Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей» города Ишима.
Воспитатель, Дементьева Жанна Сергеевна
Тема образовательной деятельности: Сказочная история посредством Речевого куба.
Образовательная область: Речевое развитие
Возраст детей: 6-7 лет
Цель: Развитие связной речи детей через сочинение сказки с использованием Речевого куба.
Задачи:
- познакомить детей со способами придумывания сказочной истории с помощью Речевого куба;
-развивать умение связно, последовательно излагать содержание сказки, используя распространенные предложения; способствовать развитию речевой активности;
- воспитывать доброжелательность, отзывчивость, желание прийти на помощь, стремление достичь результата.
Методы и приёмы:
- игровой;
- словесный;
- наглядный;
- практический.
Оборудование: Комплект речевых кубов, карточки для изображения схем, маркеры, видеокамера.
Образовательные задачи занятия | Содержание этапов занятия | Методы и приёмы | |||
1.Организационный этап | |||||
Подготовить детей к деятельности. Создать комфортную психологическую атмосферу для детей к общению. | Круг приветствия (дети сидят на ковре в круге) - Здравствуйте, ребята! - Меня зовут ….. - Я рада, что мне посчастливилось прийти сюда, в ваш уютный детский сад и познакомиться с вами. - Для вас я принесла разноцветный кубик - помощник. Он поможет нам вспомнить, что-то интересное и поделиться этим друг с другом. - Предлагаю вам, передавать его, найти цвет, глядя на который, вы вспоминаете, что-то приятное и расскажите нам об этом. - «Когда я смотрю на желтый цвет, то сразу думаю о солнышке. И мне становится радостно!» (Дети передают друг другу кубик и вспоминают о том, что связано с выбранным цветом). Возможные ответы детей: - Фиолетовый цвет мне напоминает цветущую фиалку. - Глядя на голубой цвет, сразу представляешь небо в ясную погоду. - Синий цвет – это цвет глубокого океана. - Смотришь на оранжевый цвет, и хочется апельсин. -А зеленый цвет это мягкая трава. В: Кубик нам помог больше узнать друг о друге. Когда вы вспоминали что-то приятное, я заметила, что у вас была улыбка на лице, вы говорили с нежностью в голосе. И мне показалось, что у вас замечательное настроение! Хочу вам пожелать, чтобы вы сохранили его на протяжении всего дня! | Ритуал приветствия. Подготовка детей к общению (круг настроения) | |||
2. Этап подготовки детей к работе на основном этапе | |||||
Обеспечить игровую мотивацию. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, желание прийти на помощь. | Мотивация: В: Вы ничего необычного не заметили, когда передавали друг другу кубик ? Что – то внутри шуршит! (Расстёгиваем замок на кубике и достаём записку – письмо). «Здравствуйте, дорогие девочки и мальчики! Пишут вам дети из театральной студии. Мы готовим детские спектакли по мотивам разных сказок. Все известные сказки мы уже обыграли. А нам хочется новую сказку, никому не известную. И вот нам посоветовали обратиться к вам за помощью, чтобы вы придумали для нас сказочную историю». В: Как нам быть? Что делать? Как мы будем помогать? Д: Помочь детям из театральной студии и придумать для них новую сказку. В: А когда мы придумаем сказку, как о ней узнают дети, которые к нам обратились за помощью? Д: Мы напишем им письмо. В: А какое письмо быстро доходит до адресата? Д: электронное письмо, снять на видеокамеру и отправить по эл. почте. | Сообщение цели в виде проблемного задания | |||
3. Этап усвоения новых способов действий и первичной проверки понимания изученного | |||||
Развивать у детей умение связно, последовательно излагать содержание сказки, используя распространенные предложения с выбранным словом. Способствовать развитию речевой активности детей. Воспитывать стремление достичь результата. | В: Чтобы придумать интересную сказку нам может помочь Большой Волшебный куб. А волшебный он потому, что богат подсказками! (Дети подходят к Большому кубу и рассматривают его.) - Рассмотрите куб.Какой он? (разноцветный, большой, красивый, яркий). - Это куб – сказка! -Вы знаете, из каких частей состоит сказка? Д: Начало, середина, конец. В: У куба – сказки тоже есть начало, середина и конец. (Воспитатель показывает на кубе и рассказывает, что верхняя желтая грань – это начало сказки; середина сказки это четыре боковых грани – зеленая, оранжевая, синяя и голубая; а нижняя грань – это конец сказки.) В: Кто скажет нам, какими словами обычно начинаются сказки? Д: Жили – были; В некотором царстве, в некотором государстве; Не на небе, на земле… В: Саша, замечательно, что ты вспомнил! Оля, и ты верно подметила! Дима, ты предложил интересное начало! В: А какое начало мы возьмём для нашей сказки? (Дети предлагают вариант начала сказки) Н-р: Жила была….. В: Вы все согласны с таким началом сказки? В: А какой герой будет жить в нашей сказочной истории, мы узнаем, воспользовавшись жёлтым кубом - подсказкой, который находится внутри большого куба. ( Воспитатель достает желтый куб, на гранях которого прикреплены картинки с героями сказок.) В: Рассмотрите, кто изображен на гранях куба? Как, одним словом, можно назвать этих героев? Д: ответы детей. В: Да, это положительные герои. Вы точно подметили! В: А кого из героев вы бы хотели выбрать для сказки? (Дети предлагают разные варианты.) В: Чтобы мы не спорили, давайте бросим желтый кубик, и какой герой окажется на верхней грани, тот и будет жить в нашей сказке. (Дети бросают желтый кубик. Например, верхняя грань нам показала Медвежонка. Дети открепляют картинку с медвежонком от желтого кубика и прикрепляют её на середину желтой грани Большого куба.) В: Вот и начинается наша сказка. Кто желает начать сказку, придумав красивые предложения с этим словом? (Один ребенок берет в руки маленький кубик - помощник начинает: Жил – был в лесу Медвежонок Топтыжка.) В: Какой по характеру мог быть Топтыжка? (Веселый, ленивый, дружелюбный….) В: Предложите, что любит делать Топтыжка? (Есть малину, гулять по лесу, кувыркаться.) В: Кто, что предложил, то и зарисует схемой на пустых карточках. В: Что значит, зарисовать схемой? В зарисовке схем можно использовать геометрические фигуры, цифры, буквы и т.д.) (Дети проходят к столу для изображения схем – действий.) Выбранное действие, прикрепляют к жёлтой грани Большого куба. В: Начало нашей сказки готово. Кто желает его нам рассказать? Жил – был в лесу медвежонок Топтыжка. Он был веселый. Топтыжка любил собирать малину. В: Саша, это интересное начало. Ты придумал красивые предложения! В: - И вот однажды! С этих слов я предлагаю начать придумывать середину сказки… В: А, какое приключение с ним произошло, мы узнаем, обратившись к Волшебному кубу с подсказками. (Воспитатель достает из Большого куба кубик с отрицательными героями. Дети рассматривают картинки с героями.) В: Какими словами мы назовём этих героев? Д: Это отрицательные герои. В: Какие поступки они совершают в сказках? Д: Зло, мешают главным героям. В: Хорошо, вы правильно подметили! (Дети, по аналогии выбирают отрицательного героя, прикрепляют к грани Большого куба, соответствующего цвета.) В: Придумайте красивое предложение, начиная словами: И вот однажды…(увидел Топтыжку Бармалей.) В: Что могло произойти после их встречи? Д: Бармалей забрал малину у Медвежонка. Заманил Топтыжку в самую чащу леса. И Топтыжка заблудился. В: Молодцы, ребята! На мой взгляд, у нас получается интересная сказка! В: И что же стал делать Топтыжка? (Он стал звать на помощь.) В: А как он это делал? Д: Ау! Помогите! В: Кто хочет продолжить сказку? (Воспитатель даёт кубик – помощник тому ребенку, который продолжает сказку.) В: Как вы думаете, кто может помочь Медвежонку? (Ответы детей) В: Конечно вы правы! Я рада, что вы такие сообразительные! В: Ваши ответы может дополнить наш Волшебный куб с подсказками. (Воспитатель достаёт из Большого куба кубик с героями – помощниками. Дети по аналогии выбирают героя помощника. Прикрепляют его на грань Большого куба.) В: Как может помочь Медвежонку Конёк – Горбунок? В: Кто расскажет нам? (ребенок, взяв маленький кубик – помощник рассказывает) Д: Услышал зов о помощи Конёк – Горбунок и примчался к Топтыжке. Сел Топтыжка на Конька – Горбунка и помчались они из леса. В: Вот и близок конец сказки. В: А какой обычно бывает конец в сказках? (добрый, счастливый) В: Как бы вы хотели, чтобы закончилась наша сказка? Д: Конек – Горбунок довез Медвежонка домой. И пообещал Топтыжке, что накажет Бармалея. В: Я вам предлагаю нарисовать конец сказки. (схема) (дети рисуют схемы и прикрепляют на Большой куб, фиолетовую грань – конец сказки) В: Кто знает, какими словами обычно заканчиваются сказки? Д: Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец! Жили они долго и счастливо! И я там был, мёд пил, по усам бежало, а в рот не попало! В: Кто расскажет конец сказки? В: А какое название мы придумаем к нашей сказке? Д: «Приключение Медвежонка Топтыжки» | Игровой (деятельность с кубом) Словесный (вопросы развивающего характера) Наглядный (куб с дидактическим материалом) Практический (моделирование) | |||
4. Этап применения новых знаний, способов действий | |||||
Помочь детям обобщить полученные умения в составлении связанного рассказа с использованием дидактического пособия. | В: Ребята, предлагаю вам присесть на коврик. (Звучит мелодия «В гостях у сказки») В: Я включу видеокамеру. -Кто желает рассказать сказку, которую мы сочинили?(2-3 ребенка рассказывают, воспитатель снимает видео) В: Ну что, ребята, отправляем электронное письмо? | Наглядный (куб с дидактическим материалом) | |||
5. Этап подведения итогов и рефлексия | |||||
Помочь самостоятельно проанализировать свою деятельность, чувства. | В: Что нам помогло придумать сказку? В: Алеша, тебя чему научил Волшебный куб? В: Катя, а тебе легко или трудно было придумывать сказку? Почему? Как ты преодолевала трудности? В: Дима, как ты чувствовал себя когда придумывал сказку? Почему? В: Оля, с каким настроением ты играла? Приходит от детей театральной студии ответ. Воспитатель озвучивает его детям. В: Ребята, вы такие молодцы! У нас все получилось! Такую замечательную сказку мы с вами придумали! А в этом нам помог Волшебный куб, хорошее настроение, ваша сплоченность, ваш талант к сочинительству сказочных историй! А главное мы помогли тем, кто попросил нас о помощи. И сказка у нас получилась новая, не похожая на остальные! На память о нашей встрече я хочу подарить вам в группу набор Кубиков, который поможет придумывать новые сказки. Желаю Вам успехов! | Словесный (вопросы) |