Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Формирование толерантного отношения к народам мира у детей дошкольного возраста посредством сказок»

Формирование у всех участников образовательного процесса уважительного, доброжелательного отношения к народам мира у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок народов мира создание условий для формирования толерантных чувств у детей старшего дошкольного возраста через потенциал русских народных сказок.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад города Нижневартовска №52 «Самолётик»

ПРОЕКТ

«Формирование толерантного отношения к народам мира

у детей дошкольного возраста посредством сказок»

группы общеразвивающей направленности

на 2022 – 2023 учебный год

для детей старшего возраста с 6 – 8 лет

Составили:

воспитатель Иванова Вера Анатольевна

город Нижневартовск

2022 г.

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.

Срок реализации: 1 год.

Тип проекта: долгосрочный, творческий, игровой, познавательно – речевой, групповой.

Место реализации проекта: МАДОУ ДС №52 «Самолётик», группы №14.

Цель проекта:

- Формирование у всех участников образовательного процесса уважительного, доброжелательного отношения к народам мира у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок народов мира; создание условий для формирования толерантных чувств у детей старшего дошкольного возраста через потенциал русских народных сказок.

Задачи проекта:

Образовательные:

- Закрепить знания детей о сказках народов мира;

- Формирование толерантного сознания детей старшего дошкольного возраста на основе сказок народов мира.

Развивающие:

- Развивать толерантное поведение у детей на основе содержания сказок мира;

- Развивать доброжелательные взаимоотношения между детьми;

- Развивать связную речь через участие детей в играх драматизациях, через игры с настольным и кукольным театром.

Воспитательные:

- Воспитывать на основе содержания сказок уважение к традициям разной народной культуры;

- Воспитывать отзывчивость, справедливость на примере героев сказок мира;

- Воспитывать любовь к культуре народов мира через рассказывание сказок мира.

Актуальность проекта

Вопрос толерантного воспитания детей является одной из важных проблем, стоящей перед обществом и государством в целом.

ФГОС ДО, который является основным документом для педагогов ДОУ, направлен на воспитание толерантного поведения и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста. Мы живем в интересное и сложное время, где все возможно и доступно, многое открываем и переоцениваем. Рассказывание сказок пришло к нам из далекого прошлого. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Очень важно с ранних лет научить детей постигать и изучать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. В наше современное время родители все меньше уделяют чтению сказок, а тем более сказкам, написанные различными народами мира. А именно это небольшое, красочное произведение прививает ребенку уважительное отношение к традициям, обычаям всего нашего многонационального народа.

Сказка является необычным, уникальным произведением в мировой культуре. В сказочном мире все загадочно и интересно: в них присутствуют загадочные герои, с которыми в жизни никогда не сталкивались, животные могут разговаривать и наделены человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку, где добро всегда побеждает зло и многое другое. Сказка в течении многих столетий учила нас верить в себя и свои силы, преодолевать трудности, совершать добрые поступки, быть упорным и трудолюбивым, верить в чудеса, быть смелым и находчивым, любить свою Родину, родителей, свой народ, быть справедливым и честным.

Одной из актуальных проблем в современных условиях жизни наблюдается снижение читательского интереса. Семейное чтение утрачивает свое место в воспитании детей. Сказки созданы не для забавы, они являются мудрым воспитателем ребенка. Дети перестали воспринимать произведения в единстве его содержательной, смысловой и выразительной стороны. Перестали чувствовать красоту литературной речи. При обсуждении прочитанных произведений дети не стремятся выразить свою точку зрения, оценить поступок сказочного героя, понять смысл произведения. В результате у воспитанников недостаточно развито толерантное отношение к представителям национальностей, культур и традиций.

Проблема современного общества

Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Именно сказки народов мира воспитывают у детей любовь и уважением к разным народам мира, потому что только в народном творчестве сохранились особые черты характера народа, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии людей разных национальностей. Именно ценность сказок мира играют главную роль в воспитании у детей толерантного отношения к народам мира. Так как в своих сказках народ рассказывает о том, к чему он стремился, о чем думал, о чем мечтал, прививают любовь ко всему прекрасному, учат уважать обычаи и традиции разных народов, быть справедливым и честным. Поэтому прививать любовь к чтению и формировать толерантные чувства у детей старшего дошкольного возраста мы решили через чтение сказок народов мира, как самое доступное занятие дошкольников.

Ожидаемый результат

- сформировать у детей дошкольного возраста толерантное отношение через чтение сказок народов мира;

- развивать умение детей различать добро и зло, характеризовать поступки сказочных героев и сравнивать их с поступками в современном обществе;

- гармонизировать детско – родительские отношения;

- прививать любовь к чтению и слушанию художественных произведений;

- развивать умение отвечать на вопросы по прочитанному, выделять главную мысль произведения, оценивать поступки сказочных героев.

Формы работы с детьми:

- чтение сказок народов мира;

- беседы по их содержанию;

- экскурсия в музей «Куклы мира»;

- отгадывание загадок о сказочных героях;

- дидактические игры;

- подвижные игры народов мира;

- игры – драматизации;

- продуктивная деятельность детей;

- праздничные мероприятия;

- выставки творческих работ детей.

Формы работы с родителями:

- родительский клуб «Семейная гостиная»;

- анкетирование родителей «Толерантные качества дошкольника»;

- анкетирование родителей «Сказка в жизни ребенка»;

- консультации для родителей;

- совместное изготовление с родителями нового материала для игровой и театрализованной деятельности детей.

Проект включает в себя 3 этапа:

- Подготовительный;

- Основной;

- Заключительный.

1 ЭТАП:

Подготовительный (разработка проекта)

- определение проблемы и актуальности проекта;

- изучение литературы по теме проекта;

- постановка цели и задач проекта;

- определение форм работы с детьми и родителями;

- разработка перспективного плана работы с детьми на учебный год;

- подбор консультаций и анкет для родителей;

- подбор материала для реализации проекта;

- совместная деятельность с детьми и родителями.

2 ЭТАП:

Практический (реализация проекта)

- деятельность детей и педагогов;

- совместная деятельность детей, педагогов и родителей.

Содержание проекта по формированию толерантного отношения к народам мира у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок народов мира

Формы работы с детьми и родителями

Задачи

Ответственные

1

Занятия с детьми по знакомству со сказками народов мира

Формировать представления о любви к народам разной национальностей; воспитывать уважительное отношение к людям других стран, умение уступать, помогать друг другу

воспитатели

2

Сказкатерапия

Формировать умение слушать художественное произведение; воспитывать навыки доброжелательного, заботливого поведения

воспитатели

3

Изготовление атрибутов для инсценировки сказок

Воспитывать трудолюбие, ответственность, умение аккуратно выполнять работу

воспитатели,

родители

4

Театрализованная деятельность

Побуждать детей и родителей к творческой, театрализованной деятельности

воспитатели,

родители, муз. руководитель

5

Работа с родителями

Привлечь родителей к участию в постановке сказки, привлечь к участию в изготовлении атрибутов к сказкам; посещение родительского клуба «Семейная гостиная»

воспитатели,

родители

Перспективное планирование по формированию толерантного отношения к народам мира у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок народов мира

3 ЭТАП:

Заключительный (обобщающий)

- постановка сказок с атрибутами изготовленными родителями и детьми;

- анализ анкет для родителей;

- самоанализ проекта.

Итог проекта

В результате работы педагогов по проекту «Формирование толерантного отношения к народам мира у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок народов мира» была организована насыщенная детская деятельность по данному направлению, в результате которой сыграло большую роль в воспитании толерантных отношений детей друг к другу. Дети научились различать добро и зло, характеризовать поступки сказочных героев, помогать и уважать друг друга. В работе над проектом к участию были привлечены родители, что расширило возможности сотрудничества со своими детьми, были изготовлены атрибуты к сказкам, что помогло в постановке игр – драматизаций. Было прочитано много художественных произведений под названием «Сказка».

Приложение 1

Анкета для родителей

«Толерантные качества дошкольника»

Уважаемые родители!

На нашей планете живут многочисленные народы, разные национальности и расы. Все мы отличаемся друг от друга. Но есть какие-то общие черты, которые можно найти у представителя любого народа. Ведь все мы - люди. Мы хотим формировать у наших детей толерантное отношение к людям других национальностей, но для этого нам нужна ваша помощь. Для изучения вашего отношения к людям своей и других национальностей мы предлагаем  анкету, результаты которой помогут нам  выявить причины существующей отрицательной оценки детьми различных национальных групп. На каждый вопрос отвечаете, недолго думая, выбирая один из вариантов ответа. Рядом с выбранным вариантом поставьте галочку.

1. Как вы относитесь к тому, что в мире все люди разные?

- положительно;

- отрицательно;

- равнодушно.

2. Вы радуетесь, когда обнаруживаете, что в чем-то похожи на других людей?

- да;

- нет;

- не знаю.

3. Довольны ли вы тем, что в чем-то отличаетесь от остальных?

- да;

- нет;

- не знаю.

4. На каком языке вы произнесли первые слова?

5. А на каком говорите сейчас?

6.  Какие песни и танцы вам больше нравятся?

- соседних народов;

- национальные; 
- эстрадные; 
- зарубежные.

7. Какие национальные блюда вы пробовали хотя бы один раз?

8. Какую национальную одежду вы носили (или, по крайней мере, видели)?

9. Что вы можете отнести именно к национальным особенностям?

10. Когда вы разговариваете с ребенком о представителях другой национальности, вы советуете:

- быть терпимыми к их национальным особенностям;

- быть с ними настороже. 

 11. Раздражает ли вас, когда люди другой национальности говорят на своем языке, а остальные их не понимают? 

- нет;

- да.

12. У нас в группе появился беженец из другой республики вы:

- говорите своему ребенку, чтоб помогал ему влиться в коллектив;

- чтоб он не общался с ним.

13. Что такое толерантность?

- позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

- способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

- отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

- готовность быть терпимым, снисходительным;

- прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

- способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться

с мнением других, быть снисходительным.

14. Можете ли вы сказать, что вы толерантный человек?

- да;

- нет;

- не знаю.

15. Для того чтобы не было войны…

- нужно понимать, почему они происходят;

- нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!

16. Что необходимо сделать для того, чтобы Ваш ребенок вырос добрым, честным и радостным человеком?

- говорить об азбучных истинах: живи так, поступай так, иди туда и т.д.;

- предлагать ему свое видение мира – ведь наша взрослость и жизненный опыт дают нам право на это;

- или, наоборот, сделать его центром Вселенной, и пусть он в будущем попробует сказать, что был обделен внимание;

- а может, стать ему другом? Надежным, сильным, умным – старшим.

Заранее благодарим за сотрудничество! Спасибо.

Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»

________________________________________________________________________________________

2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?

_________________________________________________________________________________________________

3. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?

_________________________________________________________________________________________________

4. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?

_________________________________________________________________________________________________

5. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?

_________________________________________________________________________________________________

6. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам, игрушкам?

_________________________________________________________________________________________________

7. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?

_________________________________________________________________________________________________

8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?

_________________________________________________________________________________________________

9. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?

_________________________________________________________________________________________________

10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.?

_________________________________________________________________________________________________

11. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка?

_________________________________________________________________________________________________

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области