МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад города Нижневартовска №52 «Самолётик»
ПРОЕКТ
«Формирование толерантного отношения к народам мира
у детей дошкольного возраста посредством сказок»
группы общеразвивающей направленности
на 2022 – 2023 учебный год
для детей старшего возраста с 6 – 8 лет
Составили:
воспитатель Иванова Вера Анатольевна
город Нижневартовск
2022 г.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.
Срок реализации: 1 год.
Тип проекта: долгосрочный, творческий, игровой, познавательно – речевой, групповой.
Место реализации проекта: МАДОУ ДС №52 «Самолётик», группы №14.
Цель проекта:
- Формирование у всех участников образовательного процесса уважительного, доброжелательного отношения к народам мира у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок народов мира; создание условий для формирования толерантных чувств у детей старшего дошкольного возраста через потенциал русских народных сказок.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Закрепить знания детей о сказках народов мира;
- Формирование толерантного сознания детей старшего дошкольного возраста на основе сказок народов мира.
Развивающие:
- Развивать толерантное поведение у детей на основе содержания сказок мира;
- Развивать доброжелательные взаимоотношения между детьми;
- Развивать связную речь через участие детей в играх драматизациях, через игры с настольным и кукольным театром.
Воспитательные:
- Воспитывать на основе содержания сказок уважение к традициям разной народной культуры;
- Воспитывать отзывчивость, справедливость на примере героев сказок мира;
- Воспитывать любовь к культуре народов мира через рассказывание сказок мира.
Актуальность проекта
Вопрос толерантного воспитания детей является одной из важных проблем, стоящей перед обществом и государством в целом.
ФГОС ДО, который является основным документом для педагогов ДОУ, направлен на воспитание толерантного поведения и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста. Мы живем в интересное и сложное время, где все возможно и доступно, многое открываем и переоцениваем. Рассказывание сказок пришло к нам из далекого прошлого. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Очень важно с ранних лет научить детей постигать и изучать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. В наше современное время родители все меньше уделяют чтению сказок, а тем более сказкам, написанные различными народами мира. А именно это небольшое, красочное произведение прививает ребенку уважительное отношение к традициям, обычаям всего нашего многонационального народа.
Сказка является необычным, уникальным произведением в мировой культуре. В сказочном мире все загадочно и интересно: в них присутствуют загадочные герои, с которыми в жизни никогда не сталкивались, животные могут разговаривать и наделены человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку, где добро всегда побеждает зло и многое другое. Сказка в течении многих столетий учила нас верить в себя и свои силы, преодолевать трудности, совершать добрые поступки, быть упорным и трудолюбивым, верить в чудеса, быть смелым и находчивым, любить свою Родину, родителей, свой народ, быть справедливым и честным.
Одной из актуальных проблем в современных условиях жизни наблюдается снижение читательского интереса. Семейное чтение утрачивает свое место в воспитании детей. Сказки созданы не для забавы, они являются мудрым воспитателем ребенка. Дети перестали воспринимать произведения в единстве его содержательной, смысловой и выразительной стороны. Перестали чувствовать красоту литературной речи. При обсуждении прочитанных произведений дети не стремятся выразить свою точку зрения, оценить поступок сказочного героя, понять смысл произведения. В результате у воспитанников недостаточно развито толерантное отношение к представителям национальностей, культур и традиций.
Проблема современного общества
Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Именно сказки народов мира воспитывают у детей любовь и уважением к разным народам мира, потому что только в народном творчестве сохранились особые черты характера народа, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии людей разных национальностей. Именно ценность сказок мира играют главную роль в воспитании у детей толерантного отношения к народам мира. Так как в своих сказках народ рассказывает о том, к чему он стремился, о чем думал, о чем мечтал, прививают любовь ко всему прекрасному, учат уважать обычаи и традиции разных народов, быть справедливым и честным. Поэтому прививать любовь к чтению и формировать толерантные чувства у детей старшего дошкольного возраста мы решили через чтение сказок народов мира, как самое доступное занятие дошкольников.
Ожидаемый результат
- сформировать у детей дошкольного возраста толерантное отношение через чтение сказок народов мира;
- развивать умение детей различать добро и зло, характеризовать поступки сказочных героев и сравнивать их с поступками в современном обществе;
- гармонизировать детско – родительские отношения;
- прививать любовь к чтению и слушанию художественных произведений;
- развивать умение отвечать на вопросы по прочитанному, выделять главную мысль произведения, оценивать поступки сказочных героев.
Формы работы с детьми:
- чтение сказок народов мира;
- беседы по их содержанию;
- экскурсия в музей «Куклы мира»;
- отгадывание загадок о сказочных героях;
- дидактические игры;
- подвижные игры народов мира;
- игры – драматизации;
- продуктивная деятельность детей;
- праздничные мероприятия;
- выставки творческих работ детей.
Формы работы с родителями:
- родительский клуб «Семейная гостиная»;
- анкетирование родителей «Толерантные качества дошкольника»;
- анкетирование родителей «Сказка в жизни ребенка»;
- консультации для родителей;
- совместное изготовление с родителями нового материала для игровой и театрализованной деятельности детей.
Проект включает в себя 3 этапа:
- Подготовительный;
- Основной;
- Заключительный.
1 ЭТАП:
Подготовительный (разработка проекта)
- определение проблемы и актуальности проекта;
- изучение литературы по теме проекта;
- постановка цели и задач проекта;
- определение форм работы с детьми и родителями;
- разработка перспективного плана работы с детьми на учебный год;
- подбор консультаций и анкет для родителей;
- подбор материала для реализации проекта;
- совместная деятельность с детьми и родителями.
2 ЭТАП:
Практический (реализация проекта)
- деятельность детей и педагогов;
- совместная деятельность детей, педагогов и родителей.
Содержание проекта по формированию толерантного отношения к народам мира у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок народов мира
№ | Формы работы с детьми и родителями | Задачи | Ответственные |
1 | Занятия с детьми по знакомству со сказками народов мира | Формировать представления о любви к народам разной национальностей; воспитывать уважительное отношение к людям других стран, умение уступать, помогать друг другу | воспитатели |
2 | Сказкатерапия | Формировать умение слушать художественное произведение; воспитывать навыки доброжелательного, заботливого поведения | воспитатели |
3 | Изготовление атрибутов для инсценировки сказок | Воспитывать трудолюбие, ответственность, умение аккуратно выполнять работу | воспитатели, родители |
4 | Театрализованная деятельность | Побуждать детей и родителей к творческой, театрализованной деятельности | воспитатели, родители, муз. руководитель |
5 | Работа с родителями | Привлечь родителей к участию в постановке сказки, привлечь к участию в изготовлении атрибутов к сказкам; посещение родительского клуба «Семейная гостиная» | воспитатели, родители |
Перспективное планирование по формированию толерантного отношения к народам мира у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок народов мира
3 ЭТАП:
Заключительный (обобщающий)
- постановка сказок с атрибутами изготовленными родителями и детьми;
- анализ анкет для родителей;
- самоанализ проекта.
Итог проекта
В результате работы педагогов по проекту «Формирование толерантного отношения к народам мира у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок народов мира» была организована насыщенная детская деятельность по данному направлению, в результате которой сыграло большую роль в воспитании толерантных отношений детей друг к другу. Дети научились различать добро и зло, характеризовать поступки сказочных героев, помогать и уважать друг друга. В работе над проектом к участию были привлечены родители, что расширило возможности сотрудничества со своими детьми, были изготовлены атрибуты к сказкам, что помогло в постановке игр – драматизаций. Было прочитано много художественных произведений под названием «Сказка».
Приложение 1
Анкета для родителей
«Толерантные качества дошкольника»
Уважаемые родители!
На нашей планете живут многочисленные народы, разные национальности и расы. Все мы отличаемся друг от друга. Но есть какие-то общие черты, которые можно найти у представителя любого народа. Ведь все мы - люди. Мы хотим формировать у наших детей толерантное отношение к людям других национальностей, но для этого нам нужна ваша помощь. Для изучения вашего отношения к людям своей и других национальностей мы предлагаем анкету, результаты которой помогут нам выявить причины существующей отрицательной оценки детьми различных национальных групп. На каждый вопрос отвечаете, недолго думая, выбирая один из вариантов ответа. Рядом с выбранным вариантом поставьте галочку.
1. Как вы относитесь к тому, что в мире все люди разные?
- положительно;
- отрицательно;
- равнодушно.
2. Вы радуетесь, когда обнаруживаете, что в чем-то похожи на других людей?
- да;
- нет;
- не знаю.
3. Довольны ли вы тем, что в чем-то отличаетесь от остальных?
- да;
- нет;
- не знаю.
4. На каком языке вы произнесли первые слова?
5. А на каком говорите сейчас?
6. Какие песни и танцы вам больше нравятся?
- соседних народов;
- национальные;
- эстрадные;
- зарубежные.
7. Какие национальные блюда вы пробовали хотя бы один раз?
8. Какую национальную одежду вы носили (или, по крайней мере, видели)?
9. Что вы можете отнести именно к национальным особенностям?
10. Когда вы разговариваете с ребенком о представителях другой национальности, вы советуете:
- быть терпимыми к их национальным особенностям;
- быть с ними настороже.
11. Раздражает ли вас, когда люди другой национальности говорят на своем языке, а остальные их не понимают?
- нет;
- да.
12. У нас в группе появился беженец из другой республики вы:
- говорите своему ребенку, чтоб помогал ему влиться в коллектив;
- чтоб он не общался с ним.
13. Что такое толерантность?
- позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
- способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
- отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
- готовность быть терпимым, снисходительным;
- прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
- способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться
с мнением других, быть снисходительным.
14. Можете ли вы сказать, что вы толерантный человек?
- да;
- нет;
- не знаю.
15. Для того чтобы не было войны…
- нужно понимать, почему они происходят;
- нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!
16. Что необходимо сделать для того, чтобы Ваш ребенок вырос добрым, честным и радостным человеком?
- говорить об азбучных истинах: живи так, поступай так, иди туда и т.д.;
- предлагать ему свое видение мира – ведь наша взрослость и жизненный опыт дают нам право на это;
- или, наоборот, сделать его центром Вселенной, и пусть он в будущем попробует сказать, что был обделен внимание;
- а может, стать ему другом? Надежным, сильным, умным – старшим.
Заранее благодарим за сотрудничество! Спасибо.
Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»
________________________________________________________________________________________
2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?
_________________________________________________________________________________________________
3. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?
_________________________________________________________________________________________________
4. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?
_________________________________________________________________________________________________
5. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?
_________________________________________________________________________________________________
6. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам, игрушкам?
_________________________________________________________________________________________________
7. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?
_________________________________________________________________________________________________
8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?
_________________________________________________________________________________________________
9. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?
_________________________________________________________________________________________________
10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.?
_________________________________________________________________________________________________
11. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка?
_________________________________________________________________________________________________