Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экология человека"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана для обучающихся 9-х классов центра образования "Точка роста" и направлена на углубление знаний о взаимоотношениях человека с природой, овладение исследовательскими умениями и развития интереса к изучению особенностей строения и жизнедеятельности человеческого организма, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Приложение 5 к ООП ООО‌‌‌

‌Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Майская средняя общеобразовательная школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Экология человека»

для обучающихся 9 классов

с использованием цифрового оборудования центра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»

Программу разработала:

Дребезгина Елена Сергеевна

учитель биологии

первой квалификационной категории

​2023-2024 учебный год

Пояснительная записка.

Программа курса внеурочной деятельности «Экология человека» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях». ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учетом выбора обучающихся курсов внеурочной деятельности.

Сегодня всё население планеты включено в общественные отношения, непосредственно связанные с окружающей средой. Современный человек в повседневной жизни часто оказывается в ситуациях, требующих принятия экологически оправданных решений. А это значит, что каждому человеку, вне зависимости от сферы профессиональной деятельности, увлечений, необходимо владеть экологическими знаниями, ориентироваться на экологическую безопасность.

Современным школьникам важно научиться жить в мире, который стоит перед очевидными и очень сложными для решения экологическими вопросами, поскольку экологическое состояние планеты и экологичное поведение человека оказывает влияние на здоровье (физическое и духовное) самих людей. Этим обусловлена актуальность данной программы внеурочной деятельности.

Реализация программы поможет построить экологически безопасное будущее для каждого человека и позволит обучающимся находить баланс между своими потребностями и природой.

Целью изучения курса является:

- освоение знаний о взаимоотношениях человека с природой; изменениях в системах органов человека под воздействием природных и антропогенных факторов; профилактике заболеваний;

- овладение дальнейшими исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

- развитие интереса к изучению особенностей строения и жизнедеятельности человеческого организма, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; анализ и оценка состояния здоровья, влияние на него факторов окружающей и производственной среды; формирование безопасного поведения в природной и производственной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Задачи курса:

- развитие экологического мышления обучающихся;

- формирование экологической культуры и мировоззрения;

- изучение взаимосвязей природы и человеческого общества;

- изучение и анализ влияния природных и антропогенных факторов на здоровье человека;

- формирование у обучающихся системы мышления и действий, направленных на установление связей, обнаруживаемых изменений в состоянии здоровья с действием факторов среды обитания;

- продолжение развития у обучающихся навыков самостоятельной работы.

Общая характеристика курса

Курс «Экология человека» направлен на формирование у обучающихся представлений о приспособленности человека к различным экологическим условиям, а также влиянии природных и антропогенных факторов на здоровье. Большое внимание уделяется основам здорового образа жизни.

Изучение данного курса в 9 классе базируется на знаниях, полученных обучающимися при изучении биологии в предшествующих классах основной школы. Это позволяет обобщить знания, приобретенные ранее, углубить их и раскрыть на более высоком теоретическом уровне, использовать материал данного курса при подготовке к ГИА по биологии. В курсе важное место отводится формированию естественно-научного мировоззрения и естественно-научной грамотности. Практические и лабораторные работы проводятся с использованием цифрового оборудования «Точка роста».

Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 ч.) и включает разделы: «Место человека в системе живой природы», «Окружающая среда и здоровье человека». Каждый из разделов делится на темы. Почти вся программа представлена в виде презентаций, что повысит интерес учащихся к данной теме и, следовательно, даст более высокие результаты. В программе широко используются видео и аудио материалы, которые дают учащимся возможность лучше понять культуру и свое место в обществе.

Методы и формы организации учебно-воспитательного процесса.

Планируемые формы занятий:

- создание отчета экскурсии в устной и письменной форме;

- рисование картин по выбранной теме;

- оформление альбомов с рисунками и гербариями;

- создание сообщений;

- мини-исследования;

- практические работы;

- экскурсии;

- познавательные коллективные игры;

- выставка творческих работ.

Формы обучения и воспитания:

- индивидуальные

- групповые

- работа в малых группах (проектная деятельность, создание компьютерных презентаций).

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

- проявление позитивного отношения к действительности;

- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей;

- проявление устойчивого интереса к новым способам познания;

- проявление готовности к сотрудничеству с другими людьми;

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;

- проявление готовности выражать и отстаивать свою позицию;

- критично относиться к своим поступкам;

- формирование ответственности за окружающую природу как общечеловеческую ценность;

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- реализация установок здорового образа жизни;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;

-формирование ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды.

Метапредметные результаты:

1. Познавательные УУД

- самостоятельно принимать и сохранять творческую задачу;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи;

- объяснять живой мир с точки зрения биологии;

- использовать методы и приёмы эколого-биологической деятельности в творческом процессе и повседневной жизни;

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

- осознание роли жизни;

- использовать биолого-экологические знания в быту;

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

2. Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать биологическую проблему, определять цель творческой деятельности;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

- выдвигать версии решения творческой проблемы, осознавать конечный результат; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- различать способ и результат действия;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

3. Коммуникативные УУД:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

- задавать вопросы;

- работать в малых группах;

- взаимодействовать со сверстниками;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

1) оценивать состояние своего здоровья (в том числе последствия применения диоксинов, пестицидов, нитратов, употребления пищевых добавок, газированных напитков);

2) устанавливать связь между биосоциальными факторами среды и своим здоровьем;

3) соблюдать гигиенические правила для ведения здорового образа жизни;

4) проводить наблюдения и самонаблюдения;

5) основам экологической культуры человека;

6)искать пути решения экологических проблем, связанных с деятельностью человека;

7)учитывать влияние факторов среды на генофонд человека;

8) понимать значение рационального питания для здоровья человека и роль биоритмов, оказывающих влияние на его жизнедеятельность;

9) способам избавления от бытовых отходов;

Обучающийся получит возможность научиться:

1) пользоваться биологическими приборами, инструментами и проводить наблюдения, измерения, опыты на цифровом оборудовании «Точка роста»;

2) систематизировать и обобщать разные виды информации;

3) устанавливать взаимосвязи здоровья человека и его образа жизни;

4) определять факторы, укрепляющие здоровье человека в процессе онтогенеза;

5) систематизировать основные условия сохранения здоровья человека;

6) осознавать необходимость своего участия в охране окружающей среды;

7) выявлять и характеризовать позитивное и негативное влияние абиотических факторов на состояние здоровья человека;

8) осознавать опасность антропогенной деятельности при её бесконтрольности;

9) проводить исследование помещения на соответствие его экологическим нормативам;

10)соблюдать правила применения препаратов бытовой химии;

11) выявлять основные стрессогенные факторы среды;

12) анализировать с экологической точки зрения состояние квартиры;

13) грамотно оформлять полученные результаты исследований в виде отчётов, таблиц;

14)определять собственную позицию по отношению к экологическим проблемам современности, которые отражаются на здоровье человека;

15) использовать ресурсы Интернета, работать с учебной и научно-популярной литературой, с периодическими изданиями.

Содержание курса 9 класс

Раздел 1. Место человека в системе живой природы

Тема 1.1.Человек в биосфере (2ч).

Систематическое положение человека: признаки типа, класса, отряда и вида, свойственные человеку. Ближайшие родственники человека и его предков на эволюционной лестнице. Основные этапы взаимодействия общества и природы. История отношений человека и природы. Последствия деятельности человека. Снижение биоразнообразия на Земле. Закон социальной экологии как норматив антропогенной деятельности.

Тема 1.2.Влияние живой природы на здоровье человека (6ч.)

Значение леса в природе и жизни человека. Воздухоохранная роль леса: регулирование баланса кислорода и углекислого газа, влияние на микроклимат, ослабление радиации, защита от шума, выделение фитонцидов. «Космическая» роль леса. Лекарственные ресурсы леса. Дикорастущие лекарственные растения. Рекреационное значение лесов. Уникальные лесные массивы.

Ядовитые представители флоры и фауны Пермского края. .Ядовитые растения края, их применение в медицинских целях. Зависимость степени ядовитости от освещённости, влажности, стадии развития растений. Признаки отравления. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. Ядовитые животные края. Первая доврачебная помощь при повреждении кожных покровов насекомыми, при укусе ядовитых змей.

Влияние ландшафта на здоровье человека Эстетическая роль ландшафта в жизни человека. Подбор растений для озеленения определённого участка.

Раздел 2. Окружающая среда и здоровье человека.

Тема 2.1. Здоровье человека (2ч.)

Определение здоровья. Уровни здоровья в медико-социальных исследованиях. Показатели здоровья. Некоторые биологические показатели нормы для среднего взрослого человека и подростка. Критерии общественного здоровья. Факторы здоровья. Душевное здоровье. Здоровый образ жизни. Здравоохранение.

Тема 2.2 Химическое загрязнение среды и здоровье человека (4 ч.)

Современное состояние природной среды. Глобальные экологические проблемы: парниковый эффект, кислотные дожди, уничтожение лесов, разрушение почв, опустынивание.

Диоксины – химическая чума 21 века. Источники поступления диоксинов в окружающую среду. Признаки поражения диоксинами. Опасность диоксинов. Последствия воздействия диоксинов на здоровье человека

Нитраты, пестициды и болезни людей Природные и антропогенные источники нитратов. Нитраты и болезни людей . Распределение нитратов в растениях. Влияние факторов на содержание нитратов .Нитраты в продуктах питания и кормах. Метаболизм нитратов в организме человека. Отравление нитратами. Экологические последствия распространения нитратов. Снижение содержания нитратов в продуктах при хранении и кулинарная обработка .Пагубные последствия бесконтрольного использования удобрений и гербицидов в сельском хозяйстве.

Токсические вещества и профессиональные заболевания. Основные источники поступления экотоксикантов. Влияние токсичных металлов на организм (свинец, ртуть, алюминий, кадмий) Производственные яды и их действие. Меры борьбы с профессиональными отравлениями. Причины возникновения «пылевых» заболеваний. Виды и причины профессиональных болезней. Профилактика профессиональных болезней.

Тема 2.3 Биологическое загрязнение среды и здоровье человека (3ч.)

Биологические загрязнители, вызывающие у человека различные заболевания. Болезнетворные микроорганизмы, вирусы, гельминты, простейшие. Природно-очаговые заболевания. Антибиотики: мифы и реальность. Плюсы и минусы антибиотиков. «Старые» антибиотики. Побочные действия антибиотиков. Перенасыщение организма лекарствами и последствия для генофонда. Аллергия на лекарства. Непереносимость лекарств.

Тема 2.4 Физическое загрязнение среды и здоровье человека (3ч.)

Биологические ритмы. Классификация биоритмов: физиологические, экологические (сезонные, суточные, приливные, лунные). Ритмические явления природы. Фотопериодизм. Влияние биоритмов на физическую работоспособность. «Голубь», «жаворонок», «сова». Их совместимость в общежитиях. Учёт и использование биоритмов в повышении производительности труда, лечении и профилактике заболеваний.

Влияние звуков на человека. Слуховая чувствительность. Шумовое загрязнение, уровень шума. Шумовая болезнь.

Радиация в биосфере. Источники радиоактивного загрязнения биосферы. Влияние радионуклидов на организм человека.

Тема 2.5 Экология жилища и здоровье человека (6 ч)

Квартира как экосистема.

Составляющие экосистемы квартиры. Отделочные материалы, оценка их безопасности. Источники загрязнения в жилище. Использование фитонцидных растений в интерьере.

Практическая работа «Оценка экологической безопасности своего дома, квартиры».

Влияние цвета на организм человека. Холодные и тёплые цвета. Происхождение названий цветов. Психологическая характеристика цвета, воздействие на организм. Цветотерапия. Требования к цвету в интерьерах жилых, общественных и производственных зданий. Цвет в трудовой и учебной деятельности.

Тема 2.6 Безопасное питание (8 ч)

Посуда пищевого назначения.Посуда из стекла, керамики, пластмассы. Тефлоновая посуда. Влияние применения посуды пищевого назначения для здоровья.

Что мы пьём? Газированные напитки. Влияние газированных напитков на здоровье.

Пищевые добавки. Классификация пищевых добавок, их влияние на организм человека.

Диеты и культура питания. Рациональное питание, нормы питания. Диеты. Вегетарианское питание. Сыроедение. Проблемы, связанные с неправильным питанием: анорексия, ожирение, заболевания.

Роль двигательной активности.

Тема 2.7 Адаптация человека к окружающей среде ( 2ч)

Проблемы адаптации человека к окружающей среде. Способность адаптироваться к новым условиям. Напряжение, утомление. Спринтеры и стайеры.

Тематическое планирование

Раздел

Тема

Количество часов

1

Введение

Что изучает экология человека

1

2

Место человека в системе живой природы

Человек в биосфере

2

Влияние живой природы на организм человека

4

3

Окружающая среда и здоровье человека

Здоровье человека

2

Химическое загрязнение среды и здоровье человека

4

Биологическое загрязнение среды и здоровье человека

3

Физическое загрязнение среды и здоровье человека

4

Экология жилища и здоровье человека

5

Безопасное питание

7

Адаптация человека к окружающей среде

3

ИТОГО:

34 часа

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема занятия

кол-во часов

Возможные виды деятельности

1

Введение. Что изучает

Экология человека. Цели и задачи предмета

1

Формирование культуры здоровья по

отношению к себе и окружающим людям

Раздел 1.Место человека в системе живой природы

Тема 1.1 Человек в биосфере

2.

Систематическое положение человека. Ближайшие родственники

1

3.

Этапы становления вида Homo sapiens. Расы человека

1

Практическая работа №1 «Климат и здоровье»

Тема 1.2 Влияние живой природы на организм человека

4

Значение леса в природе и жизни человека.

5

Ядовитые и лекарственные растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями и грибами

Пр.работа «Растительный мир Пермского края»

6

Ядовитые животные. Первая помощь при укусах животных

Пр.работа «Животный мир Пермского края»

7

Ландшафт как фактор здоровья

Экскурсия «Населенный пункт п.Майский как экосистема»

Раздел 2. Окружающая среда и здоровье человека

Тема 2.1 Здоровье человека (2ч.)

8

Определение здоровья. Уровни здоровья. Показатели здоровья

1

Формирование культуры здоровья по отношению к себе и окружающим людям

9

Здоровье и образ жизни. Некоторые биологические показатели нормы для среднего взрослого человека

1

Лаб.раб.№1«Оценкасостояния здоровья»

Тема 2.2. Химическое загрязнение среды и здоровье человека (4ч.)

10

Химические загрязнения среды и здоровье человека. Классы токсических веществ

1

Развитие умений работать с текстом учебника, преобразовывать его из одной формы в другую (таблица, схема)

11

Нитраты, пестициды и заболевания человека.

1

Лаб.работа «Определение нитратов в овощах и фруктах»

12

Диоксины – химическая чума XXI века.

1

13

Токсические вещества и профессиональные заболевания.

1

Пр.работа «Влияние токсических веществ (никотина, этанола) на организм человека»

Тема 2.3. Биологичекое загрязнение среды и здоровье человека (3ч.)

14

Биологическое загрязнение и различные заболевания. Природно-очаговые болезни. Меры профилактики

1

Лаб.работа «Болезнетворные микроорганизмы, гельминты, простейшие»

15

Вирусные заболевания и их профилактика

1

Пр.работа «Оценка состояния иммунитета»

16

Антибиотики: мифы или реальность.

1

Лаб.работа «Антимикробная активность некоторых антибиотиков»

Тема 2.4 Физическое загрязнение среды и здоровье человека (3ч.)

17

Физические факторы среды и самочувствие человека. Биоритмы. Суточные ритмы

1

18

Влияние погодных условий на самочувствие и работоспособность человека

1

Пр.работа «Составление индивидуальных биологических ритмов. Определение своего хронотипа»

19

Влияние звуков на человека

1

Пр.работа «Влияние интенсивной звуковой нагрузки на слуховую чувствительность»

20

Радиация и человек

1

Тема 2.5 Экология жилища и здоровье человека (5 ч.)

21-22

Квартира как экосистема

2

Практическая работа «Оценка экологической безопасности своего дома, квартиры»

23

Очистители и естественные увлажнители воздуха

1

Пр.работа «Использование фитонцидных растений в интерьевре»

24-25

Влияние цвета на организм человека

2

Пр.работа «Разработка цветового решения интерьера с учетом индивидуальных особенностей»

Тема 2.6 Безопасное питание (6ч)

26

Питание и здоровье человека. Роль пищи в сохранении здоровья.

1

27

Посуда пищевого назначения. На что обратить внимание

1

Пр.работа «Изучаем маркировку посуды для пищи»

28

Что мы пьем

1

Лаб.работа «Определение качества питьевой воды»

29

Рациональное питание. Экологически чистые продукты

1

Пр.работа «Определение качества продуктов»

30

Витамины. Биологически активные добавки

1

31

Культура питания. Проблемы, связанные с неправильным питанием.

1

Тема 2.7 Адаптация человека к окружающей среде (3ч)

32

Проблемы адаптации человека к окружающей среде.

1

33

Роль двигательной активности.

1

Пр.работа «Определение напряжения и утомления при физической нагрузке»

34

Резервные возможности человека.

1

Пр.работа «Определение резерва сердечно-сосудистой и дыхательной систем»

Учебно-методическое обеспечение курса

Александрова В.П., Болгова И.В. Культура здоровья человека. Практикум с основами экологического проектирования. М.: ВАКО, 2020.

2. Биология. Допол. материалы к урокам и внекл. мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах/авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград:

Учитель, 2007.

3. Александрова В.П., Болгова И.В., Нифантьева Е.А. Экология живых организмов: Практикум с основами экологического проектирования.7-8 классы. – М.: ВАКО, 2014

4.Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. М.: Просвещение, 2020.

5.Воротников А.А. Биология и анатомия: Универ. Энцикл.шк. Ми.: ТОО «Харвест»,

2005

6. Программы для 6 -9 классов Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарева, О.А.

Корнилова, Н.М. Чернова и др. М.: Вентана-Граф, 2019г.

7.Проблемыжизнивокружающейсреде:Учебн.Пособ.Саратов:Изд-во

Саратов.ун-та, 2005

8. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по экологии и гигитене человека, Москва, 2001

9. Учебник: Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека. Культура здоровья: Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных

учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2019

10. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В.А. Володин. – М.:

Аванта +,2001.

11. Экологический мониторинг: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Т. Я. Ашихминой.

М.: Академический проект, 2006.

12. Экология. Школьный справочник. Ярославль: Академия развития, 2008.

13. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология. /Авт.-сост. А.Е.Чижевский. М.:

Изд-во АСТ,2005

1. Журнал «Юный натуралист»

2. Портреты экологов

3. Журнал «Юный натуралист»

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области