Сенсорно-перцептивная система дошкольника. «Развитие перцептивных действий – основа познания окружающего мира"
Сенсорные процессы — это ощущения. Перцептивные действия – это способность ребенка воспринимать и осознавать окружающий мир через свои органы чувств. С самого рождения дети активно пользуются своими чувствами, чтобы получать информацию о предметах, обстоятельствах и других людях. Они видят, слышат, осязают, нюхают и пробуют всё, что попадается на их пути. Постепенно, с развитием перцептивных действий, дети начинают понимать и интерпретировать полученную информацию
Сенсорно-перцептивная система постоянно развивается и совершенствуется в процессе жизнедеятельности человека. Это необходимо для успешной адаптации человека в окружающем мире. От качества работы системы восприятия зависят способности и возможности человека.
Развитие перцептивных действий у детей происходит благодаря их активной деятельности и опыту взаимодействия с окружающим миром.
Дошкольный возраст – это период, когда перцептивные действия становятся все более сложными и разнообразными. Дети могут дифференцировать звуки, определять цвета, формы и размеры предметов, распознавать запахи и вкусы, а также ощущать текстуру поверхностей.
Для решения этих задач предусмотрены
Перцептивные действия неразрывно связаны с развитием мозга и нервной системы ребенка. С возрастом у детей происходит более сложное созревание нейронных связей, что позволяет им становиться все более чувствительными к различным стимулам из окружающей среды.
Систематическое развитие перцептивных действий имеет важное значение для общего развития ребенка, так как они являются основой для формирования таких качеств, как внимание, мышление, воображение и память. Дошкольники, которые активно развивают свои перцептивные способности, обладают лучшей способностью к анализу и синтезу информации, а также имеют лучшие предпосылки к успешному усвоению знаний в дальнейшем.
Важные перцептивные системы для развития дошкольника
Все они обеспечивают мозг необходимой информацией, которая используется для нормального функционирования и развития ребенка как в физическом, так и в психическом плане.
Какие перцептивные действия важны для дошкольников
Вот некоторые из ключевых перцептивных действий, которые имеют значение для дошкольников:
Распознавание форм и цветов. Дети в этом возрасте начинают узнавать и называть различные формы (круг, треугольник, квадрат) и цвета. Они также могут использовать эти знания для классификации и сортировки предметов.
Ориентация в пространстве. Дошкольники развивают способность ориентироваться в пространстве и понимать разницу между сверху/снизу, впереди/позади, внутри/снаружи. Они могут использовать эти представления для описания и манипулирования предметами.
Перемещение в пространстве. Дети в этом возрасте улучшают свои навыки ходьбы, бега и лазанья. Они могут участвовать в играх, требующих координации движений, и начинают понимать различные позиции своего тела.
Восприятие времени и скорости. Дошкольники начинают понимать понятия времени и скорости. Они могут использовать эти представления для игр, например, догонялок или игр с музыкальными инструментами.
Сенсорные ощущения. Дети становятся все более чувствительными к различным сенсорным стимулам, таким как вид, запах, звук и текстура. Они могут использовать эти ощущения для изучения и взаимодействия со своей окружающей средой.
Умение ориентироваться на слуховые и зрительные сигналы
Вид перцептивного действия Пример упражнения
Распознавание и классификация предметовРазделение игрушек по форме или цвету
Определение формы, цвета, размера предметовСортировка картинок по форме, цвету или
размеру
Ориентация в пространстве и времени Упражнения на расположение объектов в
пространстве или выполнение заданий
по порядку
Сравнение объектов Сравнивание двух предметов по их свойствам
Анализ и синтез информации Рассматривание картинок и рассказ истории по ним
Умение ориентироваться на слуховые
и зрительные сигналы Игры на развитие
слушательной памяти или внимания к
деталям
Определение направления движенияУпражнения с использованием стрелок или указания направлении
Как развиваются перцептивные действия у детей
Развитие перцептивных действий у детей происходит поэтапно:
Ранний период
С рождения до 1 года ребенок начинает осознавать и реагировать на звуки, свет, движения и текстуры.
Он начинает различать звуки и реагировать на речь окружающих.
С помощью тактильных ощущений ребенок узнает о мире через ощупывание и смакование различных предметов.
Он также начинает различать цвета и формы.
Период младшего дошкольного возраста
В возрасте от 2 до 3 лет дети начинают развивать визуальное восприятие, что позволяет им лучше различать и запоминать различные предметы.
Они также развивают моторику рук, что помогает им более точно и уверенно выполнять перцептивные действия, такие как сортировка и сопоставление предметов.
Дети начинают учиться различать звуки и знаки речи, что способствует развитию их слухового восприятия.
Период старшего дошкольного возраста
В возрасте от 4 до 5 лет дети улучшают свои навыки восприятия и начинают заниматься более сложными перцептивными действиями.
Они могут отличать между собой буквы и цифры, что помогает им осваивать навыки чтения и математики.
Дети также становятся более искусными в оценке и анализе различных звуков и изображений.
Как помочь ребенку развивать перцептивные действия
Чтобы стимулировать развитие перцептивных действий, родители и педагоги могут проводить следующие активности:
Предложите ребенку игры, которые требуют сосредоточенности и внимания, например, собирание головоломок или решение логических задачек. Такие игры способствуют развитию восприятия и аналитического мышления.
Предложите ребенку познакомиться с разными предметами, обладающими разными текстурами и формами. Например, пушистые, гладкие, шершавые или твердые, мягкие предметы. Это поможет ребенку развить тактильное и визуальное восприятие.
Создайте игры, которые требуют активного движения и координации, например, игры с мячом или прыжки через препятствия. Это поможет развить пространственное восприятие и координацию движений.
Предложите ребенку использовать мультимедийные ресурсы, такие как компьютерные игры или обучающие программы, которые развивают перцептивные действия. Например, игры, требующие распознавания цветов, форм или звуков.
Привлекайте ребенка к рассматриванию картин, фотографий, скульптур и других произведений искусства. Обсуждайте с ним, что изображено на картине, какие эмоции она вызывает и как она сделана. Это поможет развить визуальное и эмоциональное восприятие.