Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Использование элементов критического мышления на музыкальном занятии со старшими дошкольниками

Ознакомить педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей с актуальной темой развития критического мышления у дошкольников

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» Промышленного района

Использование элементов критического мышления

на музыкальном занятии со старшими дошкольниками

Составитель: Кулакова Ольга Николаевна

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Оренбург 2024

Аннотация: В статье рассматривается актуальная тема об одном из инновационных методов - технологии развития критического мышления. Особенностью критического мышления является нестандартный процесс рассуждения и создание проблемных ситуаций, обеспечивающих мотивацию познавательной деятельности старшего дошкольника.

Ключевые слова: критическое мышление, проблемная ситуация, познавательная деятельность, приемы развития критического мышления.

Текст статьи:

Один из актуальных вопросов музыкальной деятельности– развитие средствами музыки творческого потенциала ребёнка.  Как организовать учебный процесс, какие инновационные технологии  и  современные методы необходимо использовать, чтобы  музыкальное творчество стало интересным и доступным детям?

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности дошкольников, является технология развития критического мышления.

Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Критическое мышление, как известно, предвосхищает творческое мышление, дает ему своеобразный импульс и начало. Характерной особенностью критического мышления является то, что процесс рассуждения нестандартный, отсутствует готовый образец решения вопроса или ситуации. Поэтому одним из важнейших условий развития критического мышления является создание проблемных ситуаций, которые требуют тщательного обдумывания, анализа и оценки.

Проблемность обеспечивает внутреннюю мотивацию познавательной деятельности, заставляет искать оптимальные пути решения поставленной задачи с привлечением уже имеющихся знаний и навыков, а также с поиском новых, недостающих знаний и умений.

    Такой раздел музыкального воспитания как «слушание» дает нам возможность создания проблемных ситуаций и вопросов, направленных на развитие критического мышления ребенка. Я предлагаю вам несколько приемов и способов создания таких ситуаций и вопросов.

«Слушание с остановками».  Педагог заранее определяет в слушании  музыкального произведения 1-2 остановки, с последующими вопросами «Что произойдет дальше?», «Какое настроение вызвал фрагмент?», «Поменялось ли настроение после следующего фрагмента, почему?» Слушание пьесы «Клоуны» Д. Кабалевского, в нем 3 части – 1ая изображает веселого клоуна, вторая часть- настроение меняется, как будто появляется грустный клоун, и 3 часть повторение 1 части, веселый клоун.

«Обсуждение названия». До слушания музыкального произведения познакомить с названием, спросить «О чем будет рассказано в произведении?», «Какой характер может быть у произведения?» После прослушивания обсудить, совпали ли первоначальные предположения детей с услышанным, пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского «Болезнь куклы» или «Баба Яга».

«Взаимоопрос». Этот прием проводится в парах. Дети задают друг другу вопросы при повторных прослушиваниях произведения по содержанию, характеру и т.д. Например: «Кто написал это произведение? Какой у него характер? Сколько частей в произведении? Как называется пьеса?» и т.п. Данный прием учит детей правильно формулировать вопросы, выслушивать и оценивать ответы сверстников, вести диалог.

«Снежный ком». Педагог называет музыкальный термин, понятие (название произведения, имя композитора, музыкальный инструмент и т.п.), дети «по цепочке» добавляют по одному слову. Например:

Бубен- Бубен шумовой- бубен шумовой, звонкий, Бубен шумовой, звонкий, веселый, Бубен шумовой, звонкий, веселый, музыкальный.

«Толстые и тонкие вопросы». Педагог формулирует два типа вопросов. «Тонкие»:Такие вопросы предполагают конкретный ответ из области имеющихся знаний. Кто сочиняет музыку? Что звучит на параде? (какой кит?). «Толстые»: Эти вопросы требуют размышления и развернутых ответов.Почему вы думаете, что музыка так важна в нашей повседневной жизни? В чем разница между маршем и танцем? Предположите, что будет, если люди перестанут слушать музыку?

«Эстафетная палочка». В этом приеме в качестве палочки может быть микрофон, музыкальный инструмент. Передавая его друг другу, дети должны дать возможно большее количество синонимов исходному понятию. В основном, этот прием используется для определения характера музыкального произведения. Например, педагог задает эпитет «веселая», дети продолжают: «радостная, смешная, игривая, шутливая, бойкая, подвижная»; «грустная» - «печальная, невеселая, задумчивая, обиженная, жалобная»; «страшная» - «грубая, жесткая, злая, сердитая, пугающая»; «нежная» - «спокойная, ласковая, тихая, неторопливая, светлая, мягкая».

«Верите ли вы, что….?» Педагог задает вопросы с «неправильными» и «правильными» сведениями. Дети должны найти правильный ответ и исправить «ошибку» педагога. Верите ли вы, что пьеса «Марш деревянных солдатиков» быстрая и четкая?» (да, у этой музыки такой характер).Верите ли вы, что 3 кита- это основные музыкальные жанры? (да).Верите ли вы, что пьеса «Злюка» медленная и спокойная? (Нет, она злая и колючая).Верите ли вы, что скрипка шумовой инструмент? (нет, это музыкальный инструмент) Верите ли вы, что балет «Щелкунчик» написал П.И. Чайковский?(да)

Надеюсь, что приведенные выше приемы для развития критического мышления помогут в работе всем педагогам, работающим с дошкольниками.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области