Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Развитие перцептивных действий ребенка– основа познания окружающего мира"

Систематическое развитие перцептивных действий имеет важное значение для общего развития ребенка, так как они являются основой для формирования таких качеств, как внимание, мышление, воображение и память.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Сенсорно-перцептивная система дошкольника. «Развитие перцептивных действий – основа познания окружающего мира"

Сенсорные процессы — это ощущения. Перцептивные действия – это способность ребенка воспринимать и осознавать окружающий мир через свои органы чувств. С самого рождения дети активно пользуются своими чувствами, чтобы получать информацию о предметах, обстоятельствах и других людях. Они видят, слышат, осязают, нюхают и пробуют всё, что попадается на их пути. Постепенно, с развитием перцептивных действий, дети начинают понимать и интерпретировать полученную информацию

Сенсорно-перцептивная система постоянно развивается и совершенствуется в процессе жизнедеятельности человека. Это необходимо для успешной адаптации человека в окружающем мире. От качества работы системы восприятия зависят способности и возможности человека.

Развитие перцептивных действий у детей происходит благодаря их активной деятельности и опыту взаимодействия с окружающим миром.

Дошкольный возраст – это период, когда перцептивные действия становятся все более сложными и разнообразными. Дети могут дифференцировать звуки, определять цвета, формы и размеры предметов, распознавать запахи и вкусы, а также ощущать текстуру поверхностей.

Для решения этих задач предусмотрены

Перцептивные действия неразрывно связаны с развитием мозга и нервной системы ребенка. С возрастом у детей происходит более сложное созревание нейронных связей, что позволяет им становиться все более чувствительными к различным стимулам из окружающей среды.

Систематическое развитие перцептивных действий имеет важное значение для общего развития ребенка, так как они являются основой для формирования таких качеств, как внимание, мышление, воображение и память. Дошкольники, которые активно развивают свои перцептивные способности, обладают лучшей способностью к анализу и синтезу информации, а также имеют лучшие предпосылки к успешному усвоению знаний в дальнейшем.

Важные перцептивные системы для развития дошкольника

Все они обеспечивают мозг необходимой информацией, которая используется для нормального функционирования и развития ребенка как в физическом, так и в психическом плане.

Какие перцептивные действия важны для дошкольников

Вот некоторые из ключевых перцептивных действий, которые имеют значение для дошкольников:

Распознавание форм и цветов. Дети в этом возрасте начинают узнавать и называть различные формы (круг, треугольник, квадрат) и цвета. Они также могут использовать эти знания для классификации и сортировки предметов.

Ориентация в пространстве. Дошкольники развивают способность ориентироваться в пространстве и понимать разницу между сверху/снизу, впереди/позади, внутри/снаружи. Они могут использовать эти представления для описания и манипулирования предметами.

Перемещение в пространстве. Дети в этом возрасте улучшают свои навыки ходьбы, бега и лазанья. Они могут участвовать в играх, требующих координации движений, и начинают понимать различные позиции своего тела.

Восприятие времени и скорости. Дошкольники начинают понимать понятия времени и скорости. Они могут использовать эти представления для игр, например, догонялок или игр с музыкальными инструментами.

Сенсорные ощущения. Дети становятся все более чувствительными к различным сенсорным стимулам, таким как вид, запах, звук и текстура. Они могут использовать эти ощущения для изучения и взаимодействия со своей окружающей средой.

Умение ориентироваться на слуховые и зрительные сигналы

Вид перцептивного действия Пример упражнения

Распознавание и классификация предметовРазделение игрушек по форме или цвету

Определение формы, цвета, размера предметовСортировка картинок по форме, цвету или

размеру

Ориентация в пространстве и времени Упражнения на расположение объектов в

пространстве или выполнение заданий

по порядку

Сравнение объектов Сравнивание двух предметов по их свойствам

Анализ и синтез информации Рассматривание картинок и рассказ истории по ним

Умение ориентироваться на слуховые

и зрительные сигналы Игры на развитие

слушательной памяти или внимания к

деталям

Определение направления движенияУпражнения с использованием стрелок или указания направлении

Как развиваются перцептивные действия у детей

Развитие перцептивных действий у детей происходит поэтапно:

Ранний период

С рождения до 1 года ребенок начинает осознавать и реагировать на звуки, свет, движения и текстуры.

Он начинает различать звуки и реагировать на речь окружающих.

С помощью тактильных ощущений ребенок узнает о мире через ощупывание и смакование различных предметов.

Он также начинает различать цвета и формы.

Период младшего дошкольного возраста

В возрасте от 2 до 3 лет дети начинают развивать визуальное восприятие, что позволяет им лучше различать и запоминать различные предметы.

Они также развивают моторику рук, что помогает им более точно и уверенно выполнять перцептивные действия, такие как сортировка и сопоставление предметов.

Дети начинают учиться различать звуки и знаки речи, что способствует развитию их слухового восприятия.

Период старшего дошкольного возраста

В возрасте от 4 до 5 лет дети улучшают свои навыки восприятия и начинают заниматься более сложными перцептивными действиями.

Они могут отличать между собой буквы и цифры, что помогает им осваивать навыки чтения и математики.

Дети также становятся более искусными в оценке и анализе различных звуков и изображений.

Как помочь ребенку развивать перцептивные действия

Чтобы стимулировать развитие перцептивных действий, родители и педагоги могут проводить следующие активности:

Предложите ребенку игры, которые требуют сосредоточенности и внимания, например, собирание головоломок или решение логических задачек. Такие игры способствуют развитию восприятия и аналитического мышления.

Предложите ребенку познакомиться с разными предметами, обладающими разными текстурами и формами. Например, пушистые, гладкие, шершавые или твердые, мягкие предметы. Это поможет ребенку развить тактильное и визуальное восприятие.

Создайте игры, которые требуют активного движения и координации, например, игры с мячом или прыжки через препятствия. Это поможет развить пространственное восприятие и координацию движений.

Предложите ребенку использовать мультимедийные ресурсы, такие как компьютерные игры или обучающие программы, которые развивают перцептивные действия. Например, игры, требующие распознавания цветов, форм или звуков.

Привлекайте ребенка к рассматриванию картин, фотографий, скульптур и других произведений искусства. Обсуждайте с ним, что изображено на картине, какие эмоции она вызывает и как она сделана. Это поможет развить визуальное и эмоциональное восприятие.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области