Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Статья "Применение современных арт-технологий как средство коррекции тревоги младших школьников"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

УДК 37:37.035.3

Маркевич Алина Александровна,

Студентка ГБОУ ВО СГПИ

Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Погребная Оксана Сергеевна

Применение современных арт-технологий как средство коррекции тревоги младших школьников

The use of modern art technologies as a means of reducing noise reduction for primary schoolchildren

Аннотация. В данной статье предпринят анализ особенностей и методических возможностей снижения уровня тревожности у младших школьников за счет вовлечения в творческий процесс. В ходе исследования установлено, что социальный и мотивационный факторы превращают творчество в привычку, но цель педагога – создать приятное ощущение от самого труда, а не от достижения конкретного результата, не от окончания работы. Такой подход будет способствовать одновременному снятию стресса и актуализации творчества в учебной жизни детей.

Abstract. This article analyzes the features and methodological possibilities of reducing the level of anxiety in primary schoolchildren through involvement in the creative process. The study found that social and motivational factors turn creativity into a habit, but the teacher’s goal is to create a pleasant feeling from the work itself, and not from achieving a specific result, not from finishing the work. This approach will help to simultaneously relieve stress and enhance creativity in children’s educational lives.

Ключевые слова: младший школьный возраст, тревожность, учебный ресурс, творчество, арт-терапия, игра, мотив.

Keywords: primary school age, anxiety, educational resource, creativity, art therapy, game, motive.

Актуальность работы заключается в необходимости более детального изучения особенностей коррекции тревоги младших школьников в целом, выработки правильных установок, мотивов на уроках изобразительного искусства, а также в формировании навыков творческой деятельности с использованием современных арт-технологий. Особый интерес вызывает коррекция страхов с помощью нативного творчества. Почти все окружение младшего школьника – объекты потенциального творчества, основанного на его интересе. Информационные и материальные ресурсы способны наиболее перспективно сформировать эмоциональную устойчивость, выработав, таким образом, у обучающихся позитивную оценку своего творчества, сформировав представление о творческом процессе и вывести его за пределы реальных навыков создания объектов школьного искусства.

Практическая значимость выражена в возможности использования материалов статьи на уровне начальной школы, при построении общей модели творческого воспитания и проведении отдельно взятых уроков и внеклассных мероприятий по проблематике снижения тревожности и беспокойства в жизни обучающихся, также основную концептуальную часть исследования можно использовать при подготовке технологических карт и планов уроков.

Для того, чтобы полноценно раскрыть содержание понятия «тревога», необходимо обратиться, прежде всего, к психолого-педагогической литературе.

Так, Е.Ю. Темникова под тревогой понимает негативизацию повседневных событий, воспринимаемых под влиянием страха в продолжительной перспективе. На тревогу оказывают влияние беспокойства, боязни и непосредственно стресс, который могут испытывать младшие школьники в процессе учебной деятельности и жизни «после уроков» [6, c. 55].

Тревога связана с бессознательной мобилизацией психических сил организма для преодоления потенциально опасной ситуации. У детей младшего школьного возраста тревога обычно связана с такими психологическими факторами, как:

1. Постоянное беспокойство, стресс.

2. Трудность в концентрации дома и на уроках.

3. Мышечное напряжение и прочие физиологические проблемы.

4. Раздражительность.

5. Нарушение сна [6, c. 56].

Тема коррекции у школьников страхов и тревожностей, нашла отражение в трудах отечественных педагогов 1990-х гг. и, тем не менее, продолжает оставаться актуальной. Является неотъемлемым также компонентная сторона осуществления коррекционного процесса. Как показали исследования Л. С. Выготского, А. Г. Асмолова, В. А. КрутецкогоВ. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, позитивные установки, вырабатываемые в ходе реализации творческого потенциала, оказывают влияние на коррекцию страхов, вместе с тем, они развивают воображение и способствуют эффективному усвоению детьми новых знаний [2].

Педагог-методист Л.О. Албакова пишет о том, что тревога сама по себе представляет собой фундаментальную основу личностной и социальной активности, используя ее как побудительный фактор, педагог может стимулировать творческую активность. А вот потенциал творчества состоит не в производстве итоговой продукции, а в самом процессе, когда человек трудится на общее благо и становится единым целым с коллективом, ощущая себя значимой частью чего-то большего и значимого. То есть, исследователь сравнивает тревогу со связующей нитью между пассивностью и активностью, в этом заключается важный аспект стимулирования творчества. Задачей педагога здесь выступает объяснение и сопровождение данного контекста на уровне начальной школе, в место, где начинается социализация личности [1, c. 172].

М.А. Цыганова выделяет, что в процессе снижения уровня тревожности использование творчества достигается лучшим путем через средства арт-терапии. Под арт-терапевтическим процессом понимается вид практической творческой деятельности, целью которой является эмоциональное вовлечение. На основе творческой деятельности у обучающихся начальных классов можно сформировать новое мировоззрение и чувство трудолюбия [7, c. 29].

Именно это предлагает на сегодняшний день творческое обучение и воспитание. Хотя бы и в упрощенном виде, оно выделяется как непременный элемент педагогического взаимодействия и образовательного процесса познание искусства в деятельности. Благодаря интеграции с такими образовательными технологиями, как знаковое, контекстуальное, фиксированное или опережающее обучение, творческое обучение с применением методов арт-терапии может предложить самые различные направления самостоятельной и полусамостоятельной (смешанной) работы учащихся. В различных видах и формах игровое обучение и правильную постановку проблемы можно использовать для активизации познавательного интереса в ходе урока-практикума, урока-семинара, урока-игры, урока-конференции или на внеклассном мероприятии [4, c. 315].

Различают такие методы арт-терапии:

Итак, арт-терапевтический процесс в данном случае понимается как социальное и творческое чувство, а также черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу творческой деятельности, любовь к труду, стремление много и усердно учиться.

На основании работ классиков в современной педагогической и психологической науках сформировались такие подходы к определению термина «творчества»:

– творчество как важное качество личности – субъекта обучения и составляющей всех школьных отношений;

– творчество как мера возникновения, развития и проявления полной социальной дееспособности в момент осознания себя частью творческого процесса;

– творчество как чувство заинтересованности, направленное на ценностное восприятие различных форм деятельности – духовной, культурной, трудовой и собственно творческой;

– творчество как значимая черта личности, соотносящаяся с и инициативностью в вопросах, касающихся процесса создания чего-либо;

– творчество как форма проявления инициативы, развитая инициативность и умение подавить личные интересы ради превалирования блага группы, класса;

– творчество как цель, форма и средство актуализации ценностных категорий, гармоничного и всестороннего развития личности младшего школьника на начальном этапе педагогического взаимодействия [5].

Как выделяет С.С. Кузенко, социальная составляющая творческого воспитания связана с процессом социализации и усложнения психики. В семь (иногда – в шесть) лет ребенок переживает кризис, который кардинально изменяет стиль и образ жизни, вместе с тем, психологические концепты повседневной жизни обретают новые требования, происходят массовые изменения в характерных процессах взаимоотношений со сверстниками, родителями, старшими друзьями, у ребенка появляются обоснованные притязания на создание образов кумиров и авторитетов. В целом, синоптические реакции в ЦНС приводят к усложнению во всех компонентах психики и сферах деятельности, изменяются все черты, качества и свойства психики, включая самосознание и самооценку [3, c. 224].

В том, что в младшем школьном возрасте происходят значительные морфофункциональные изменения, физиологический рост влечет за собой укрепление психических функций, ускорение динамики психических процессов. Также кардинально изменяется восприятие своего «Я». В когнитивном аспекте изменения касаются, прежде всего, типа мышления и памяти, коммуникативного выражения своих мыслей творческим способом. Мышление формализуется, расширяется понимание абстрактных категорий. В условиях применения современных арт-терапевтических технологий наиболее важной частью онтогенеза в данный период является склонность к простому самоанализу и самокритике, интегрированные некритическим вниманием и бурно развивающимся воображением [3, c. 226].

Существуют два важнейших инструмента для того, чтобы заинтересовать школьника в формировании ценностного отношения к творчеству – это правильная мотивация и создание длительных установок, а второе – ликвидация негативных социальных стереотипов и определение раннего жизненного сценария (чем бы ребенок хотел заниматься в будущем).Установки как показатели творческой активности влияют на подсознательное формирование у ребенка определенных взглядов на интересующие его вопросы творчества, искусства. Формирование установок происходит еще в раннем детстве и продолжается всю жизни, при этом установки, полученные в сознательном возрасте, при наличии выделяющейся авторитетной личности и рефлексии на нее, становятся со временем более устойчивыми и практически не поддаются изменению [1, c. 171].

При этом, установки на труд, формировавшиеся на протяжении жизни, в пожилом возрасте будет практически невозможно изменить. Первичные установки формирует ближайшее окружение человека – его семья и наиболее близкий круг общения.

Вовлеченность в творчество позволяет обучающимся напрямую развивать свои способности к адекватному оцениванию и аналитической деятельностью, его обычно подразделяют на три уровня усвоения, в соответствии с такими показателями, как количество усвоенной информации, способность применять знания на практике и готовность творческой реализации знаний на практических занятиях по тем или иным предметам.

На уровне диагностики снижения уровня тревожности посредством овладения творческими навыками (на уровне начальной школы) можно измерить по трем уровням [2].

Первый или низкий уровень – это еще не реализованные навыки, а знания, которые были запомнены обучающимся и могут быть воспроизведены на занятиях в любой момент. Здесь знания имеют начальную осознанность, они легко воспринимаются и фиксируются в памяти в наиболее общих чертах. Здесь у педагога возникают основания для диагностирования тревожности и фокусировки на творческом взаимодействии с обучающимися.

Второй или средний уровень отражает способности применения знаний на уровне творческой практики, по крайней мере, в знакомых или аналогичных ситуациях. Именно специфика «практичности» затрудняет проверку качества знаний, так как педагог здесь вынужден создавать междисциплинарные связи с другими предметами. Второй уровень свидетельствует о том, что осознание теоретического потенциала знаний можно реализовать в творческом процессе без повторения их фактологической, составляющей в рамках урочной или внеурочной деятельности.

Третий или высокий уровень отражает готовность к творческой реализации игровых ситуаций в новых – повседневных и учебных ситуациях, где создание аналогий может помочь лишь закрепить основу, но не создать готовое решение проблемы. С помощью практичной информации обучающиеся сосредотачиваются не столько на объекте, сколько на его внутренней специфике.

На основе проведения различных арт-терапевтических занятий с творческими элементами в ходе педагогической практики было установлено, что в процессе воспитания младших школьников важно обращать внимание не столько на сам факт формирования правильных трудовых навыков, сколько на создание ценностного отношения к своему творчеству как к учебному труду.

В начальной школе обучающихся интересуют в большей степени творческие, интересные игры, а не трудовая деятельность, поэтому целесообразно совмещать игру, учебу и творчество, чтобы задать правильный темп работы и мотивировать школьников к самостоятельной деятельности, где учитель выступал бы в роли «сопровождающего» обучение. Прикладные средства арт-терапии, такие, как рисование, декоративное творчество и театр в данном случае позволяют заинтересовать обучающегося через обращение к культурному потенциалу личности, что одновременно знакомит его с культурой и традициями, а также вызывает чувство эмоционального насыщения [6, c. 62].

Возникает закономерный методический вопрос: с помощью чего этого можно добиться? Традиционные и инновационные средства арт-терапии могут включать устный опрос, письменные задания, тесты, зачеты, мини-проекты, смешанные разновидности средств, такие, как работа с историческими источниками. Благодаря интеграции современных диагностических средств с такими образовательными технологиями, как знаковое, контекстуальное, фиксированное, проблемное или опережающее обучение, методики формирования качества знаний по истории может предложить самые различные направления самостоятельной работы учащихся. В различных видах и формах их можно использовать для активизации познавательного интереса в ходе занятия-практикума, занятия-семинара, занятия-игры, занятия-конференции или на историческом мероприятии, но исходят все эти форматы из определения возрастных особенностей младших школьников. Популярным форматом работы также является проектная деятельность, хотя бы и в упрощенном виде.

Итак, в процессе снижения уровня тревожности в творческой деятельности обучающиеся получают возможность раскрыть свои способности к самообучению и самообразованию. Обе эти способности реализовывались с опорой на технологию игрового обучения в самых разных форматах урока / внеклассного мероприятия. В ходе активной творческой деятельности по решению конкретного вопроса у учащихся складываются ранее слабо развитые элементы системы решения познавательных задач, но они могут быть раскрыты на уровне практики. В условиях применения современных арт-терапевтических технологий наиболее важной частью работы с младшими школьнику при формировании у них нравственного, ценностного отношения к творчеству является склонность к простому самоанализу и самокритике в ходе учебной деятельности, интегрированные некритическим вниманием и бурно развивающимся воображением.

Список литературы:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области