Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средней образовательной школы № 5 с. Иглино
Конспект занятия
внеурочной деятельности
«Учимся работать с книгой»
2е класс
Составила: Сабирзянова А. Н.
учитель начальных классов
с. Иглино
2023г.
Конспект внеурочного занятия «Учимся работать с книгой»
01.12.2023 год
Данная разработка может быть использована организаторами внеклассной работы, педагогами дополнительного образования, библиотекарями, воспитателями групп продленного дня как внеклассное мероприятие и предназначена учащимся 1 – 4 классов.
Цель: Формирование познавательного интереса к чтению разных жанров литературы.
Задачи:
- Повышение интереса учащихся младшего школьного возраста к чтению художественной литературы.
- Расширение объёма знаний в области литературы, истории.
- Формирование навыков анализа и обобщения прочитанного произведения.
- Развитие любознательности у учащихся, умения внимательно работать с текстом, правильно озвучивать свой ответ.
- Формирование понятия о бережном отношении к книге, умения производить простейший ремонт.
Ход занятия:
1. Организационный момент
- Здравствуйте, мои юные читатели. Я рада вас снова приветствовать на нашем очередном занятии кружка «Читай-ка». Садитесь все поудобнее, вас ждёт много интересного и поучительного.
-Ребята, в начале нашего очередного кружкового занятия я предлагаю вам отгадать загадку.
Ее писатели создали,
Текст в типографии набрали,
Потом в обложку нарядили,
В библиотеку проводили. (Книга).
2. Основная часть.
Сегодня наш разговор пойдет о книге. Книга – одно из величайших чудес света, удивительное изобретение человека. На вопрос: «Что такое книга?» вроде бы не нужно отвечать, это знает каждый. Но мы с вами попробуем все – таки разобраться с тем, что каждому и так хорошо известно. Возможно, и откроем что – то новое. Вряд ли кто из нас вспомнит день и час, когда впервые взяли в руки книгу. Вам, наверное, кажется, что она была в вашей жизни всегда. Наверное, так оно и есть. Несмотря на то, что она наша старая знакомая, попробуем найти в её биографии что – то новое.
В старину были купцы – библиотекари, играющие важную роль в биографии книг. Мы совершим увлекательное путешествие по «Стране книг». Эта страна одинаково и древняя, и молодая потому, что постоянно пополняется новыми обитателями.
- Ребята, как вы думаете, из чего делают книги?
-Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент, чтобы еще раз вспомнить, как же на свет рождается книга.
(Книги делают из бумаги. А где берут бумагу? Бумагу делают из дерева и не одного, а из множества деревьев. Такие деревья пилят в лесу, спиливают у них ветки, получаются брёвна. (показывает иллюстрацию), а брёвна доставляют на бумажный комбинат. (показывает иллюстрацию). Брёвна там распиливают, измельчают в опилки и даже варят, чтобы получить массу, похожую на жидкое тесто. Тесто разливают по формам в длинные широкие полосы и получается бумага.
А на этой бумаге еще надо писать. Бумага попадает в типографию, там печатают книгу из букв, а чтобы книга была красивая, надо ее разукрасить. После этого за работу берутся мастера художники. После этого книги попадают в склады и развозятся по книжным магазинам, и мы с вами покупаем эти книги. Видите, сколько много людей трудились, чтобы мы могли в магазине купить книгу).
«Какие бывают книги», сообщение ученика.
1. Антикварные (напечатанные 100 или 200 лет назад).
2. Религиозные (Библия – одна из самых знаменитых книг на Земле, является древним памятником письменности).
3. Альманах (книга, собранная из разных произведений).
4. Брошюра (выпускается в мягкой обложке и имеет 48 страниц).
5. Буклет (небольшое информационное издание с размещенными на нем фотографиями).
6. Журналы ( пронумерованы, продаются или распространяются по подписке).
7. Комиксы (серия рисунков с короткими записями, связанные одним сюжетом).
8. Энциклопедии, справочники, словари.
9.Рукописные книги - до изобретения книгопечатания их сначала писали от руки на папирусе, затем склеивали в длинный свиток. Потом гусиным пером писали по пергаменту. Стоили эти книги очень дорого и ценились очень высоко. Первая книга, напечатанная в Москве в 1564 году И. Федоровым, называлась «Апостол».
Учитель: Всем известно, что такое библиотека, они бывают домашние и публичные (доступные для всех читателей, в которых все печатные издания расположены по отделам.)
Если выполнять все правила, то книги будут радовать своим аккуратным видом и доставят немало приятных минут.
- Ой, ребята, посмотрите, кто это к нам пришел? Это Королева Книжного царства.
- Здравствуйте, здравствуйте, мои маленькие читатели! Я пришла к вам сообщить грустную новость. В моем книжном царстве заболели книжки.
- Ребята, а что надо делать с больными книжками? Конечно, лечить. Давайте поможем больным книжкам и вместе с Королевой отправимся в книжное царство.
А что нам нужно взять с собой, чтобы лечить книжки? (Ножницы, клей, кисточки, цветную бумагу).
- Тогда складываем все необходимое в сумочку, надеваем наши докторские шапочки и говорим волшебные слова:
Раз, два, три - повернись
В книжном царстве очутись.
-Дети и учитель подходят к столу, на котором заранее подготовлены книжки из классной библиотеки, которые нуждаются в ремонте.
- Ребята, а вот и больные книжки. Давайте посмотрим, что же с ними случилось? Почему они заболели? (ответы детей)
-А сейчас, ребята, давайте полечим эти книжки и постараемся исправить все повреждения.
Королева книжного царства благодарит детей за помощь. Читает заклинание:
Раз, два, три - повернитесь,
Дети дома очутитесь.
-Молодцы, ребята! Давайте еще раз послушаем те правила, которые мы должны соблюдать при обращении с книгой.
Сообщение ученика о том, как сберечь книгу:
1.Перед тем как взять книгу, помыть руки.
2.Не бросать, не оставлять под дождем.
3.Не рисовать и не делать на них никаких пометок.
4.Не загибать уголки и страницы, не выворачивать, складывая обложку.
5.Не закладывать карандашом или ручкой, а пользоваться специальными закладками.
- А сейчас, ребята, у вас есть шанс показать свою начитанность.
Игра «Загадки и отгадки».
Дети делятся на две команды и задают по очереди вопросы своим соперникам.
Вопросы для 1 команды:
- Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает. (Бабочка).
- На окошке пруд, в нем рыбёшки живут.
У стеклянных берегов не бывает рыбаков. (Аквариум).
- Прыгает пружинка, зелёная спинка.
С ветки на тропинку, с травки на былинку. (Кузнечик)
- Плотник острым долотом строит дом с одним окном.
- Летит птица, нос долог, голос тонок. (Комар).
- Все ли грачи улетают на зиму от нас? (Часть остаётся зимовать).
- Все ли зайцы белые зимой? (Русаки остаются серыми).
Вопросы для 2 команды.
- Кто в природе зимой и летом одним цветом? (Волки).
- Как волк охотится, стережет добычу в засаде, или по - другому? ( Догоняет бегом).
- Почему звери и птицы зимой стараются перебраться поближе к жилью человека из леса? ( Легче прокормиться).
- Как охотятся кошки? (Прыжком, из засады).
(Они очень чистоплотны, чтобы жертва не почувствовала её запах, постоянно умываются).
- Как человек может помочь зверям зимой? (Подкормить).
- Где живут летучие мыши зимой?(Спят в дуплах, пещерах, на чердаках, под крышей).
- Есть ли в наших лесах охраняемые животные, какие?
(Лоси, волки, лисы, медведи, дикобразы, бобры, еноты).
3. Заключительная часть.
- Наш разговор затеян для того, чтобы в книжном мире стать своим человеком.
- В завершении нашего занятия давайте послушаем стихотворение Бориса Слуцкого «Планета читателей».
Сколько книг прочитано – не имеет значения
Ежедневное, ежевечернее чтение,
Ежечасное, с лампой, зажженной в окне.
И пока круг от лампы на крепком столе,
Выключается только на позднем рассвете.
Все в порядке на круглой и светлой Земле.
Населённой читателями планете.
- Круг чтения человека формируется с детства и с возрастом меняется.
Книга сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Дружите с книгой – источником знаний, и она, как настоящий друг, поделится с вами самым сокровенным и безумно интересным, откроет вам свой мир, полный чудес, новых знаний и увлечений.
Итак, ребята, наше внеурочное занятие подходит к концу. Все команды справились на ура, теперь подсчитаем количество жетонов у каждой команды. Давайте поздравим победителей!
- Скажите мне, какая была тема нашего внеурочного занятия? («Книга – лучший друг!»).
- Кто узнал для себя что-то новое? Какой тур вам понравился больше всего?
- В заключении предлагаю всем дружить с книгой, любить и ценить их, ведь в книгах содержатся необъятные знания.
- Сейчас я каждому из вас раздам памятки о правилах общения с книгой, для того, чтобы книги служили долго не только вам, но и другим людям.
Бери книгу чистыми руками.
Не рисуй и не пиши в книге.
Переворачивай страницы аккуратно.
Используй закладки.
Не читай во время еды.
Вовремя возвращай книгу в библиотеку.
Учебник – главный друг и помощник ученика.
Береги книгу!
- Если вам понравилось, как вы работали на этом внеурочном занятии, вам было интересно, вы были заинтересованы – поднимите руку вверх.
- Если вы работали плохо, вы не узнали для себя ничего нового, и вам было не интересно – сидите ровно.