Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование высших чувств у дошкольников

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Аннотация: в данной статье рассматриваются психологические процессы, необходимая информация в изучении чувств в дошкольном возрасте.

Ключевые слова: формирование, чувства, дошкольник, самостоятельность, познание, оценка, гордость, патриотизм, чувство долга, поведение, общение.

Чтобы у ребенка сформировались высшие чувства (моральные, эстетические, познавательные), у него должно быть сформировано понятие о плохом и хорошем, красивом и некрасивом, а также – познавательная потребность. Чувства складываются постепенно. Первоначально дети улавливают только определенное значение событий, позднее – их обобщенный смысл. [1]

В эксперименте К. Н. Корнилова дети отвечали на вопрос, почему нельзя драться с товарищем. Младшие дошкольники отвечали: «Драться нельзя, а то попадешь прямо в глаз», «Могут отвести в полицию». Старшие дошкольники говорили: «С товарищами драться нельзя, потому что стыдно обижать их». Для дошкольников характерна слитность высших чувств. Ребенок оценивает как «хорошее» объекты и явления, которые вызывают у него и эстетические

переживания (хороший – значит красивый), этические (хороший –  значит добрый), и интеллектуальные (хороший – значит интересный). 

Высшие чувства начинают формироваться в 2-3 года. К высшим чувствам относят интеллектуальные, эстетические и моральные. 

Чувства, возникающие в процессе познавательной деятельности, называются интеллектуальными. К ним относят любопытство, любознательность, удивление, чувство нового, чувство юмора. [2, 235 с.]  Объектами, вызывающими яркие познавательные чувства детей, являются животные, птицы. Если малышей привлекали звери как подвижные и необычные предметы наблюдения, то дошкольника интересуют их повадки. Он с интересом рассматривает мордочку, лапки, спинку ежика, слушает его пыхтение, любовно ухаживает за зверьком. Забота о птицах и зверьках является выражением его чувства симпатии к животным, в особенности к их слабым, маленьким, беззащитным детенышам. Разнообразные познавательные чувства дошкольников выражаются в их многочисленных вопросах, в той радости, которую приносит трудовое усилие, достигнутый успех, самостоятельно сделанное открытие.

Интеллектуальные чувства играют важную роль в развитии умственной деятельности дошкольников. Для ребенка характерна глубокая любовь к истине, страстное стремление к познанию действительности. Само решение вопроса, нахождение истины может сопровождаться чувствами уверенности, удовлетворения. У дошкольников появляются переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением их стремлений соблюдать требования общественной жизни, т.е. моральные чувства. 

Первые проявления чувства долга наблюдаются в 4-5 лет, когда на основе имеющихся знаний, умений, навыков начинает зарождаться моральное сознание, когда ребенок начинает понимать предъявляемые к нему требования, относить их к своим действиям и поступкам, к поведению других людей (взрослых и сверстников).

У дошкольников возникают и такие этические переживания, как чувство гордости и стыда. Внутренним условием зарождения чувства гордости, направленного на конкретные достоинства, является формирование в сознании ребенка связи между представлением об этих достоинствах и положительной оценкой со стороны окружающих. Так, дети 4-5 лет гордятся качественными показателями во многих видах деятельности: умением хорошо танцевать, быстро бегать, считать; проявлением моральных качеств (выдержки, послушания), гордятся родителями. Как показано в исследовании Р.Х. Шакурова, развитие гордости происходит не только под влиянием положительной, но и отрицательной оценки, вызывающей чувство стыда. Стыд возникает при таких психологических ситуациях, когда ребенок желает действовать в соответствии с положительно оцениваемыми образцами поведения, но фактически совершает действия и поступки, отрицательно оцениваемые взрослыми; ему хочется выполнить действие, которым он мог бы гордится перед присутствующими, но у него получается «не так»; он чувствует, что окружающие ожидают от него успеха, но он терпит неудачи и не оправдывает их ожиданий.

Среди нравственных чувств, которые начинают формироваться в дошкольном возрасте, особое значение имеет воспитание чувства патриотизма. Знакомство детей-дошкольников с жизнью родной страны, с ее героями, изобретателями, полководцами, писателями формирует у ребенка чувство гордости и любви к своей стране. Дети не сразу разбираются в том, какое понятие шире – страна или город, является ли Москва столицей нашей страны или просто городом, но у них формируется бережное отношение ко всему нашему, которое всегда и самое лучшее, и самое благородное. 

Самый сильный источник чувства находится в деятельности человека. Какой бы из основных видов деятельности мы ни брали – труд, ученье, игру, – мы всегда увидим, как много чувств возникает в ходе этой деятельности. Включение в новую сферу коллективной деятельности, выполнение серьезных поручений формирует у ребенка 6-7 лет новое чувство – чувство долга, ответственности перед другими, требовательность к себе, радость общего успеха, недовольство собой. Она возникает как результат сопоставления ребенком себя, своих достижений, умений, качеств с тем, чем обладают сверстники. Сравнивая свои действия с аналогичными действиями других ребят, равняясь на отношение к ним воспитателей, 5-7-летние дети получают основу для переживания новых чувств: гордости, неуверенности в себе, самоуверенности, чувства превосходства («он не сумел, а я сделал»), неловкости, стыда. 

Появление чувства самостоятельности, первые шаги на пути осознания себя как личности приводят к возникновению у дошкольников и новых желаний, потребностей, чувств. В связи с этим, дети дошкольного возраста начинают жеманничать, рисуются, «воображают», у них появляется желание обратить на себя внимание посторонних, чем-то выделиться или, наоборот, замаскировать, скрыть, от других свой страх или неумение. Ребенок даже может притвориться равнодушным, безразличным к тому, что его другу удалось сделать, а у него не получается. [3]

Чувства детей старшего дошкольного возраста во многом обусловлены отношением взрослого близкого человека. За оценками 6-7-летнего ребенка стоят оценки и отношения воспитателя, родителей, на которые ребенок постоянно «оглядывается». 

Оценочное отношение взрослых сказывается и на формировании эстетических чувств детей. Общий эмоциональный тон («некрасиво поет», «нравится»), характерный для младших дошкольников, сменяется у старших более определенными и дифференцированными эстетическими оценками. [4] 

Чувства дошкольника возникают и при восприятии таких факторов, которые к самому ребенку не имеют прямого отношения. Он живо откликается на события, описанные в книге, на просмотренный спектакль или фильм. Вживаясь в образ героя и воспроизводя его действия, поступки, ребенок среднего и старшего дошкольного возраста не замечает, что воспринимает сказку как реальность. Он знает, что на сцене играют лишь куклы, что царевна умерла, откусив кусочек ядовитого яблока только «понарошному», но чувства его сильнее знаний. Поэтому ребенок переживает на спектакле настоящие, искренние чувства, он краснеет, сжимает кулаки, волнуется и стремится помочь героям своими криками или подсказкой. Такое искреннее и полное вживание в образ остается у детей иногда на долгие годы. Многие школьники даже 3-4 классов глубоко переживают успехи и неудачи в жизни литературного и особенно сценического героя, хотя постепенно внешние проявления этих переживаний становятся все более свернутыми. 

Особенно повышена, восприимчивость ребенка к человеческим переживаниям и состояниям, вызванным понятными детям обстоятельствами. Однако, выражение чувств, переживаний взрослого, т.е. его мимика, жест, поза, рано приобретают для дошкольника сигнальное значение. При этом каждый элемент «считывается» с разной полнотой и легкостью в зависимости от наличия (или отсутствия других элементов), составляющих понятную дошкольнику комплексную жизненную ситуацию. [5]

Такие суждения свидетельствуют лишь о том, что ребенок знает, что хорошо, что одобряется, а что не одобряется взрослыми. Так, 4-5-летние дети говорят, что драться нельзя, однако, нередко мотивируют это практическими последствиями, которые ожидают драчуна: «Его в полицию поведут». К концу дошкольного возраста для детей становятся значимыми моральные критерии. 6-7-летний ребенок объясняет, что нельзя драться потому, что стыдно обижать товарища. Таким образом, в основе моральных чувств детей лежат знания. 

В воспитании нравственных чувств необходима органическая связь знаний (правильных представлений и понятий), оценочных отношений (хорошо, плохо, благородно) и практических действий, на основе которых вырабатываются нравственные привычки: уважительное и вежливое отношение к людям, аккуратное обращение с вещами, организованность поведения. 

В практике повседневной деятельности и разнообразного общения ребенка со сверстниками и взрослыми не только накапливаются его знания и формируются оценки. Дети обогащают свой практический опыт общения с людьми, опыт нравственного поведения. 

Таким образом, на протяжении дошкольного детства происходят важные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Чувства ребенка все больше опосредуются его общественным опытом, накапливаемыми знаниями об окружающем, усвоенными моральными оценками и собственным опытом нравственного поведения.

Список литературы:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области