Конспект занятия по развитию речи
в старшей группе
«Времена года».
Подготовила и провела:
Быкова Ирина Валериевна
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Тема: «Времена года».
Цели: а) Образовательные:
Учить детей:
- видеть и называть признаки сезонных изменений в неживой природе, в жизни детей;
- составлять короткие рассказы о зиме с использованием мнемотаблиц;
- согласовывать имя прилагательное «зимний» с существительными в роде;
- систематизировать экологические знания дошкольников;
- обогащать словарный запас детей (искристый, пушистый; гололёд, снегирь)
б) Развивающие:
- развивать общие речевые навыки – физиологическое и речевое дыхание, произносить звукоподражание в разном темпе;
- развивать логическое мышление – отгадывать загадки, размышлять и делать соответствующие выводы.
в) Воспитывающие:
- воспитывать интерес, бережное отношение и любовь к окружающей природе.
Материал: пособие « Модель года»; картина «Зима»; мнемотаблицы для составления рассказа; письмо от Зимушки – зимы; снежинки.
Ход занятия.
1. Беседа о временах года.
Воспитатель: Дети, сегодня утром почтальон принёс мне в детский сад письмо. А от кого это письмо, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
( зима)
Воспитатель: Правильно, ребята – это письмо от Зимы. Она написала в нём, что очень хочет побывать у вас в гостях на Новый год, но с ней случилась беда. Её поймала злая Баба Яга, и держит в своей избушке на курьих ножках в тёмном лесу. А выпустит Зимушку тогда, если вы правильно назовёте времена года, зимние изменения в природе и в жизни людей, составите рассказ по картине. А задания она указала на снежинках. Ну, что ребята, поможем Зимушке- зиме?
Дети: Да.
(Воспитатель подходит с детьми к доске, на которой стоит пособие «Модель года»).
Воспитатель: Вот и первое задание злой Бабы Яги. Ребята, а что это такое? (Воспитатель показывает «Модель года»).
Дети: Это «Модель года».
Воспитатель: Дети, а какого цвета у нас зима? И почему?
Дети: Белого. Потому что всё покрыто белым снегом.
Воспитатель: А какого цвета у нас осень? Почему?
Дети: Жёлтого, потому что всё усыпано опавшей жёлтой листвой.
Воспитатель: А весна, какого у нас цвета?
Дети: Зелёного, потому что всё вокруг распускается и зеленеет.
Воспитатели: А лето у нас, какого цвета? Почему?
Дети: Красное, так как летом всё вокруг цветёт.
2. Дидактическая игра «Логические цепочки».
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы поиграем с вами в игру. Я буду показывать вам на «Модели года» сектор определённого цвета, вы должны назвать это время года и продолжить по порядку, какое время года следует дальше.
ВЕСНА--- лето, осень, зима.
ОСЕНЬ--- зима, весна, лето.
( Воспитатель выслушивает ответы 2-3 детей).
Воспитатель: Дети закончилась осень, а за ней пришла зима. В природе всё идёт своим чередом – времена года всегда сменяются одно другим. Каждое время года делится на 3 месяца. Баба Яга хочет узнать, знаете ли вы осенние месяцы.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Кто из вас знает, как называются зимние месяцы?
Дети: декабрь, январь и февраль.
Воспитатель: Давайте повторим хором названия зимних месяцев.
Воспитатель: Наступил первый зимний месяц – декабрь. А вот Яга предлагает назвать, какие изменения происходят в природе и в жизни людей в декабре?
Дети: Деревья и кустарники стоят без листьев. Только ели и сосны остаются по-прежнему зелёными. По ночам в декабре трещит мороз. Прилетели на зимовку снегири. Землю укрыл мягкий и пушистый снежок. Люди оделись в зимнюю одежду.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Старушка приготовила для вас очень сложное задание. Послушайте внимательно:
«Декабрь год кончает, зиму начинает».
Воспитатель: Давайте повторим эту поговорку. Скажите мне, как вы её понимаете? (Ответы детей).
Воспитатель: Баба Яга спрашивает, как в декабре дети и взрослые готовятся к встрече зимы.
Дети: Достают лыжи, коньки, санки.
Воспитатель: Послушайте вот такое стихотворение:
Нынче радость детворе –
Много снега на дворе
Рукавичку Ваня скинул:
Я хочу потрогать зиму.
3. Физминутка.
Дети, а давайте представим, что мы тоже на прогулку вышли поиграть.
Пойдёмте с вами на лужок,
Возьмем в руки мы снежок,
Белый да пушистый.
Раз, два, три –
Лепим, лепим - посмотри.
А теперь начнём кидать –
И в друг друга попадать,
Раз, два, три –
Начало игры.
(Воспитатель сопровождает стихотворение движениями).
4. Составление рассказа о зиме.
(Воспитатель подводит детей к доске, на которой стоит картина «Зима»).
Воспитатель: Ребята, мы с вами побывали на улице, поиграли в снежки. А теперь давайте попробуем с вами составить небольшой рассказ о зиме.
Воспитатель: Какое время года наступило?
Дети: Зима.
Воспитатель: Как стало на улице?
Дети: На улице стало холодно.
Воспитатель: Ударили морозы.
Воспитатель: Чем покрылись реки зимой?
Дети: Реки зимой покрылись льдом.
Воспитатель: Чем укрыта земля?
Дети: Земля укрыта белым пушистым снегом.
Воспитатель: Какое настроение у вас вызывает зима?
Дети: Зимой очень весело гулять на улице и играть в снежки, кататься на лыжах, санках.
Воспитатель: А в какие игры любят играть мальчики зимой?
(Воспитатель сопровождает ответы детей мнемотаблицами). Воспитатель выслушивает рассказы 2-3 детей.
5. Словесная игра «Зимние вопросы».
Воспитатель: Ребята, мы с вами составили рассказы о зиме, а теперь помогите мне ответить на зимние вопросы Бабы Яги. Нужно отвечать только одним словом «зимний», изменяя лишь его:
Сегодня день какой? (зимний).
Погода какая? (зимняя)
Солнце какое? (зимнее)
Деревья какие? (зимние)
Небо какое? (зимнее)
6. Дидактическое упражнение « Зимние звуки».
Воспитатель: Ребята, послушайте и запомните волшебные звуки зимы. ( Длительно и тихо произнести звук Ш). Так тихо-тихо падает на землю снег. Попробуйте произнести сами, как падает снег.
А вот кто-то прошёл по дорожке - скрипит под ногами снег: скрип-скрип, скрип-скрип. Повторите, как скрипит снег под ногами.
Отгадайте, кто теперь двигается по дорожке: старенький дедушка идёт не спеша, или мальчик бежит вприпрыжку? Вот послушайте: скрип-скрип, скрип-скрип (Произнести медленно).
Дети: Дедушка идёт.
Воспитатель: А теперь? Скрип-скрип, скрип-скрип (произнести быстро).
Дети: Мальчик бежит.
( Далее дети загадывают загадки друг другу).
( В оставшееся время можно провести аналогичную игру)
Воспитатель: Послушайте, что это? Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь? Да, это же лёд звенит под ногами. На улице гололёд. Скользко идти по улице – под ногами голый лёд. Дедушка пойдёт по льду тихонечко, осторожно, чтобы не поскользнуться. ( Воспитатель произносит слова медленно).
Воспитатель: А теперь покажите, как мальчик бежит: дзинь-дзинь, дзинь-дзинь, дзинь-дзинь ( Произнесите быстро).
Воспитатель: А теперь попробуйте отгадать, что произошло: «Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. (Произнести быстро). Бух!!!
Дети: Мальчик бежал по льду и упал.
7. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, понравилось вам отгадывать сложные задания Бабы Яги? А что именно вам понравилось?
Молодцы, сегодня все очень хорошо отвечали. Теперь, я думаю, Баба Яга отпустит Зимушку, и она обязательно придёт к нам на праздник.