Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития -детский сад №16
НОД
Тема: «Зимующие птицы»
Подготовительная группа с ТНР.
Составила: Учитель-логопед Коптева Ж.Б.
Цель:Систематизация и закрепление знаний по теме «Зимующие птицы».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Расширять словарь по теме «Зимующие птицы»;
Закреплять умение составлять описательный рассказ о птицах по мнемотаблице;
Совершенствовать грамматический строй речи, употребление и образование сложных прилагательных;
Закреплять умение образовывать имена существительные с уменьшительными ласкательными суффиксами;
Закреплять глагольную лексику;
Упражнять в подборе антонимов;
Коррекционно-развивающие:
Развивать связную речь, мелкую и общую моторику /координация речи с движением/, мышление; развивать умение сравнивать предметы
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, активность, взаимодействие, контроль за собственной речью.
Организационный момент
Логопед: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.
Ребята, мне на телефон пришло необычное сообщение, оно от Фиксиков. «Здраствуйте, ребята!
Представляете, к нам во двор прилетели птицы, а мы таких еще не встречали.
Вы же уже изучали зимующих птиц, сможете нам помочь?
Расскажите, что это за птицы? Чем их можно кормить?
Мы отправили вам их фотографии.
С нетерпение ждем ответ.
Фиксики»
Фиксики отправили нам фотографии этих птиц по почте, но письмо выпало из почтового ящика, фотографии рассыпались и их запорошило снегом.
Поможем Фиксикам? Согласны?
(идем в кабинет)
Здесь снежок уберем и соберем фотографии.
Возьмите трубочки и подуйте на снежинки/дети дуют и находят под снежинками конверты/
Вот фотографии, которые нам прислали Фиксики.
/Дети берут по конверту открывают и смотрят что же в конверте /
/В конверте разрезные картинки/
Соберите и узнаем, что же изображено на картинке /дети собирают картинки и получается изображение птицы.
Ребята, а как мы можем отправить информацию Фиксикам о птицах? (ответы детей) ( отправим видео -рассказ)
Предлагаю снять видео: рассказать все, что знаем об этих птицах. Мы сделаем фото и видео и отправим Фиксикам.
Логопед: Ребята, а какие птицы у вас на картинке? /дети называют птиц /
Логопед: Какие это птицы? Как назвать их одним словом?
Дети: /ответы детей/
Логопед: Почему их так называют? /ответы детей/
Логопед: Расскажите о своей птице /дети описывают свою птицу/
Описательный рассказ о птице /развитие связной речи/ (рассказ о птице по мнемотаблице)
Снегирь, синица, ворона.
Ребята, а сколько слогов в названии этих птиц.
«Разделите на слоги» /совершенствование навыка слогового анализа слов/отстучать мячом)
Предлагаю подробно рассказать о птицах: че они схожи с человеком и с животным.
Игра: «Доскажи словечко»
У человека нос, а у птицы…/клюв/
У человека руки, а у птицы/ крылья/
У животных шерсть, а у птиц. /перья/
У животных лапы, а птицы. /лапки/
Что общего в строение всех птиц? /два крыла, две лапки, хвост, перья/
Но зимующие птицы ведь чем- то отличаются друг от друга?
Чем? / величиной, формой, цветом/
Ребята, зимующие птицы бывают самые разные. Вот, например:
Игра: «Скажи наоборот»/упражнять в подборе антонимов/
Воробей маленький, а ворона /большая/
У дятла толстый клюв, а синицы /тонкий/
Есть большое перо, а есть перышко и т.д.
Клюв
Хвост
А каких зимующих птиц вы еще знаете?
Есть птицы, которые у нас круглый год живут. Назовите этих птиц.
А есть птицы, которые прилетают к нам только зимой, какие это птицы?
Зимующие птицы, которые живут только в лесу. Какие это птицы?
Думаю, Фиксикам понравится наш видеоматериал, вы так много знаете о зимующих птицах.
Покажите на пальцах, кто у нас остался зимовать:
Пальчиковая гимнастика «Птички» /развитие тонкой моторики/
Зимовать у нас остались
Дятлы, совы, воробьи,
Сойки, голуби, синицы;
Прилетели снегири.
Покажем схематичное изображение зимующих птиц Фиксикам. Обведите птиц и заштрихуйте хвост.
А хотите превратиться в снегирей?
«Вокруг себя повернись в снегиря превратись»
Подвижная игра «Снегири»/Координация речи с движением/
Вот на ветке, посмотри,
В красных майках снегири.
Распушили перышки,
Греются на солнышке.
Головой вертят,
Улететь хотят,
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью
Превращаемся обратно: «Вокруг себя повернись и в ребенка превратись»
Холодно и голодно птицам зимой.
Как вы думаете, что страшнее для зимующей птицы холод или голод?
Конечно же голод. А почему вы так думаете?/ответы детей / птицам трудно найти корм, поэтому птицам надо помогать. А как люди заботятся зимой о птицах? /ответы детей/
Чем мы можем подкормить птиц?/ответы детей/
Игра: «Кто обедал в птичьей столовой?» Положила я в птичью кормушку ягоды рябины. Прилетели маленькие птички, хлеб склевали, а ягоды рябины не трогают Кто это? /Воробьи/ Положила кусочек сала.
Прилетели другие птицы, грудка у них желтая, маленькие птички и все склевали. Кто это?/Синицы/
Ласковое слово, что солнышко. Зимующих птиц можно согреть ласковыми словами. Назовите птиц ласково.
Игра: «Назови ласково» /закреплять умения образовывать имена существительные с уменьшительными ласкательными суффиксами/
Воробей-воробушек, синица-синичка снегирь-снегирек, черное перо- черненькое перышко, серое крыло -серенькое крылышко.
Ребята, вы знаете, что птицы умеют разговаривать? Каждая птица подает свой голос.
Игра: «Кто как голос подает?»/закреплять глагольную лексику/
Как подает голос воробей?
-Чик-чирик-Что он делает? /чирикает/
-Как подает голос ворона?
-Кар-кар-Что она делает? /каркает/
Голубь -../воркует/, синица -../тинькает/, воробей-.. /чирикает/,
Ворона -../каркает/, сорока../стрекочет/, сова-../ухает/
Ребята, Фиксики могут узнать зимующих птиц по их характеристикам:
Речевая игра с мячом: «Скажи одним словом» / закреплять умение образовывать сложные слова/
Предлагаю поиграть с мячом и дать характеристику каждой птице:
Если у сороки белый бок, /какая она? / белобокая
Если у воробья короткий клюв,/ какой он? /короткоклювый
Если у синицы желтая грудка /какая она? / желтогрудая
Если у вороны черные крылья /какая она? / чернокрылая
Если у снегиря красная грудка /какой он? / красногрудый
Если у совы большие глаза /какая она? / большеглазая
Рефлексия
Ребята, у нас получилось столько видеоматериалов, что Фиксикам будет сразу понятно, какие есть зимующие птицы, и они их легко узнают. В сопроводительном письме мы укажем, что мы в нашем видео сняли:
Вспомните, что мы сняли на видео сегодня? ( дети отвечают: как можно помочь птицам зимой, какие зимуют птицы в лесу, части тела птиц, что они едят, как голос подают ).