Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ФОРМ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА РАССКАЗЫВАНИЯ

Необходимость обучения детей рассказыванию, используя в работе педагога дошкольной организации методы и формы обучения монологической речи.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Захарова Татьяна Александровна

Воспитатель, МБДОУ д/с №17 «Белочка» г. Сургут, ХМАО-ЮГРА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ФОРМ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА РАССКАЗЫВАНИЯ

Развитие связной речи детей - одна из наиболее значимых и сложных задач речевого воспитания. Классики отечественной педагогики К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.М. Бородич, Ф.А. Сохин подчеркивали необходимость обучения детей рассказыванию, предлагали методы и формы обучения монологической речи. Современная дошкольная педагогика и методика развития речи так же относят к числу приоритетных направлений.

В методике обучения развитию речи А.М. Бородич выделила несколько групп методов обучения, позволяющих приобретать детям знания, умения и навыки связной монологической речи.

Для формирования связной речи в детском саду используются наглядные методы: рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек, фотографий, описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов. Воспитатель направляет восприятие детей, называет, подсказывает, объясняет, рассуждает вместе с детьми.

Словесные методы в детском саду связаны с художественным словом - это чтение произведений, предусмотренных образовательной программой, рассказывание, описание, но используются и более сложные методы - заучивание наизусть и пересказ. В группах старшего дошкольного возраста в коллективном разговоре применяется метод беседы. В словесных методах требуется опора на наглядность, поэтому во всех словесных методах используют или наглядные приемы обучения (рассматривание иллюстраций, кратковременный показ предмета, игрушки) или наглядность (сюрпризный момент, появление разгадки предмета, проблемная ситуация и так далее).

Целью практических методов является обучение детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. Практические методы носят преимущественно игровой характер. Дидактическая игра словесная с наглядным материалом уникальный метод закрепления знаний и умений детей дошкольного возраста, используется для решения всех задач развития речи. Игра-драматизация, настольная инсценировка практикуется для работы со знакомым литературным текстом. Эти же методы применяются для обучения рассказыванию. К практическим методам относятся разработанные С.В. Петериной игры-занятия, игры-инсценировки этического характера, они важны для развития связной речи, так как закрепляют навыки разговорной речи, обогащают словарь.

Каждый метод содержит в себе приемы. Г.И. Щукина выявила, что прием – это элемент метода. А.М. Бородич классифицировала приемы по роли наглядности и эмоциональности на словесные, наглядные, игровые.

Наглядные и словесные приемы обычно сочетаются. Например, название нового слова и показ объекта им обозначаемого, показ картинки и образец произношения звука.

Важными являются игровые приемы с эмоциональным подходом утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания, интригующая интонация голоса при вопросе, использование шутки при объяснении задания. Здоровый эмоциональный фон общения привлекает внимание детей в игре, активизируются все процессы речи. В конце занятия можно использовать небылицы, перевертыши, задавать шутливые вопросы, поиграть в игру «Так или не так», употреблять игровые формы оценки фишки, аплодисменты или внести игровой персонаж клоуна, Буратино, Незнайку. Практикуется, прием действие по выбору, вспомнить стихотворение, которое тебе нравится, составить рассказ по одной из двух картин или по замыслу. Вызвать интерес к речевому материалу могут элементы соревнования «Кто лучше скажет?», «Кто скажет больше слов?», занимательность сюжетов игр, их новизна, красочность атрибутов.

А.М. Бородич отмечает, что по обучающей роли приемы делятся на прямые и косвенные. Например, на одном занятии по рассказыванию в зависимости от цели и уровня умений детей ведущим приемом может быть образец рассказа, а план рассказа, вопросы могут быть дополнительными. На другом занятии ведущим приемом будет план рассказа, а дополнительным – коллективный разговор определенного пункта плана. Ведущим приемом в беседе является вопрос, а в обучении рассказыванию вопрос играет второстепенную, дополнительную роль.

Косвенными приемами выступают совет, исправление, подсказ, замечание, реплика, напоминание. На одном занятии используется комплекс косвенных приемов. Воспитатель должен продумать использование приемов обучения, сочетание их, точность и краткость формулировок в ходе занятия. Например, сравнение картинок или игрушек сопровождается называнием образцом слова, художественным словом, объяснением, обращением к детям. Разумный, обоснованный подбор нужных приемов развития речи помогает в работе воспитателя.

М.М. Алексеева, В.И. Яшина выделили формы развития связной речи.

Форма, с которой начинается развитие связной речи ребенка - диалогическая речь. Собственно речевые умения: слушать и правильно понимать мысль собеседника; формулировать в ответ свое суждение, правильно выражая мысль; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать эмоциональный тон диалога; слушать свою речь и контролировать ее. Умения речевого этикета: вступать в разговор, поддерживать и завершать общение, правильно обращаться к собеседнику для привлечения его внимания, при знакомстве, приветствии, приглашении к разговору, выражении просьбы, согласия или отказа, жалобы, сочувствия, одобрения, поздравления, благодарности, при прощании. Умения невербального общения: уместное использование мимики, жестов, позы.

Полилогическая речь в дошкольном возрасте возникает при обсуждении детьми предстоящей совместной игры, при разработке плана коллективной продуктивной и исследовательской деятельности. Помимо умений диалогической речи полилог предполагает умение следить за темой, не терять нити разговора, сдерживать желание высказаться, найти место собственной реплике.

Самая сложная форма развития связной речи – монологическая. Во время монолога осуществляется последовательное, логическое развертывание мысли одним говорящим в виде связного высказывания, содержание которого понятно из контекста. Академик Л. В. Щерба метко назвал монолог организованной системой мыслей, облеченной в словесную форму. Монолог требует проявления самостоятельности в определении темы, содержания и формы высказывания.

В обучении детей старшего дошкольного возраста связной монологической речи О.Н. Сомкова определила четыре формы монологической речи.

Рассказ-описание. Цель - вызвать в сознании собеседника наиболее яркий образ описываемого объекта или предмета. Он не предполагает жесткой структуры. Рассказ начинается с названия предмета, а затем выделяются существенные, характерные и индивидуальные признаки. Говорящий обязательно ищет яркие образные выражения для вербального иллюстрирования особенностей.

Рассказ-контаминация - смешанный текст. Основу контаминации составляет повествование, дополненное подробными описаниями, отступлениями от основной сюжетной линии или сочетание описания и рассуждения.

Речь-рассуждение - самая сложная форма монолога. Цель ее, на основе известного содержания, проанализированного под определенным углом зрения, прийти логическим путем к определенным выводам. Задача рассуждающего состоит в том, чтобы приобщить слушателя к совершаемой умственной работе и подвести к выводам.

Интересной и непростой в обучении детей старшего дошкольного возраста формой связной монологической речи является рассказ-повествование, умение в логической последовательности передать собеседнику содержание события. Рассказ-повествование имеет жесткую структуру: экспозиция - описание обстановки и действующих лиц до начала действия; завязка - причина событий, развитие событий; кульминация - высшее напряжение действия; развязка - заключительный момент в развитии событий, их окончание.

Особенность повествовательного монолога, по мнению О.А. Бизиковой в том, что он существует как самостоятельный тип речи и как интегрированный тип, который может включать в себя описания и рассуждения. В работе О.А. Нечаевой повествование определяется как тип речи со значением сообщения о развивающихся действиях или состоянии предметов, или явлений.

Признаки повествования как типа речи, определили в своих работах О.А. Нечаева, О.М. Казарцева, Е.Н. Судакова. Каждое повествование имеет тему сообщения, основу рассказа, его обобщенное содержание.

В отличие от статичного рассказа-описания, рассказ-повествование подвижен, динамичен. Последовательная смена событий, развитие сюжета в повествовании происходит быстрее - события развиваются в определенной последовательности в появлении действующих лиц, места действия, самих действий. Структура повествовательного рассказа статичная, невозможно изменить последовательность каждой из частей. Отличительной чертой рассказа-повествования является его композиционная схема, построение.

Особенность рассказа-повествования состоит и в том, что он может включать описания героев, их одежды, места действия, а также элементы рассуждения. За эту особенность повествовательные тексты, содержащие описания или рассуждения, в методической литературе Т.И. Гризик, О.С. Ушакова, В.И. Яшина, называют комбинированными типами монолога. Однако повествования без описаний и рассуждений встречаются редко, так как последние значительно обогащают и детализируют рассказ-повествование.

Обучение детей старшего дошкольного возраста построению повествовательного монолога предполагает использование различных методов - упражнений в рассказывании. По мнению К.Д. Ушинского, лучшие образцы родного языка представлены в литературе и народном фольклоре. В технологии обучения детей старшего дошкольного возраста повествовательным монологам А.М. Бородич, В.В. Гербова, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, рекомендуют использовать произведения динамического характера - повествовательные тексты рассказы и сказки небольшого объема.

Е.А. Смирнова определила, что в рамках этих методов, а также в других видах деятельности детей при использовании различных приемов решаются задачи, помогающие дошкольникам усвоить умения, необходимые для построения повествования. Автор представил алгоритм, последовательности обучения детей старшего дошкольного возраста повествованию. Во-первых, подготовка детей к обучению рассказыванию, направляющая действия детей на определение действующих лиц повествования, начала событий, их развития и их развязки, выделение структурных частей повествования. Во-вторых, показать детям, как строить этот вид монолога при помощи демонстрации образца повествования или плана рассказа и упражнение детей в рассказывании.

Приемы решения задач развития у детей повествовательной речи

Содержание работы

Методические приемы

Учить вычленять, определять и словесно обозначать тему повествования через цель высказывания, через заголовок.

- задание озаглавить прочитанное произведение;

- обсуждение названия произведения (почему так названо?);

- сравнение содержания произведений с разной тематикой;

- сравнение содержания произведений с одинаковой темой.

Формировать элементарные

представления о структуре

повествовательного текста.

- образцы структуры повествований в художественной литературе;

- демонстрация структуры повествований серией сюжетных картин, иллюстраций к литературным произведениям;

- моделирование повествований;

- сравнение традиционных зачинов и концовок сказок.

Учить детей воспроизводить

структурные компоненты

знакомых литературных

произведений и собственных повествовательных рассказов.

- моделирование сюжета литературных произведений;

- составление рассказов по заданной модели.

Развивать умения использовать различные средства связи, обеспечивающие целостность и связность повествования

- образец;

- прием отраженной речи;

- моделирование повествовательного текста

Е.А. Смирнова и О.С. Ушакова определили формы обучения детей построению повествования. Обучение монологической повествовательной речи у детей проводится в процессе непосредственно образовательной деятельности и во время режимных моментов, в процессе повседневного общения педагогов с детьми. Дети часто делятся своими впечатлениями с воспитателем: рассказывают о произошедших с ними событиях. При этом роль педагога не должна сводиться только к выслушиванию их рассказов, нужно ненавязчиво, при помощи подсказок, наводящих вопросов, отраженной речи корректировать возникающие недостатки детских повествований или трудности в их построении. Эффективной формой обучения детей повествованию являются сказочные посиделки, или вечера сказок, на которых дети пересказывают знакомые сказки, рассказывают придуманные сказки, а воспитатели читают новую сказку или показывают ее в кукольном спектакле.

Подводя итог, можно сделать вывод, обладая знаниями и используя в работе формы, методы и приемы обучения связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста, реализация речевых задач возможна лишь при целенаправленном руководстве педагога путем систематического обучения детей.

Список литературы:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области