Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Патриотическое Воспитание Детей 4 – 5 Лет Посредством Проектной Деятельности»

Цель исследования - описать и проанализировать деятельность педагога по патриотическому воспитанию детей 4 – 5 лет посредством проектной деятельности. Задачи исследования 1. Изучить психолого – педагогические особенности развития детей в возрасте от 4 до 5 лет. 2. Обосновать, что патриотическое воспитание является одной из задач образовательной области «Познавательное развитие». 3. Изучить и описать методику патриотического воспитания детей 4 – 5 лет посредством проектной деятельности. 4. Описать реализацию проекта «Чтобы помнили».

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Детский сад Колокольчик»

«Патриотическое Воспитание

Детей 4 – 5 Лет Посредством Проектной Деятельности»

ИСПОЛНИТЕЛЬ: воспитатель

Вылегжанина А.Д.

Содержание

Введение

Государственная и общественная потребность в патриотическом воспитании граждан зафиксирована в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», которая является обновлённым вариантом раннее принятых программ, сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан. Одним из приоритетных направлений в деятельности общеобразовательных учреждений признается патриотическое воспитание подрастающего поколения.

В этих условиях стала очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма, как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого образовательного учреждения.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (2013 г.) одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В ФГОС ДО ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Нынешние дети скоро станут полноправными гражданами страны и за ними её будущее, поэтому патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из актуальных проблем образования и политики России.

Объект исследований – процесс формирования патриотических чувств у детей 4-5 лет.

Предмет исследования – организация проектной деятельности с детьми 4 – 5 лет.

Цель исследования - описать и проанализировать деятельность педагога по патриотическому воспитанию детей 4 – 5 лет посредством проектной деятельности.

Задачи исследования

Методы исследования: теоретические – анализ научной, учебно – методической литературы и нормативно – правовых источников по исследуемой проблеме; сравнение; обобщение.

Практические – наблюдение; анализ продуктивной деятельности детей; графическая обработка результатов исследования; анкетирование; метод беседы; математическая обработка результатов исследования.

Методологические основания исследования

В большинстве федеральных комплексных программ до сих пор нет специально выделенного раздела по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Задачи нравственно-патриотического воспитания решаются в них в обобщенном, социально ориентированном виде: как задачи формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач учреждения дошкольного образования. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, Г.Н. Волков, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. В наше время этой проблемой занимаются Л.А. Кондрыкинская, Н.Г. Комратова, Е.Ю. Александрова, Ю.М. Новицкая, Н.В. Алешина, А.А.Зеленова, JI.B. Логинова, М.Д. Маханева и другие.

Так, в работах Т.Н. Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие «воспитание патриотизма» не используется; в исследовании С.Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; Т.Е. Комарова, Т.А. Ротанова, В.И. Логинова, Т.Н. Бабаева, Н.А Ноткина, О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Е.В. Пчелинцева, Л.Е. Никонова, Е.И. Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. 

Академик Д.С. Лихачёв отмечает, что «воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Н.В. Алешина, поддерживая теорию С.А. Козловой, отмечает, что полюбить можно то, что знаешь, «чтобы воспитать в детях любовь к своему народу, необходимо им дать знания …», «Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка».[1] Н.В. Алешина обращает внимание на то, чтобы полученная дошкольниками информация затронула не только их ум, но и душу.

Для решения проблемы патриотического воспитания в педагогической практике, ориентированной на решение задач, поставленных ФГОС ДО, необходимыми оказываются новые технологии, в том числе проектная деятельность как часть комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.

База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа «Детский сад № 53», 23 воспитанника средней группы, 37 родителей.

На предварительном этапе исследования в ходе бесед, наблюдений за детьми в процессе игры отметила, что 14 детей не знали о празднике Дне Победы, о ветеранах, кто такие защитники. С родителями провела анкетирование, в ходе которого выяснилось, что детям не рассказывали о Великой Отечественной войне. Родители думали, что еще рано рассказывать, книг нет, фильмы и сами не смотрят, на митинг ходят, детей берут. Многие родители отвечали, что у них нет родственников, кто воевал или был в тылу. Также выяснилось, что у некоторых детей в родне есть участники, хранятся предметы, фото, письма. Но большинство родителей считают, что надо эту работу проводить и высказали, что помогут в реализации проекта и работа началась.

Глава 1. Теоретические аспекты патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

В период дошкольного детства формируются основные индивидуально-психологические особенности ребенка, описанные в работах Белкина А.С. [2] и Выготского Л.С. [10], создаются предпосылки формирования социально-нравственных качеств личности.

Для этой стадии детства характерны:

Для педагога важно учесть именно те особенности психофизического развития, которые определяющим образом сказываются на готовности, возможности ребенка включиться в социальный процесс, приобрести гражданские и общечеловеческие качества.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развивается ловкость, координация движений.

Восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают 5-6 предметов или картинок. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение. Решающую роль в развитии памяти играет возникновение специальных мнемонических действий, с помощью которых ребенок пытается управлять запоминанием (движение рук, пальцев, предметов, символов, обозначений).

Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Речь становится предметом активности детей. Формирование активной речи служит основой развития не только мышления и психики в целом. Обычно принято считать развитие речи основой мышления. Однако следует учитывать и взаимообусловленность этих процессов.

В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Используют обобщенные слова, профессии людей, части предметов. Пересказывают знакомые сказки с помощью взрослых. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.

Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес. 

С ребенком необходимо говорить как с взрослым, но оперируя тем запасом слов и мыслей, которые доступны ему, и самое главное - побуждают идти за взрослым, запомнить речевые модели как нечто важное, жизненно необходимое.

В игровой деятельности детей от 4 до 5 лет появляются ролевые взаимодействия. Игровые действия начинают выполняться не ради самих игр, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. В центре внимания ребенка оказываются отношения людей, связанные с конкретными предметными действиями, благодаря которым дети усваивают человеческие взаимоотношения. Здесь впервые появляется лидерство.

Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения.

Развитие эмоционально-волевой сферы имеет несколько этапов:

У ребенка возникает потребность достичь ситуации успеха. Стремление избежать ситуации неуспеха связано с мобилизацией усилий, воли. Чем чаще возникает ситуация преодоления, чем больше надежды на успех, тем интенсивнее идет процесс формирования воли. Решающее значение в формировании воли имеет осознание ребенком противоречия между желанием достичь цели и реальными возможностями.

Педагогу важно обеспечить разумное сочетание отрицательных и положительных эмоций, учить ребенка психологическим механизмам управления своими настроениями.

Формирование первоначальных нравственных представлений. Формирование элементарных представлений о добре, зле, красивом, некрасивом, хорошем, плохом. Особенности этих представлений:

отражают нравственные оценки взрослых, но лишь в соприкосновении с конкретными поступками окружающих, прежде всего сверстников;

Нравственные представления дошкольников в основном ритуальны. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («пожалеть», «поделиться», «заступиться», «подарить», и т. п.). Это означает, что в формировании нравственных представлений у дошкольников особая роль принадлежит выработке навыков дисциплинированного, гуманного, культурного поведения. Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью операций по их выполнению, - они окажутся бесполезными.

Таким образом, процесс формирования первоначальных нравственных представлений у дошкольников имеет следующую логику: выдвижение образца, действие по образцу, состояние эмоционального комфорта, повторение образца, выработка ритуального стереотипа, ощущение (еще не понимание!) социальной значимости ритуальных действий, возникновение потребности опираться на них в сходных ситуациях.

Отсюда педагогическое правило: нравственные представления не закладываются взрослым в голову ребенка, они формируются в его сознании на основе определенной последовательности поступков, умело направленных взрослыми.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства.

Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. 

В содержании стандарта дошкольного образования (ФГОС) отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника, ставится задача формирования первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.

Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям. Поэтому главная задача ДОУ – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле; формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны; воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице; формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

В общеобразовательной программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, воспитание патриотических чувств является задачей ознакомления с социальным миром образовательной области «Познавательное развитие.

Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной.

Н.В. Микляева [10], рассматривая опыт народной педагогики, обращает внимание на этапы, которые следует учитывать при осуществлении патриотического воспитания детей в условиях семьи и образовательного учреждения — детского сада и школы.

Первый этап — инстинктивный патриотизм, где Родина и семья воспринимаются ребенком как единое целое, где семья выступает объектом, а Родина — фоном. А.Н. Острогорский не без основания высказал убеждение в том, что, несмотря на инстинктивный характер восприятия детьми педагогического влияния взрослых, используемых ими методов патриотического воспитания, важное значение на данном этапе имеет уровень общения и педагогической культуры взрослых: «Родители в раннем детстве сеют то, плоды чего они собирают позже, в годы юношества и начала зрелости».

Второй этап — потребность в любви к ближним. Воспитывают ее, как отмечал П.Ф. Каптерев, особые «органы семейного воспитания»: родители, родственники, все люди, которые окружают ребенка с рождения. Е.Н. Водовозова рассматривала активное участие ребенка в жизнедеятельности семьи как необходимое условие, при котором он научится сначала любить свою семью, а затем — Отечество, будет способен жертвовать собственными интересами ради ближних.

Третий этап — дифференциация физического и социального окружения, осознание своей привязанности к физической среде, т.е. к той местности, где ребенок родился и вырос. В связи с этим перед родителями и образовательными учреждениями встает задача выделения родиноведческого направления, трактуемого К.Д. Ушинским как обучение географии на местном материале, составляющее основу современного краеведения.

Четвертый этап — привязанность к духовной среде: народному творчеству, литературе и искусству, науке и т.д. В этом отношении опыт единства интеллектуальных, эстетических и нравственных переживаний особенно ценен для формирования мировоззрения и сознания ребенка, обогащения его духовного опыта. В.А. Сухомлинскиий писал: «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Пятый этап — воспитание гражданственности как высшего проявления национального самосознания и чувства патриотизма. По словам К.Д. Ушинского, следует особенно обращать внимание на воспитание собственно патриотизма как результата осознания ребенком интересов, истории и культуры своего Отечества. На данном этапе в результате обогащения патриотических чувств историческими и гражданскими понятиями, которые приобретает ребенок, происходит трансформация инстинктивного патриотизма в сознательный патриотизм. Важно, чтобы личностно-значимым для него становилось конкретное дело, непосредственно не затрагивающее его личные интересы.

Шестой этап — изучение историко-культурного развития народов и переход от идеи своего народа и государства к «идее народа и государства вообще». На данном этапе формируется органическая взаимосвязь патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения. Особенностью патриотизма становится исключение вражды к другим народам и готовность человека трудиться для всего человечества, если он может принести ему пользу.

Седьмой этап — активный характер патриотизма, проявляющийся в практической деятельности на благо Отечества. А.Н. Радищев писал, что главная цель любой педагогической деятельности — образование и воспитание нравственных и гражданских добродетелей, воспитание истинного сына Отечества, способного к самоотверженной борьбе с социальной несправедливостью, исполненного чувства человеческого достоинства, непримиримого к любому проявлению зла. Это должны быть настоящие патриоты, активные борцы за свободу и счастье Родины.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельностная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувства в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. Деятельностная сторона жизни человека наполняется непрекращающимся взаимодействием человека с объектами окружающего его мира. Жизнь есть активное взаимодействие с окружающим миром. Взаимодействуя с людьми, миром природы, оперируя предметным богатством окружающего мира, мы выстраиваем нашу непрерывную деятельность, так или иначе, проживая отношения к происходящему вокруг нас, либо внутри нашего духовного личностного пространства. Взаимодействие с объектами окружающего мира создает опыт жизни. Н.Е. Щуркова отмечает, что опыт заменяет человеку норму. Декларация норм, самых высоких, самых красивых, даже таких, которые увлекут детей, остается пустым мечтанием, если она расходится с опытом жизни детей. Опыт жизни складывается «здесь и сейчас», в самом ходе проживаемой жизни. Бессмысленно уповать на будущее, когда человек «потом» приобретет опыт жизни. Поэтому каждый момент организуемой жизни ребенка становиться накоплением жизненного опыта. Для насыщения детей таким опытом, важно правильно выстроить педагогический процесс.

Патриотизм является одним из нравственных качеств личности, которое формируется уже в дошкольном возрасте, и, как любое нравственное качество, оно включает:

Воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа. Родина, Отечество, Единение, Духовность в этих словах, близкие каждому человеку образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу, единение и духовная сущность каждой семьи.

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач.

Основные задачи патриотического воспитания дошкольников

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, труде, быту и т.д. Таким образом, патриота в ребенке воспитывает вся жизнь в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Патриота может воспитать только патриот, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий все для того, чтобы Родиной можно было гордиться… В соответствии с этим неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего эту работу.

М. Д. Маханева [7] выделяет, что каждый педагог, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

Планирование данной работы целесообразно проводить по темам (например, «Моя семья», «мой город» и т.д.). Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы должны повторяться в каждой группе. Изменяются лишь их содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к тем или иным событиям и праздникам, например, Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Следует подчеркнуть, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников наиболее полно осуществляется при комплексном подходе к решению этой проблемы, т.е. включает в себя решение задач не только нравственного, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания. Так, при отборе и систематизации знаний детей необходимо учитывать умственные возможности дошкольников, развитие их мышления, способности к обобщению, анализу и т.д. Эмоционально воспринимать окружающее ребенку помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Искусство помогает детям воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представить то, что им хорошо знакомо.

Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Причем чем интереснее и целенаправленнее педагог организует наблюдение окружающего мира, тем содержательнее становиться детское творчество.

Работа по патриотическому воспитанию детей связана и с их физическим развитием, так как будущие граждане России должны быть сильными, ловкими, здоровыми.

Один из немаловажных факторов патриотического воспитания детей – приобщение их к труду, формирование ответственности за его результат и в этом плане значимость имеет труд детей в природе, их участие в разнообразных природоохранных акциях («Поможем птицам зимой»).

Общеизвестно, что в раннем детстве закладываются все основные качества будущего человека. Формируется первая модель мира – система представлений об окружающей действительности, о самом себе, своих отношениях с окружающими.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу, включающую воспитание у детей любви к родной природе, уважение к людям труда, независимо от их социального происхождения и национальной принадлежности и др. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию. Следует подчеркнуть, что данная система может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Например, рассказывая о родном городе, надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей? с гимном, флагом и гербом государства.

Содержание работы с детьми 4-5 лет

Ознакомление с предметным окружением.

- уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;

- уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми прославившими Россию;

- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;

Ознакомление с социальным миром

- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники) ;

- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;

- Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;

- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;

- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;

Ознакомление с миром природы.

- Воспитание любви к природе родного края;

- Воспитание бережного отношения к родной природе;

- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

1.3. Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольников.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоциональнонравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Задача ДОУ – приобщить родителей к педагогическому процессу, расширить сферу участия родителей в организации жизни дошкольника в ДОУ, создавая условия для творческой самореализации не только педагогов, детей, но и родителей. Основой формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников.

Формы работы с семьей:

Посещение семьи ребенка. Много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.

Рассматривание семейного фотоальбома; воспоминания о близких, прошедших войну; беседа о том, какие фильмы любят смотреть всей семьей, какие читают книги. Поможет понять, как в семье с патриотизмом, с традициями, как чтят старших?

День открытых дверей. Дает возможность познакомить родителей с мероприятиями по патриотическому воспитанию детей в детском саду, традициями, особенностями образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения, предложить акции: георгиевская ленточка, посади дерево Победы. После просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Беседы о патриотизме, (индивидуальные, групповые). Необходимо четко определить цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов, например: «Как рассказать детям о войне?».

Семинары-практикумы. Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков патриотического воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном и др.

Родительские собрания. Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). На них обсуждают задачи, результаты образовательной работы. Целесообразно предусмотреть выступление родителей по обсуждению семейного опыта патриотического воспитания детей.

Совместная экскурсия. Проведение совместных с родителями экскурсий могут планироваться как на будние дни, так и на выходные. На экскурсиях, организованных детским садом не обязательно присутствие родителей всех детей, достаточно того, чтобы все события экскурсии были отражены в фото и/или видео репортаже, которые потом можно размножить для всех семей.

Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в подготовке темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Роль семьи в патриотическом воспитании ребенка», «Приобщение детей к национальной культуре»). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

Нетрадиционные формы работы с семьей:

Семейные клубы. В клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей. Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.

«Родительская почта» и «Телефон доверия» Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет личный пример взрослых. Выражение переживания, слез при чтении художественной литературы, просмотре фильма, встрече с ветеранами; отношение к памятникам, посещение музея, участие в митингах, проектах, почитание родственников. Позиция педагога и родителя, его взгляды, мировоззрение, суждения – один из сильнодействующих факторов воспитания.

Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы. В противном случае одно неосторожное, даже сказанное вскользь, слово может разрушить многое.

Глава 2. Практика на этапе дошкольного детства, опыт работы воспитателя в организации проектной деятельности с воспитанниками средней группы.

2.1. Формы, методы и приемы патриотического воспитания, эффективные для детей 4 – 5 лет.

Формы работы по патриотическому воспитанию

Каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Методы – теоретические, практические, метод проекта.

Кроме этого в работе необходимо использовать такие приемы, как:

Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (костюмы, посуда, орудия и т.д.). Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду.

2.2. Использование проектного метода в организации образовательной деятельности с детьми по патриотическому воспитанию.

В своем исследовании я обращусь к педагогическому словарю, чтобы дать определение «проекту» и «проектной деятельности» в ДОУ.

Проект – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Проектная деятельность – это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат.

Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие оказывается невозможным. В ходе деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи и выбирает оптимальный способ решения. В развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста Е. С. Евдокимовой были выделены три этапа, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, творческих, проблемных методов.

Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Используя метод проектов в работе, необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателя и детей.

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие детской инициативы, свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачамиисследовательской деятельности.

Задачи развития:

Рассмотрим задачи исследовательской деятельности, которые специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте:

– вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

– активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

– формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте:

– формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

– развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

– формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

– развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, Т. А. Данилина, Л.С. Киселева, выделяют четыре основных этапа:

1. Определение цели.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели (к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу), в каких источниках можно найти информацию и пр.)

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта (см. Таблицу 1)

Таблица 1

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Ⅰ этап

(При постановке цели определяется и продукт проекта.)

Ⅱ этап

Ⅲ этап

Ⅳ этап

Презентация.

Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта.

Проектная технология предполагает:

− наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

− практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

− самостоятельную деятельность воспитанника;

− структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

− использование исследовательских методов, т. е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, формулирование выводов и обобщений.

Изучив разные источники, за основу взяла Н.А. Коротковой.

Структура проекта:

Работа над реализацией проекта

Первый этап – проблематизация.

Задача – создать проблемную ситуацию, проблема должна быть актуальной, её разрешение посильно детям, соответствовать материально-техническим возможностям. Один из способов введения в тему связан с использованием модели «трёх вопросов»: 1. Что знаю? 2. Чего хочу узнать? 3. Как узнать?

На данном этапе диалог с детьми способствует не только развитию саморефлексии ребенка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата.

Последовательность работы на данном этапе:

Второй этап – реализация проекта.

Реализация проекта происходит через различные виды деятельности. Задача на данном этапе – создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

Последовательность работы на данном этапе:

Третий этап – презентация проекта.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей.

Задача на данном этапе – создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

Последовательность работы на данном этапе:

Четвертый этап – рефлексия (осознание трудностей, с которыми столкнулись)

При организации проектной деятельности в детском саду я учитываю:

1) Несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности. Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве — она ориентирована на разработанные конспекты, строгую логику перехода от одной части программы к другой и т. п. Проектная деятельность, как отмечалось выше, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм.

2) Неразличение субъектной и объектной позиции ребенка. Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребенок окажется в объектной позиции. В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности.

3) Необходимость формирования субъектной позиции педагога. Проектная деятельность — сложноорганизованный процесс, предполагающий системные преобразования всего педагогического процесса в ДОУ. В первую очередь изменения касаются режима образовательного процесса. Полноценная творческая группа должна реализовывать две основные функции: осуществлять мониторинг проектной деятельности и способствовать формированию личной философии профессиональной деятельности педагогов. Диагностика проектной деятельности подразумевает систематическое отслеживание текущих и промежуточных результатов, а также их оценивание как проблемных или успешных. Формирование личностной философии профессиональной деятельности педагогов в большей мере связано с пониманием собственной роли в организации совместной деятельности с детьми, своего отношения к ситуации, с открытием новых профессиональных возможностей.

Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Рассмотрим классификацию проектов: (см. Таблицу 2)

Таблица 2.

Классификация проектов

по видам

по содержанию

по характеру руководства

по числу участников

по продолжительности

по характеру контактов

В своей практике использую следующие виды проектов:

– исследовательский: полностью подчинен логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

– ролевые, игровые: участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта;

– ознакомительно-ориентировочные (информационные): сбор информации о каком-либо объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с данной информацией, ее анализ и обобщение фактов;

– практико-ориентированные (прикладные): результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников;

– творческие: предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника, детского дизайна.

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому, начиная с младшего возраста, использую ролевые, игровые и творческие проекты.

Тематика проектов касается проблем формирования культуры семейной жизни с учетом интересов и способностей воспитанников. Тема проектов предлагается самими воспитанниками, они ориентируются на собственные творческие, прикладные интересы. В реализуемом проекте тема определилась практической значимостью вопроса, его актуальностью, а именно 70-летием победы в Великой Отечественной войне.

При реализации проектного метода главное – это направленность познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой.

Продукт проектной деятельности для ребенка-дошкольника – видим, ощутим, доступен и актуален. Продуктами проекта выступают фото и видео материалы, описание опытов, макеты, выставки, альбомы, праздники, игры, книга, сделанная в совместной деятельности с взрослым, проектная папка и другое.

Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегративного обучения дошкольников позволяет значительно повысить познавательную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Именно проектный метод делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Для решения задач патриотического воспитания детей, а также повышения творческой активности педагогов и родителей используется метод проектов. Данный метод используется как в познавательной, так и социальной среде. Он объединяет познавательную и социальную среду в единое поле творческого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

Метод проектов выступает как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника с родителями, способа взаимодействия с окружающей средой, поэтапной деятельностью по достижению поставленной цели. Использование проектного метода в воспитательно-образовательной работе ДОУ – это творческое развитие детей в созданном педагогами едином образовательном пространстве. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном», к эвристической и поисковой деятельности. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Проект является содержательной стержневой основой построения образовательного процесса.

В соответствии с принципами отечественной педагогики и требованиями ФГОС детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:

- учет интересов каждого ребенка;

- деятельность детей без принуждения;

- предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;

- совместное с взрослым поэтапное достижение цели;

- тематика из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.

2.3. Реализация проекта «Чтобы помнили» с детьми 4 - 5 лет.

С каждым годом все дальше и дальше уходят от нас те тяжелые для России годы Великой Отечественной войны, утрачивается связь поколений, почти не осталось в живых ветеранов – героев той войны, все меньше остается даже тех, кто был в те годы ребенком. Об этих великих людях, подаривших нам мирную жизнь, мы и наши дети не должны забывать. Мы должны сохранить эту историю и передавать её из поколения в поколение. Именно с этими мыслями и родился проект «Чтобы помнили», направленный на формирование у детей патриотических чувств, основанных на представлениях о Великой Отечественной войне, о ее героях, подвиге народа, о людях, одержавших победу на фронте и в тылу. Данный проект реализуется посредством совместного взаимодействия участников образовательного процесса: дети средней группы, их родители, воспитатель.

Типологическая характеристика:

 по типу объекта проектирования – социально-творческий

 по содержанию - межпредметный,

 по характеру контактов – внутригрупповой,

 по числу участников – коллективный,

 по продолжительности – долгосрочный

Цель проекта: Формирование патриотических чувств

Задачи проекта:

Для детей:

Для педагога:

Для родителей:

Предполагаемый результат:

Дети: Сформировать чувство привязанности к семье, гордости за свою Родину. Понимание, что наша армия – миролюбивая, освободительница.

Педагог: Внедрение активной формы работы с родителями.

Родители: Осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников. Активные и заинтересованные участники проекта.

Продукт проектной деятельности:

Книга памяти «Мы помним – мы гордимся»

Интеграция образовательных областей (см. Таблицу 3)

Таблица 3

Интеграция образовательных областей

Образовательная область «Познавательное развитие»

дать представления о государственном празднике Дне Победы, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики).

Образовательная область «Речевое развитие»

обогащение словаря, развитие свободного общение с взрослыми и детьми в беседе, обсуждении, пересказе отрывка из рассказа; правильное восприятие содержания литературного произведения.

Образовательная область «Социально-коммуникативное»

развитие патриотических чувств, гордости за родственников – героев, уважительного и внимательного отношения к старшим, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Образовательная область «Художественно-эстетическое»

сопереживание персонажам художественных произведений, развитие интереса к изобразительной деятельности.

Образовательная область «Физическое развитие»

развитие и совершенствование двигательных умений и навыков.

1 этап – Вхождение в проблему:

Выяснить, что дети знают о войне, о празднике?

Что хотят узнать?

Где можно узнать, к кому обратиться за помощью?

Большинство детей не знали ничего о войне, какой праздник будет отмечать вся страна. Они интересовались, что за война это была, просили меня рассказать, кто с кем воевал, кто победил. А у кого и где еще можно узнать, ну конечно, у родителей. С помощью наводящих вопросов выяснили, что можно еще узнать из книг и по телевизору. Предложила детям узнать у родителей о родственниках, кто был на войне.

На этом этапе обратилась к родителям о поддержке детей в проекте, предоставлении информации о родственниках в годы Великой Отечественной войны, фотографий тех лет.

На основе детских запросов были запланированы разные виды деятельности.

2 этап – Планирование и реализация проекта.

Познавательно - исследовательская деятельность:

Цель: узнать, как жители Полевского помогали фронту в годы Великой Отечественной войны.

Дети увидели экспонаты военного времени, поучаствовали в боевых заданиях, примерили военную форму (Приложение 1 «Фоторепортаж из музея»);

Цель: привлечь внимание детей к разным жанрам художественных произведений, с помощью которых передана тема Победы.

Цель: пополнение знаний детей о великой освободительной войне, через просмотр презентации «День Победы»; рассматривание книг о войне.

Цель: рассказать детям о памятнике, возложить цветы к стеле в знак благодарности к погибшим воинам; воспитывать бережное отношение к народной памяти, любовь к Защитникам Отечества.

- Пересказ отрывка из рассказа А. Митяева «Мешок овсянки»

- Совместное с детьми сообщение информации о родственниках, участниках Великой Отечественной войны, другим детям.

Художественная литература:

Изобразительная

Двигательная:

Цель: зарядить детей эмоциями.

Игровая:

- дидактические: «Назови свой адрес», «Назови рода войск», «Военный транспорт», «Собери транспорт», «Что для кого?»

- сюжетно-ролевые: Постройки на прогулочном участке – «Корабль», «Пушка».

Цель: активизация двигательной активности.

Взаимодействие с родителями:

3 этап – Презентация проекта: Итоговое мероприятие совместно с родителями «Боевые задания» (Приложение 2), на котором были представлены продукты проекта – сформирована «Книга памяти» (Приложение 3 страницы из «Книги памяти»). За выполнение всех «боевых» заданий, преодолении трудностей, наградой детям стал символ Победы – Георгиевская ленточка.

4 этап – Самостоятельный поход родителей с детьми на митинг, посвященный дню Победы.

Цель: пронаблюдать связь подрастающего поколения с героическим прошлым старшего поколения, ощущение важности праздника, уважения к ветеранам.

Итог реализации проекта: приняли участие 19 детей, 12 семей, педагог.

У 17 детей уровень знаний повысился: имеют представления о празднике Дне Победы, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики), знакомы с произведениями детской литературы;

14 детей проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам;

10 детей проявляют интерес к малой родине, памятникам, к событиям прошлого родного края - обладают начальными знаниями, о том, что полевчане внесли большой вклад в победу нашей страны над фашистами во время Великой Отечественной войны;

12 детей стали уважительнее относиться к пожилым людям, проявляют гордость за близких, участников Великой Отечественной войны;

У детей увеличился словарный запас по теме проекта;

14 детей обладают установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

16 детей проявляют эмоциональную отзывчивость при чтении художественной литературы, переживают эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан;

Дети отражают свои впечатления о малой родине в рисунках, выражают желание в будущем (когда вырастут) защищать Родину от врагов.

У родителей: Заинтересованность в патриотическом воспитании повысилась. Родители стали чаще задавать вопросы, связанные с Великой Отечественной войной, активно участвовали в конкурсах на итоговом мероприятии.

У педагога: формы удались.

Созданы продукты проекта: создана стена памяти «Мы помним – мы гордимся», материалы о близких родственниках, служивших в годы войны, оформлены в «Книгу памяти»; изготовлены дидактические игры: «Кому что нужно?», «Наземный, водный, воздушный»; приобретен наглядно-дидактический материал по теме проекта.

На митинг сходили 15 детей, подарили ветеранам живые цветы, поздравили соседей – тружеников тыла, сказали мне спасибо за проект. Сплотил взрослых и детей.

Чем раньше воспитывать в детях чувства сопереживания, сострадания к тем, кто не вернулся с войны, чувство благодарности к поколению, чьи годы пришлись на военное лихолетье, чувство гордости за народ, стойко переносивший невзгоды войны, за сплоченность, мужество и отвагу, тем более сильное духом поколение мы получим в недалеком будущем.

Заключение

На основании проведенного исследования на тему «Патриотическое воспитание детей 4 – 5 лет посредством проектной деятельности» были сделаны выводы.

Изучив психолого-педагогические особенности развития детей выявили, что дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Дети в этом возрасте любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. 

Обосновав, что патриотическое воспитание является одной из задач образовательной области «Познавательное развитие», можно сделать вывод: патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа.

Данную работу целесообразно проводить при комплексно-тематическом подходе, т.е. включая решение задач не только нравственного, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания.

Систематическое изложение материала сознательно идет от близкого и понятного ребенку к более сложному.

Развиваем патриотические чувства детей на основе расширения их жизненного опыта, а также опыта творческого взаимодействия с детьми у родителей, опыта взаимодействия педагогов с детьми и родителями, и множество других жизненно важных опытов. Поэтому каждый момент организуемой жизни ребенка становиться накоплением жизненного опыта.

Важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Изучив и описав методику патриотического воспитания детей 4 – 5 лет посредством проектной деятельности, можно сделать следующий вывод: использование проектного метода в целях формирования патриотических чувств у дошкольников является весьма действенным и эффективным.

Метод проектирования является средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию

Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Поставленные задачи исследования выполнены, цель частично достигнута, т. к. этот процесс долгий, результаты даст позже, но зернышки посеяны, при хорошем поливе, условиях даст обязательно результат. Я старалась.

Список использованной литературы

Научная электронная библиотека. http://elibrary.ru/defaultx.asp

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.07.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области