Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект открытого урока по окружающему миру «Зона степей»

Основная цель – Систематизировать и обобщить знания по разделу Природные зоны России закрепить особенности географического положения, климата, животного и растительного мира актуализировать экологические проблемы и пути их решения. Задачи - Обучающие Обобщить знания по разделу «Природные зоны России», закрепить представление об изученных природных зонах, выделить особенности природы, ее растительного и животного мира, выделить экологические проблемы и найти пути их решения. Развивающие Развить умение анализировать, сравнивать. Развивать наблюдательность, логическое мышление, монологическую и диалогическую речь. Воспитательные Воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, любовь к родному краю, к предмету.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Обобщающий урок по теме: «Природные зоны России»

УМК: Школа России

Учебник: А.А. Плешаков, Окружающий мир 4 класс 1 часть

Основная цель темы – Систематизировать и обобщить знания по разделу Природные зоны России; закрепить особенности географического положения, климата, животного и растительного мира; актуализировать экологические проблемы и пути их решения.

Задачи

С точки зрения учителя

Обучающие

Обобщить знания по разделу «Природные зоны России», закрепить представление об изученных природных зонах, выделить особенности природы, ее растительного и животного мира, выделить экологические проблемы и найти пути их решения.

Развивающие

Развить умение анализировать, сравнивать.

Развивать наблюдательность, логическое мышление, монологическую и диалогическую речь.

Воспитательные

Воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, любовь к родному краю, к предмету.

Предмет усвоения: Основные понятия и определения раздела « Природные зоны России» Арктика, Тундра, Лесная зона, Степь, Пустыня, Субтропики.

Средства усвоения: Опорные знания соответствуют опорным умениям

Опорные знания

Опорные умения

Знают основные понятия по изученным темам природных зон: Арктика, тундра, степь, пустыня, лесная зона, субтропики. Их многообразие растений, виды животных, и какие существуют экологические проблемы в данной зоне.

Умеют определять виды растений и животных в природных зонах. Умеют составлять цепи питания.

Умеют самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Тип урока - урок закрепления знаний и умений, интеллектуальная игра-квиз.

Ресурсы урока (средства обучения): Компьютер, проектор, раздаточные материалы.

Этапы усвоения:

Этапы урока:

Организация начала урока, мотивация к учебной деятельности.

Цель: Создать эмоционально-положительный настрой и организовать мотивацию на урок.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Людмила Витальевна! И сегодня я проведу у вас урок. Проверьте, чтобы на парте у вас был порядок.

Интересный урок сегодня у нас,

К нему готовился каждый из вас.

Чтоб победить, надо много знать,

Уметь думать, логически рассуждать.

1. Подготовка к восприятию

Актуализация опорных знаний, умений.

Цель: Определить тему и цель урока.

Учебное задание №1

Учебная задача для учителя: подвести к формированию темы и цели урока

Учебная задача для учащихся: сформулировать тему, цель урока

Организация работы детей: фронтальная работа

Формы и организация контроля за работой: фронтальная работа, учитель выслушивает мнения

Содержание:

-Ребята, какой раздел вы рассматривали на протяжении 4 недель?

- Да, вы правы, раздел Природные зоны России.

- Вы узнали много нового и интересного о территории России, о ее богатствах и разнообразии природы.

- Сегодня урок обобщения знаний. Определите цели урока, используя опорные слова:

Мы вспомним …

Мы будем уметь …

Мы сможем поразмышлять …

Подведение результатов работы:

- Кто готов попробовать назвать тему нашего урока?

( ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ)

- Правильно

2.Применение

Цель: Систематизировать и обобщить знания по разделу Природные зоны России; закрепить особенности географического положения, климата, животного и растительного мира; актуализировать экологические проблемы и пути их решения.

Учебное задание №2

Учебная задача для учителя: выявить усвоение знаний о географическом положении природных зон России

Учебная задача для учащихся: продемонстрировать свои знания о географическом положении природных зонах России

Организация работы детей: групповая, отвечают на вопросы викторины по командам, работают с картой.

Формы и организация контроля за работой: учитель проверяет успешность усвоения знаний, выслушивая ответы учащихся и за правильный ответ ученики получают по баллу.

Содержание:

- Мы с вами закончили изучение большого раздела. Сегодня на уроке я предлагаю отправиться в путешествие по природным зонам России. Мы будем преодолевать множество препятствий: Географический остров, Ботанический сад, Зоологический лес, Экологические проблемы и горы Успехов.

- Но прежде чем мы начнем с вами путешествие, вам необходимо поделиться на 6 групп. (Делю на группы)

- Игра состоит из 4 туров ! В каждом туре выходит ОДИН игрок и защищает команду. За каждый правильный ответ, команда получает баллы.

- Первая остановка - Географический остров.

- На данной станции я зачитаю характеристику природной зоны, а ваша задача определить о какой природной зоне идет речь. После этого выйти к доске и показать на карте.

-Отвечаете по порядку, начинаем с первой команды.

- В этой зоне, с приближением лета с каждым днём становится жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы - пожелтела, выгорела, будто огонь опалил её: остались только травы с тонкими листьями. (Пустыня)

- Вопрос второй команды.

- Природа этой зоны очень сурова. Там зимой полярная ночь, летом полярный день. Почва почти не образуется, земля промерзает на много метров в глубину. (Арктическая пустыня).

- Вопрос 3 команды.

- Здесь четко выражены 4 сезона: холодная зима, теплая весна, засушливое
лето, сухая осень. Лето жаркое, с горячими сухими ветрами. Дожди
выпадают редко, обычно ливневые. (Степь)

-Вопрос 4 команды.

-До самого горизонта расстилается холмистая равнина, покрытая снегом. Не видно ни деревца, ни кустика. Лишь вдали виднеется стадо оленей. Весной появляются растения, все низкорослые. Дуют сильные холодные ветры.(Тундра).

-Вопрос 5 команды.

-Вот могучий красавец дуб, белоствольная берёза, осина с дрожащими листочками, раскидистая липа. Ветви сосны и ели часто образуют густой навес, а внизу – подлесок из орешника и других кустов. Летом у людей одна забота – сохранить это богатство от огня.” (Лес)

- Вопрос 6 команды

Климат данной зоны отличает мягкая, тёплая зима и жаркое лето. Температура зимой редко опускается ниже нуля. Большое влияние на климат здесь оказывает море. Дело в том, что вода способна вбирать в себя большое количество тепла. В летние месяцы море охлаждает прибрежный воздух, а зимой, наоборот, согревает, отдавая накопленное за лето тепло. (Субтропики)

Подведение результатов работы:

- отлично, вы хорошо помните местоположение и особенности природных зон

Учебное задание №3

Учебная задача для учителя: проверить знания растительного мира природных зон России

Учебная задача для учащихся: продемонстрировать свои знания о растениях природных зон

Организация работы детей: групповая, каждая группа получает по 3 карточки с растениями из разных природных зон, обсуждают в команде, выходят по 1 игроку к доске и размещают растения на природной зоне..

Формы и организация контроля за работой: сверка с ответом на экране, балл за правильный ответ

Содержание:

- Ребята, теперь отправляемся в ботанический сад .

- У вас на парте представлено по три растения, вам необходимо назвать растение, выйти к доске и соотнести в какой природной зоне оно растет.

- Выходят по очереди, по одному человеку с команды к доске, называют названия растений и соотносят их к правильной природной зоне магнитами.

(На доске представлены названия природных зон)

Субтропики (пальма, кипарис, туи)

Арктика (мак полярный, лютик арктический, камнеломка)

Степь (ковыль, типчак, ирис)

Пустыня (верблюжья колючка, кактус, колосняк)

Тундра (мох, карликовая береза, полярная ива)

Лес (дуб, клен, ель)

Подведение результатов работы:

– отлично, вы хорошо разбираетесь в растениях нашей страны.

Учебное задание №4.

Учебная задача для учителя: проверить, как учащиеся усвоили материал о животных разных природных зон России

Учебная задача для учащихся: продемонстрировать свои знания о животных природных зон России

Организация работы детей: групповая, составляют в команде цепочку питания животных и рассказывают где они обитают. Один игрок выходит к доске

Формы и организация контроля за работой: сверка с ответом на экране, балл за правильный ответ

Содержание:

- Мы уже дошли и до Зоологического леса, давайте посмотрим, что он для нас приготовил.

- Каждой группе я раздаю название 5 животных и растений обитающих в одной природной зоне. Ваша задача, составить 2 цепочки питания , выйти одному игроку к доске, показать и рассказать в какой природной зоне эти животные обитают и как они приспособились к данной зоне.

СТЕПЬ:

семена трав -> хомяк -> четырёхполосый полоз -> степной волк

яйца птиц -> степная гадюка -> степной орёл

ТУНДРА:

морошка - мошки, комары - белая куропатка - песец

голубика - лемминг - сова

ЛЕС:

лесные травы - Кузнечик - Жаба - Лиса - Волк.

семена деревьев, орехи - Белка - Сова.

АРКТИЧЕСКАЯ ПУСТЫНЯ:

водоросли→инфузории→рачки→рыба→тюлени→белые медведи

ПУСТЫНЯ:

побеги саксаула-> песчанка -> фенек -> степной орёл

кобылка -> скорпион -> эфиопский ёж -> орёл-курганник

СУБТРОПИКИ :

сверчки -> кавказская ящерица -> кавказская гадюка -> сова

плоды слив -> черепаха -> енот -> рысь

Подведение итогов работы:

– отлично, вы хорошо запомнили животный мир нашей страны

Учебное задание 5 . Экологические проблемы»

Учебная задача для учителя: проверить усвоение экологических проблем природных зон России

Учебная задача для учащихся: продемонстрировать свои знания об экологии нашей страны

Организация работы детей: групповая, выявляют в команде проблему природной зоны и обсуждают как ее решить, один игрок выходит к доске.

Формы и организация контроля за работой: на каждую группу один игрок озвучивает ответ, остальные слушают, если надо исправляют, за каждый правильный ответ ставится балл.

Содержание:

–Ребята, природа России красивая и разнообразная, но к сожалению, сегодня накопилось большое количество экологических проблем.

– Ваша задача, выявить экологическую проблему природной зоны которую вы представляли в первом задании , рассказать из за чего она там, и составить пути решения этой проблемы.

Первая команда- Арктическая пустыня

Вторая - Тундра

Третья - Лесная зона

Четвертая - Степь

Пятая - Пустыня

Шестая - Субтропики

Арктическая пустыня - чрезмерный улов рыбы и браконьерство; сокращение численности животных и птиц; загрязнение воздуха и воды нефтепродуктами, токсическими веществами; изменение климатических условий, таяние ледников.

Тундра - Плохие климатические условия. Растительный мир на этой территории гибнет из-за сложных погодных условий с преобладанием низкой температуры окружающей среды.

Тонкий слой плодородной почвы. Из-за заболачивания поверхности корни растительного мира не получают кислорода в достаточном количестве для выживания. Повреждения поверхности. Растительный мир уничтожают массовый выпас оленей, строительство дорог, колесные и гусеничные механизмы тяжелой техники. Браконьерская охота. Нелегальные охотники уничтожают, и без того слаборазвитый, животный мир тундры. Добыча руды и других полезных ископаемых.

Лесная зона - Неконтролируемой браконьерством и охотой; Учащением лесных пожаров; Мусором в лесу; Вырубкой леса.

Степь - неправильной распашкой земли, браконьерство, ведение домашнего скота, пожары. Одной из главных экологических проблем, которую можно наблюдать в степи является выпас на данных территориях крупного рогатого скота, в результате чего здесь исчезают многие виды растений.Незаконный отстрел животных, вытаптывание травы скотом.

Пустыня - Уничтожение людьми оазис, вырубка редких деревьев. Неумеренное орошение земель пустыни, приводящее к засолению почв, вследствие чего гибнут растения, уменьшается урожай. Из-за выпаса скота на одних и тех же местах исчезают растения, которые "удерживали" песок. Он становится "подвижным", может засыпать дороги.

Субтропики- Самые большие проблемы связанные с экологией создают для субтропических зон туристы. Тёплый климат привлекает отдыхающих, которые оставляют после себя замусоренные пляжи и лесные поляны, а нередко бросают мусор в водоёмы. Для того, чтобы построить туристические комплексы и обслуживающие их учреждения, вырубаются леса, ценные породы деревьев оказываются на грани исчезновения, в уцелевших же массивах активно промышляют браконьеры, так же и на животных.

Подведение итогов работы: – вы хорошо поработали и смогли преодолеть экологические проблемы, потому что разбираетесь в природных зонах России.

Рефлексия учебной деятельности.

Цель: Оценить работу учащихся на уроке.

Содержание:

– Наше путешествие, как и урок подходит к концу и у нас остался всего один пункт, который мы ещё не посетили и этим пунктом является гора успехов.

– Чтобы забраться на эту гору нам нужно посмотреть на ваши успехи за урок (максимальное количество баллов получает … команда! Поздравляю! Вторая команда … баллов и тд)

– Ребята, вы большие молодцы! И за активную работу вы получаете отличные оценки !

-Всем спасибо, я была рада поработать с вами, до свидания!

Обсуждение и запись домашнего задания.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области