Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Значение речи в развитии дошкольников

Речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зависит от уровня его речевого развития. А уровень развития речи влияет на формирование личности и характера ребенка. С развитием речи теснейшим образом связано формирование сложных форм поведения ребенка. Речь помогает ребенку регулировать свое поведение, оценивать его.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Значение речи в развитии дошкольников.

Автор: Кипарова Е. В.

Речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зависит от уровня его речевого развития. А уровень развития речи влияет на формирование личности и характера ребёнка. С развитием речи теснейшим образом связано формирование сложных форм поведения ребёнка. Речь помогает ребенку регулировать своё поведение, оценивать его.

С двух до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Даже самые молчаливые дети после двух лет начинают говорить. Конечно, происходит это у всех по-разному. Некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соответствии со смыслом предложения изменяют их, употребляют не только простые, но и сложные предложения, начинают овладевать речью-описанием, другие произносят только отдельные слова. 

Развитие речи зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Ребенок этого возраста многим интересуется, чаще обращается к взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию диалогической речи. Чтобы у детей двух-трёх лет развитие речи происходило активнее, надо почаще разговаривать с малышом, причем не односложно.

В течение дня воспитатель и родители должны разговаривать с детьми о том, что они видят и делают, объяснять, что им предстоит сделать. Совершая ежедневные процедуры, воспитатель должен комментировать свои действия, использовать в речи подходящие стихи, песенки, присказки. Речью необходимо сопровождать все повседневные дела в группе. Дети этого возраста наблюдают за действиями взрослого, помогая ему, они учатся слушать речь, узнают новые слова.

Большое значение для развития речи детей имеет общение со сверстниками, поэтому важно стимулировать детей обращаться друг к другу с просьбами и вопросами, давать ребёнку такие поручения, которые вызывают у него необходимость вступать в разговор со сверстником. Совместная игра и рассматривание картинок также способствуют возникновению разговора между детьми.

Очень важную роль в развитии речи детей играют специальные игры, упражнения и занятия, преимущество которых заключается в том, что при их организации целенаправленно создаются условия для развития у малышей разных сторон речи : разнообразные игры (игры-инсценировки, звукоподражательные игры, игры-потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками и др.); игры-занятия с предметами и сюжетными картинками; рассказывание и чтение сказок, стихов, историй; пересказывание их вместе с детьми; рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям; разгадывание загадок; игры, направленные на развитие мелкой моторики.

Нормы речи у детей 2—3 лет: Словарный запас 2-летнего ребенка составляет примерно 200—300 слов, а уже через полгода число слов достигает 1000—1200. Больше половины — это существительные, на втором месте — глаголы. К трем годам начинается активное употребление прилагательных, местоимений, наречий, предлогов и союзов.

Ребенок способен конструировать простые предложения из 2—3 слов, объяснять, что ему нужно, общаться со сверстниками. В основном это повествовательные или восклицательные предложения. В качестве вопросов используются отдельные слова: где, как, почему.

Малыш называет размер предмета (большой — маленький), цвет, вкус (сладкий — соленый — кислый), форму (круг — квадрат), В речи появляются обобщающие слова. Например, апельсин, яблоко, виноград — это фрукты, туфли, тапочки, ботинки — обувь. Из речи исчезают облегченные слова типа «би-би», «ту-ту».

Малыш понимает обращение к нему взрослого.

Возможны неправильные употребления склонений, чисел и родов. К трем годам их использование должно соответствовать языковой норме.

Дети в этом возрасте любят изобретать собственные слова. Возможны замены букв, слоги в длинных словах меняются местами или сокращаются. Например, лопатка — копатка, вазелин — мазелин и т.д.

Двухлетние дети испытывают трудности в произношении шипящих, заменяя их свистящими звуками. Твердые звуки часто подменяются мягкими, и это нормально. Некоторые дети к трем годам уже произносят большинство звуков, даже самые сложные — л, р.

Как развивать речь: игры, упражнения и общение

Нужно начинать общение с ребенком как можно раньше, даже когда он еще не родился.

Во время игр и упражнений на малыша нужно смотреть. Зрительный контакт является обязательным условием эмоциональной стабильности малыша.

Ребенок должен видеть, как двигаются мышцы лица мамы или папы, когда они с ним говорят. Так он быстрее сопоставит определенные движения со звуками. Во время занятий полезно находиться перед зеркалом, чтобы видеть все движения лица.

Чем больше повторений, тем лучше. В младшем возрасте придется повторять по десять, а то и по двадцать раз, чтобы малыш лучше запомнил. Это нормально, поэтому родителям нужно набраться терпения.

Любая попытка говорить должна поощряться, даже самая неумелая и неразборчивая.

И, конечно, нельзя ругаться, если что-то не получается. Со временем обязательно получится, но от излишней эмоциональности родителей у малыша могут возникнуть дополнительные трудности.

Занятия должны проводиться ежедневно, но не нужно переутомлять малыша. Достаточно 10—20 минут в день, разбитых на несколько коротких уроков.

Чем больше вы читаете малышу, тем быстрее пополняется его словарный запас. Выразительное чтение поможет понимать сложные конструкции.

Необходимо учитывать темперамент ребенка. При высоком интеллектуальном развитии малыш просто может быть молчуном.

Упражнения для развития речи:

Чтобы расширить словарный запас, удобно изучать слова по обобщающим темам: фрукты, одежда, животные, игрушки и т.д. Родитель четко называет предмет и предлагает повторить его название. Полезно подключать определения, например- мяч зеленый, кубик желтый.

Хорошо, если дополнительные слова будут подчеркивать принадлежность предметов к роду или числу. Так ребенок быстрее начнет улавливать разницу. Пример: кукла большая — мяч большой, груша желтая — кубик желтый. Сначала родитель называет предмет, а потом эта роль передается ребенку. Нужно лишь указать на предмет и спросить, что это. Любой ответ нужно поощрять, если малыш ошибся, то мягко поправить его.

Загадывать ребенку загадки. Хорошо, если ответ будет рифмоваться. Примеры загадок: «Иго-го! — кричит ребенок, значит это … (жеребенок)». Или: «Чик-чирик! Не робей! Я бывалый … (воробей)». Другие загадки: «Апельсины и бананы очень любит … (обезьяна)». «Он мурлычет и поет. Угадали? Это … (кот)».

Читайте ребенку простые стихи и просите его закончить фразу. После нескольких прочтений он запомнит последние слова.

Для самых маленьких: мама произносит первую часть слова, а сынок или дочка его заканчивает. Так учатся слова из 2—3 слогов: мага-зин, со-бака, маши-на, дорога и т.д.

Пусть малыш определит уменьшительную форму предмета. Например, взрослый задает вопрос: «Как зовут ребенка кошки?» Малыш отвечает: «Котенок». И так далее: щенок, цыпленок, утенок, слоненок.

Для развития воображения полезно задавать такие вопросы: зачем нужна вода? ложка? стакан? Пусть малыш пофантазирует.

Наиболее эффективными являются те занятия, которые проводятся в игровой форме. Ребенок чувствует себя расслабленно, ему интересно выполнять веселые и активные задания.

Игры для развития речи детей возраста 2—3 лет:

Пусть малыш угадает звук. Поиграйте с ним так: изобразите какое-нибудь животное, а он пусть догадается, кому или чему принадлежит такой голос.

Если в доме есть игрушки в виде зверей, сделайте инсценировки с ними.

Хорошее упражнение для голоса: устройте соревнование, кто дольше продержит звук «ааа», «ууу» и другие.

Игра на внимательность: разложите предметы на столе и дайте малышу запомнить их. Потом попросите его зажмуриться и уберите один предмет. Пусть он догадается, чего не хватает. Начинайте с 2—3 предметов, постепенно увеличивая их число. Можно играть наоборот: добавлять новый предмет и просить малыша выяснить, что появилось на столе.

Еще одна игра на внимательность: попросите чадо запомнить, что на вас надето, выйдите из комнаты, добавьте один предмет (шапку, платок, очки) и вернитесь. Малыш должен понять, что изменилось.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области