Государственная бюджетная организация
дополнительного образования
«Энемская детская школа искусств»
Методический доклад
«Деятельность концертмейстера в работе ДШИ»
Подготовила:
Преподаватель фортепианного отделения
ГБО ДО РА «Энемская ДШИ»
Женетль А.Ю.
«Любите певца!..» - Дж. Мур
Сегодня исполнительское искусство солистов и некоторых музыкальных коллективов, таких как ансамбли народных и струнно – смычковых инструментов, хоровых и хореографических коллективов нуждаются в обязательном присутствии пианиста - концертмейстера. При этом, концертмейстерское искусство оказывается доступным не каждому пианисту: оно требует особого склада исполнительской индивидуальности, незаурядного мастерства, общемузыкальной эрудиции, «умения совместно общаться, творить и переживать музыку».
На протяжение XVIII века аккомпанирование носило любительский
характер, а уже в начале XIX века происходит формирование концертмейстерства - как вида профессиональной деятельности пианиста, поскольку большое количество романтической, камерной, инструментальной и песенно-романсовой лирики требует особого умения аккомпанирования. Этому также способствовало расширение количества концертных залов, оперных театров, музыкальных учебных заведений. В то время концертмейстеры, как правило, были «широкого профиля» и умели делать многое: играли с листа хоровые и симфонические партитуры, читали в различных ключах, транспонировали фортепианные партии на любые интервалы и т. д.
В целом, по определению, концертмейстер – это пианист (аккомпаниатор), который помогает солисту или определенному коллективу: хору, ансамблю, оркестру и т.д. в их основной исполнительской деятельности, то есть он является полноправным участником ансамбля. А в каждом конкретном ансамбле объединяются различные творческие личности, имеющие разный темперамент, уровень профессионализма, музыкальное мышление. Постоянно меняющиеся условия требуют от концертмейстера способности быстро приспосабливаться не только к индивидуальным особенностям каждого исполнителя, но и знать специфику его профессиональной подготовки.
Какими же качествами и навыками должен обладать пианист, чтобы быть хорошим концертмейстером? Прежде всего, он должен хорошо владеть роялем – как в техническом, так и в музыкальном плане. А педагогическая творческая работа концертмейстера представляет собой еще более ответственную сферу деятельности: это не просто игра по нотам.
Функции концертмейстера, работающего в Детской школе искусств носят педагогический характер, поскольку заключаются, главным образом, в разучивании с учащимися учебного репертуара. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от пианиста ряда специфических навыков и знаний из области смежных исполнительских искусств, а также педагогического чутья и такта.
К необходимым знаниям и навыкам концертмейстера для работы в ДШИ относятся:
При работе в классе концертмейстер может произвольно изменить и облегчить трудные места или, в процессе разучивания произведения с хором или солистами, применить метод вычленения сольной партии или хоровой партитуры, сводя фортепианную партию к основным гармоническим и
ритмическим функциям. Кроме этого, он должен быстро и точно поддержать солиста, создать единую с ним исполнительскую концепцию произведения, поддержать в кульминациях, быть его чутким помощником. Развитие этих навыков возможно при развитом чувстве ритма и ощущении ритмической пульсации, единой для всех участников ансамбля. При этом с увеличением числа исполнителей (оркестр, хор), пианист становится организатором ансамбля, беря на себя функции дирижера.
В связи с возрастными особенностями детского исполнения, работа концертмейстера в ДШИ отличается рядом дополнительных сложностей и особой ответственностью. Он разучивает с солистами партии исполняемых произведений и контролирует качество их исполнения. Чтобы учащийся не уставал от нагрузки, мог «расчленить» и правильно усвоить полученную информацию, на уроках необходимо чередовать различные виды деятельности: беседу, диалог, обсуждение проблемных фрагментов в произведении для их освоения, привлекать учащегося самостоятельно находить решение поставленных перед ним задач, доказывать свою точку зрения и т.д. В этой связи возможно использование на уроках современных информационных технологий и современных средств обучения: компьютер, музыкальный центр, синтезатор и др. Внесение в процесс занятий таких средств делает обучение ярким, запоминающимся и интересным, а также, формирует эмоционально – положительное отношение к предмету.
Он должен понимать специфику исполнения, понимать причины возникновения трудностей в исполнении и подсказать верный путь к исправлению конкретных недостатков. Т.е., в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции, которые неотделимы друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.
В работе с учащимся в классе ДШИ специфика работы концертмейстера требует от него особой мобильности, умения переключаться на работу с учащимися разных специальностей. Например, в классе вокала он помогает ученику лучше показать возможности своего голоса, раскрыть глубину произведения, найти верную интерпретацию, а значит, он должен не только обладать техникой и музыкальным чутьем, но и педагогическими способностями, т.е. проникать в психологию ученика, находить с ним контакт.
Вместе с руководителем, опираясь на свой опыт, концертмейстер добивается от учащегося выполнения поставленных задач, участвуя в подготовке как учебного процесса, так и в концертах или разного уровня конкурсах. Достижение всех поставленных перед концертмейстером задач возможно только при полном взаимодействии с педагогом, при абсолютном профессиональном доверии. Концертмейстер в классе – это помощник, аранжировщик, репетитор, правая рука и единое целое с преподавателем класса, целенаправленно выполняющий свои профессиональные задачи.
Грамотный концертмейстер наделен особым даром – «чутьем», воображением и отличным музыкальным слухом. «Хороший аккомпанемент оживляет исполнение пьесы и, наоборот, даже самый лучший исполнитель много теряет из – за плохого сопровождения…» - Ф.Э. Бах.
Опытный концертмейстер всегда поможет ребенку снять волнение и напряжение перед его выходом на сцену. А во время исполнения произведения, выразительная игра и творческое вдохновение непременно передадутся учащемуся, помогая ему обрести мышечную свободу и уверенность.
Кроме того, профессионализм концертмейстера определяется наличием у него исполнительской культуры, которая предполагает отражение его эстетического вкуса, широту кругозора, сознательное отношение к музыкальному искусству, готовность к музыкально-просветительской работе. В процессе работы и на сцене концертмейстер не может быть солистом, поскольку является одним из участников музыкального действия, причем совсем не первого плана, поскольку должен быть в «одной цепочке» с солистом в исполнительской манере последнего. При исполнении, он обязательно должен учитывать уровень подготовки учащегося, его музыкального развития и возможностей, а также, техническую оснащенность сцены и качество инструмента, предоставленного для аккомпанемента.
Работа концертмейстера уникальна и увлекательна, его роль в учебном процессе детских школ искусств неоспоримо велика, а владение в совершенстве “комплексом концертмейстера” повышает востребованность пианиста в разных сферах музыкальной деятельности от домашнего музицирования до музыкального исполнительства.
«Работу концертмейстера очень трудно перевести на язык бумаги – она в пальцах, в душе» – М. Г. Годына
Литература:
1. Бах Ф.Э. - Трактат «Опыт изложения правильного способа игры на клавикорде» - II часть (1762г.), (стр 73, 67-71).
2. Борисова Н.М. - Содержание урока по концертмейстерскому классу на МПФ пединститута // Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки. - М., 1982. (стр.130-140).
3. Воротной М.В. - О концертмейстерском мастерстве пианиста. Проблемы музыкального воспитания и педагогики: Сборник научных трудов / Науч. ред. Н.К. Терентьева. – СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.-В. 2. (стр. 66-70).
4. Кубанцева Е.И. – «Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность» // Музыка в школе. – 2001. № 2.- (стр. 38-40).
5. Музыкальный энциклопедический словарь / Ред. Г.В. Келдыш. – Изд. 2 М.: «Большая Российская Энциклопедия», 1998 (стр. 270).