НОД по ФКЦМ
с детьми второй младшей группы
по теме: «Что лучше: бумага или ткань?»
Цель: Познакомить детей со свойствами бумаги и ткани. Учить различать
детей ткань и бумагу, делать выводы, основываясь на собственном опыте.
Задачи:
ткани;
изготовлены;
деятельности, развивать внимание, мышление, тактильное ощущение, наблюдательность, воспитывать любознательность, интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
Оборудование: Кукла Таня, емкость с водой, образцы бумаги и ткани; ножницы, краска.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент (утреннее приветствие)
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в родном краю-
Всех я вас приветствую!
2. Мотивационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня в гости к нам пришла наша кукла Таня. Но она почему-то очень грустная. Посмотрите внимательно, что у неё случилось?
Дети: (У неё нет панамки).
Воспитатель: Правильно ребята. На улице был сильный ветер и сорвал с головы её панамку. Сначала Таня не очень расстроилась, она пошла в магазин и хотела купить себе новую панамку, но вот беда: Таня не знает, какая панамка будет лучше из бумаги или из ткани. А вы как думаете? (Ответы детей).
3. Постановка темы и цели занятия
А давайте проверим, что лучше бумага или ткань?
4. Основная часть
Опыт «Определи на ощупь»
Воспитатель: У вас на столах лежат листочки бумаги и платочки из ткани. Возьмите в руку листочек бумаги. Потрогайте его, погладьте. Положите листочек на стол.
- Какой листочек бумаги на ощупь? (Жёсткий)
Сейчас возьмите в руки платочек из ткани. Опять потрогайте и погладьте его.
- Какая на ощупь ткань? (Мягкая)
Вывод: Бумага жёсткая, а ткань мягкая.
Опыт «Мнется – не мнется»
Воспитатель: А сейчас, берём листочек бумаги и начинаем мять. Что мы слышим?
(Бумага разговаривает, шуршит).
Давайте повторим, что делает бумага? (Бумага шуршит).
Положите бумагу на стол и возьмите платочек из ткани. Давайте её тоже помнём.
Что мы слышим? (Ничего не слышим. Ткань молчит).
Давайте вместе скажем: «Ткань молчит».
Что мнётся легче? (Бумага)
Вывод: Значит, бумага мнётся легче и шуршит, а когда мнем ткань – она молчит.
Давайте повторим: «Бумага шуршит, а ткань молчит».
А теперь давайте расправим бумагу. Расправилась? (Нет, она осталась мятой). А теперь разгладим ткань. Что произошло? (Платочек из ткани расправился).
Вывод: Значит, если у Тани будет панамка из бумаги, то она помнётся и не разгладится. Что лучше, бумага или ткань? (Ткань)
Почему? (Её можно разгладить).
Физминутка
Ребята, вы сидеть устали?
Ну, тогда все дружно встали!
Ножками потопали, ручками похлопали!
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, отпустите!
Влево, вправо повернулись
И на стульчики вернулись!
Опыт «Что крепче»
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте проверим бумагу и ткань на прочность.
Возьмите листочек бумаги и попробуйте его порвать. Что произошло? (Бумага легко порвалась.)
А теперь попробуйте порвать платочек из ткани. Что происходит? (Ткань не рвётся).
Ткань может порваться, если сильно-сильно и долго- долго дёргать, поэтому люди придумали специальный инструмент - ножницы и с помощью их мы можем не рвать ткань, а аккуратно резать (показ воспитателя). Посмотрите внимательно на платочек из ткани. Он состоит из ниточек (воспитатель показывает)
А бумагу можно разрезать ножницами? А у бумаги есть ниточки? (воспитатель показывает)
Вывод: Значит, бумага рвётся и режется, а ткань лучше резать ножницами.
Скажите, какая панамка для Тани будет прочнее из ткани или из бумаги?
Что лучше бумага или ткань?
Опыт «Стирка»
А теперь я платочек из ткани, испачкаю краской, положу в ванночку с водой, постираю его и выжму. Что с ним произошло? (Платочек стал чистый).
Теперь испачкаю листочек из бумаги, положу в ванночку, постираю и выжму его. Что мы видим? (Листочек размок и развалился на части).
Бумага боится воды?
Какую панамку для Тани можно будет постирать, если она испачкается?
Что же лучше бумага или ткань?
5. Подведение итогов
А теперь давайте повторим, что мы сегодня узнали о бумаге и ткани.
Так из чего же панамку выбрать Тане: из бумаги или из ткани?
Наш Таня благодарит вас за то, что вы замечательно поработали и помогли ей
6. Рефлексия
Ребята, наше занятие подошло к концу. Какое у вас настроение?
Что вам особенно запомнилось?
Вы замечательно поработали. Я предлагаю вам прилечь на ковер и отдохнуть под лёгкую музыку.