Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Непобежденный Ленинград»

1.Прививать любовь детей к Отечеству, гордость за его культуру, воспитывать чувства патриотизма, уважение к прошлому своего народа 2. Расширять исторические знания детей о блокаде Ленинграда.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Литературно-музыкальная композиция

«Непобеждённый Ленинград»

для старшего дошкольного возраста

Цели:

1.Прививать любовь детей к Отечеству, гордость за его культуру,

    воспитывать чувства патриотизма, уважение к прошлому своего народа;

2. Расширять исторические знания детей о блокаде Ленинграда;

Задачи:

1.Пробудить в детях чувство сострадания, переживания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы;

2. Формировать духовно-нравственные отношения и чувство сопричастности  к культурному наследию своего народа;

3. Формировать умение слушать окружающих.

Оборудование: мультимедийное сопровождение мероприятия, плакаты и картинки с изображениями блокадного Ленинграда, рисунки воспитанников, фонограммы песен о войне, клипы о блокаде, 125 грамм чёрного хлеба для демонстрации.

Ход мероприятия

(Слайд 1)

Воспитатель: Сегодня мы с вами собрались, чтобы вспомнить подвиг Ленинграда.

(Слайд 2) 22 июня 1941 года. Воскресное утро выдалось солнечным, теплым, тихим. Без предупреждения гитлеровские войска напали на нашу Родину.

(Слайд 3 видео)

(Слайд 4)

Воспитатель: Началась Великая Отечественная война. К 10 июня 1941г. Немецкие войска подошли к Ленинграду на расстояние 200 км. А 8 сентября врагу удалось сомкнуть кольцо. Началась блокада Ленинграда, которая продолжалась 900 дней.

Город бомбили и днем, и ночью. Полыхали пожары, были разрушены дома, сорваны крыши, во многих окнах были выбиты стекла. Окна заклеивали бумагой крест на крест.

(Слайд 5)

Опустели цеха заводов и фабрик. Потому что много рабочих ушло на фронт. Они стали солдатами и матросами. Но заводы должны работать. Идет война, солдатам нужны мины, пушки, гранаты, пулеметы. Кто же их будет делать? Ведь у станков остались только пожилые рабочие, которых не взяли в армию. Тогда на заводы пришли женщины и подростки.   Подростки сказали: «Мы научимся работать на станках наших отцов и старших братьев. Мы своей работой поможем отстоять Ленинград от проклятых фашистов». Юные ленинградцы вместе с взрослыми рыли окопы, делали светомаскировку, пушили зажигательные бомбы, собирали цветной металл, дежурили в госпиталях, давали концерты для раненых солдат.

(Слайд 6 видео отрывок из к/ф)

(Слайд 7)

Воспитатель: Несмотря на такое тяжёлое время, работали детские сады, школы.  И те дети, которые могли ходить, учились в школе. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев.

(Слайд 8)

В конце ноября 1941 г. ударили сорокаградусные морозы. Замёрзли водопроводные трубы, жители остались без воды. Вскоре в городе закончилось топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет. Ленинградцы начали устанавливать в комнатах печки-времянки. В них приходилось сжигать мебель и книги. Но такого топлива хватало ненадолго.

Для жителей наступило очень тяжелое время, была зима, есть было нечего. Склады с продовольствием разгромили. Люди варили и ели все что находили.

Ребёнок 1: Вместо супа - бурда из столярного клея,

Вместо чая - заварка сосновой хвои.

Это б всё ничего, только руки немеют,

Только ноги становятся вдруг не твои.

Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик...

(Слайд 9)

Воспитатель: Хлеб выдавали по карточкам, норма хлеба была очень мала – всего 125гр. Хлеб был невкусный, липкий, как клейстер. Если вдруг карточку потеряешь, то и вовсе останешься голодным.

Вот такой кусочек хлеба получали ленинградцы по карточкам на целый день. (воспитатель показывает кусочек блокадного хлеба)

Хлебу цену знает каждый ленинградец, маленький кусочек 125 грамм. Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их…

Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка. Этот кусочек хлеба, кружка кипятку, ложка жиденькой каши – вот и весь обед блокадного жителя. Конечно, это не хватало. Люди ослабевали.

(Слайд 10 видео отрывок из к/ф)

(Слайд 11)

Воспитатель: Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому что были не способны дойти до дому. Некоторые падали от изнеможения прямо у рабочих станков.

В своем дневнике, который дошел до нашего времени и хранится в музее на Пискаревском кладбище, одна из девочек блокадного города Таня Савичева, вела свои записи.  

Вся ее семья, шесть человек, погибла от голода. Таню спасли от голодной смерти. Ее вывезли из Ленинграда. Недолго прожила Таня. Голод, стужа, потеря близких, подорвали ее здоровье. Таня умерла.

(Слайд 12)

Во Всеволожском районе Ленинградской области создан мемориальный комплекс «Цветок жизни», в состав которого входит траурный курган «Дневник Тани Савичевой».

(Слайд 13)

Воспитатель: Когда застыл лёд на Ладожском озере, появилась возможность перевозить продукты прямо по льду. Дорогу по льду Ладоги назвали «Дорогой жизни». В Ленинград везли муку, крупы, сахар, и другие продукты, а обратно вывозили из блокадного города ослабевших детей, женщин, стариков. Мы никогда не забудем мужество, стойкость, героизм водителей, дорожников, связистов, зенитчиков, регулировщиков – всех тех, кто под бомбёжкой и обстрелом, в мороз, метель и вьюгу работал на «Дороге жизни».

(Слайд 14)

О подвигах шофёров на ледовой дороге слагали легенды. Рассказывали о водителе, который, вывозя из города истощённых детей, увидел, что они в кузове его машины замерзают. Тогда он снял с себя всю тёплую одежду и накрыл ею малышей. А сам в трескучий мороз сел в кабину полураздетым.

Ребёнок 2. И шла тогда суровая война.

Под вой сирены и разрыв снарядов

«Дорогой жизни» Ладога была.

 Она спасеньем ленинградцам стала,

И помогла в войне нам победить,

Чтоб снова время мирное настало,

Чтоб нам с тобой под чистым небом жить…

(Слайд 15)

Воспитатель: Два с половиной года фашисты осаждали город-герой, но так и не смогли сломить его защитников. 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Впервые за 28 месяцев ленинградцы, не опасаясь бомб и снарядов, вышли на израненные, но прекрасные и праздничные улицы, площади, набережные. Город праздновал своё освобождение, за которое заплатил дорогой ценой – сотни тысяч ленинградцев погибли от голода, сотни тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.

(Слайд 16 видео стих-ие)

(Слайд 17)

Есть в нашем городе мемориал.  

Он памятью народной стал.

В граните застыла Родина-мать,

Чтоб павших  покой всегда охранять.

Вечный огонь никогда не погаснет,

Как память о тех, кто наш город сберег,

 О тех, кто работал, сражался отважно

И для победы сделал, что мог.

 Воспитатель: Давайте встанем, помолчим, почтим героев Ленинграда.  Всех, чьи жизни унесла в суровый час блокада.

(Слайд 18)

    МИНУТА МОЛЧАНИЯ под звук метронома 

(Слайд 19)

Ребёнок 3: Спасибо тем, кто город отстоял,

Кто выжил в страшную блокаду,

Кто восстанавливал, из пепла возрождал.

Спасибо вам, герои Ленинграда!

(Слайд 20 звучит песня «Дети Блокады»)

Список использованных источников

Клещева В.Ю. Дневник юной ленинградки: сценарий урока памяти //ж. Праздник в школе … А память священна – 2010. – с 76-87.

Цветкова Н.В. Поти 900 дней блокады Ленинграда: патриотический час для детей 9-10 лет// ж. Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2010. - №9. – с.28-31

https://ped-kopilka.ru/blogs/ala-ivanovna-efimova/scenarii-ko-dnyu-snjatija-blokady.html

https://multiurok.ru/index.php/files/80-letiiu-sniatiia-blokady-leningrada-posviashchae.

https://www.chitalnya.ru/work/3699233/

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области