Конспект игрового занятия во 2 младшей группе.
«Уход за комнатным растением-фикусом»
Цель: Формирование у детей представлений о структуре трудового процесса.
Задачи:
1.Образовательные:
-Уточнить представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растений (свет, тепло, влага).
-Научить правильно ухаживать за комнатным растением.
- Повторить правила ТБ при работе с землей.
2. Развивающие:
-Развивать умения выделять части растения (лист, цветок, стебель).
- Развивать память, внимание, наблюдательность.
- Развивать речь, обогащать словарный запас.
3. Воспитательные:
-Воспитывать у детей бережное отношение к растениям, как живой природе.
- Воспитывать интерес к трудовым действиям, желание заботиться о комнатных растениях.
- Прививать навыки коллективной работы.
4. Помочь детям правильно работать инструментами для ухода за комнатными растениями.
5. Прививать детям навыки выполнения трудовых поручений, способствовать появлению у них желания овладеть этими навыками.
Материал к занятию: Комнатное растение-фикус, лейка, клеенка, тряпочки для протирания, таз с водой, палочки для рыхления.
Трудовые поручения (под наблюдением воспитателя) :
2. Полив растений;
3. Протирание, крупных листьев, тряпочкой.
Ход занятия.
фон, музыка Чайковского «Вальс цветов».
(Дети заходят в группу под музыку украшенная комнатными цветами, встают в круг).
Организационный момент:
Психогимнастика «Мы растения » (выполняется под медленную музыку). - Садимся и закроем глазки. И представим, что вы маленькое растение, которое посадили в землю. Оно ещё совсем слабое, хрупкое, беззащитное. Вас поливают, вытирают с вас пыль. Растение начинает расти (дети медленно поднимаются), листики поднимаются к свету (руки поднимают вверх), растение чувствует себя хорошо (руки опускают). Откройте глазки. Вам понравилось быть растением?
Дети: Да.
-Ребята, растут ли сейчас на улице зеленые растения? (Нет). - А почему не растут? (Зима, холодно) На улице стоят только деревья, на которых нет зеленых листиков, потому что холодно. Правильно, растения сейчас зеленеют только в комнате. И поэтому они называются (комнатными растениями).
- Как вы думаете, для чего люди сажают эти цветы? (Для красоты, очищают воздух, дают кислород). Посмотрите на них, как тут красиво и зелено. Всю эту красоту нам дарят комнатные цветы. Сегодня мы с вами будем говорить о них и о том, что необходимо для роста.
Все растения живые: им нужны тепло, свет, вода. Тепло уже есть – в группе тепло, можно ходить без курток. Света тоже много – окна у нас большие. А вот воду нужно растениям специально давать, надо поливать их.
3. Рассматривание фикуса
- Ребята, я хочу познакомить вас с красивым цветком. Это комнатное растение. Его называют фикус.
- Как его называют? (Фикус).
- А что есть у цветка? (Листья, стебель).
- А какого цвета листья? (Зеленого)
- Какие листья (большие, гладкие).
Этот цветок похож на травку или на дерево (дерево). Сравнить деревья на улице с фикусом.
- Ребята, наши растения пьют воду корнями, у фикуса тоже есть корни, они находятся в горшке, в земле. Давайте этому цветку подарим хорошее настроение. ( Дети выполняют физминутку).
Наши нежные цветочки распускают лепесточки
Ветерок чуть дышит лепестки колышит
Наши нежные цветочки закрывают лепесточки
Тихо засыпают головой качают
- Да, ребята этот цветок немного приболел. А заболел, потому что за ним вовремя не ухаживали.
Игра «Что растениям необходимо для роста» (расположить карточки по порядку).
-У меня есть волшебные картинки. И мы с вами ребята рассмотрим картинки и выберем то, что необходимо для роста растения. Без солнечного света и тепла растения не растут. Растениям нужна земля. Растениям нужен воздух. Лейка и вода, мы поливаем растения. И обязательно им нужна наша забота и нежность.
Но прежде чем мы приступим к нашей работе, я вам расскажу о правилах безопасности при работе с землей.
-надеть фартуки при работе с землей (почему)
- работать нужно аккуратно, не размахивать руками, не отвлекаться
-не тереть глаза руками (почему)
-не рассыпать землю, песок
-осторожно работать с инструментами (палочками)
-после работы вымыть руки с мылом, привести себя в порядок
(надеваем с детьми фартуки, помогая друг другу)
Уход за фикусом:
Дети, давайте поухаживаем за нашим растением: разрыхлим землю специальной палочкой, чтобы вода быстро дошла до корней растения, польём его из нашей лейки, фикус очень любит воду.
На листиках появилась пыль и мешает растению дышать. Мы возьмём мягкую тряпочку, намочим её в миске с водой и протрём листья, аккуратно придерживая снизу ладошкой. (Выходят дети по выбору воспитателя. Они помогают воспитателю в уходе за растением.)
Воспитатель: Теперь наше растение вырастет большим и красивым. Воспитатель: Дети, теперь фикус можно поставить на место, с другими растениями, но вы должны чаще посматривать за ним, чтобы он не завял. Ведь вы помощники?
Ребята, какие вы все молодцы, мы с вами хорошо потрудились. И наш фикус говорит вам спасибо.
Нам нужно с вами помыть руки и снять фартуки (моем руки)
Я вас приглашаю поиграть в дидактическую игру «Что где растет»
Дидактическая игра-сортировка «Что, где растет»
Материал: Окно (комната, улица), комнатные растения, деревья, кусты.
Цель: Закрепить умение классифицировать растения по месту произрастания. Развивать внимание и наблюдательность, память, расширять представление об окружающем мире.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям, опираясь на раннее полученные знания и практический опыт, расставить комнатные растения и деревья согласно природе их произрастания.
Задача детей-расставить правильно растения, устно проговаривая и обосновывая свое решение.
Используемая литература: 1. Николаева «Экологическое воспитание младших школьников». 2. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий / авт.-сост. Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова. - Волгоград: Учитель,2008. - 271с