1.ФИО, должность, место работы, педстаж, образование, квалификационная категория.
Автор: Погоняйченко Надежда Александровна
Должность: воспитатель
Место работы: МКДОУ детский сад № 4 «Светлячок» Чистоозерного района Новосибирской области
Педагогический стаж: 16 лет
Образование: 1. Новосибирский государственный педагогический университет, 2003 г. «Педагогика и методика начального образования», учитель начальных классов;
2. Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт новых технологий в образовании», 2016 г., воспитатель дошкольного образования.
Квалификационная категория: первая квалификационная категория, 2022г.,
2) Тема инновационного педагогического опыта. «Развитие элементарных математических представлений у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
3) Сущность (идея опыта).
В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это вызвано «математизацией» и «компьютеризацией» всех сфер жизнедеятельности человека. Поэтому подготовку к обучению математике необходимо начинать уже в детском саду.
Формирование математических представлений во ФГОС ДО включено в одну из пяти образовательных областей-«Познавательное развитие» Математические представления в этой образовательной области описаны как часть представлений о разнообразных свойствах и отношениях окружающего мира, которые играют важную роль в познавательном развитии детей. В процессе формирования математических представлений ребенок овладевает также способами и приемами познания, применяет на практике сформированные в ходе обучения знания и навыки. Это создает предпосылки для становления и развития мировоззрения, связывает обучение с окружающей жизнью, воспитывает положительные личностные качества. Эффективность математического развития детей дошкольного возраста во многом определяется грамотно подобранными технологиями, формами, методами
образовательной деятельности в ДОО и их рациональным сочетанием в процессе освоения
образовательной области «Познавательное развитие», важным показателем и двигателем
которого является познавательная активность.
4) Актуальность.
Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.
5) Новизна опыта. Новизна опыта заключается в разработке системы занятий по математике для детей старшего дошкольного возраста с использованием, логических игр, систематизации игр и игровых заданий для развития математических способностей, логического мышления и моделирования чисел.
Одним из наиболее эффективных пособий, на мой взгляд, являются логические игры, которые способствуют развитию у детей креативного мышления, памяти, воображения и других психических процессов. Самостоятельности в выполнении простых, логико-математических действий, их осознание, развитие способности детей управлять собой, в жизненных ситуациях. Выполнение действий по алгоритму создает основу совершенствования умения контролировать ход своих решений.
6) Краткое описание инновационного опыта учителя с представлением методик, технологий, приёмов (приветствуются авторские) и т.д., дающих положительный результат.
Мною осуществляется работа с педагогическим коллективом ДОУ, направленная на повышение профессиональной компетентности педагогов, которая включает в себя такие формы работы как распространение практического опыта среди педагогов ДОУ в форме презентаций, размещения на сайте МКДОУ детский сад №4 «Светлячок», результатов продуктивной деятельности; проведение конкурсов.
Непосредственную образовательную деятельность я провожу по программе «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой. Так как развитию элементарных математических представлений в программе детского сада уделяется всего 1 занятие в неделю (и как показывает практика по подготовленности детей), можно сделать вывод, что этого недостаточно для полноценного усвоения программы, поэтому нужно организовать дополнительные занятия математикой, где можно восполнить пробелы программы детского сада и подготовить детей к обучению математике в школе. Для решения этого вопроса мною разработана программа кружка «Юный математик» для детей5-7лет. Программа кружка реализуется как часть, формируемая участниками образовательных отношений ООП ДО МКДОУ детского сада №4 «Светлячок»
В своей работе применяю, опираюсь на труды следующих авторов:
Постоянно работаю над пополнением учебного материала в группе, над созданием банка вариативных заданий по каждому занятию, по каждой теме, изучаю тематические материалы на сайтах интернета: социальная сеть работников образования «Наша сеть», международный образовательный портал maam.ru, kopilkaurokov.ru, ИНФОУРОК.
С целью стимулирования познавательного развития детей мною был оборудован уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры. Собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, лабиринты, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием. Сделала картотеку игр математического содержания.
Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формирую важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
В своей работе я использую следующие методы и приемы обучения: практический, словесный, наглядный и игровой метод.
Задание предлагаю детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.
Использую не только традиционные методы и приемы, но и современные педагогические технологии воспитания и обучения дошкольников: использование презентаций, проектная деятельность, математические викторины, комплексные, интегрированные занятия.
В работе с родителями я использую различные формы. Провожу родительские собрания, форму проведения которых выбираю после обработки анкет и пожеланий. Это деловая игра или вечер вопросов и ответов, консультации в нетрадиционной форме, мастер-классы, презентации по интересующим вопросам либо заседания в виде круглого стола.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями (законными представителями) педагогом.
7) Результативность.
Результативность работы с детьми занимательной математикой налицо: дети любят играть с головоломками, счетными палочками. Если ребята испытывают трудности при решении задач, то веселые задачи и задачи-шутки помогают им в этом и дети решают их быстро и с увлечением. Цифры они быстрее запомнили, заучив веселые стихи, считалки, загадки.
Сравнительная диаграмма показывает, что за 3 года работы по развитию элементарных математических представление значительно вырос процент детей с показателем развития "сформирован". Процент с показателем развития "не сформирован" присутствует ввиду особенностей развития одного воспитанника - это ребенок с ОВЗ (ЗПР). Впереди у нас еще один год работы, поэтому планируя образовательный процесс на следующий учебный год, я обязательно буду продолжать вести кружок "Юный математик" с использованием дидактических игр.