Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Азбука формирования основ безопасного поведения дошкольников».

Абсолютно невозможно ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать. Безопасность жизнедеятельности дошкольников, ее обеспечение должно осуществляться в двух направлениях устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения. Мыслительная деятельность как процесс познания окружающей среды играет большую роль в формировании поведения ребенка Т.Л. Телегина, М.Л. Пигарева. В исследованиях П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной и других описаны компоненты, последовательное выполнение которых обеспечивает усвоение умственных действий, на основе которых происходит формирование знаний и умений.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 165» г. Магнитогорск

Консультация для педагогов

«Азбука формирования основ безопасного поведения дошкольников».

Составил: воспитатель Клокова Л.И.

Абсолютно невозможно ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать.

Безопасность жизнедеятельности дошкольников, ее обеспечение должно осуществляться в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения.

Мыслительная деятельность как процесс познания окружающей среды играет большую роль в формировании поведения ребенка (Т.Л. Телегина, М.Л. Пигарева). В исследованиях П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной и других описаны компоненты, последовательное выполнение которых обеспечивает усвоение умственных действий, на основе которых происходит формирование знаний и умений.

Исходя из этого, воспитательно - образовательная деятельность, направленная на освоение опыта безопасного поведения ребенка, должна осуществляться поэтапно, ступенчато: сначала важно заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности; потом необходимо вводить правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать дошкольников в умении применять эти правила; затем на основе усвоенных знаний и умений (превращения правил из внешних требований во внутренние мотивы) возможно осознанное овладение реальными (доступными) практическими действиями. Совокупный анализ исследований о своеобразии усвоения дошкольником правил поведения позволяет выделить основные факторы, оптимизирующие данный процесс (Л.И. Божович, И.Н. Бронников, Н.Е. Веракса и др.). К ним относятся:

активная позиция ребенка;

процесс идентификации с взрослым, транслирующим норму ребенку;

игровая форма передачи способов поведения;

эмоциональная включенность ребенка в деятельность.

Наиболее эффективно при организации педагогического процесса по формированию основ культуры безопасности в дошкольном возрасте использовать следующее: дидактические игры; игровые персонажи (например, Стобед, Шустренок); чтение специально подобранных произведений художественной литературы с последующими беседами по ним, игры-драматизации; ситуационные задачи, такие как «Вспомни и расскажи (выложи с помощью моделей), как правильно себя вести, если возникла опасная ситуация», «Что будет дальше, как ты думаешь, если мальчик (девочка) так поступят...», «Найди ошибку (в сказке сюжетной картинке, на этом рисунке и т.д.)», «Что делать? Как поступить если (надо перейти улицу, забыл дорогу домой, остался дома один, а в дверь звонят)?» и пр.; игровые ситуации («Научим куклу скатываться с горки» и т.п.); имитационное моделирование на макете и в игровой среде; сюжетно-ролевые игры «Семьи», «Транспорт», «Пешеходы», «Путешественники» и т.п.; практикование в соблюдении мер предосторожности в реальных жизненных ситуациях (например, «нарежем хлеб к обеду», «пришьем путницу», «собираем грибы и ягоды с родителями летом», «идем по пешеходному переходу»).

Говорить и играть на темы безопасности с дошкольниками можно не более 20-25 минут.

Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы, помогают закреплять знания и умения личной безопасности у дошкольников.

Необходимо обучать детей правильному обращению с бытовыми предметами в процессе освоения ими трудовой деятельности, обращать особое внимание на меры предосторожности.

Регулирование поведения дошкольников путем прямых запретов должно быть минимальным.

Физическая подготовка — один из факторов, влияющих на поведение человека в опасной ситуации. Поэтому одна из задач обучения безопасному поведению дошкольников — развивать у них силу, ловкость, выносливость.

«Юные медработники» — это направление в обучении элементарным приемам оказания первой помощи доступно детям уже среднего дошкольного возраста (промыть, приложить холод, сказать взрослым и т.п.). Желательно такую деятельность осуществлять совместно с медицинской сестрой.

Активную роль в обучении детей и отработке на практике навыков безопасности должны сохранять за собой родители, так как семейная обстановка способствует открытому общению, а значит, выработке у ребенка как осторожности, так и уверенности в себе.

Детский сад служит организующим центром в работе. Для организации взаимодействия необходимо использовать разнообразные формы сотрудничества. Помощь родителей - специалистов (врач, военный, пожарный, спасатель, полицейский, медсестра и т.д.) необходимо использовать для ознакомления дошкольников не только с профессиями, но и с правилами безопасности, службами помощи. Важно, чтобы родители не только получили необходимые знания, но и пересмотрели свое отношение к безопасному поведению, осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые, сами не всегда следуют ему, и что разные требования, предъявляемые детям в детском саду и дома, могут вызвать у ребенка растерянность, обиду или даже агрессию. Примерные вопросы диагностической беседы с детьми подготовительной к школе группе.

Как ты думаешь, для чего придумали правила безопасности на кухне, с бытовыми приборами, дома? А ты соблюдаешь эти правила?

Можно ли подходить близко к плите, особенно если на ней варится суп или кипит чайник? Почему?

Где живет электрический ток? Когда он может быть опасным?

Что такое домашняя аптечка и для чего она нужна? Знаешь ли ты, где она находится у тебя дома?

Если я наберу по телефону номер 01, 02, 03, 04, то куда я попаду? В каких случаях это необходимо?

Почему при запахе газа в помещении нельзя включать электрический свет, чиркать спичкой, зажигалкой?

Какие правила обращения с ножницами, иголкой ты знаешь?

Что ты будешь делать, если ударишься, обожжешься, поранишься?

Где и как нужно хранить инструменты?

Как ты думаешь, играть, стоять на подоконнике, сидеть на балконе, свесив ноги через перила опасно это или безопасно?

Безопасность на улице

1. Для чего предназначена улица?

2. На какие части делится улица?

3. Как называют людей, идущих по улице?

4. Как называется участок дороги для передвижения пешеходов?

5. Где люди могут переходить проезжую часть?

6. Что означают цвета светофора?

7. Какие дорожные знаки ты знаешь? Что они обозначают?

8. Где можно и где нельзя играть, кататься на велосипеде, роликах, самокате?

9. Представь, что ты с родителями едешь на автобусе? Какие правила надо соблюдать в общественном транспорте?

10. Ходил ли ты на речку, озеро летом? Зимой? Какие правила на воде ты знаешь?

Безопасность в общении с незнакомыми людьми

Можно ли детям открывать дверь посторонним, если никого взрослых нет дома?

Можно ли открывать входную дверь неизвестному милиционеру?

Кого ты называешь «близким «знакомым», «незнакомым» человеком?

Как ты думаешь, какую опасность для ребенка представляет незнакомый взрослый?

Как ты думаешь, как выглядит опасный человек?

Как ты думаешь, ласковый голос, привлекательная внешность, всегда, ли говорят о добрых намерениях незнакомого человека?

Какой номер телефона полиции: 01, 02,03, 04?

Что ты будешь делать, если и знакомый взрослый будет уговаривает тебя пойти с ним, чтобы поиграть в интересную игру?

Что ты будешь делать, если незнакомый человек остановит машину, откроет дверь и подаст тебе красивую машину или куклу Барби?

Как ты думаешь, можно ли одному заходить в подъезд, лифт?

Безопасность в природе

Знакомы ли тебе правила грибников и ягодников? Научи меня, как правильно собирать грибы и ягоды.

Какие съедобные грибы ты знаешь?

Какие ядовитые грибы ты знаешь?

Какие лесные ягоды ты знаешь?

Как ты думаешь, можно ли пробовать на вкус незнакомые травы и ягоды? Почему?

Как ты думаешь, можно ли собирать ягоды и грибы близко у дорог? Почему?

Можно ли гладить незнакомое животное? Почему?

Как ты думаешь, можно ли убегать от собаки? Почему?

Назови правила при походе в лес?

Как ты думаешь можно ли пить воду из реки, водоема, родника? Почему?

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области