Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Выступление из опыта работы.

Целью моей работы является использование устного народного творчества, как возможность развития речи и воспитания детей дошкольного возраста сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Из опыта работы

«Использование устного народного творчества в воспитании и развитии детей дошкольного возраста».

Магизова Инсия Анваровна,

воспитатель МАДОУ

«Детский сад «Камыр Батыр»

общеразвивающего вида»,

РТ, г. Нурлат

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью.

Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Речевое воспитание начинается в раннем дошкольном возрасте с первых «детских слов» и завершается развитием связной речи. Хорошая речь - это основное условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем правильнее и богаче речь у ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем обширнее его возможности в познании окружающей действительности, тем более содержательны и полноценны его взаимоотношения со сверстниками, тем активнее происходит его психическое развитие.

Общезначимой задачей на сегодня считается обучение правильной речи. Для формирования правильной речи и устранения ее недостатков существует множество средств. Настоящим кладезем и богатейшим материалом для развития коммуникативных навыков, для развития речи во всех ее аспектах является устное народное творчество. Фольклорные произведения способствуют развитию звуковой культуры речи, чувству ритма и рифмы, формируют интонационную выразительность и подготавливают ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи. Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. К. И. Чуковский в книге "От двух до пяти" говорил о том, что «всевозможные народные песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки, составляющие любимую умственную пищу дошкольников, лучше всего приобщают ребенка к основам народной речи». Кроме этого он отмечал, что «сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с тем из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу.

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребёнка процесс приобщения и овладения языком своего народа. Ребёнок усваивает родной язык, прежде всего, подражая живой разговорной речи окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ним в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образцы его - пословицы, загадки, сказки - он не только слышит, но и повторяет и усваивает. Они входят в его язык, разумеется, в доступном для него содержании. Разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются между собой в своём влиянии на ребёнка. Необходимо, чтобы в живом слове, которое слышат дети повседневно от взрослых, звучали эти драгоценные зёрна. Только при этих условиях язык ребёнка будет живым и ярким.

К сожалению, не все дети в достаточной степени овладевают необходимыми речевыми умениями.В наши дни данная проблема становится еще более актуальной.Отсутствие или нехватка времени у родителей на развивающие общение с детьми, а также не внимание к содержанию речи малыша, отсутствие её активизации со стороны родителей - приводит проблемам в развитии речи детей.

К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Сегодня на наших детей со всех сторон поступают потоки различной информации: телевизоры, компьютеры и другая видеотехника работают в каждой квартире без выходных. В течение дня ребенок получает не только те знания, которые ему нужны для развития, но и то, что увлекает нас, взрослых, совсем не предназначенное для детей! Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Устное народное творчество играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста, является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания.

Творческая природа устного народного творчества велика: для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию.

Например, используя в своей речи пословицы и поговорки (краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений за окружающим, открывающие детям правила поведения, моральные нормы), дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, при этом интонационно окрашивают свою речь.

Отгадывание и придумывание загадок влияет на разносторонность развития речи детей. Они способствуют формированию образности речи.

С помощью прибауток, небылиц, дразнилок дети могут развеселить, потешить, рассмешить сверстников.

С помощью потешек, пестушек возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.

Фольклор любого народа детям близок и интересен. Я решила помочь детям приобщиться к нему, становиться добрее, научить понимать шутки, радоваться, общаться со сверстниками, создать для детей благоприятных условий для обучения детей выразительной речи и выразительных движений.

Исходя из этого, я выбрала тему  самообразовательной работы  «Использование устного народного творчества в воспитании и развитии детей дошкольного возраста».

Целью моей работы является: использование  устного народного творчества, как возможность развития речи и воспитания детей дошкольного  возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.

Для себя я выделила основные актуальные задачи:

Развивающие задачи:

— Развивать речевые способности детей дошкольного  возраста;

— Расширять словарный запас;

— Формировать связную речь;

Образовательную задачу:

— Расширить представления детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, сказки, колыбельные песни);

Воспитательные задачи:

— Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;

— Обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;

— Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.

Наметила пути их реализации:

Определила прогнозируемый результат:

у воспитанников:

-сформируется устойчивый интерес к русскому народному творчеству, традициям и культуре родного края;

-повысится уровень связной речи;

-словарь детей обогатится новыми словами, оборотами, выражениями,

-внедрение современных методов и технологий по развитию речи средствами фольклора;

-обобщение и распространение опыта.

У родителей:

— взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи;

-поощрение использования фольклора в играх детей дома.

Составила план работы.

Для выполнения поставленных задач я подобрала серию пословиц и поговорок, считалок, загадок, скороговорок, небылиц, народных игр, сказок. При подборе обращала внимание на то, чтобы они соответствовали уровню развития детей.

Для отработки звуковой стороны речи детей я организовала работу с пословицами и поговорками. Мы разбирали пословицы и поговорки, анализировали их. После этого обобщали: чтобы верно понять пословицу, ненужно определять значение каждого слова. Главное, надо подумать, о чём здесь идёт речь. Я учила детей рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице ситуации из жизни ребёнка. Кроме этого, я предлагала детям проиллюстрировать ту или иную пословицу, поговорку. Умение передать художественный образ в рисунке, расширял возможность его выражения в слове.

Для выработки чёткой и правильной дикции я использовала в работе по развитию речи скороговорки. Мною было подобрано нужное количество скороговорок на длительный срок. Новую скороговорку произносили наизусть в замедленном темпе, потом повторяли несколько раз в разных темпах. Затем скороговорка произносилась хором, всеми, а также по рядам или небольшими группами.

Кроме этого, в своей работе я очень часто обращаюсь к такому жанру, как загадки. Доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для обоснования отгадки. Загадки использовала  не только во время ОД, но и во время беседы, рассматривания картин, во время дидактических и подвижных игр ит. д.

Для приобщения детей к народной культуре и богатству русского языка я в своей работе использую различные творческие задания с русскими народными сказками.

Чтобы развить у ребёнка умение рассуждать логически и грамматически правильно, выражать свою мысль на занятиях по развитию речи я использую небылицы, которые очень нравятся детям. Дети любят сочинять их.

Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых, и наказывая злых.
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных центров активности, оснащённых большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование).

В книжном уголке имеется подборка книг со сказками и потешками с учетом возраста детей. Дети с удовольствием рассматривают книги, иллюстрации к русским народным потешкам, песенкам, сказкам.

В театральном уголке обновились разные виды театров, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей. Подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас ("Рифмовочка", "Кто и где спрятался", совершенствующие звуковую культуру речи, "Найди звук", "Кто так кричит? ", "Слушаем звуки улицы", развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников ("Представь себе", "Скажи какой:", "Шиворот - навыворот", "Говорим о многозначных словах", "Животные и их детеныши" и др.) .

Создала копилку выразительных средств языка "Ларец мудрости" (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки).
Оформила наглядно-дидактические пособия: "Рассказы по картинкам", "Портреты детских писателей". "Многозначные слова", "Антонимы" и др., подобрала сюжетные картинки, оформила альбом с иллюстрациями к сказкам. В группе у нас работает детская организация "Книжные защитники", в которой мои воспитанники чинят книги. Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать ее самому. Созданные детьми книжки - малышки составлены по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дошкольники придумывали вместе с родителями.

Для более эффективной работы с детьми по данному направлению, организована работа с социумом. С детьми посещаем городскую школьную библиотеку. Так же посещаем районный музей, где специалистами организованы беседы познавательного развития детей: «Увлекательное путешествие в прошлое». Рассказ о том, какие орудия труда были у наших бабушек и дедушек.

Работа по развитию речи детей через ознакомление с устным народным творчеством и приобщение к фольклору должна проводиться не только в детском саду, но и в кругу семьи, дома. Взаимодействие с семьями воспитанников – это одно из главных условий развития личности ребенка и его активной социализации в условиях общественного и домашнего воспитания. Нельзя не оценить положительное взаимодействие с родителями. Они являются примером для своих детей.

Мною были составлены тематические планы работ с воспитанниками, с родителями и педагогами.

Проведены консультации  для родителей «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»,  «Пословицы  и поговорки о зиме», « Почитай мне сказку, мама, или, с какими книгами лучше дружить дошколятам», «Что и как читать детям», папки-передвижки, буклеты.

Совместно с родителями в группе проводятся литературные утренники, где родители принимают активное участие: изготавливают атрибуты, шьют одежду к мероприятию. Данные мероприятия повышают интерес к художественной литературе, вызывают интерес к поэзии.

Таким образом, взаимодействие с родителями влияют на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению, в процессе ознакомления с устным народным творчеством.

Данные формы работы научат ребёнка оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать, мыслить, делать выводы, доказывать, извлекать нравственный урок.

Для педагогов подготовлены консультации, открытые ОД с презентацией по данной теме.

В своей работе я проводила календарно-обрядовые праздники: «Осенний праздник». «Рождество». «Широкая масленица». Досуги «Солнышко, нарядись, красное, покажись». «Вечер загадок». Литературный утренник «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина».

Очень важную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Произведения для чтения ребенку нужно выбирать, учитывая возраст, интересы и развитие. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Не обязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о прочитанном. Это приучает детей анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе.

Список литературы

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области