ТЕМА: «Симметрия в жизни и декоративно - прикладном искусстве»
(«Перо Жар-птицы» - индивидуально-групповая работа).
Цели: через организацию самостоятельной познавательной деятельности познакомить учащихся с понятием «симметрия», показать привлекательность симметричных фигур, как одну из сторон проявления эстетичности.
Задачи: освоить приёмы симметричного вырезания (на примере пера «Жар-птицы») и украшения бумажной аппликацией в процессе выполнения коллективной работы.
Оборудование и материалы: цветная бумага, ножницы, клей, большой тонированный лист для монтажа коллективной работы.
ТСО: мультимедийная доска, компьютер. Презентация «Симметрия в жизни и декоративно- прикладном искусстве», музыкальный ряд.
Структура занятия
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- Постановка учебной задачи
- «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
- Первичное закрепление
- Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
- Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Рефлексия деятельности.
Ход занятия
Сегодня мы продолжаем знакомиться с декоративно-прикладным искусством.
А вот тему занятия вы узнаете, если примените мозговую атаку и разгадаете кроссворд, заодно повторите ранее изученный материал.
Кроссворд (на доске)
Ребята обсуждают варианты ответа.
- Какое слово получилось? (симметрия)
- Как вы понимаете это слово? (ответы детей)
Симметрия, ребята, это когда части рисунка или какого-то предмета как бы зеркально отражаются, т.е. левая и правая половинки одинаковы.
Линия, которая делит наш предмет пополам, называется осью симметрии.
- Запомните: фигурки, у которых одна половинка как две капли похожа на другую, называют зеркальной симметрией или осевой.
- Ребята, посмотрите вокруг, и вы увидите великое множество симметричных предметов.
- Посмотрим на свой класс и найдем симметричные предметы. Назовите их?
(Учащиеся называют предметы, которые они видят, а учитель поправляет, если ответ неверный).
- Так как же мы сформулируем тему нашего урока?
- Тема нашего занятия «Симметрия в жизни и декоративно - прикладном искусстве».
- Вот сегодня нам и предстоит открыть секрет этого слова и выяснить его значение
Симметрия - то, что нас окружает ежедневно.
- А где мы можем встретить симметрию в природе? (ответы детей)
Просмотр презентации
- Вы правы, многое окружающее нас в этом мире обладает симметрией - это и бабочки, листья деревьев, цветы, фрукты. Оказывается, насекомые, птицы, животные и люди тоже симметричны, т.к. их правая и левая половины одинаковы.
Кристаллы издавна восхищали своим совершенством, строгой симметричностью форм. Каждая снежинка - это маленький кристалл замерзшей воды. Форма снежинок может быть очень разнообразной, но все они обладают симметрией.
Немного из истории слова.
В древности слово «симметрия» употреблялось в значении «гармония», «красота». Действительно, по-гречески оно означает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей».
«Асимметрия» - (по-греч. А - отрицательная частица) - отсутствие элементов симметрии в природных или других объектах.
Для человеческого разума симметрия всегда обладала особой притягательной силой. Многим творениям человеческих рук придается симметричная форма.
Симметричные мозаики, фрески, архитектурные ансамбли будят в людях чувство прекрасного.
На основе природных форм, создаётся декоративно-прикладное искусство.
Мы видим симметрию везде: в вышивке, посуде, одежде, мебели и других видах декоративно-прикладного искусства. Значит, люди неплохо относятся к ней, раз используют в своих целях: для красоты, удобства, то есть она им нужна и играет в их жизни значительную роль.
Физкультминутка.
- Сегодня вы на урок пришли с цветной бумагой, клеем, ножницами. И нам предстоит выполнить работу в технике симметричного вырезания.
Художественное вырезание из бумаги в Китае, Франции, Польше, Украине, Белоруссии - один из самых популярных видов народного творчества. В этой технике можно делать много красивых вещей: картины (панно), открытки, украшения на окна и многое другое.
Сейчас по народному календарю идёт широкая масленица, которая в воскресенье завершится проводами зимы и мы с нетерпеньем будем ждать прихода весны. А весна ассоциируется с ярким тёплым солнышком и прилётом птиц.
Птица – особый образ в народном искусстве. Не случайно народные художники любили изображать птиц.
В народных сказках птица – символ радости, света, счастья.
Многие герои сказок отправлялись в путь за Жар – птицей, олицетворявшей собой солнце.
Вот и я предлагаю вам сегодня отправиться в путь за птицей счастья и добыть перо Жар-птицы, выполнив это задание в технике симметричного вырезания.
Демонстрация приёма работы ножницами
- Посмотрите, как можно выполнить задание.
Демонстрация различных вырезанных изображений пера Жар – птицы, выполненных по правилам симметрии.
Напомнить о технике безопасности работы ножницами.
- Возьмите лист бумаги, согните его пополам, разверните. Линия сгиба - это ось симметрии.
А сейчас приступаем к выполнению задания.
Во время работы оказывать помощь учащимся, которые испытывают затруднение.
Практическая работа с бумагой и ножницами.
Фоном звучит народная музыка.
Оформление коллективной работы
Каждый ребёнок крепит свое перо Жар – птицы на доске на лист с заранее подготовленным учителем рисунком силуэта птицы.
В конце монтажа коллективной работы звучит песня «Птица счастья завтрашнего дня».
Подведение итога занятия.
- С каким понятием мы сегодня познакомились на уроке?
Ребята, а где мы можем применить знания, полученные на уроке? (можно сделать подарок близким людям, друзьям).
Отметить активных учащихся.
Рефлексия деятельности
- Понравилось ли вам работа на уроке? Чему вы научились на этом занятии? Какие чувства вы испытывали в процессе работы?
- Поблагодарите друг друга за совместную деятельность, улыбнитесь, пожмите руку друг другу.
Педагог благодарит за урок.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Кроссворд
1 | с | ||||||||||||
2 | и | ||||||||||||
м 3 | |||||||||||||
4 | м | ||||||||||||
5 | е | ||||||||||||
6 | т | ||||||||||||
7 | р | ||||||||||||
8 | и | ||||||||||||
9 | я |
По горизонтали:
1 – деревянная игрушка, одна из первых подвижных игрушек на Руси (богородская);
2 – резные створки для прикрытия окна в избе (ставни);
3 – женское имя, давшее название очень известной деревянной игрушке (Матрёна);
4 – самый известный промысел расписной глиняной игрушки (дымково);
5 – в какой росписи «розан» - излюбленный элемент изображения (городецкая);
6 – игрушка, символизирующая мать большого семейства (матрёшка);
7 – охранительный знак, орнамент (оберег);
8 – узорное резное украшение на окне русской избы в виде рамы (наличник);
9 – предмет, незаменимый в работе русских женщин (прялка)