Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема «Времена года»

Учить детей видеть и называть признаки сезонных изменений в неживой природе, в жизни детей составлять короткие рассказы о зиме с использованием мнемотаблиц

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект занятия по развитию речи

в старшей группе

«Времена года».

Подготовила и провела:

Быкова Ирина Валериевна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Тема: «Времена года».

Цели: а) Образовательные:

Учить детей:

- видеть и называть признаки сезонных изменений в неживой природе, в жизни детей;

- составлять короткие рассказы о зиме с использованием мнемотаблиц;

- согласовывать имя прилагательное «зимний» с существительными в роде;

- систематизировать экологические знания дошкольников;

- обогащать словарный запас детей (искристый, пушистый; гололёд, снегирь)

б) Развивающие:

- развивать общие речевые навыки – физиологическое и речевое дыхание, произносить звукоподражание в разном темпе;

- развивать логическое мышление – отгадывать загадки, размышлять и делать соответствующие выводы.

в) Воспитывающие:

- воспитывать интерес, бережное отношение и любовь к окружающей природе.

Материал: пособие « Модель года»; картина «Зима»; мнемотаблицы для составления рассказа; письмо от Зимушки – зимы; снежинки.

Ход занятия.

1. Беседа о временах года.

Воспитатель: Дети, сегодня утром почтальон принёс мне в детский сад письмо. А от кого это письмо, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Наступили холода.

Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

( зима)

Воспитатель: Правильно, ребята – это письмо от Зимы. Она написала в нём, что очень хочет побывать у вас в гостях на Новый год, но с ней случилась беда. Её поймала злая Баба Яга, и держит в своей избушке на курьих ножках в тёмном лесу. А выпустит Зимушку тогда, если вы правильно назовёте времена года, зимние изменения в природе и в жизни людей, составите рассказ по картине. А задания она указала на снежинках. Ну, что ребята, поможем Зимушке- зиме?

Дети: Да.

(Воспитатель подходит с детьми к доске, на которой стоит пособие «Модель года»).

Воспитатель: Вот и первое задание злой Бабы Яги. Ребята, а что это такое? (Воспитатель показывает «Модель года»).

Дети: Это «Модель года».

Воспитатель: Дети, а какого цвета у нас зима? И почему?

Дети: Белого. Потому что всё покрыто белым снегом.

Воспитатель: А какого цвета у нас осень? Почему?

Дети: Жёлтого, потому что всё усыпано опавшей жёлтой листвой.

Воспитатель: А весна, какого у нас цвета?

Дети: Зелёного, потому что всё вокруг распускается и зеленеет.

Воспитатели: А лето у нас, какого цвета? Почему?

Дети: Красное, так как летом всё вокруг цветёт.

2. Дидактическая игра «Логические цепочки».

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы поиграем с вами в игру. Я буду показывать вам на «Модели года» сектор определённого цвета, вы должны назвать это время года и продолжить по порядку, какое время года следует дальше.

ВЕСНА--- лето, осень, зима.

ОСЕНЬ--- зима, весна, лето.

( Воспитатель выслушивает ответы 2-3 детей).

Воспитатель: Дети закончилась осень, а за ней пришла зима. В природе всё идёт своим чередом – времена года всегда сменяются одно другим. Каждое время года делится на 3 месяца. Баба Яга хочет узнать, знаете ли вы осенние месяцы.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Кто из вас знает, как называются зимние месяцы?

Дети: декабрь, январь и февраль.

Воспитатель: Давайте повторим хором названия зимних месяцев.

Воспитатель: Наступил первый зимний месяц – декабрь. А вот Яга предлагает назвать, какие изменения происходят в природе и в жизни людей в декабре?

Дети: Деревья и кустарники стоят без листьев. Только ели и сосны остаются по-прежнему зелёными. По ночам в декабре трещит мороз. Прилетели на зимовку снегири. Землю укрыл мягкий и пушистый снежок. Люди оделись в зимнюю одежду.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Старушка приготовила для вас очень сложное задание. Послушайте внимательно:

«Декабрь год кончает, зиму начинает».

Воспитатель: Давайте повторим эту поговорку. Скажите мне, как вы её понимаете? (Ответы детей).

Воспитатель: Баба Яга спрашивает, как в декабре дети и взрослые готовятся к встрече зимы.

Дети: Достают лыжи, коньки, санки.

Воспитатель: Послушайте вот такое стихотворение:

Нынче радость детворе –

Много снега на дворе

Рукавичку Ваня скинул:

Я хочу потрогать зиму.

3. Физминутка.

Дети, а давайте представим, что мы тоже на прогулку вышли поиграть.

Пойдёмте с вами на лужок,

Возьмем в руки мы снежок,

Белый да пушистый.

Раз, два, три –

Лепим, лепим - посмотри.

А теперь начнём кидать –

И в друг друга попадать,

Раз, два, три –

Начало игры.

(Воспитатель сопровождает стихотворение движениями).

4. Составление рассказа о зиме.

(Воспитатель подводит детей к доске, на которой стоит картина «Зима»).

Воспитатель: Ребята, мы с вами побывали на улице, поиграли в снежки. А теперь давайте попробуем с вами составить небольшой рассказ о зиме.

Воспитатель: Какое время года наступило?

Дети: Зима.

Воспитатель: Как стало на улице?

Дети: На улице стало холодно.

Воспитатель: Ударили морозы.

Воспитатель: Чем покрылись реки зимой?

Дети: Реки зимой покрылись льдом.

Воспитатель: Чем укрыта земля?

Дети: Земля укрыта белым пушистым снегом.

Воспитатель: Какое настроение у вас вызывает зима?

Дети: Зимой очень весело гулять на улице и играть в снежки, кататься на лыжах, санках.

Воспитатель: А в какие игры любят играть мальчики зимой?

(Воспитатель сопровождает ответы детей мнемотаблицами). Воспитатель выслушивает рассказы 2-3 детей.

5. Словесная игра «Зимние вопросы».

Воспитатель: Ребята, мы с вами составили рассказы о зиме, а теперь помогите мне ответить на зимние вопросы Бабы Яги. Нужно отвечать только одним словом «зимний», изменяя лишь его:

Сегодня день какой? (зимний).

Погода какая? (зимняя)

Солнце какое? (зимнее)

Деревья какие? (зимние)

Небо какое? (зимнее)

6. Дидактическое упражнение « Зимние звуки».

Воспитатель: Ребята, послушайте и запомните волшебные звуки зимы. ( Длительно и тихо произнести звук Ш). Так тихо-тихо падает на землю снег. Попробуйте произнести сами, как падает снег.

А вот кто-то прошёл по дорожке - скрипит под ногами снег: скрип-скрип, скрип-скрип. Повторите, как скрипит снег под ногами.

Отгадайте, кто теперь двигается по дорожке: старенький дедушка идёт не спеша, или мальчик бежит вприпрыжку? Вот послушайте: скрип-скрип, скрип-скрип (Произнести медленно).

Дети: Дедушка идёт.

Воспитатель: А теперь? Скрип-скрип, скрип-скрип (произнести быстро).

Дети: Мальчик бежит.

( Далее дети загадывают загадки друг другу).

( В оставшееся время можно провести аналогичную игру)

Воспитатель: Послушайте, что это? Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь? Да, это же лёд звенит под ногами. На улице гололёд. Скользко идти по улице – под ногами голый лёд. Дедушка пойдёт по льду тихонечко, осторожно, чтобы не поскользнуться. ( Воспитатель произносит слова медленно).

Воспитатель: А теперь покажите, как мальчик бежит: дзинь-дзинь, дзинь-дзинь, дзинь-дзинь ( Произнесите быстро).

Воспитатель: А теперь попробуйте отгадать, что произошло: «Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. (Произнести быстро). Бух!!!

Дети: Мальчик бежал по льду и упал.

7. Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, понравилось вам отгадывать сложные задания Бабы Яги? А что именно вам понравилось?

Молодцы, сегодня все очень хорошо отвечали. Теперь, я думаю, Баба Яга отпустит Зимушку, и она обязательно придёт к нам на праздник.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 30.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области