Серебренникова Лариса Николаевна
Воспитатель детского сада №52 «Крепыш» - филиала АН ДОО «Алмазик»
Тема: «Формирование духовно-нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и традициями родного края»
Цель: формирование духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста через ознакомления с родным краем.
Задачи:
«Среди тайги непроходимой
Есть город молодой, красивый
Красив, как с гранями алмаз!
Стоит алмазная столица
Это Родина моя!»
автор: Анна Ивановна Новикова
Читая эти замечательные строки, мысленно возвращаешься в самые дорогие и милые сердцу места. Туда, где человек родился и вырос, где промчалось его детство. Ведь именно с детством у большинства людей возникают самые добрые и счастливые воспоминания.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Анализ индивидуальных бесед с воспитанниками показал, что наши дети часто затрудняются рассказать об истории нашего города, памятных местах родного края, о жизни людей, живущих в нем, природных особенностях климата, о культуре и традициях коренных народов Якутии.
Любовь к родному краю, к тому месту, где живет ребенок, не возникает у него самого по себе. Мы должны помочь детям понять, что там, где он родился и живёт – это и есть Родина. Научить чувствовать красоту нашей земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов и родителей.
В рамках программы «Камелёк», мы знакомим детей с родным краем: Городом Мирным –столицей алмазного края, историей родного города, почему возник город именно на этом месте, откуда произошло название города, в честь кого названы улицы Солдатова, Тихонова. О поисках алмазных месторождений, и создание алмазодобывающей промышленности. О первооткрывателях. Как Мирный» — был обнаружен благодаря лисе. О достопримечательностях родного города. Расширять знания детей о профессиях родителей города и значимости их труда. Пополнять знания детей о труде людей, работающих в АК «АЛРОСА». Формировать понимание специфике труда алмаза - добытчиков, о природе родного края. Разработан перспективный план по ознакомлению детей с родным краем. Таким образом, положительного результата можно достичь только систематической работой, которую мы осуществляем с воспитанниками в рамках познавательного досуга, в процессе занятий.
Вся работа направлена на то, чтобы дать детям как можно больше знаний через разные формы и методы.
В группе совместно с родителями оформили уголок родного края: где подобран материал, фотографии о родном крае, изготовили макет карьера «Мир», куклу в костюме шахтёра и куклу геолога, фото-альбом: «Наш любимый город Мирный -столица алмазного края, где трудятся наши мамы и папы», дидактическое пособие авторская иллюстрированная книга «Путь к алмазу», которая поможет доступными детскими иллюстрациями, раскрыть историю становления алмазодобывающей промышленности города Мирного, об открытие кимберлитовой трубки «Мир».
Слушая якутские сказки Авторов: Любовь Винс «Сказки алмазной красавицы», Любовь Пановой «Звёзды солнца»- воспитанники узнают, как разнообразна и богата наша земля лесом, зверем, птицей, о том, что раньше промышляли охотой, рыболовством. По ним ребёнок учится раскрывать удивительные тайны окружающего мира, тонко чувствовать различие между добром и злом, видеть и понимать красоту и величие живой природы. Каждая новая встреча со сказкой превращалась в желаемый, запоминающийся праздник, находя живой отклик в душе ребенка и в его творчестве. Свои впечатления дети отображают в своих рисунках. Работы воспитанников оформляем на стенде «Наше творчество», чтобы дети могли их рассмотреть и оценить, как они нарисовали иллюстрации, похожи они или нет на эпизоды из сказки.
В течении года проводятся развлекательные досуги, включающие национальные игры, чтение литературы, песни, танцы, театрализованные представления по национальным мотивам. Совместно с сотрудниками и другими группа детского сада проводим национальный праздник ысыах.
Одним из условий успешной реализации программы, создание развивающей предметно-пространственной среды, которая способствует накоплению информации. с этой целью в холле детского сада создана панорама – музей «Мой край – Якутия». Процесс сбора экспонатов – оказался полезным, так как заинтересовал не только детей, но и их родителей, бабушек и дедушек, что является неразрывной цепочкой общечеловеческих и духовно-нравственных ценностей, в передаче опыта от старшего поколения к младшему во время совместной деятельности. В группе пополняются центры по ознакомлению с родным краем, где ребенок может познакомиться с символикой региона, рассмотреть иллюстрации о городе, Республике, о растительном и животном мире, так же он может примерить некоторые элементы костюмов. Здесь же воспитанники знакомятся с предприятиями района и трудом земляков в процессе сюжетно-ролевых игр таких как – «Карьер Мир», «фабрика», «алмазный край».
Работа по формированию духовно-нравственных ценностей осуществляется в детском саду планомерно и систематически, в соответствии с содержанием программы знакомство с родным краем.
Важным условием эффективного осуществления данной работы является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Так, реализуя проект «Мой город» совместно с родителями осуществляли поиск достопримечательностей родного города, родители вместе с детьми посещали эти места, приносили фотографии, а также небольшие рассказы о них. Также наши воспитанники группы «Незабудка», вместе с родителями посетили Историко-производственный музей АК «АЛРОСА» ПАО является визитной карточкой города Мирного – алмазной столицы Якутии. Музей — это место, где встречается настоящее и прошлое алмазодобывающей промышленности нашей страны. Музейная экспозиция повествует об истории города и открытий первых алмазных месторождений в Якутии.
«Музей в поисках пропавшего алмаза!»- оставил незабываемые впечатления.
У детей появилась мотивационная потребность изучения родного края. Этот интерес проявляется в детских вопросах, рассказах, рисунках. Наблюдается легкая адаптация к условиям школы и высокая степень успеваемости. А также нам удалось добиться тесного сотрудничества и взаимопонимания с родителями, как полноправными участниками всех мероприятий, проводимых в детском саду.
Прогнозируя перспективы совершенно очевидным является продолжение целенаправленной работы по данному направлению в детском саду.
В дальнейшем мы планируем продолжать использовать в работе новые творческие идеи, передовой опыт на пути приобщения дошкольников к духовной культуре народов, населяющих территорию республики Саха(Якутия).
Анализируя положительную динамику результатов опыта нашей работы по ознакомлению с родным краем, пришли к выводу: системная, последовательная работа помогает зажечь искорку любви к родному городу, интерес к жизни народа, к его искусству, культуре в разное историческое время.