Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Театр и внутренний мир ребенка"

Главная задача детского театра — не просто развлечь ребенка, а приобщить его к искусству и культуре. Очень важно сформировать правильные ценности с ранних лет. Кроме всего этого детский театр развивает у детей эмпатию, способствует социализации ребенка, учит фантазировать, мечтать, “тренирует” творческие способности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Театр и внутренний мир ребенка

Ханина Анна Валентиновна,

Воспитатель, МБДОУ детский сад № 17 «Веселые гномики» с. Небуг

Детский театр-театр особый, и зритель в нем тоже особенный: открытый, доверчивый и очень справедливый. Самый младший зритель в нем – дошкольники.

Что дети видят и слышат на спектакле? Какой след в их душе оставляет посещение театра?

Взрослого человека, присутствующего в зрительном зале на детском спектакле, всегда поражает сила и острота, непосредственность проявления эмоций малышей. Детям- зрителям свойственна полная отдача зрелищу, упоенность им. Когда молчать уже не возможно, раздаются крики сочувствия, предупреждения, радостные возгласы, заразительный, веселый смех. Эта картина как бы общей реакции зала, однако восприятие детьми спектакля всегда глубоко индивидуально. Особенности его определяются психологическим складом, темпераментом. Общим уровнем развития детей, кругозором и жизненным опытом.

В наше время дети рано становятся зрителями: сначала у экранов телевизоров, потом в кукольном театре, в кинотеатре, в театре и т.д. Маленький зритель в основном стихийно воспринимает все виды художественных зрелищ. Взрослые редко побуждают детей высказаться после просмотра спектакля, хотя сильное эмоциональное воздействие его несомненно вызывает у дошкольников мыслительную активность.

Изучить реакцию зрительного зала в ходе просмотра детских спектаклей очень непросто. Поскольку возрастной состав зрителей здесь, как правило, очень разнообразен. Вместе с тем партитурные записи реакции детей на спектаклях и последующая их обработка наводят на интересные размышления.

Психологи, например, неслучайно отмечают особую предрасположенность ребенка к эмоциональному воздействию на него. возникает оно вместе со способностью воспринимать условность самого искусства, ощущать художественное обобщение. Если спектакль задевает чувства детей, у них появляется стремление вмешаться в сценическое действие. Глубокое эмоциональные переживания детей на спектаклях накапливают у них опыт эмоционального отношения к прекрасным и безобразным поступкам. Замечено также, что восприятие спектакля маленькими детьми связано с определенным типом мышления детей и характеризуется особой слитностью мысли и чувства, содержания и формы, актера и образа.

Восприятие спектакля детьми 5-6 лет – это прежде всего восприятие ими конкретных сценических образов, т.е. тех, которые они видят и слышать момент просмотра спектакля. Но сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.

Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано в основном со спектаклями-сказками.

Учитывается интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общественное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей. Идея сказок, их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите простого человека.

В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. При отборе сказок для театральных постановок всегда учитывается возрастной адрес спектакля.

Небольшой жизненный опыт дошкольников вызывает у педагогов особое внимание к такой проблеме, как понимание детьми спектакля не только в связи с пониманием его сюжета. Иногда чрезмерная забота об этом вытесняет другие стороны восприятия спектакля детьми, а именно: художественную целостность, образность, общее эмоциональное звучание, изобразительность и т.д. в таком случае формируется определенная узость художественного кругозора. Которая мешает эстетическому развитию личности.

В методической литературе обращается внимание на существование так называемых «порогов восприятия». Что это значит?

Если содержание спектакля не соприкасается с опытом ребенка, оно как бы проходит мимо его сознания, не задевает его. В этом случае интерес к спектаклю быстро угасает.

Содержание спектакля в определенной мере должно опираться на опыт детей, соотноситься с их стремлениями. Интересами и духовными потребностями. Таким образом, ключ к пониманию спектакля лежит в личном опыте ребенка. Если явление не связано с предыдущими знаниями, не опирается на них, оно не понятно. Для ребенка понять какое-то явление-значит раскрыть для себя его сущность, его основной смысл. Следовательно, уровень понимания детьми спектакля проявляется и в умении подключить к восприятию свои чувства, мысли, зрительные впечатления. Частное явление воспринимается как выражение общего содержания, единичное-как носитель общего.

«Пороги восприятия» детьми театральных спектаклей прежде всего все связаны с психологическими особенностями развития детей. В то же время именно психологические особенности развития детей неизбежно обусловлены возрастными ступенями развития дошкольников.

Но возрастные границы подвижны: иногда они сдвигаются в зависимости от конкретных обстоятельств жизни и деятельности ребенка.

Переход от одного к другому предстает как диалектический скачок к новому качеству. Главной точкой отсчета в определении «возрастного адреса» спектакля может служить лишь жизненная позиция и то мироощущение, которые присущи тому или иному периоду жизни ребенка.

Следовательно, и сценическая трактовка даже широко известных народных или литературных сказок может значительно повлиять на выбор адресата.

Таким образом, воспитательный эффект спектаклей зависит не только от принципов их выбора, но и от подготовленности детей к восприятию. Речь идет прежде всего о первоначальном приобщении дошкольников к новому для них виду искусства, обладающему своими особыми выразительными средствами, специфическими способами отражения жизни.

Наблюдения за игровыми действиями дошкольников после посещения театра позволяют сделать вывод о том, что прикоснуться к чувственной сфере ребенка, всколыхнуть ассоциации и из его жизненного опыта, и из сферы подсознательного отношения к увиденному возможно лишь при совместном со взрослыми повторном «проживании» ситуаций спектакля в свободной игровой деятельности, где неизбежно проявятся нравственное и эстетическое отношение ребенка к просмотру спектакля.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 03.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области