Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Духовно-нравственное воспитание младших школьников.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Свиридова Анна Константиновна

Студентка 2 курса магистратуры направления

«Педагогическое образование

(Внеурочная деятельность в начальной школе)»

Педагогический институт НИУ «БелГУ», (Белгород, Россия)

КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Аннотация.

В соответствие с требованиями Закона «Об образование», была разработана концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. Эта концепция включает обоснования общенационального педагогического идеала. В статье рассмотрено включение данной концепции в систему современного российского образования.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, концепция, образование, современное образование.

«Каждое время имеет, в сущности, ту школу, которую она заслуживает», – говорит В.В. Розанов [2, C.14].

Наше время – это время неоднозначное, переходное, а о того и грубое, ложное, поверхностное, но именно сегодня стала падать уверенность в достаточности существующего образования. Образование стало больше формальным, и потому неполноценным. Разрушив сложившуюся систему образования, мы должны заново построить ей достойную замену, опираясь на вечные нравственные и духовные ценности человечества.

Итак, что же такое образование? Сразу стоит отметить, это такое сложное явление, как образование, не может сводиться только лишь к одной из педагогических категорий, как это делалось в последние время.

Этимологически понятие «образование», связано со словом «образ», смысл которого многозначен. Сегодня интенсивно идут поиски целостного образа человека. В это емкое понятие вмещается большое количество составляющих: это и дух, душа, тело, вообще образ человека как образ любого неодушевленного предмета. Согласно Концепции, образом человека выступает высоконравственный, ответственный, творческий, инициативный и компетентный гражданин России.

Цель системы образования – это воспитание человека как субъекта культурно-исторического процесса, отражающего в себе исторический разум, культуру человечества, чувствующего свою ответственность перед будущим как перед своим будущим, зависящим от его действий в настоящем [2, C.16].

Система образования, таким образом, создается для человека, функционирует и развивается в его интересах. Образование по природе своей служит полному развитию личности и в идеале предназначается для того, чтобы человек и чувствовал себя, и был счастливым.

Актуальная проблема православной педагогики как системы духовно-нравственного становления личности связана с изменением законодательной базы российского образования.

Закон Российской Федерации «Об образовании», вступил в силу в 1992 году, он основался на духовно-исторических переменах и укладах жизни народа и государства. В 1997 году был подписан очередной Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», где придается особое значение православию в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры. Эти законы ориентируют науку на исследование духовно-нравственных традиций отечественного образования и изучения традиций, уклада жизни и форм национального опыта.

С целью воплощения данной концепции в жизнь, ведут свою деятельность различные духовно-просветительские центры, библиотеки, музеи, воскресные школы при православных храмах, и, конечно же, все образовательные учреждения.

В современных условиях, когда необходимость формирования духовно-нравственной культуры в системе общего школьного образования не подвергается сомнению, практически каждое учебное заведение ориентировано на создание системы духовно- нравственного воспитания для организации «процесса усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей» [1 , C.24].

Основными видами деятельности обучающихся, в рамках которых общеобразовательное учебное заведение способно осуществлять духовно-нравственное воспитание являются урочная и внеурочная деятельность. Проанализировав их потенциал по духовно-нравственному становлению личности, мы рассмотрели основные школьные предметы, предлагаемые современной системой российского образования, их безусловные воспитательные возможности в вопросах формирования мировоззрения школьника.

Особое место в системе школьного образования занимает сегодня, такой предмет, как «Основы Православной культуры». Этот предмет является одним из главных в осуществление процесса духовно-нравственного воспитания личности через приобщение школьников к знаниям о величайшем наследии православной культуры и формирования на этой основе нравственных, эстетических, чувств, творческих способностей.

Основные задачи данного предмета:

1. Это приобщение к православным традициям религиозной жизни;

2. Знакомство с основными догматическими положениям вероучения Православной Церкви;

3. Развить нравственные чувства;

Введение данного предмета в урочную деятельность первой было поручено Белгородской области в 2002 году, и продолжается по настоящее время. Однако, с введением нового образовательного стандарта с 2012 года, данный предмет плавно перешел во внеурочную деятельность.

Также, наряду с данным предметом, обязательны для изучения следующие:

Не стоит, конечно же, забывать, что на таких предметах, как «История России. Всеобщая история», «русский язык», «литература», «обществознание» педагогам нельзя забывать об их воспитательной функции и приобщении детей к духовно-нравственным ценностям.

Таким образом, можно прийти к выводу, что воспитание целостной личности, основанное на духовных, нравственных ценностях, на любви и уважении к своей Родине является важным кирпичиком в строительстве нового, справедливого и совершенного российского общества.

Список литературы

1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков, - М.: Просвещение, 2009. – 24с.

2. Русская школа. Духовно-нравственные проблемы воспитания. - М.: Русское слово, 1996. – 110с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области