Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ

Целью является создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации детей, создание максимально комфортных педагогических, социально – психологических условий, позволяющих воспитанникам успешно функционировать и развиваться в новой среде. Задачи 1. Способствовать формированию адекватного поведения ребенка в период адаптации. 2.Поддерживать положительное эмоциональное состояние. 3.Достичь единого подхода к воспитанию, уходу и соблюдению режима дня, как в детском саду, так и в семье. 4.Создание оптимальных условий для развития ребенка.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Бабиева Ольга Владимировна

МБ ДОУ «Детский сад № «272»

Кемеровская область, г. Новокузнецк

АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ

Аннотация: в условиях современного мира родители вынуждены водить детей в дошкольное учреждение с раннего возраста. Из-за того, что поступление в дошкольное учреждение требует серьезной перестройки всех систем организма, необходимо понимание адаптационных возможностей детей. Ключевые слова: ранний возраст, адаптация, упражнения, игры. Основными критериями адаптационных способностей детей раннего возраста являются: эмоциональный фон, направленность поведения и активность детей.

У каждого ребенка при поступлении в детский сад начинается период адаптации. И его нужно обязательно пройти, чтобы, чтобы приучить малыша к жизни в социуме. Адаптация в детском саду в возрасте 2-3 года происходит особенно остро, поскольку маленькие дети за пределами родных стен все воспринимают со страхом. Задача родителей и педагогов – помочь им в этом.

Причины тяжелого привыкания к детскому саду

Существует несколько причин тяжелой адаптации детей в младшей группе детского сада:

- у ребенка не выработаны навыки культуры и гигиены, он не может играть самостоятельно;

- детсадовский режим кардинально отличается от привычного домашнего;

- ребенок много болеет, зачастую пропускает детский сад, что только усложняет адаптацию;

- ребенку не уделяют столько внимания, сколько дома, ведь там он не единственный, а один из многих;

- сильная привязанность к матери или другому члену семьи;

- до 2 или 3 лет малыш не общался со сверстниками.

Известны также индивидуальные причины тяжелой адаптации детей к детскому саду. Иногда в 1 день ребенок спокойно заходит в группу и расставание с родителями проходит без истерик, а потом начинает плакать. Но чаще малыш постепенно привыкает к незнакомой обстановке и его поведение нормализуется уже через 2−4 недели.

Что представляет собой период адаптации

Адаптационный период – это время, за которое организм привыкает к новым условиям. Детский сад для детей является как раз таким местом. И первое его посещение запланировано в возрасте 2−3 лет.

Пока один из родителей держит малыша за руку, он чувствует себя в безопасности и уверенно идет в незнакомое место. Но стоит взрослому уйти, у ребенка начинается паника. Чтоб привыкнуть к незнакомой обстановке, требуется время. У детей длительность адаптационного периода может различаться, что зависит от многих факторов.

На заметку! Адаптационный процесс кардинально меняет жизнь ребенка, поэтому часто он сопровождается нарушениями в поведении, капризностью, раздражительностью.

Проблема

Если взрослому период адаптации может показаться обычным делом, для ребенка – это настоящий стресс. В результате него может развиться следующее:

- нарушение сна – малыш засыпает и просыпается со слезами посреди ночи;

- снижение аппетита – ребенок начинает меньше есть, а иногда и вовсе отказывается от пищи;

- уменьшение интереса к окружающему миру – дети в период адаптации не интересуются новыми игрушками и прочим;

- регрессия психологических способностей – если раньше малыш умел самостоятельно кушать и одеваться, то в адаптационный период может временно утратить данные навыки;

- апатия или, наоборот, агрессия – спокойные дети становятся агрессивными, а активные успокаиваются;

- снижение иммунитета – замечено, что в период адаптации малыши часто болеют.

Адаптация к детскому саду – сложный процесс для ребенка, и то, насколько быстро он привыкнет к новым условиям, зависит не только от воспитателей, но и от самих родителей.

Степени адаптации

Длительность и выраженность признаков, характерных для периода адаптации в ДОУ, указывает на успешность процесса привыкания крохи. С точки зрения психологии, различают несколько степеней адаптации:

- легкая – детсадовец быстро вливается в коллектив и уже спустя 2 недели спокойно посещает дошкольное учреждение, не устраивая истерики при расставании с родителями;

- средняя – первое время по утрам ребенок плачет, отказывается идти в сад, часто болеет, но через 1,5 месяца подобные признаки бесследно исчезают;

- тяжелая – встречается редко, малыш становится агрессивным, не идет на контакт с воспитателями и другими воспитанниками детского сада, период адаптации продолжается более 2 месяцев.

Определить легкую степень адаптации к детскому саду можно по следующим признакам:

- ребенок остается в группе без истерик и относится к уходу родителей спокойно;

- свободно общается с педагогами, глядя им в глаза;

- способен попросить о помощи, когда она ему понадобится;

- без проблем играет с ровесниками;

- легко меняет свой привычный распорядок дня на детсадовский;

- не расстраивается, если воспитатель делает замечания;

- активно рассказывает родителям о своем дне, прошедшем в детском саду.

При средней степени адаптации наблюдаются следующие признаки:

-трудно расстается с родителями перед заходом в группу и немного плачет после их ухода, а потом отвлекается на игру;

- нормально общается с детьми и воспитателями;

- соблюдает распорядок дня, установленный в детском саду;

- не агрессивен, не провоцирует сверстников на конфликты.

По мнению педагогов, трехлетке проще привыкнуть к детскому саду, чем ребенку 2 лет, поскольку по достижении этого возраста возникает потребность в общении сверстниками.

При тяжелой степени адаптации у ребенка наблюдаются выраженные симптомы агрессии, раздражительности. Он ежедневно устраивает истерики, которые усиливаются у входа в детский сад. В редких случаях малышу так и не удается привыкнуть к новой обстановке.

В процессе изучения адаптационных возможностей, в первую очередь, рассматриваются эмоциональные и поведенческие реакции ребенка в различных социальных ситуациях. В зависимости от уровня возможностей детей делят на подгруппы. Дети в возрасте от одного до двух лет делятся на три подгруппы.

1. Подгруппа с низкими адаптационными возможностями, где дети проявляют острую негативную реакцию на новую среду, беспокоятся или боятся. Детей данной подгруппы можно успокоить только при помощи тактильного контакта со взрослыми (взять на руки, обнять, погладить). Успокоение детей довольно длительно (до 40 минут). Имеет место беспричинный плач, отсутствие игры и контакта с окружающими (взрослыми и детьми).

2. Подгруппа со средними адаптационными возможностями, где дети несколько быстрее успокаиваются и начинают спокойно играть. Однако всё ещё могут быть негативные реакции: плачь, отрешенность.

3. Подгруппа с хорошими адаптационными возможностями, где дети не проявляют негативных реакций на новую среду, спокойно играют со сверстниками и взаимодействуют с педагогами. Интересуются новыми игрушками. Отсутствует острая необходимость тактильного контакта со взрослыми. Способны самостоятельно организовывать игру.

В возрасте двух-трех лет разделяются на две подгруппы.

1. Подгруппа с низкими адаптационными возможностями, где дети проявляют негативную реакцию на появление новых взрослых, отказываются покидать групповое помещение. Может проявляться протестующее поведение или наоборот пассивное. Дети с низкими адаптационными возможностями совершенно не интересуются окружающей обстановкой, не ориентируются в пространстве. Не могут самостоятельно организовывать деятельность (игру), не проявляют интерес к уже организованной деятельности. Нуждаются в тактильном контакте, но относятся к нему с настороженностью. Могут быть невротические признаки: навязчивые действия, движения и другие.

2. Подгруппа с хорошими адаптационными возможностями. Дети принимают активное участие в игре. Проявляют доброжелательность к новому взрослому. Спокойно переходят в новое помещение (спортивный зал, музыкальный зал). Активно изучают новое помещение, способны ориентироваться в пространстве самостоятельно организовывают свою деятельность и выполняют регламентированные задания. Отсутствует необходимость тактильного контакта, организуется речевое общение.

Для облегчения процесса адаптации, педагоги разрабатывают ряд мероприятий. При разработке данных мероприятий учитывают факторы, вызывающие состояние адаптационного стресса. Основными факторами являются: отрыв от мамы, появление необходимости знакомства с новыми взрослыми, изменение ситуации общения со взрослым (теперь ребенок не единственный объект взаимодействия), появление необходимости выполнения требований, знакомство с новыми сверстниками, новая окружающая среда.

Дополнительными факторами являются: чрезмерно активные и неожиданные действия взрослого, отрицание взаимодействия с взрослыми, ограничение времени, отводимое на выполнение действий.

Мероприятия для облегчения адаптации детей раннего возраста, включают все стандартные формы взаимодействия педагогов и детей:

игры (подвижные, дидактические), считалки, спортивные упражнения (зарядка, пальчиковая гимнастика, разминки). Так как игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей можно вводить следующие игровые упражнения: Дай ручку!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку. -Давай здороваться. Дай ручку! Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик – лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу. Привет! Пока!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь. -Привет! Привет! Затем предлагает ребенку ответить на приветствие. -Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет! При прощании игра повторяется – педагог машет рукой. -Пока! Пока! Затем предлагает малышу попрощаться. -Помаши ручкой на прощание. Пока! Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.

Ку-ку! Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие внимания.

Оборудование: кукла Петрушка (в ступке).

Ход игры: Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался). – Ой! Кто это там прячется? Кто там? Затем Петрушка показывается со словами: - Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет! Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется. Игру можно повторить несколько раз.

Частые ошибки

Родителям нужно прислушиваться к рекомендациям педагогов, которые помогут быстрее и менее болезненно адаптироваться малышам в детском саду. Но никто не застрахован от ошибок. Самыми распространенными являются следующие:

- сравнение с другими ребятами – каждый воспитанник ДОУ, даже при одинаковых условиях, адаптируется по-разному;

- обман – не стоит обманывать кроху, обещая забрать в одно время, а вместо этого, прийти позже;

Рекомендации

Подготавливая детей к посещению ДОУ, родителям необходимо придерживаться определенных рекомендаций:

- придумать сказку, в которой главный герой пошел в детский сад и нашел там много друзей;

- не показывать беспокойства, поскольку оно передастся крохе;

- расставаться легко и с улыбкой;

- обозначить время возвращения, не обманывая;

- дома создать благоприятную обстановку, с пониманием относиться к раздражительности и нервозности детсадовца в период адаптации;

- научить дома пользоваться столовыми приборами, самостоятельно одеваться и выполнять личные потребности, поскольку данные навыки пригодятся в садике;

- рассказывать правду про детский сад, не перехваливать, но и не описывать сплошные негативные моменты;

первый день пребывания в саду – самый важный, поэтому ребенок должен быть здоров и в хорошем настроении, так у него не останется после учреждения неприятных ассоциаций.

Занятия на период адаптации при наборе первой младшей группы лучше не организовывать. Важно, чтобы дети привыкли к незнакомой обстановке, подружились между собой.

наказание садом – категорически не рекомендуется использовать наказание в виде долгого пребывания в ДОУ, что только усложнит адаптацию и сформирует нелюбовь к данному учреждению;

подкуп игрушками, конфетами, пирожными и другими лакомствами – такие ребята будут ходить в детсад только ради получения презента, а также начнут добиваться их путем шантажа;

отправление больного крохи в садик – в период адаптации детсадовец и так имеет нестабильное физическое и психологическое состояние, поэтому не нужно усугублять его.

Одной наиболее распространенной ошибкой родителей является внезапное исчезновение в тот момент, когда дитя ненадолго отвлечется на игрушки или сверстников. Когда он опомнится и увидит, что мама пропала, у него возникнет тревога, беспокойство, страх и чувство незащищенности. Все это оставит неприятные ассоциации, связанные с детсадом, а также увеличит вероятность истерик.

Что делать, если ребенок не может привыкнуть к детскому саду

По утверждениям психологов, период адаптации в детском саду может длиться несколько месяцев, поэтому не стоит опускать руки, если сын или дочь по истечении 4−6 недель так и не привыкли в новой обстановке. Однако стоит проявить бдительность и выяснить причину подобной ситуации. Возможно, у малыша не складываются отношения с воспитателем, и стоит задуматься о переводе в другую группу или учреждение, если не удается решить проблему другими методами.

Главное, терпеливо и с пониманием относиться к любым изменениям в поведении малыша в адаптационный период. Если же привыкнуть к детсаду у него так и не получится, что крайне редко, но все-таки случается, по возможности стоит отказаться от посещения дошкольного учреждения.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области