Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


консультация для педагогов «Организация проектной деятельности в ДОУ как одна из составляющих пространства детской реализации»

Цель повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах организация проектной деятельности в ДОУ как одной из составляющих пространства детской реализации.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МБДОУ детский сад №81 «Жаворонок» г.Брянска

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Организация проектной деятельности в ДОУ как одна из составляющих пространства детской реализации»

Подготовили воспитатели:

Абрамова О.Н.

Мануилова А.А.

Брянск 2022г.

3 годовая задача: Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на улицах и дорогах города посредством проектного метода.

ЦЕЛЬ КОНСУЛЬТАЦИИ: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах организация проектной деятельности в ДОУ как одной из составляющих пространства детской реализации.

Тему консультации раскроет Мануилова А.А. через ознакомление педагогов с такими понятиями как «пространство детской реализации» и чем отличаются условия поддерживающие развитие детской личности младшего от старшего дошкольного возраста в пространстве детской реализации, «голос ребёнка», технология «утренний круг». Расскажет, почему необходимо формулировать «гипотезу проекта»; на каких принципах строится взаимодействия ребенка и взрослого в х

оде осуществления проектной деятельности. А так же познакомит с видами проектов и особенностями их реализации в ДОУ.

Абрамова О.Н. расскажет требования к основной структуре проекта, раскроет основные виды работ в рамках каждого этапа осуществления проектной деятельности.

Проектная деятельность в детском саду является одним из элементов построения пространства детской реализации, которое представляет собой систему условий, поддерживающих развитие детской личности.

В младшем дошкольном возрасте – это следующие условия:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

-формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты);

В старшем дошкольном возрасте – это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Неслучайно в дошкольном образовании появилось понятие «голос ребёнка», смысл которого заключается в том, что взрослый должен создавать условия для детских высказываний по разным вопросам, т.е. создавать возможности для проявления индивидуальности детей.

Важным моментом развития пространства детской реализации может стать реализация технологии «утренний круг», на котором дети вместе с воспитателем обсуждают интересные для них темы.

Утренний круг или утренний сбор – это ритмически организованная, эмоционально и сенсорно наполненная играми, направленная на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей часть режимного момента, проводимого в определенное время.

Проектная деятельность в пространстве детской реализации подразумевает создание условий для:

Если в зоне ближайшего развития ребенок следует за взрослым, копируя его, то в пространстве детской реализации – взрослый следует за ребенком, помогая в его активности – отсюда и идет создание проблемной ситуации и правильное формулирование гипотезы проекта таким образом, чтобы проект исходил от ребенка, от удовлетворения его познавательных потребностей.

Проектная деятельность - это особый тип взаимодействия ребенка и взрослого, который строится на следующих принципах.

1. Проектная деятельность начинается тогда, когда прямое действие оказывается невозможным (решение проблемы через итоговый продукт)

Проектная деятельность возникает только тогда, когда ребенок видит проблему и задумывается над ее решением (гипотеза – путь решения проблемы)

2. Проектная деятельность, в отличие от продуктивной деятельности предполагает движение ребенка в пространстве возможного (те условия, та развивающая предметно-пространственная среда, которую создает педагог для решения проблемной ситуации проекта).

В процессе проектной деятельности ребенок оказывается перед проблемой, требующей решения. Для этого необходимо рассмотреть различные пути решения этой проблемы и выбрать самый оптимальный – это и есть гипотеза (если мы создадим такие-то условия
, то мы достигнем поставленной цели).

3. Проектная деятельность опирается на субъективность ребенка, то есть на выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности.

Субъективность ребенка выражается в наличии собственного мнения или отношения к той или иной ситуации. Она может проявляться с различной степенью выраженности.

4. Проектная деятельность предполагает не просто реализацию идеи ребенка, но и реализацию его смыслов.

Если ребенок проявляет инициативу, он показывает, что эта ситуация для него чем-то значима. Поэтому прежде чем приступать к решению проблемы, нужно понять, что именно вызвало отклик у ребенка. – это самое главное в проектной деятельности!

5. Проектная деятельность имеет адресный характер.

Поскольку в проектной деятельности ребенок выражает свое отношение к решаемой проблеме и личные смыслы, он всегда ищет адресата – того, к кому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.

ВИДЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

По доминирующему методу:

По количеству участников:

По продолжительности:

Рассмотрим 3 основных вида проектов, каждый из которых обладает своими особенностями и характерными этапами реализации: исследовательский, творческий и нормативный проекты.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ – предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Реализация проекта занимает около месяца и включает в себя четыре этапа.

Первый этап. Формулировка задачи.

Этот этап предполагает создание проблемной ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. На этом этапе выделяется три стратегии.

Второй этап. Реализация проекта.

Ребенок приступает к реализации проекта, то есть отвечает на поставленный вопрос.

Результаты исследовательского проекта заносятся в специальный альбом, который помогает ребенку зафиксировать этапы своей работы и результаты исследования.

Без помощи родителей ребенку не обойтись, так как он не сможет самостоятельно оформить альбом и сделать записи.

Вспомогательные функции проекта:

Третий этап. Презентация проекта.

Он имеет большую значимость для социального развития ребенка: рассказывая взрослым и сверстникам о выполнении важного дела, дошкольник получает опыт реализации познавательной инициативы.

Четвертый этап. Выставка проектов.

Педагог организует выставку проектов и придумает различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации знаний, полученных в ходе работы над проектами.

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ – осуществляется коллективно или совместно с родителями.

Одним из отличий творческого проекта от исследовательского проекта является его долгосрочность.

На первом этапе. Проводится подготовительная работа, в ходе которой педагоги обсуждают возможные темы проектов, связанные со значимыми социальными ситуациями в жизни детей и взрослых.

На втором этапе. Определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности.

На третьем этапе. Дети высказывают свои идеи реализации проекта.

На четвертом этапе. Воспитатель предлагает детям зарисовать свои идеи, а затем подумать о том, что необходимо для их реализации.

На пятом этапе. Дети демонстрируют свои работы сверстникам, рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопросы.

В заключение этого этапа выбирается идея, которая будет реализовываться в ходе творческого проекта.

Шестой этап. Связан с информированием родителей.

На седьмом этапе. Педагог вместе с детьми организует работу по реализации общего замысла.

На восьмом этапе. Педагоги продумывают, как представить полученный продукт.

На девятом этапе. Осуществляется презентация продукта творческого проекта.

НОРМАТИВНЫЙ ПРОЕКТ – подразумевает проект по созданию свода правил, по которым должны жить дети в детском саду.

Правила оформляются в виде книжки, которая заполняется по мере выполнения нормативных проектов.

Проект такого типа всегда инициируется педагогом. Нормативный проект предполагает создание новой нормы, регулирующей поведение детей в группе детского сада.

В нормативной проектной деятельности можно выделить следующие этапы.

Первый этап. Воспитатель выявляет такие ситуации, в которых проявляются нежелательные формы поведения детей и которые повторяются достаточно часто.

Второй этап. Педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, к которым они могут привести.

Третий этап. Педагог просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения.

Четвертый этап. Педагог просит детей рассказать о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация.

Пятый этап. Педагог предлагает детям подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий.

Шестой этап. Воспитатель просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно для всех.

Седьмой этап. Дети объясняют, что они зарисовали. Перед педагогом стоит задача понять, насколько полно в рисунках детей представлены необходимые детали.

Восьмой этап. Связан с оформление правила и внесением его в книгу правил.

Каждый вид проектной деятельности имеет четкие этапы:

ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Очень легко запомнить, что проект – это 5 «П»:

1 этап. Подготовительный (разработка проектного замысла).

Основные виды работ в рамках 1-го этапа: 

Гипотеза в проектной работе – предположение, выдвинутое автором/ами проекта перед началом выполнения работы, которое должно быть доказано или опровергнуто в ходе проекта.

Гипотезы возникают как возможный вариант решения проблемы. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. Гипотеза позволяет находить варианты решения проблем и затем, в ходе экспериментов, оценивать их вероятность. При формулировании гипотезы чаще всего используется следующее начало предложения:

• предположим;

• допустим;

• возможно;

• что, если…

Цель отвечает на вопросы: «Что должно быть изменено в реальной ситуации? Какой должна стать ситуация после выполнения проекта?»

Начинается со слов: развитие, формирование.

Если цель направлена на достижение конечного результата, то задачи – на достижение промежуточных результатов.

Задачи отвечают на вопрос: что должно быть сделано для того, чтобы цель проекта была достигнута?

Разработать план достижения цели проекта можно используя следующие способы разработки проектов:

Также в системной паутинке указываются формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами в ходе проектной деятельности, формы совместной деятельность в рамках проекта во время режимных моментов.

2. Модель трёх вопросов ЧТО ЗНАЮ? ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ?

ЧТО ЗНАЮ? - ПРОБЛЕМА. Выяснить, что дети уже знают по теме.

ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? - ПРОЕКТИРОВАНИЕ. План по теме проекта.

КАК УЗНАТЬ? - ПОИСК ИНФОРМАЦИИ. Источники новых знаний, т. е. средства для проекта.

 2 этап. Основной (реализация проектного замысла)

Основные виды работ в рамках 2-го этапа: реализация разработанного на 1 этапе плана работы с той или иной степенью самостоятельности с целью получения продукта проектной деятельности (как замысла 1-го этапа).

п/п

Виды работ

на этапе

Комментарии

2.1

Выполнение плана работы

При выполнении этого вида работ должна преобладать самостоятельная деятельность воспитанников

2.2

Подготовка к защите проекта

Степень самостоятельности детей при подготовке проекта к защите зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей

Результаты 2-го этапа: реализован план деятельности, разработанный на 1-ом этапе и созданы продукт(ы) деятельности в соответствии с замыслом 1-го этапа.

3 этап. Рефлексивный (подведение итогов проектной деятельности).

Основные виды работ в рамках 3-го этапа: выступление с проектом, самооценка и взаимооценка воспитанниками выполненных работ, их рефлексия, определение социальной значимости продукта, размещение проектов и их продуктов в портфолио.

Таким образом – организация проектной деятельности актуальна и очень эффективна. Она дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, помогает научиться работать в команде, формирует умение отстаивать и доказывать свою точку зрения.

Каждый созданный и реализованный проект уникален, так как его замысел возникает на основе новой идеи, которая исходит от детей, их познавательной потребности, желанием узнать о том или ином предмете, явлении более детально.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области