Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка урока физики. Линзы. Оптические приборы

Апробировать метод проектов на материале темы «Оптические приборы», продемонстрировать применение ИКТ в процессе изучения физики, продемонстрировать использования межпредметных связей. Познакомить с устройством, назначением и применением оптических приборов в жизни человека развивать познавательный интерес, умение выделять главное, обобщать, логически излагать свои мысли, интегрировать и обобщать информацию из различных областей знаний.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Луганской Народной Республики

«Луганский техникум-интернат»

методическая Разработка

урока физики по теме:

«линзы. оптические приборы»

Подготовила преподаватель физики

ПАЛЕНОВА Н.Н.

Рассмотрено и согласовано

на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин

Протокол № ___ от_________ 20___г.

Председатель ц/к _____И.Е. Денисова

2024г.

Аннотация

Урок рассчитан на обучающихся 2-го курса СПО. Содержание урока соответствует утвержденному минимуму знаний по учебной дисциплине «Физика» и позволяет не только проверить готовность учащихся к речевому взаимодействию, но и для умения отбирать и использовать нужные факты по разделу «Оптика».

Презентация предполагает сделать учебный процесс более привлекательным и тем самым повысить мотивацию обучения; обеспечивает посильность усвоения учебного материала для обучающихся разного уровня.

Проектная деятельность учащихся раскрывает их самостоятельность и умение работать с Интернет-ресурсами. Во время урока применялись современные технологии обучения: ИКТ, зоровьесберегающие, работа в парах…

Содержание

Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том, что оптика дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира. В оптике формируются многие виды деятельности, которые имеют предметный характер. К ним в первую очередь относятся: моделирование объектов и процессов, применение основных методов познания, системно-информационный анализ, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, управление объектами и процессами.

Оптика имеет очень большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причём на уровне, как понятийного аппарата, так и инструментария. Сказанное позволяет рассматривать оптику как раздел физики, который предоставляет междисциплинарный язык для описания научной картины мира. Оптические приборы помогают нам исследовать окружающий мир. Телескоп позволяет обнаружить и рассмотреть очертания и детали далеких космических тел, а микроскоп раскрывает тайны нашей планеты, такие как строение живых клеток.

Наши глаза, по сути, представляют собой оптические приборы. Когда мы смотрим на предмет, линзовая система, расположенная в передней части каждого глаза, формирует его изображение на сетчатке - слое глазного дна, содержащем примерно 125 млн. светочувствительных клеток. Падающий на сетчатку свет заставляет клетки посылать в мозг электрический нервный сигнал, позволяя нам визуально воспринимать предмет.

Исследовательский метод обучения выбран для изучения этой темы,  так как он предусматривает организацию поисковой творческой деятельности учащихся путем постановки новых для них проблем и проблемных задач.

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. В то же время эффективность групповой работы проявляет себя и в скорости решения задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и, пожалуй, самое важное, в формировании рефлексивных способностей учащихся.

Конспект урока

Тема урока:  Линзы. Оптические приборы

Цель урока: повторить и обобщить знания о линзе, познакомиться с устройством, работой и назначением оптических приборов.

Методическая цель:

-апробировать метод проектов на материале темы «Оптические приборы»

-продемонстрировать применение ИКТ в процессе изучения физики,

-продемонстрировать использования межпредметных связей.

Задачи урока:

образовательные:

-познакомить обучающихся с типами линз, характерными лучами, с получением изображений при помощи линз;

-познакомить с устройством, назначением и применением оптических приборов в жизни человека;

-рассказать о недостатках зрения и способах его коррекции;

-продолжить формирование навыка выступления перед аудиторией с монологической речью;

-способствовать расширению кругозора, развитию познавательного интереса к физике, демонстрируя ее связь с жизнью.

развивающие:

-развивать познавательный интерес, умение выделять главное, обобщать, логически излагать свои мысли, интегрировать и обобщать информацию из различных областей знаний; ставить вопросы и находить ответы; научить заботиться о зрении.

воспитательные:

-формировать умение работать в коллективе, адекватно оценивать свои знания, возможности, развивать чувство уважения и самоуважения, интерес к учебной дисциплине.

Тип урока: комбинированный (приобретение, обобщение и систематизация знаний, презентация ученических проектов)

Межпредметные связи: геометрия, информатика, астрономия, биология

Ведущие методы: практический метод, метод проектов

Средства обучения: -Приборы и материалы: линзы, лупа, микроскоп, очки, фотоаппарат, иллюстрации оптических приборов, рабочие листы.

-Мультимедийные средства обучения: ПК, проектор, интерактивная доска, презентации, видеофрагменты, программные средства (приложение Microsoft Office, Windows Media Payer).

Изучив материал урока, обучающиеся должны

знать: смысл понятий – фокус, оптическая сила линзы; ход лучей в линзе; устройство и применение оптических приборов; строение глаза

уметь: строить ход лучей в линзе; решать задачи на определение фокусного расстояния и оптической силы линзы; приводить примеры практического использования оптических приборов; осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников.

План урока

Этап

урока

Время

Содержание этапа

Задачи этапа

Приемы и методы

1.

2 мин

Организационная

часть.

Подготовка учащихся к работе на уроке, организация внимания, мотивация деятельности учащихся

Занимательные вопросы.

2.

20 мин

Повторение изученного материала

Систематизировать знания по теме «Линзы»:

понятие линзы, виды линз, ход лучей в линзе, основные характеристики линзы.

Фронтальный опрос.

Индивидуальные

задания:

-выполнение теста

-решение задачи на определение оптической силы линзы и увеличения линзы

Формировать:

-навыки решения задач

-навыки вычисления,

-умения формулировать выводы

Самостоятельная работа

3.

Презентация проекта «Оптические приборы»

7 мин

Сообщение 1:

ГЛАЗ

Изучить строение глаза.

Познакомить с понятиями: близорукость, дальнозоркость, аккомодация.

Метод проектов

Предварительная работа с различными источниками

5 мин

Гимнастика для глаз

Научить заботиться о зрении.

(Памятка для глаз)

Практический метод

7 мин

Сообщение 2:

ОЧКИ

-дать определение прибора

-познакомить с устройством

-рассмотреть виды очков

-показать применение очков

Метод проектов

Предварительная работа с различными источниками

5 мин

Исследовательская работа«Определение оптического центра линзы»

Формировать:

-навыки работы с оптическими приборами

Практический метод

7 мин

Сообщение 3:

ЛУПА

-дать определение прибора

-познакомить с устройством

-рассмотреть виды

-показать применение

Метод проектов

Предварительная работа с различными источниками

5 мин

Исследовательская работа

«Получение обратного изображения в линзе»

Формировать:

-навыки работы с оптическими приборами

Практический метод

7 мин

Сообщение 4: МИКРОСКОП

-дать определение прибора

-познакомить с устройством

-рассмотреть виды

-показать применение

Метод проектов

Предварительная работа с различными источниками

5 мин

Исследовательская работа

«Наблюдение с помощью микроскопа»

Посмотреть через микроскоп на каплю краски

Практический метод

7 мин

Сообщение 5:

ТЕЛЕСКОП

-дать определение прибора

-познакомить с устройством

-рассмотреть виды

-показать применение

Метод проектов

Предварительная работа с различными источниками

10 мин

Сообщение 6:

ФОТОАППАРАТ

-дать определение прибора

-познакомить с устройством

-рассмотреть виды

-показать применение

Метод проектов

Предварительная работа с различными источниками

4.

3 мин

Подведение итогов урока.

Оценка работы обучающихся.

Формирование целостной картины применения линз

Беседа

Ход урока

№ п/п

Этап мероприятия

Действия

преподавателя

обучающихся

1

2

3

4

1.

Организационная часть

Вступительное слово учителя:

Слайд 1: Мир таков, каким мы его видим.

Долгое время люди полагались только на свое зрение. Наука строилась на утверждении – мир таков, каким мы его видим. Но как далеко мы видим? Чтобы ответить на этот вопрос человек изобрел зрительную трубу, а затем – телескоп.

С помощью телескопа человек смог заглянуть в просторы Вселенной, а с помощью микроскопа увидели клетки, бактерии, мельчайшие частички вещества.

Вопрос: Что является главной частью всех оптических приборов и устройств? (линза)

Слайд 2.

Тема урока:

Линза. Оптические приборы

Цель урока:повторить и обобщить знания о линзе, познакомиться с устройством, работой и назначением оптических приборов.

Ответ. Главной частью всех оптических приборов является линза.

2.

Повторение изученного материала

(фронтальный опрос, исследовательская работа, тест)

Слайд 3.

Вопрос 1: Что такое линза?

Вопрос 2: Из какого материала изготавливают линзу?

Слайд 4.

Вопрос 3: Какие виды линз вы знаете?

Задание 1: Определите вид линзы и запишите в рабочий лист.

Слайд 5-8.

Вопрос 4: Основные характеристики линзы?

1.Фокус (F)– точка, в которой собирается после преломления пучок, параллельный главной оптической оси.

2.Фокусное расстояние (FО)– расстояние от главного фокуса до центра линзы.

3.Оптический центр (О)– точка, лежащая на главной оптической оси в центре линзы.

4.Главная оптическая ось (АВ)– прямая, проведенная через центры сферических поверхностей.

5.Побочная оптическая ось (MN)– любая прямая, проходящая через оптический центр

6.Оптическая сила линзы (D)– величина, обратная фокусному расстоянию. D=1/F

7.Увеличение линзы (Г)– отношение высоты изображения к высоте предмета. Г=H/h

8.Фокальная плоскость– плоскость, проведенная через фокус, перпендикулярно главной оптической оси.

Видеофрагмент «Ход лучей в линзе»

Слайд 9-11

Вопрос 5. Объясните ход лучей в линзе.

Слайд 12.

Индивидуальное задание:

-выполнить тест на ПК,

-решить задачу,

-построить изображение в линзе.

Ответ 1. Линза – это прозрачное тело, ограниченное с двух сторон сферическими поверхностями

Ответ 2. Линзу изготовляют из стекла, (плексигласа, пластика, полую линзу можно наполнить прозрачной жидкостью).

Ответ 3.Собирающие (выпуклые) и рассеивающие (вогнутые).

Обучающиеся выполняют задание.

Ответ 4. Фокус, фокусное расстояние, оптический центр, главная оптическая ось, побочная оптическая ось, фокальная плоскость, оптическая сила линзы, увеличение линзы.

Ответ 5.

-Луч, идущий через оптический центр линзы (О), не испытывает преломления.

-Луч, параллельный главной оптической оси, после преломления проходит через главный фокус (F).

-Луч, проходящий через главный фокус (F), после преломления идет параллельно главной оптической оси.

Дано: Решение:

F=15см 1) D =1:F =1 : 0,15м ≈6,7дптр

d=25см 2)Г= f : d =0,30м : 0,25м = 1,2

f=30см Ответ: 6,7дптр; 1,2

D-? Г-?

3.

Презентация проекта

«Оптические приборы»

Слайд 13.

Переходим к презентации проекта

«Оптические приборы»

Слайд 14.

Сообщение 1.«Глаз – оптический прибор»

Задание: Выполнить гимнастику для глаз

Памятка «Гигиена глаз»

НУЖНО:

1. Рассматривать предмет на расстоянии не менее 30 см, сидеть за компьютером на расстоянии 60-70 см, от экрана телевизора - 3м (экран должен находиться на уровне глаз).

2. Чтобы свет падал с левой стороны.

3. Умело пользоваться приборами домашнего обихода.

4. Опасные для глаз виды работ выполнять в специальных очках.

5. При попадании инородного тела протереть глаз чистой влажной салфеткой.

НЕЛЬЗЯ:

1. Читать во время еды, при свече, в движущемся транспорте и лежа.

2. Смотреть телевизор непрерывно более 2-х часов.

3. Чтобы было слишком яркое освещение помещения.

4. Открыто смотреть на прямые лучи солнечного света.

5. Тереть глаза руками при попадании пыли.

Хотя глаз и является замечательным оптическим прибором, он все-таки не лишен недостатков. Глаз поддается многочисленным обманам, которые называются оптическими иллюзиями. Иногда человеческий мозг не способен справиться с анализом изображения, получающегося на сетчатке глаза. В таких случаях возникают иллюзии зрения – наблюдаемый предмет нам кажется не таким, какой он есть. Я предлагаю вам посмотреть некоторые из них.

Обучающиеся слушают и заполняют рабочий лист

Обучающиеся выполняют гимнастику для глаз

Обучающиеся рассматривают картинки с оптическими иллюзиями

Сообщение 2.«Очки»

Задание: Определите оптический центр линзы в очках.

Обучающиеся слушают и заполняют рабочий лист Обучающиеся выполняют задание, совмещая светящиеся точки.

Сообщение 3.«Лупа»

Задание:

Перемещая линзу вперед, увидеть прямое и обратное изображение предмета.

Обучающиеся слушают и заполняют рабочий лист и выполняют задание.

Сообщение 4.«Микроскоп»

Задание: Наблюдение капли краски под микроскопом

Обучающиеся слушают, заполняют рабочий лист и проводят наблюдение

Сообщение 5.«Телескоп»

Обучающиеся слушают и заполняют рабочий лист

Сообщение 6.«Фотоаппарат»

Задание: Сделать общее фото на память

Обучающиеся слушают, заполняют рабочий лист, фотографируются

4.

Подведение итогов урока.

Слайд 23 «Выводы»

На уроке нам нужно было повторить и обобщить знания о линзе, а также изучить устройство, работу и назначение оптических приборов.

Мы справились с этим?

-Мне было знакомо

-Меня удивило

-Я смогу применить на практике

Всем спасибо. До новых встреч.

Слайд 24 «Домашнее задание»

Заключение

Практическое значение оптики и ее влияние на другие отрасли знания исключительно велики.

Изобретение телескопа открыло перед человечеством удивительнейший и богатейший мир явлений, происходящих в необъятной Вселенной.

Изобретение микроскопа произвело революцию в биологии.

Фотография помогла и продолжает помогать чуть ли не всем отраслям науки.

Одним из важнейших элементов научной аппаратуры является линза. Без нее не было бы микроскопа, телескопа, спектроскопа, фотоаппарата, кино, телевидения и т.п., не было бы очков и многие люди были бы лишены возможности читать и выполнять многие работы, связанные со зрением.

Проектная технология позволяет в полной мере реализовать принципы системно-деятельностного подхода. Обучающиеся получают опыт: целеполагания, планирования, коррекции деятельности, разрешение возможных противоречий в процессе работы, постановки вопросов, публичного выступления, анализа и синтеза исторического материала, применения ИКТ. Приведенная результативность подтверждает, что выбор проектной технологии, является рациональным и позволяет в системе развивать способности учащихся, что позволит воспитать человека с активной жизненной позицией, способного ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за свои действия.

Список использованных источников

1. Борн М., Вольф Э. Основы оптики. М., 2010

2. Ефремов А.А. и др. Сборка оптических приборов. М., 2008

3. Справочник конструктора оптико-механических приборов. Л., 1990

4. Кулагин С.В. Основы конструирования оптических приборов. СПб., 2002

5. Погарев Г.В. Юстировка оптических приборов. СПб., 2002

6. Лаврус В.С. Свет и тепло. К.: НиТ, 1998. Глава «Свет, зрение и цвет». «Наука и жизнь», №5, 1987.

7. Питер Джеймс, Ник Торп. Древние изобретения = AncientInventions. — Мн.: ООО "Попурри", 1997. — 768 с.

8.Очки — статья из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. http://enc-dic.com/brokgause/Ochki-65532.html

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области