ЯНАО, г. Ноябрьск
МБОУ СОШ № 3
учитель химии Калач А.В.,
учитель географии Желнина Я.В.
Тема урока: «Алюминий»
Класс: 9 класс
Цель: формирование знаний учащихся по производству алюминия, его физических и химических свойств и размещение предприятий производства алюминия на территории России.
Задачи:
Обучающая:
- познакомить учащихся с сырьевой базой для алюминиевой промышленности и особенностями производства алюминия;
- определить факторы размещения предприятий алюминиевой промышленности на территории России;
- выявить проблемы и перспективы развития отрасли;
- создать условия для исследования учащимися физических и химических свойств алюминия на основе строения его атома;
Развивающая: продолжить развитие умений анализировать статистические данные, сопоставлять факты, способности самостоятельно приобретать знания и применять их на практике в условиях новых учебных задач.
Воспитательная: способствовать мотивации повышения успешности совместной работы, сотрудничества, проявлению коммуникативных свойств, воспитывать экологическую культуру.
Тип урока: получение новых знаний.
Вид урока: интегрированный урок географии и химии с использование ИКТ-технологий, проблемного обучения.
Методы и приемы: словесный, наглядный, исследовательский, продуктивное чтение
Формы: фронтальная, групповая
Оборудование: мультимедийное оборудование, оборудование и реактивы для проведения опытов, коллекция «Продукция алюминиевой промышленности, атлас 9 класс, учебники химии и географии 9 класс, раздаточный материал, презентация «Алюминий», видеоматериал.
Планируемы образовательные результаты:
-находить на карте месторождения бокситов, нефелинов, глинозема – сырья для алюминиевой промышленности и центры производства алюминия в России;
- давать характеристику физических и химических свойств алюминия;
- оценивать значение алюминия для развития экономики страны;
- использовать полученные знания в повседневной жизни и для соблюдения норм экологического поведения.
Ход урока
Я вам сейчас расскажу об интересном событии, которое произошло почти два тысячелетия назад. Однажды к римскому императору Тиберию пришел незнакомец. В дар императору он преподнес изготовленную им ЧАШУ, очень красивую, блестящую. Мастер поведал, что этот никому не известный материал он сумел получить из глинистой земли. Император был очень богат, в его казне хранилось очень много драгоценностей и золото. Боясь, что новый металл с его прекрасными свойствами обесценит хранившиеся богатства, император велел казнить мастера, а его мастерскую разрушить.
Решите анаграммы и исключите лишнее
Ддрооов (водород) Леруогд (углерод) Нмийекр (кремний) Иксолодр (кислород) Лйминиаю (алюминий) Дать время детям самим решить, заслушать ответы и только потом проверочный слайд |
Ответ: металл – алюминий, остальные – неметаллы
3. Тема: Алюминий работа по картам (учитель географии)
Ребята, у вас на столах у каждого лежит интеллект-карта. По мере поступления вам информации, заполняйте ее.
4. Рассмотрение темы.
4.1 Строение, состав, свойства (учитель химии)
Ребята, используя периодическую систему химических элементов давайте определим состав, строение и свойства атома алюминия (проговариваем устно, записываем в карту)
2е 8е 3е
4.2. Нахождение в природе (Учитель химии)
Алюминий по распространенности в природе среди всех элементов занимает 3 место после кислорода и кремния, и 1 место среди металлов. В природе встречается только в виде соединений.
В основном он сосредоточен в минералах, называемых алюмосиликатами
К их числу относятся как обыкновенные глины и слюда, так и замечательные драгоценные камни, такие как гранат, берилл, топаз, РУБИН, АЛЕКСАНДРИТ
Я предлагаю вам ознакомиться с коллекцией важнейших минералов алюминия, имеющими промышленное значение
Бокситы - алюминиевая руда, это сырье для получения глинозема (Al2O3 . пH2O);
Криолит Na3AlF6 – гексафторалюминат натрия – природный фторид, используют в процессе электролитического получения алюминия, нагревая до 1010 С0 в расплаве криолита растворяют оксид алюминия для последующего электролиза.
Каолинит (Al2O3 . 2SiO2 2H2O – важнейшая составная часть глины);
Запишите формулы и названия в свои карты
На Земле во многих странах активно используют этот химический элемент, но…. (далее учитель географии)
4.3. Распространение (учитель географии)
АI- по РАСПРОСТРАНЕННОСТИ в природе среди всех элементов занимает 3-е место, а в земной коре – 1-е.
АI в чистом виде в природе НЕ встречается, только в виде соединений.
В основном он сосредоточен в минералах, называемых – АЛЮМОСИЛИКАТАМИ
К их числу относятся как обыкновенные глины и слюды, так и драгоценные камни – ГРАНАТ, БЕРИЛЛ, ТОПАЗ
НО в промышленности БОЛЬШЕЕ значение имеют - БОКСИТЫ или АЛЮМИНИЕВЫЕ РУДЫ
Задание:
- Давайте рассмотрим, где распространены АL-руды в мире?
( атлас 10 класс)
БОКСИТНЫЙ ПОЯС
- Какие страны обладают запасами этих руд?-выпишите
(карта мира -ПОЛИТИЧЕСКАЯ)
- А где в России имеются запасы АL-х руд?
Выпишите субъекты – богатые бокситами?
Место Росси в мире по запасам и добыче Алюминиевых руд?
ТАБЛИЦА: ЗАПАСЫ – ДОБЫЧА - ПРОИЗВОДСТВО
-7 апреля 2023 г. ЯПОНИЯ ввела САНКЦИИ на ввоз алюминия и алюминиевой продукции в РОССИЮ! – Стоит ли беспокоится нашей стране – обоснуйте ответ (ответ учеников)
4.4. Физические свойства (учитель химии)
Ребята, а кто-нибудь из вас знаком с предметами, в состав которых входит алюминий
Рассмотрите образцы алюминиевой фольги, проволоки, пластины, банки, ложки. Опишите физические свойства алюминия, используя наблюдения по плану. Выявите закономерности между свойствами и областями применения. Запишите в свои карты.
Техника безопасности (электрический ток и теплопроводность)
Вывод. Пластичность, мягкость, легкость, эти качества редко встречаются вместе, и это уже является уникальностью для алюминия.
4.5. Применение (учитель географии)
А в каких отраслях промышленности используют столь уникальный металл? (Посмотрите внимательно видеоматериал и запишите в свои интеллект-карты все отрасли)
ВИДЕО
Т.о. мы видим, что алюминий используется во многих областях народного хозяйства И ЯВЛЯЕТСЯ ГЕНИАЛЬНЫМ
4.6. Химические свойства (учитель химии)
В алюминиевой посуде мы кипятим воду, готовим пищу, и никаких видимых изменений с посудой не происходит. Получается, что даже при нагревании ни кислород, ни вода не взаимодействуют с алюминием. А все дело в том, что алюминий покрыт оксидной пленкой, которая его и предохраняет от дальнейшего разрушения. Эта пленка очень прочная, температура ее плавления 2050 °С.
Если взять активный алюминий, то на воздухе он вступает в реакцию с кислородом с образованием_________Запишите на доске это уравнение реакции 4 Al + 3O2 = 2 Al2O3Запишите в свои карты
Но, оксидная пленка разрушается и при взаимодействии с кислотами и со щелочами
Давайте рассмотрим эти два опыта: Так как работать будем с кислотами и со щелочами, то необходимо соблюдать осторожность при выполнении опытов. Если пролили на открытые участки тела, сообщите учителю:
Приступаем к выполнению работы.
В двух пробирках находятся по 1 грануле алюминия.
В первую пробирку добавьте 1 -2 мл. соляной кислоты
Во вторую пробирку добавьте 1 -2 мл. гидроксида натрия
1). Что наблюдаете в первой пробирке? Выделение газа. Какого? Составьте уравнение химической реакции в своих картах.
(у доски пишет ученик уравнение реакции) 2Al + 6HCl = 2 AlCl3 + 3H2↑
2). Что наблюдаете во второй пробирке? Выделение газа. Какого? А что еще образуется? (Ребята говорят что не знают…..)
(у доски пишет учитель только СХЕМУ
Al + NaOH + H2O = Na[Al(OH)4] + H2↑
Образуется Тетрагидроксоалюминат натрия – комплексная соль черного цвета.
Ребята, это уравнение не уравняно, поэтому, одним из д/з вашим будет попробовать уравнять это уравнение реакции.
Не забываем записывать уравнения в свои карты
Сделайте вывод Мы увидели, что алюминий реагирует как с кислотами, так и со щелочами, проявляя в зависимости от условий как основные, так и кислотные свойства, проявляя амфотерные свойства. Значит, алюминий – амфотерный металл и обладает защитной оксидной пленкой. И в этом, еще его уникальность
4.5. Производство алюминия (учитель географии)
-Мы поняли, что метал в чистом виде в природе не встречается, он обладает уникальными свойствами, при которых разрушить оксидную пленку сложно – и ПРОИЗВОДСТВО AL – НЕ ИЗ ЛЕГКИХ и НЕ из ДЕШЕВЫХ УДОВОЛЬСТВИЙ
СЛАЙД-СХЕМА ПРОИЗВОДСТВА алюминия
(Впишите этапы производства АL в интеллект-карту)
- ИТАК! ПЕРЕД ВАМИ КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ состоящий из 99% АL
(ФОЛЬГА)
Задание:
-Определите КОМПАНИЮ, ПРОИЗВОДЯЩУЮ AL фольгу – РУСАЛ
СЛАЙД О КОМПАНИИ - ЗАВОДЫ
- КАК вы думаете, почему она называется САЯНСКАЯ?
(ПРОИЗВОДИТСЯ благодаря Саяно-Шушенской ГЭС – мощной)
ФАКТ – ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА? - ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ
- А почему тогда ПРОИЗВОДЯТ фольгу в г. Дмитров Московской области? –
-Какие главные факторы производства?
-ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ
-СЫРЬЕВОЙ
4.6. Закрепление (учитель химии)
Можно ли нагревать?
Можно ли хранить продукты?
Какие нельзя?
Какие свойства позволяют использовать фольгу в быту?
Где в жизни мы используем алюминиевую фольгу?
МЕНДЕЛЕЕВ А знаете ли вы, что в 1889 году в Лондоне английская группа ученых Д.И. Менделееву за его выдающиеся открытия в области химии подарили весы, одна чаша которых была сделана из золота, а вторая — из алюминия. В XIX веке алюминий считался очень ценным материалом: его продавали почти в два раза дороже чем золото. Прошло 130 лет, алюминий научились изготавливать в промышленных масштабах, и сейчас мы можем пойти в магазин и без проблем купить газировку в алюминиевой банке — металл стал общедоступным.
Д/з