании и рисовании таких сказок затрагивается и эмоциональное сторона. Сказку дети могут рассказать и нарисовать: грустную, веселую, страшную, удивительную и смешную. Чем больше эмоций подключается, тем интереснее получается сказка не только для рассказчиков, но и для зрителей.
Сейчас у нас стали актуальны сказки из рюкзачка. Так условно мы назвали эту группу сказок. Может использоваться не только рюкзачок, но и шкатулка, сундучок, мешочек, тазик с крупой и другие предметы, куда можно сложить героев сказки и предметы, использованные для рассказывания сказок. Смысл этой сенсорной сказки в том, что нужно подобрать фигурки главных героев и предметы для сказок. Только главных героев брать нежелательно, так как придумывать такую сказку сложно. Герои должны действовать, а для этого нужны предметы помощники. Ими могут быть игрушки (деревья, кусты, цветы, волшебные предметы, транспорт). Все это складывается в рюкзачок. Дети по очереди достают предмет по одному, осматривают его и включаю в сюжет сказки. Сенсорные сказки могут быть ожидаемые (когда участники знают, какие примерно предметы лежат в рюкзачке) и неожиданные (когда не знают). Ожидаемые по легче рассказывать, а неожидаемые интереснее. Дети каждый день несли свои рюкзачки, вдруг из их рюкзачка сказка будет интересная!