Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 87»
Конспект
Образовательной деятельности по образовательной области
«Познавательное развитие»
на тему: «Наблюдение за изменениями в жизни птиц весной»
для детей средней группы (4-5 лет)
По теме: наблюдения
за объектами живой природы
Автор:
Андрианова Светлана Михайловна, воспитатель
Высшей квалификационной категории
Развёрнутый конспект занятия
Цель: воспитание экологической культуры и любви к природе у детей дошкольного возраста.
Программное содержание:
Общеобразовательные задачи:
- Углублять знания детей о жизни птиц (воробья, вороны, сороки) в весенний период;
- продолжать узнавать и различать птиц по размеру, частям тела, окраске, голосу;
- закреплять названия основных геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат) (познание, сенсорное развитие);
- совершенствовать навыки ориентировки в пространстве (познание, ФЭМП);
- воспитание бережного отношения к птицам.
Развивающие и речевые задачи:
- Совершенствовать слуховую память;
-развивать мыслительные операции (обобщение, сравнение, простейшие умозаключения);
- учить согласовывать существительное с прилагательным.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любознательность, активность и эмоциональную отзывчивость;
- воспитание экологической культуры и любви к природе у детей дошкольного возраста.
Предварительная работа:
- наблюдение за птицами во время прогулки;
- рассматривание иллюстраций из альбома «Птицы нашего края»;
- разгадывание загадок о птицах;
- чтение стихов про птиц;
- д/и «Кто прилетел» (узнай по описанию), «Чей это домик», «Кто лишний?».
Оборудование:
- картинки с изображением птиц;
- картонные домики для птиц с геометрическими фигурами с изображением птиц.
Методические приёмы:
Наглядные методы - рассматривание.
Словесные методы - художественное слово, вопросы, беседа.
Игровые методы – игры, игровая ситуация.
Ход образовательной деятельности:
1ч. Организационный момент и мотивация
Педагог: - Ребята, давайте встанем в кружок и посмотрим на небо. Что Вы там видите? (небо, облака, солнце, птицы), а для того чтобы вам было понятно за кем мы будем сегодня наблюдать я предлагаю Вам послушать и отгадать загадки:
В серой шубке меховой,
И в морозы он герой,
Скачет, на ходу резвится,
Не орел, но все же птица. (Воробей)
Окраской – сероватая,
Повадка – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона. (Ворона)
Не сидит она на месте –
На хвосте разносит вести. (Сорока)
Педагог: - Верно, сегодня мы будем наблюдать за птицами.
3ч. Основная часть
Педагог: - Ребята, а что делают птицы весной? (Строят гнезда, выводят птенцов, кормят птенцов)...
Педагог: Правильно. Посмотрите, пожалуйста, на деревья там висят домики для птиц. (Геометрические фигуры: овал, круг, квадрат, треугольник с изображением птиц)
- Какой формы домик для воробья, вороны, сороки и тд.?
Педагог: - Ребята, а давайте вспомним:
- Какие птицы прилетают к нам на участок? (Воробей, ворона и т.д.)
- Какого они размера? (Большого и маленького).
- Какая у них окраска?
- Чем они питаются?
- Как можно помочь птицам?
- Какие части тела есть у птиц? (Голова, шея, туловище, хвост, крылья, ноги)
- Каких еще птиц вы знаете? (Ответы детей).
Педагог: Все верно. А вот сейчас я проверю, какие вы внимательные. Я буду называть вам птиц, но если я ошибусь, — хлопайте в ладоши и топайте ногами.
«Прилетели птицы — голуби, синицы, мухи и стрижи!
Прилетели птицы — голуби, вороны, галки, макароны!
Прилетели птицы — голуби, куницы, вороны и страницы!
Прилетели птицы — голуби, синицы, лисы, бусы, скворцы.
Все вы просто молодцы!»
Предложить детям поиграть в подвижную игру «Птички в гнездах»
Цель: умение перешагивать через препятствия прямо и боком.
Ход игры: В разных углах зала устраивается 3-4 гнезда из обручей большого диаметра. Дети-птички размещаются в гнездах. По сигналу воспитателя они вылетают из гнезд – перешагивают через препятствие и разбегаются по всей площадке. Воспитатель кормит птиц то на одной, то на другой стороне площадки: дети присаживаются, постукивая концами пальцев по коленям. Затем вновь бегают по сигналу «птички в гнезда» убегают в гнезда.
3ч. Итог.
Педагог: - Вот и подошло к концу наше наблюдение. О ком мы беседовали сегодня? (о птицах). Назовите птиц за которыми мы сегодня наблюдали. (воробей, ворона, сорока). Молодцы!
Рефлексия:
Педагог: - Ребята, представьте, что вы взяли воробушка в руки, покажите какой он маленький (дети показывают руками). Что вы чувствуйте? Какой он тепленький, пушистый, клюет пальчики, пытается вырваться. Прислушайтесь, как быстро бьется его сердце – тук, тук, тук. Так и хочется его погладить, успокоить, дать корм, и конечно же отпустить. (Педагог эмоционально показывает описываемые действия)
Список используемой литературы:
1.Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 4-5 лет. -.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016
ПРИЛОЖЕНИЕ
Картонные домики для птиц с геометрическими фигурами
и изображением птиц.