Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Адаптация детей

раннего и младшего дошкольного возраста

к условиям ДОУ

Проблема адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада, очень актуальна. Давайте вспомним, что такое адаптация? Это приспособление детского организма к новым и непривычным условиям внешней среды. Для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой? Почему кто-то при поступлении в детский сад отказывается играть, не вступает в контакт со взрослыми. Долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде». Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Поэтому очень много зависит от нас взрослых: родителей, педагогов.

Оторваться от мамы, которая всегда была рядом, и попасть совсем в незнакомую среду, где много детей, которых он не знает, и его не знают. В новой обстановке ребенок просто не знает, как себя вести. Для него – это страшно, непонятно, что приводит к стрессу, дети плачут и не принимают новых условий пребывания в группе. Поэтому, мы воспитатели, должны очень ответственно подойти к периоду адаптации и продумать план мероприятий для облегчения условий привыкания детей.

Самый первый шаг для успешной адаптации – это работа с родителями. Необходимо научить их правилам поведения в этот период: быть терпеливыми, приблизить домашний режим к режиму в группе, как правильно накормить своего малыша, пользование предметами гигиены, как настроить своего малыша к новым условиям, совместное посещение группы, прогулочной площадки в ДОУ.

Период привыкания малышей к новым и непривычным для него условиям протекает у всех по разному. Педагогу необходимо искать пути безболезненной адаптации, создавать условия для детей с разным уровнем развития, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основным помощником в этот нелегкий период является игра, она становится главным расслабляющим средством во время адаптации.

Ни для кого не секрет, что игры занимают важное место в жизни ребенка. Они являются естественным состоянием, потребностью детского организма.

Василий Александрович Сухомлинский писал: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В процессе игры возникает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. В игре ребенок не только проявляет индивидуальные способности и личностные качества, но также формирует определенные свойства личности.

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре.

Поскольку ведущей деятельностью ребенка в этом возрасте является игра, то и эмоциональное общение взрослого с малышами возникает на основе совместных действий с окружающими предметами, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Маленький ребенок познает окружающий мир через ощущения, т.е. с помощью глаз, ушей, кожи, рта и носа. Обследуя окружающий мир, он постепенно накапливает и расширяет свои представления о различных свойствах предметов: их цвете и форме, величине и строении, об их положении в пространстве и пропорциях, запахе и вкусе, их способности издавать те или иные звуки. При этом совершенствуются все виды восприятия, улучшается деятельность органов чувств и происходит накопление сенсорного опыта, который в дальнейшем поможет усвоению и использованию сенсорных эталонов. Всё вышеперечисленное способствует умственному развитию ребенка.

Адаптационные мероприятия с детьми в группе

Задачи: создать положительный эмоциональный настрой, объединить и вовлечь детей в игру, познакомить малышей с игровым оборудованием игровой комнаты.

Задачи: привлечь детей к совместным играм, формировать доброжелательные отношения к сверстникам. Учить играть рядом не мешая друг другу.

Задачи: привлечь детей к действиям с предметами, вызвать интерес к окружающими игрушкам, воспитывать познавательный интерес, побуждать к речевому общению со взрослыми.

Задачи: вызвать интерес к прогулке, учить наблюдать, видеть изменения, побуждать к речевому общению, как с взрослым, так и со сверстниками.

Задачи: вызвать интерес к речевому центру, учить правильно пользоваться книгами, иллюстрациями, альбомами для рассматривания, формировать умение слушать взрослого

Задачи: побуждать детей к проявлению самостоятельности и инициативы в выборе игрушек, игры, поддерживать познавательный интерес и желание играть.

Малыш активно интересуется окружающим миром, с удовольствием рассматривают яркие игрушки. Кроме того, преподнесение информации об окружающем мире в игровой форме намного быстрее заинтересует и привлечёт внимание крохи. Именно поэтому так важно предлагать ему различные игры, направленные на улучшение внимания, памяти, воображения, связной речи.

Игры для детей младшего дошкольного возраста имеют целью развитие мелкой моторики пальцев рук, что в свою очередь ведет к улучшению интеллектуального развития, развития речи и поэтому в работе с малышами уделяется большое внимание играм по сенсорному развитию. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности. Существует множество игрушек для сенсомоторного развития детей раннего возраста.

Рамки-вкладыши, которые развивают мелкую моторику, формируют умение зрительного соотнесения формы, закрепляют навыки соотносящего действия прикладывания.

Матрешки – это игрушка, развивающая первоначальные движения и восприятия. Она развивает зрительное восприятие и осязание, учит восприятию форм и цветов, способствует улучшению координации движений. Матрешка относится к игрушкам, способствующим физическому развитию ребенка. Как и другие сборно-разборные игрушки, она тренирует мышцы рук и пальцев, способствует развитию мелкой моторики.

Мозаика - очень хорошо для сенсорного развития помогают игры с мозаикой. Мозаика способствует решению коррекционных задач, так как фишки могут быть разного цвета, формы, величины, а для ориентировки существуют поля разнообразного размера. Мозаика замечательно развивает моторику рук у ребёнка.

Игры – шнуровки развивают координацию движения ручек, усидчивость, терпение. При помощи этих игр можно обучать ребенка счету, развивать логику, знакомить с новыми понятиями.

Пирамидки собирали еще наши родители, деды и бабушки. Эта игрушка никогда не надоедает, дети любят возиться с колечками, нанизывая их на палочку.  Пирамидка способствует развитию абстрактного мышления, умения мыслить аналитически, сравнивать предметы между собой. Как правило, колечки у игрушки окрашены в разные цвета, чтобы вызвать у малыша существенный интерес.

Правила организации игр в период адаптации:

 Правило 1: Первое, и самое важное, правило — добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру.

Правило 2: Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли — участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.

Правило 3: Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта.

Правило 4: Наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т.д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным.

Правило 5: Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Дайте ребенку возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области