Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Целью образования является развитие талантов детей и взрослых для их собственного блага и на благо общества в целом. Образование в том виде, в каком оно предстает перед нами сейчас, - это синтетическое по своей природе явление, элементы которого формировались на протяжении нескольких тысячелетий. Сфера образования является наиболее динамично развивающейся сферой общественных отношений. Образовательные учреждения всегда были тем "спусковым крючком", который подталкивал наиболее умственно развитую часть общества в его стремлении к прогрессу.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Государственное дошкольное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Ясли- сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Докладчик:

Ремез Наталья

Александровна

г.Алчевск, 2024

В условиях современности вопрос, волнующий не только психологов, но и педагогов и специалистов – роль общения со сверстниками в жизни ребенка и его личностном развитии. Оно сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: учёбу, труд, игру, социальную ориентацию и т.д. Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей, способствуют их социализации и успешной адаптации в группе сверстников. В то же время оно является врождённым видом деятельности, которое развивается и совершенствуется в процессе роста ребенка. Поэтому только путём специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.

В ходе реализации федеральных государственных требований (ФГТ) психолого-педагогическое сопровождение ребенка оказывает значительное влияние на качество коммуникативных навыков. Как известно, даже среди дошкольников встречаются дети, которые страдают многими сопутствующими отклонениями: они зажаты (или излишне расторможены), у них неадекватная самооценка и, как следствие, проблемы в общении. Поэтому важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги-психологи, но и воспитатели и специалисты ДОУ, использовали их в своей повседневной работе с детьми, учитывая индивидуальные особенности и проблемы. Наиболее успешно апробирована в работе с дошкольниками музыкотерапия.

В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психосоматическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психо-эмоциональном состоянии). Музыкопсихотерапия решает задачи нормализации психоэмоционального состояния. Нормализация психоэмоционального состояния посредством восприятия музыки обеспечивается путем выхода ребенка из отрицательных переживаний, наполнения его положительными эмоциями, реконструирования его психоэмоционального состояния, когнитивной сферы. Давно замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты – мелодия и ритм способны перестроить эмоциональное состояние человека.

Вокалотерапия – мощная стимуляция работы внутренних органов за счет активных движений грудной клетки, диафрагмы и мышц брюшного пресса, а также вибрационных процессов, возникающих в результате фонации.

Помимо вокалотерапии, активная музыкотерапия может выражаться в форме коммуникативных игр-танцев, коммуникационно-подвижных игр.

Танец – это особая форма общения. Благодаря своеобразию языка он способен из сферы бессознательного извлекать подавленные влечения, желания и конфликты человека и делать их доступными для осознания и для разрядки. Положительный эффект коммуникативных танцев и игр подтверждают многие авторы. Использование движений в коррекции психоэмоциональных состояний человека основывается на принципе тесной взаимосвязи эмоциональных переживаний и телесного напряжения. Снятие такого физического напряжения в танце или в специальных ритмических упражнениях создаёт условие для выражения чувств, мыслей и эмоций детей.

Коммуникативные танцы-игры – это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнёров, игровые задания, соревнования (кто лучше пляшет) и т.д. Происхождение этого материала связано с фольклором разных народов. Впоследствии использование подобных плясок при проведении досугов с детьми и взрослыми породило множество вариаций. Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна. Использовать их можно и нужно в самых разнообразных формах работы с детьми (и не только с детьми) - и в совместной деятельности с детьми, и на праздниках, и на развлечениях. Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития.

В коммуникативных играх и танцах могут быть эффективно реализованы следующие направления воспитательной работы:

- развитие динамической стороны общения: лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

- развитие эмпатии, сочувствия к партнёру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Наиболее популярной формой коммуникативных музыкальных игр являются танцы со сменой партнёров, которые встречаются в фольклоре разных народов. Движения и фигуры в них очень простые и доступные для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что ещё больше облегчает их запоминание.

Ценность танцев со сменой партнёров также и в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт в танцах, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в детской группе.

Известно, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является самым существенным, поскольку снимает механизм оценивания, раскрепощает ребёнка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

Рассмотрим несколько вариантов игр, направленных на формирование навыков общения у детей:

Координационно-подвижные игры

Такие игры крупномасштабно (через всё тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Условно их можно разделить на следующие группы.

Коммуникативные, выполняющие психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребёнка, принятие им партнёра, как друга: «Ласковое имя» (Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребёнка), «Приветствие» (Цель: для выявления отверженных детей), «Как я!» (Цель: развитие и выявление лидерских качеств, коррекция детей с заниженной самооценкой), «Наше солнце» (Цель: способствовать объединению и взаимодействию детей в группе).

Игры – команды («Заходите в гости», «Передай мяч» и т.д.)

Массажные («Зайкин огород», «Дождик», «Боевики», «Барин», «Мишутка капризничает», «Капелька» и т.д.).

Тонизирующие («Машина», «Дорога», «Покачаемся» и т.д.)

Пластико-ритмо-речевой театр («Дом, который построил Джек», «Война котов и мышей», «Десять индейцев», «Зима»).

Перечисленные разновидности разнопланово пронизаны и идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает слаженность в коллективе. Используя эти упражнения и танцы, дети становятся намного эмоциональней и раскрепощенней. Адаптация в детском саду у детей проходит спокойней, быстрей. Дети больше доверяют друг другу и чувствуют себя комфортно в коллективе.

Таким образом, музыка может стать языком общения ребенка, источником развития его чувств и настроений, стать эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим формировать эстетическое восприятие себя и ближайшего окружения.

Литература:

Е.А. Алябьева «Занятия по психогимнастике с дошкольниками» [Текст]: Методическое пособие. – Изд. 2-е перераб., доп. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160с.

Н.Г.Куприна «Коммуникативные танцы и игры в воспитании детей» [Текст]: Журнал «Музыкальная палитра» №3.2003г

М.И. Чистякова «Психогимнастика» [Текст]: практическое пособие / Под редакцией Буянова М.И. – 2-е изд. – М.: Просвещение: Владос. - 1995г – 160 с.

А.И. Буренина «Коммуникативные игры-танцы» [Электронный ресурс]: учебное пособие — СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004. — 36с. – Режим доступа к пособию: http://nsportal.ru

Н.Г. Куприна «Коммуникативные танцы и игры в воспитании детей» [Текст]: Журнал «Музыкальная палитра» №4.2003г

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области