Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Рабочая программа "В экологию через моделирование"

Цель программы - обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними через моделирование.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №46 г. Томска

ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО:

Педагогическим советом Заведующий МБДОУ №46

МБДОУ № 46 _________/Н.П. Тарабрина/

Протокол № 1 от «31» 08. 2023 г. «___»_____________2023 г.

Дополнительная общеразвивающая программа познавательно – исследовательской направленности

«В экологию через моделирование»

Срок реализации 3 года.

Для детей 3-6 лет.

Составитель:

Т.Ю. Ярославцева, воспитатель

Томск - 2023

Содержание

Целевой раздел Пояснительная записка

В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармонично развитой личности. А начинать это воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Основным из наиболее перспективных методов реализации экологического развития является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности, в том числе и при ознакомлении с окружающим миром. Для становления ребёнка как субъекта деятельности важно предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию адекватно цели, познавать и использовать освоенные способы действий.

Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Цель программы – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними через моделирование.

Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи:

- развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать;

- учит вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта;

- наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире;

- способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника.

Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

В результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.

Ведущим личностным достижением ребёнка становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности – Жизни. 

Рабочая программа «В экологию через моделирование» разработана в соответствии с ОП МБДОУ № 46, в соответствии с введением в действие ФГОС ДО и ФОП ДО.

Рабочая программа «В экологию через моделирование» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.

Содержательный раздел

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», ориентировано на всестороннее развитие ребенка. Задачи психолого-педагогической работы по развитию детей дошкольного возраста решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением, в соответствии с возрастом детей, их индивидуальными особенностями и основными направлениями их развития. Образовательная деятельность для детей дошкольного возраста соответствует комбинированной модели организации образовательного процесса.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Познавательное развитие направлено на решение следующих задач:

Образовательная область «Познавательное развитие» реализуется через «Развитие познавательно-исследовательской деятельности», «Ознакомление с предметным окружением», «Ознакомление с социальным миром», «Ознакомление с миром природы».

Цели и задачи блока «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» представлены в проекте основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».(От рождения до школы.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368с.) в соответствии с возрастными категориями детей.:

Первая младшая группа – с. 74

Вторая младшая группа – с. 74

Средняя группа – с. 75

Старшая группа – с. 76

Подготовительная к школе группа – с. 78

Цели и задачи блока «Ознакомление с предметным окружением» представлены в проекте основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».(От рождения до школы.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368с.) в соответствии с возрастными категориями детей.:

Первая младшая группа – с. 79

Вторая младшая группа – с. 80

Средняя группа – с. 80

Старшая группа – с. 08

Подготовительная к школе группа – с. 81

Цели и задачи блока «Ознакомление с социальным миром» представлены в проекте основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».(От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368с.) в соответствии с возрастными категориями детей.:

Первая младшая группа – с. 81

Вторая младшая группа – с. 82

Средняя группа – с. 82

Старшая группа – с. 83

Подготовительная к школе группа – с. 84

Цели и задачи блока «Ознакомление с миром природы» представлены в проекте основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».(От рождения до школы.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368с.) в соответствии с возрастными категориями детей.:

Первая младшая группа – с. 85

Вторая младшая группа – с. 86

Средняя группа – с. 88

Старшая группа – с. 89

Подготовительная к школе группа – с. 90

Содержание образовательной деятельности, направленное на развитие воспитанника представлено в основной общеобразовательной программе «От рождения до школы»:

Цели и задачи образовательной области «Познавательное развитие» представлены в примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство» (Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 352 с.) в соответствии с возрастными категориями детей:

Вторая младшая группа – с. 115

Средняя группа – с. 118

Старшая группа – с. 121

Подготовительная группа – с. 125

Модель реализации форм и видов детской деятельности по решению задач образовательной области «Познавательное развитие»

Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей

Формы организации детей

Индивидуальные Подгрупповые Групповые

Индивидуальные Подгрупповые Групповые

Индивидуальные Подгрупповые

Игры с правилами

Описание основных форм, методов, приёмов, средств реализации программы в образовательной области «Познавательное развитие» через различные виды детской деятельности

Совместная  деятельность

Режимные  моменты

Самостоятельная 

деятельность

3-4 года

- Чтение и обсуждение сказок и коротких произведений

- Рассматривание и обсуждение книг познавательного характера

- Дидактические игры на определение звучание музыкальных инструментов

- Чтение на прогулке, перед дневным сном

- Беседы о прочитанном

- Дидактические игры

- Рассматривание иллюстраций

- Деятельность в книжном уголке, в уголке природы

- Совместная познавательно-исследовательская деятельность

- Дидактические игры

- Рассматривание

- Наблюдение за явлениямиприроды

- Наблюдения за растениями,животным

- Познавательно-исследовательская деятельность напрогулке

- Игры (дидактические, строительные,сюжетно-ролевые)

- Конструирование из песка

- Рассматривание иллюстраций, картин

- Рассматривание объектов природы

- Дидактическая игра

- Элементарные опыты

- Рассматривание

- Наблюдение

- Игра

- Экспериментирование

- Исследовательскаядеятельность

- Конструирование

- Развивающие игры

- Экскурсия

- Ситуативный разговор

- Рассказ

- Беседа

- Проблемная ситуация

- Наблюдение явлений природы

- Наблюдения за растениями,животным

- Рассматривание картин,иллюстраций

- Изобразительная деятельность напрогулке

- Конструирование из песка

- Игры (дидактические, строительные,сюжетно-ролевые)

- Проблемная ситуация 

- Деятельность в уголке книги, в уголке природы

- Рассматривание иллюстраций, книг

- Экспериментирование сцветом

5-6 лет

- Наблюдение

- Создание коллекций

- Проектная деятельность

- Исследовательская деятельность.

- Конструирование

- Экспериментирование

- Развивающая игра

- Игры с правилами

- Проблемная ситуация

- Рассказ

- Беседа

- Интегративная деятельность

- Экскурсии

- Коллекционирование

- Моделирование

- Реализация проекта

- Рассматривание картин и видеофильмов

- Посещение выставки, музея

- Рассматривание и обсуждениепознавательных и художественныхкниг, детских энциклопедий

- Рассматривание иллюстраций

- Дидактические игры

- Тематическая выставка книг,альбомов

- Наблюдение

- Рассматриваниеиллюстраций, книг

- Дидактические игры

- Конструирование

- Коллекционирование

- Наблюдение

- Экспериментирование с цветом, разными материалами

- Игры с музык.и шумовымиинструментами

6-7 лет

- Чтение и обсуждение произведений разных жанров

- Викторины, сочинение загадок, сказок

- Инсценирование и драматизация

- Разучивание стихотворений

- Наблюдение

- Создание коллекций

- Проектная деятельность

- Исследовательская деятельность.

- Конструирование

- Экспериментирование

- Развивающая игра

- Игры с правилами

- Проблемная ситуация

- Рассказ

- Беседа

- Интегративная деятельность

- Экскурсии

- Коллекционирование

- Моделирование

- Реализация проекта

- Рассматривание картин и видеофильмов

- Посещение выставки, музея

- Разгадывание головоломок, шарад, кроссвордов

- Рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских энциклопедий

- Конкурс чтецов

- Рассматривание иллюстраций

- Познавательно-исследовательская деятельность

- Чтение худ, литературы на прогулке, перед дневным сном

- Дидактические игры

- Тематическая выставка книг, альбомов

- Рассматриваниеиллюстраций, книг

- Дидактические игры

- Конструирование

- Коллекционирование

- Наблюдение

- Экспериментирование с цветом, разными материалами

- Игры с музык.и шумовымиинструментами

Организация развивающей предметно-пространственной среды

ОО

Центры активности

Интегративная направленность деятельности Центров активности

Наполняемость Центров активности

Познавательное развитие

Уголок «Познавательных игр»

Расширение познавательного сенсорного опыта детей. Реализация ребенком полученных и имеющихся знаний обокружающим мире. Накопление жизненного опыта.Наполняемость:

- дидактический материал по сенсорному воспитанию;

- дидактические игры;

- настольно-печатные игры;

- познавательный материал;

- материал для детского экспериментирования

- атрибутика для игр по возрасту детей;

- предметы-заместители.

«Уголок опытов и экспериментирования»

Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности.Наполняемость:

- календарь природы;

- комнатные растения в соответствии с возрастными рекомендациями;

- сезонный материал;

- паспорта растений;

- стенд со сменяющимся материалом на экологическую тематику;

- макеты;

- материал для проведения элементарных опытов;

- обучающие и дидактические игры по экологии;

- инвентарь для трудовой деятельности;

- природный и бросовый материал;

- Литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы.

-материалы для опытнической работы

«Уголок конструирования»

Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца.Наполняемость:

- напольный строительный материал;

- настольный строительный материал;

- пластмассовый конструктор (младший возраст с крупными деталями);

- конструкторы с металлическими деталями;

- схемы и модели для всех видов конструкторов;

- мягкие строительно-игровые модули (младший возраст);

- транспортные игрушки;

- схемы, иллюстрации отдельных построек.

«Региональный компонент»

Расширение краеведческих представлений детей, накопление познавательного опыта.

Наполняемость:

- государственная символика РФ и Томской области;

- образцы народных костюмов;

- наглядный материал;

- предметы народно-прикладного искусства;

- детская художественная литература.

Поддержка детской инициативы

Приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

Приоритетная сфера инициативы - познание окружающего мира.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

Приоритетная сфера инициативы - внеситуативно - личностное общение.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

Приоритетная сфера инициативы – научения.

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Социально-коммуникативное развитие  направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется через тематические блоки: «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание», «Ребенок в семье и сообществе», «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание», «Формирование основ безопасности».

Цели и задачи блока «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание» представлены в проекте примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (От рождения до школы.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368с.) в соответствии с возрастными категориями детей.:

Вторая младшая группа – с. 48

Средняя группа – с. 49

Старшая группа – с. 49

Подготовительная к школе группа – с. 50

Цели и задачи блока «Ребенок в семье и сообществе» представлены в проекте примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (От рождения до школы.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368с.) в соответствии с возрастными категориями детей.:

Вторая младшая группа – с. 51

Средняя группа – с. 51

Старшая группа – с. 52

Подготовительная к школе группа – с. 53

Цели и задачи блока «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание» представлены в проекте примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (От рождения до школы.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368с.) в соответствии с возрастными категориями детей.:

Вторая младшая группа – с.54

Средняя группа – с. 55

Старшая группа – с. 56

Подготовительная к школе группа – с. 58

Цели и задачи блока «Формирование основ безопасности» представлены в проекте примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (От рождения до школы.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368с.) в соответствии с возрастными категориями детей.:

Вторая младшая группа – с. 60

Средняя группа – с. 60

Старшая группа – с. 61

Подготовительная к школе группа – с. 62

Содержание образовательной деятельности, направленное на развитие воспитанника представлено в примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы»:

Цели и задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» представлены в примерной общеобразовательной программе «Детство». (Детство:Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 352 с.) в соответствии с возрастными категориями детей:

Вторая младшая группа – с. 96

Средняя группа – с. 100

Старшая группа – с. 104

Подготовительная группа - с. 109

Описание основных технологий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей

ОО

Образовательная деятельность

ОД в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьями воспитанников

Социально-коммуникативное развитие

3-4 года

- Образовательные ситуации (игровые, сюжетные, путешествия)

- Экскурсии

- ВХЛиФ

- Беседы социально-нравственного содержания

- Рассматривание и обсуждение иллюстраций к сказкам, потешкам морального содержания

- Целевые прогулки

- Досуги, праздники, развлечения

- Игры на взаимодействие

- Рассказы педагога о жизни группы, о себе

- Все виды детских игр (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, народные, подвижные)

- Ситуативные беседы

- Все виды детских игр (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, народные, подвижные)

- Рассматривание семейных фото, иллюстраций, альбомов

- Игры на взаимодействие

- Целевые прогулки

- Совместные игры

- Театрализованные постановки в семейном кругу

- Участие в театрализации группы, сада

- Беседы нравственного содержания

- Анкетирование родителей

- Наблюдение за трудом взрослых

- Беседы о труде взрослых

- Экскурсии

- Образовательные ситуации (игровые, сюжетные, путешествия)

- ВХЛиФ

- Досуги

- Рассматривание иллюстраций, альбомов о профессиях людей

- Наблюдения

- Все виды детских игр (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, народные, подвижные)

- Ситуативные беседы

- Поручения

- Упражнения, объяснения по развитию навыков самообслуживания

- Самообслуживание

- Рассматривание иллюстраций, книг, альбомов

- Сюжетно-ролевые игры

- Дидактические игры

- Раскрашивание

- Самообслуживание

- Анкетирование родителей

- Личные пример родителей (труд в группе, на участке)

- Совместный труд детей и взрослых

- Беседы по ОБЖ

- Театрализованные представления

- ВХЛиФ

- Моделирование ситуаций по ОБЖ

- Обсуждение ситуаций

- Дидактические игры

- Беседы и наблюдения

- Рассматривание плакатов, альбомов, книг

- ВХЛиФ

- Показ

- Обсуждение правил поведения

- Рассматривание иллюстраций, книг, альбомов

- Раскрашивание

- Беседы

- Личный пример безопасного поведения

- Участие в создании ППРС

4-5 лет

- Образовательные ситуации (игровые, сюжетные, путешествия)

- ВХЛиФ

- Беседы социально-нравственного содержания

- Рассматривание и обсуждение иллюстраций к сказкам, потешкам морального содержания

- Целевые прогулки

- Знакомство с правилами этикета

- Совместное изготовление атрибутов для игр, детских представлений

- Досуги, праздники, развлечения

- Рассказы воспитателя об интересных фактах и событиях (о группе, о себе)

- Все виды детских игр (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, народные, подвижные)

- Ситуативные беседы

- Этические проблемные ситуации

- Все виды детских игр (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, народные, подвижные)

- Рассматривание семейных фото, иллюстраций, альбомов

- Оформление альбомов «Моя семья», «Генеалогическое дерево»

- Консультации

- Беседы нравственного содержания

- Анкетирование

- Наблюдение за трудом взрослых

- Беседы о труде взрослых

- Экскурсии

- Образовательные ситуации (игровые, сюжетные, путешествия)

- ВХЛиФ

- Досуги

- Совместный труд на участке, в группе

- Индивидуальные поручения

- Наблюдения

- Все виды детских игр

- Ситуативные беседы

- Упражнения, объяснения по развитию навыков самообслуживания

- Самообслуживание

- Рассматривание иллюстраций, книг

- Наблюдения

- Все виды игр

- Раскраски по теме

- Самообслуживание

- Личный пример родителей (труд в группе, на участке)

- Совместный труд детей и взрослых

- Беседы по ОБЖ

- Театрализованные представления

- ВХЛиФ

- Образовательные ситуации

- Обсуждение правил поведения в быту, на прогулке, в общественных местах

- Моделирование ситуаций по ОБЖ

- Обсуждение ситуаций

- Дидактические игры

- Беседы и наблюдения

- Рассматривание плакатов, альбомов, книг

- ВХЛиФ

- Показ

- Обсуждение и напоминание правил поведения

- Рассматривание иллюстраций, книг, альбомов

- Раскрашивание

- Все виды игр

- Беседы

- Ситуации и их объяснения

- Совместные мероприятия

- Обсуждение правил поведения в быту, на прогулке, в общественных местах

5-6 лет

- Образовательные ситуации

- Экскурсии

- ВХЛиФ

- Беседы социально-нравственного содержания

- Досуги, праздники, развлечения

- Знакомство с правилами этикета

- Совместное изготовление атрибутов для игр, детских представлений

- Проектная деятельность

- Игры

- Рассказы воспитателя об интересных событиях и фактах

- Разрешение проблемных ситуаций этического содержания

- Проектная деятельность

- Все виды детских игр (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, народные, подвижные)

- Рассматривание фото, иллюстраций, тематических альбомов

- Проектная деятельность

- Проектная деятельность

- Консультации

- Совместный труд на участке, в группе

- Экскурсии

- Наблюдения за трудом взрослых

- Беседы о труде взрослых

- Чтение и рассматривание книг познавательного характера о труде взрослых

- Все виды игр

- Досуги, развлечения

- Дежурства

- Поручения

- Совместные трудовые действия

- Наблюдения за трудом взрослых

- Создание тематических альбомов

- Ситуативные беседы

- Рассматривание и обсуждение иллюстраций

- Рассматривание фото, иллюстраций, тематических альбомов

- Самостоятельный труд во время прогулки

- Все виды игр

- Рассматривание книг

- Рассказы детям о труде родителей

- Анкетирование

- творческие задания, выставки, конкурсы

- Беседы о правилах поведения в быту, на улице, в опасных ситуациях

- Тематический досуг

- Образовательные ситуации

- Беседы о профессиях: пожарный, спасатель, врач

- Проектная деятельность

- Конкурсы рисунков, поделок, плакатов

- Чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг

- Обсуждение ситуаций

- ППРС

- Рассматривание иллюстраций, книг

- Все виды игр

- Изобразительная деятельность

- Проектная деятельность

- Конкурсы рисунков, поделок, плакатов

- Беседы

6-7 лет

- Образовательные ситуации

- Экскурсии

- ВХЛиФ

- Беседы социально-нравственного содержания

- Досуги, праздники, развлечения

- Знакомство с правилами этикета

- Совместное изготовление атрибутов для игр, детских представлений

- Проектная деятельность

- Игры

- Рассказы воспитателя об интересных событиях и фактах

- Разрешение проблемных ситуаций этического содержания

- Проектная деятельность

- Освоение правил поведения за столом во время приема пищи

- Все виды детских игр (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, народные, подвижные)

- Рассматривание фото, иллюстраций, тематических альбомов

- Проектная деятельность

- Проектная деятельность

- Консультации

- Беседы нравственного содержания

- Совместный труд на участке, в группе

- Экскурсии

- Наблюдения за трудом взрослых

- Беседы о труде взрослых

- Чтение и рассматривание книг познавательного характера о труде взрослых

- Все виды игр

- Досуги, развлечения

- Дежурства

- Поручения

- Совместные трудовые действия

- Наблюдения за трудом взрослых

- Создание тематических альбомов

- Ситуативные беседы

- Рассматривание и обсуждение иллюстраций

- Рассматривание фото, иллюстраций, тематических альбомов

- Самостоятельный труд во время прогулки

- Все виды игр

- Рассматривание книг

- Анкетирование

- Совместный труд детей и взрослых

- творческие задания, выставки, конкурсы

- Беседы о правилах поведения в быту, на улице, в опасных ситуациях

- Тематический досуг

- Образовательные ситуации

- Беседы о профессиях: пожарный, спасатель, врач

- Проектная деятельность

- Конкурсы рисунков, поделок, плакатов

- Чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг

- Обсуждение ситуаций

- Наблюдения

- Проблемные ситуации

- ППРС

- Рассматривание иллюстраций, книг

- Все виды игр

- Изобразительная деятельность

- Беседы

- Творческие задания

- Проектная деятельность

- Оформление альбомов

Образовательная область «Речевое развитие»

Речевое развитие направлено на решение следующих задач:

овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Образовательная область «Речевое развитие» реализуется через тематические блоки: «Развитие речи», «Художественная литература».

Цели и задачи блока «Развитие речи» представлены в проекте примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368с.) в соответствии с возрастными категориями детей.:

Первая младшая группа – с. 93

Вторая младшая группа – с. 95

Средняя группа – с. 96

Старшая группа – с. 98

Подготовительная к школе группа – с. 99

Цели и задачи блока «Художественная литература» представлены в проекте примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368с.) в соответствии с возрастными категориями детей:

Первая младшая группа – с.101

Вторая младшая группа – с. 101

Средняя группа – с. 102

Старшая группа – с. 102

Подготовительная к школе группа – с. 103

Цели и задачи образовательной области «Речевое развитие» представлены в примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство» (Детство:Примерная образовательная программа дошкольного образования /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 352 с.) в соответствии с возрастными категориями детей:

Вторая младшая группа – с. 130

Средняя группа – с. 133

Старшая группа – с. 136

Подготовительная группа – с. 139

Перечисленные задачи отражаются в содержании образовательной области следующим образом

Тематический модуль «Развитие речи»:

Тематический модуль «Художественная литература»:

Модель реализации форм и видов детской деятельности по решению задач образовательной области «Речевое развитие»

Непосредственно образовательная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей

Формы организации детей

Индивидуальные Подгрупповые Групповые

Индивидуальные Подгрупповые Групповые

Индивидуальные Подгрупповые

Описание основных форм, методов, приёмов, средств реализации программы в образовательной области «Речевое развитие» через различные виды детской деятельности

Содержание

Возраст

Совместная  деятельность

Режимные  моменты

Самостоятельная 

деятельность

Практическое овладение нормами речи (речевой этикет)

3 -5 лет, вторая младшая

и средняя группы

-Сюжетно-ролевые игры

-Чтение художественной литературы

-Досуги

Образцы коммуникативных  кодов взрослого.

- Освоение формул речевого этикета       (пассивное)

Совместная продуктивная и игровая деятельность детей.

5-7 лет, старшая

и

подгот. к школе группы

- Интегрированные НОД

- Тематические досуги

- Чтение художественной литературы

- Моделирование и обыгрывание    проблемных ситуаций

- Образцы коммуникативных  кодов взрослого.

- Использование в повседневной жизни формул речевого этикета

- Беседы

- Самостоятельная художественно-речевая деятельность

- Совместная

продуктивная и игровая деятельность детей.

- Сюжетно- ролевые игры

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми

3 -5 лет, вторая младшая

средняя группы

- Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и  сюжетными игрушками).

- Обучающие  игры  с использованием предметов и игрушек.

- Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные)

- Сюжетно-ролевая игра.

- Игра-драматизация.

- Работа в книжном уголке

- Чтение, рассматривание иллюстраций

- Сценарии активизирующего общения.

- Речевое стимулирование(повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение)

-  Беседа с опорой на  зрительное восприятие и без опоры на  него.

- Хороводные игры, пальчиковые игры.

- Речевое стимулирование

(повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, уточнение напоминание)

 - формирование элементарного реплицирования.

- Беседа с опорой на  зрительное восприятие и без опоры на  него.

- Хороводные игры, пальчиковые игры.

-Образцы коммуникативных кодов взрослого.

- Тематические досуги.

- Содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек)

- Совместная предметная и продуктивная деятельность детей

(коллективный монолог).

- Игра-драматизация с  использованием разных видов театров (театр на банках, ложках и т.п.)

- Игры в парах и совместные игры

(коллективный монолог)

5-7 лет, старшая

и

подгот. к школе группы

- Имитативные упражнения, пластические этюды.

- Сценарии активизирующего общения.

- Чтение,  рассматривание иллюстраций  (беседа.)

- Коммуникативные тренинги.

- Совместная продуктивная деятельность.

-  Работа в книжном уголке

- Экскурсии.

- Проектная  деятельность

- Поддержание социального контакта ( беседа, эвристическая беседа).

-  Образцы коммуникативных

 кодов взрослого.

- Коммуникативные тренинги.

- Тематические досуги.

-  Гимнастики (мимическая,

логоритмическая).

- Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей

- Сюжетно-ролевая игра.

- Игра - импровизация по мотивам сказок.

- Театрализованные игры.

- Игры с правилами.

- Игры парами (настольно-печатные)

- Совместнаяпродуктивная деятельность детей

Развитие всех компонентов устной речи

3 -5 лет, вторая младшая средняя группы

- Артикуляционная гимнастика

- Дидактический игры, Настольно-печатные игры

- Продуктивная деятельность

- Разучивание стихотворений, пересказ

-  Работа в книжном уголке

- Разучивание скороговорок, чистоговорок.

- обучению пересказу по серии сюжетных картинок, по картине

- Называние, повторение, слушание

- Речевые дидактические игры.

- Наблюдения

- Работа в книжном уголке; Чтение. Беседа

- Разучивание стихов

Совместная

продуктивная и игровая деятельность детей.

Словотворчество

5-7 лет, старшая

и

подгот. к школе группы

- Сценарии активизирующего общения.

- Дидактические игры

- Игры-драматизации

- Экспериментирование с природным материалом

- Разучивание, пересказ

- Речевые задания и упражнения

- Разучивание скороговорок, чистоговорок.

- Артикуляционная гимнастика

- Проектная деятельность

- Обучению пересказу литературного произведения

- Речевые дид. игры.

- Чтение, разучивание

- Беседа

- Досуги

- Разучивание стихов

- Игра-драматизация

- Совместная

продуктивная и игровая деятельность детей.

- Самостоятельная художественно-речевая деятельность

Формирование  интереса  и потребности  в чтении

3-5лет

вторая младшая  и средняя группы

Подбор иллюстраций

Чтение литературы.

Подвижные игры

Физкультурные досуги

Заучивание

Рассказ

Обучение

Экскурсии

Объяснения

Физкультминутки, прогулка, прием пищи Беседа

Рассказ

чтение

Д/и

Настольно-печатные игры

Игры-драматизации,

Игры

Дид игры

Театр

Рассматривание иллюстраций

Игры

Продуктивная деятельность

Настольно-печатные игры Беседы

Театр

5-7 лет старшая и подг. к школе группы

Чтение художественной и познавательной литературы

Творческие задания Пересказ

Литературные праздники

Досуги

Презентации проектов

Ситуативное общение

Творческие игры

Театр

Чтение литературы, подбор загадок, пословиц, поговорок

Физкультминутки, прогулка,

Работа в театральном уголке

Досуги

кукольные спектакли

Организованные формы работы с детьми

Тематические досуги

Самостоятельная детская деятельность Драматизация

Праздники

Литературные викторины

Пересказ

Драматизация

Рассматривание иллюстраций

Продуктивная деятельность

игры

3. Организационный раздел

Поэтапно-творческий перспективный план педагога Т.Ю. Ярославцевой МБДОУ № 46 на 2023 – 2024 уч. г. по теме:

«Экологическое воспитание дошкольников через моделирование»

Месяц

Неделя

Тема недели

Сентябрь

1 -2 недели

Адаптационный период, определение темы самообразования, целеполагание

3-4 недели

Мониторинг по теме самообразования

Октябрь

1 неделя

Составление перспективного плана

3 неделя

««Признаки осени»

Ноябрь

1 неделя

«Лес, ягоды, грибы»

3 неделя

«Перелетные птицы»

Декабрь

1 неделя

«Признаки зимы»

3 неделя

«Животные зимой»

Январь

3 неделя

«Зимующие птицы»

Февраль

1 неделя

«Комнатные растения»

3 неделя

«Огород на окне»

Март

1 неделя

«Признаки весны»

3 неделя

«Полезная и вредная пища»

Апрель

1 неделя

«Труд взрослых весной»

3 неделя

«Домашние животные»

Май

1 неделя

«Насекомые»

3 неделя

«Лето»

Поэтапно-творческий перспективный план педагога Т.Ю. Ярославцевой МБДОУ № 46 на 2024 – 2025 уч. г. по теме:

«Экологическое воспитание дошкольников через моделирование»

Месяц

Неделя

Тема недели

Сентябрь

1 -2 недели

Адаптационный период, составление перспективного плана

3-4 недели

Мониторинг по теме самообразования

Октябрь

1 неделя

«Признаки осени»

3 неделя

«Овощи, фрукты»

Ноябрь

1 неделя

«Лес, ягоды, грибы»

3 неделя

«Домашние животные и их детеныши»

Декабрь

1 неделя

«Признаки зимы»

3 неделя

«Животные зимой»

Январь

3 неделя

«Зимующие птицы»

Февраль

1 неделя

«Комнатные растения»

3 неделя

«Огород на окне»

Март

1 неделя

«Признаки весны»

3 неделя

«Перелетные птицы»

Апрель

1 неделя

«Откуда хлеб пришел?»

3 неделя

«Цветы»

Май

1 неделя

«Насекомые»

3 неделя

«Правила поведения в лесу»

Поэтапно-творческий перспективный план педагога Т.Ю. Ярославцевой МБДОУ № 46 на 2025 – 2026 уч. г. по теме:

«Экологическое воспитание дошкольников через моделирование»

Месяц

Неделя

Тема недели

Сентябрь

1 -2 недели

Адаптационный период

3-4 недели

Мониторинг

Октябрь

1 неделя

«Признаки осени»

3 неделя

«Огород»

Ноябрь

1 неделя

«Лес, ягоды, грибы»

3 неделя

«Перелетные птицы»

Декабрь

1 неделя

«Признаки зимы»

3 неделя

«Животные зимой»

Январь

3 неделя

«Зимующие птицы»

Февраль

1 неделя

«Комнатные растения»

3 неделя

«Огород на окне»

Март

1 неделя

«Признаки весны»

3 неделя

«Наша пища. Витамины»

Апрель

1 неделя

«Откуда хлеб пришел?»

3 неделя

«Домашние животные»

Май

1 неделя

«Насекомые»

3 неделя

«Правила поведения в лесу»

Перспективный план на 2023-2024 г.

Октябрь 3 неделя

Тема: «Признаки осени»

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

•Развивать умение детей наблюдать за окружающими явлениями природы, устанавливать элементарные связи между ними (стало холодно, птицы улетают на юг и т.д.;

•Закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, опираясь на элементарные схемы-модели.

Речевое развитие:

•Пополнить словарный запас детей;

•Формировать умение отвечать на поставленные вопросы полными ответами.

Социально-коммуникативное развитие:

•Способствовать развитию коммуникативных навыков;

•Вызвать эмоциональный отклик в процессе любования природой.

Материалы: схемы-модели «Признаки осени».

Ноябрь 1 неделя

Тема: «Лес, ягоды, грибы»

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

•Формировать представления детей о лесе, о деревьях (хвойные, лиственные), о съедобных и не съедобных грибах, ягодах;

Речевое развитие:

•Расширить и активизировать словарь по теме;

•Развивать связную речь.

Социально-коммуникативное развитие:

•Формировать свободное общение со взрослыми и сверстниками;

•Прививать любовь к природе, бережное отношение к обитателям леса;

•Формировать чувство осторожности по отношению к грибам и ягодам, ценностное отношение к своему здоровью.

Материалы: схемы-модели «Строение дерева», «Грибы», «Ягоды», модели грибов.

Ноябрь 3 неделя

Тема: «Перелетные птицы»

Образовательные задачи:

Познавательные задачи:

•Расширять и закреплять знания о перелетных птицах, их названии, строении, образе жизни;

Речевое развитие:

•Развивать связную речь;

•Расширить и активизировать словарный запас.

Социально-коммуникативное развитие:

•Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

•Воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о птицах.

Материалы: схемы-модели «Цикл развития птицы», «Характерные особенности птиц».

Декабрь 1 неделя

Тема: «Признаки зимы»

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

•Формировать знания детей о зиме, как времени года/ состояние погоды и изменения в природе;

•Формировать умение замечать и высказывать впечатления о красоте зимних явлений;

•Продолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы.

Речевое развитие:

•продолжать упражнять детей в умении отвечать развернутым предложением;

Социально-коммуникативное развитие:

•Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.

Материалы: схемы-модели «Признаки зимы», картинки с изображением разных явлений зимы.

Декабрь 3 неделя

Тема: «Животные зимой»

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

•Уточнить, расширить и закрепить знания детей о жизни диких животных и их детенышей зимой;

•Упражнять в умении выделять и называть отличительные особенности внешнего вида.

Речевое развитие:

•Уточнять и расширять словарный запас по теме;

•Развивать у детей словообразовательные навыки;

•Развивать координацию речи с движением.

Социально-коммуникативное развитие:

•Воспитывать любовь, сострадание и бережное отношение к диким животным.

Материалы: схемы-модели «Характерные особенности млекопитающих» картинки с изображением диких животных и их детенышей.

Январь 3 неделя

Тема: «Зимующие птицы»

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

•Способствовать уточнению и закреплению представлений детей о внешнем виде и особенностях поведения зимующих птиц; об их роли в природе и жизни человека;

•Развивать умение сравнивать различных птиц зимой, выделяя общее и различия, используя схемы-модели;

Речевое развитие:

•Расширять и уточнять словарный запас по теме;

•Продолжать формировать умение образовывать прилагательный из существительных, отвечать полным ответом.

Социально-коммуникативное развитие:

•Вызывать у детей желание помогать птицам в трудный для них период;

•Воспитывать любовь к природе;

Материалы: схемы-модели «Отличительные особенности птиц», «Цикл развития птицы», изображения зимующих птиц.

Февраль 1 неделя

Тема: «Комнатные растения»

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

•Формировать понятие «Комнатные растения»;

•Способствовать уточнению существенных признаков внешнего вида;

•Закрепить знания детей по уходу и посадке растений при помощи схем-моделей;

•Формировать представления детей о пользе комнатных растений.

Речевое развитие:

•Обогащать словарный запас детей по теме;

•Развитие связной речи путем составления рассказов, описаний.

Социально- коммуникативное развитие:

•Воспитание любви и бережного отношения к комнатным растениям.

Материалы: схемы-модели «Цикл развития растения», «Факторы, влияющие на рост растения», «Строение растения», комнатные растения в горшках.

Февраль 3 неделя

Тема «Огород на окне»

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

•Познакомить детей с внешним видом семян наиболее распространенных овощей, формировать умение узнавать их по внешнему виду;

•Закрепить знания детей по уходу и посадке растений при помощи схем-моделей;

•Углублять и конкретизировать представления детей о росте растений из семян.

Речевое развитие:

•Расширять словарный запас по теме;

•Развивать связную речь.

Социально-коммуникативное развитие:

•Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Материалы: схемы модели «Цикл развития растений», «Факторы, влияющие на рост растений», «Строение растений».

Март 1 неделя

Тема: «Признаки весны»

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

Социально-коммуникативное развитие:

Речевое развитие:

Материалы: Аудиозапись «Песня воробья»; аудиозапись - голоса птиц; схемы-модели «Признаки весны»; картинки- деревья, животные, насекомые, птицы.

Март 3 неделя

Тема: «Полезная и вредная пища»

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

Речевое развитие:

Социально-коммуникативное развитие

Материалы: картинки овощей и фруктов, схемы-модели «Овощи», «Фрукты», «Полезная и вредная еда».

Апрель 1 неделя

Тема: «Труд людей весной»

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

Социально-коммуникативное развитие:

Материалы: схемы-модели «Признаки весны», иллюстрации труда людей весной.

Апрель 3 неделя

Тема: Домашние животные

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

Речевое развитие:

Социально-коммуникативное развитие:

Материалы: схемы-модели «Характерные особенности строения млекопитающих», картинки с изображением домашних животных и их детенышей, аудио записи с голосами домашних животных.

Май 1 неделя

Тема: «Насекомые»

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

Социально-коммуникативное развитие:

Материалы: схемы-модели «Строение насекомых», «Циклы развития насекомых», иллюстрации насекомых.

Май 3 неделя

Тема: «Лето»

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

Социально-коммуникативное развитие:

Материалы: схемы-модели «Признаки лета», «Насекомые», иллюстрации природных явлений в летний период.

Перспективный план на 2024-2025 г.

Тема: «Признаки осени»

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

•Развивать умение детей наблюдать за окружающими явлениями природы, устанавливать связь между ними, делать выводы;

•Закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, опираясь на схемы-модели.

Речевое развитие:

•Формировать навык образования прилагательного от существительного;

•Пополнить словарный запас детей по теме;

•Продолжить формировать умение отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений.

Социально-коммуникативное развитие:

•Продолжатьспособствовать развитию коммуникативных навыков;

•Вызвать эмоциональный отклик в процессе любования природой.

Материалы: схемы-модели «Признаки осени», иллюстрации с изображением осенних явлений природы.

Октябрь 3 неделя

Тема: «Овощи, фрукты»

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

•Продолжать упражнять детей в определении овощей и фруктов по их внешнему виду используя схемы-модели и макеты;

•Продолжить формирование представления о труде овощеводов и садоводов;

•Формировать понимание того, что овощи со своего огорода полезнее магазинных.

Речевое развитие:

•Развивать навыки речевого общения, словарный запас.

Социально-коммуникативное развитие:

•Воспитывать желание детей включатся совместно со взрослыми в предложенную работу;

•Продолжать формировать желание детей помогать взрослым в уборке урожая.

Материалы: мнемотаблицы «Овощи», «Фрукты», макеты овощей, фруктов, инструменты для работы в огороде.

Ноябрь 1 неделя

Тема: «Лес, ягоды, грибы»

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

•Расширять представления детей о лесе, о деревьях (хвойные, лиственные), о съедобных и не съедобных грибах, ягодах;

Речевое развитие:

•Расширить и активизировать словарь по теме;

•Совершенствовать грамматический строй речи;

•Развивать связную речь.

Социально-коммуникативное развитие:

•Продолжать формировать свободное общение со взрослыми и сверстниками;

•Воспитывать уважительное отношение к товарищам, выслушивать их ответы до конца;

•Прививать любовь к природе, бережное отношение к обитателям леса;

•Формировать чувство осторожности по отношению к грибам и ягодам, ценностное отношение к своему здоровью.

Материалы: схемы-модели «Строение дерева», «Грибы», «Ягоды», модели грибов, иллюстрации по теме.

Ноябрь 3 неделя

Тема: «Домашние животные и их детеныши»

Образовательные задачи:

Познавательные задачи:

•Обогащать представления детей о домашних животных, об уходе за ними, о пользе животных для человека;

Речевое развитие:

•Упражнять детей в образовании сложных прилагательных;

•Расширить и активизировать словарный запас.

Социально-коммуникативное развитие:

•Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

•Воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о животных.

Материалы: схемы-модели «Внешние особенности млекопитающих», «Польза домашних животных».

Декабрь 1 неделя

Тема: «Признаки зимы»

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

•Закрепить знания детей о зиме, как времени года/ состояние погоды и изменения в природе, названия зимних месяцев;

•Формировать умение замечать и высказывать впечатления о красоте зимних явлений;

•Продолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы.

Речевое развитие:

•Продолжать упражнять детей в умении отвечать развернутым предложением;

•Закрепить умение составлять описательный рассказ по схемам-моделям.

Социально-коммуникативное развитие:

•Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.

Материалы: схемы-модели «Признаки зимы», картинки с изображением разных явлений зимы.

Декабрь 3 неделя

Тема: «Дикие животные зимой»

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

•Уточнить, расширить и закрепить знания детей о жизни диких животных и их детенышей зимой;

•Формировать умение детей соотносить внешние особенности животных со средой обитания, повадки со способом питания;

•Упражнять в умении выделять и называть отличительные особенности внешнего вида.

Речевое развитие:

•Уточнять и расширять словарный запас по теме;

•Развивать у детей словообразовательные навыки;

•Развивать координацию речи с движением.

Социально-коммуникативное развитие:

•Воспитывать любовь, сострадание и бережное отношение к диким животным.

Материалы: схемы-модели «Характерные особенности млекопитающих», «Пищевая цепь», «Зависимость внешних особенностей животного от способа питания», картинки с изображением диких животных.

Январь 3 неделя

Тема: «Зимующие птицы»

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

•Способствовать уточнению и закреплению представлений детей о внешнем виде и особенностях поведения зимующих птиц; об их роли в природе и жизни человека;

•Развивать умение сравнивать различных птиц зимой, выделяя общее и различия, используя схемы-модели;

•Формировать представления детей об особенностях строения зимующих птиц, связанных с их образом жизни.

Речевое развитие:

•Расширять и уточнять словарный запас по теме;

•Продолжать формировать умение образовывать прилагательный из существительных, отвечать полным ответом.

Социально-коммуникативное развитие:

•Вызывать у детей желание помогать птицам в трудный для них период;

•Воспитывать любовь к природе;

•Формировать умение работать в команде, уметь договариваться, разделять обязанности.

Материалы: схемы-модели «Отличительные особенности птиц», «Цикл развития птицы», «Особенности строения клюва, зависящее от пищи», изображения зимующих птиц, различные корма.

Февраль 1 неделя

Тема: «Комнатные растения»

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

•Формировать умение детей более полно описывать комнатные растения;

•Способствовать уточнению существенных признаков внешнего вида;

•Закрепить знания детей по уходу и посадке растений при помощи схем-моделей;

•Формировать представления детей о пользе комнатных растений.

Речевое развитие:

•Обогащать словарный запас детей по теме;

•Развитие связной речи путем составления рассказов, описаний.

Социально- коммуникативное развитие:

•Воспитание любви и бережного отношения к комнатным растениям;

•Формирование умения распределять обязанности, дежурство.

Материалы: схемы-модели «Цикл развития растения», «Факторы, влияющие на рост растения», «Строение растения», комнатные растения в горшках.

Февраль 3 неделя

Тема «Огород на окне»

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

•Познакомить детей с внешним видом семян наиболее распространенных овощей, формировать умение узнавать их по внешнему виду;

•Закрепить знания детей по уходу и посадке растений при помощи схем-моделей;

•Углублять и конкретизировать представления детей о росте растений из семян;

Речевое развитие:

•Расширять словарный запас по теме;

•Развивать связную речь.

Социально-коммуникативное развитие:

•Расширять представления детей о земледельцах и овощеводах, о важности и значимости труда их труда;

•Развивать трудовые умения и навыки;

•Формировать умение соблюдать при работе с землей культурно-гигиенические правила;

•Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Материалы: ящики с землей, семена овощей, лейки с водой, палочки мерки, схемы модели «Цикл развития растений», «Факторы, влияющие на рост растений», «Строение растений».

Март 1 неделя

Тема: «Признаки весны»

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

Социально-коммуникативное развитие:

Материалы: Аудиозапись «Песня воробья»; аудиозапись - голоса птиц; схемы-модели «Признаки весны»; картинки- деревья, животные, насекомые, птицы.

Март 3 неделя

Тема: «Перелетные птицы»

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

Речевое развитие:

Социально-коммуникативное развитие:

Материалы: схемы-модели «Цикл развития птицы», «Характерные особенности птиц».

Апрель 1 неделя

Тема: «Откуда хлеб пришел?»

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

Социально-коммуникативное развитие:

Материалы: схемы-модели «Цикл развития злаков», «Как появляется хлеб», «Факторы, необходимые для роста и развития растений», иллюстрации работ в поле, людей, чьи профессии связанны с производством хлеба, дидактические игры.

Апрель 3 неделя

Тема: «Цветы»

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

Речевое развитие:

Социально-коммуникативное развитие:

Материалы: схемы-модели «Строение цветка», картинки с изображением цветов.

Май 1 неделя

Тема: «Насекомые»

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

Социально-коммуникативное развитие:

Материалы: схемы-модели «Строение насекомых», «Циклы развития насекомых», «Цепь питания», иллюстрации насекомых.

Май 3 неделя

Тема: «Правила поведения в лесу»

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

Социально-коммуникативное развитие:

Материалы: схемы-модели «Правила поведения в лесу», «Лесные ярусы и их обитатели», иллюстрации с изображениями леса, лесных жителей, аудиозапись «Звуки леса».

Перспективный план на 2025-2026 г.

Октябрь 1 неделя

Тема: «Признаки осени»

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

•Развивать умение детей наблюдать за окружающими явлениями природы, устанавливать связь между ними, делать выводы;

•Закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, опираясь на схемы-модели.

Речевое развитие:

•Закрепить навык образования прилагательного от существительного;

•Пополнить словарный запас детей;

•Продолжить формировать умение отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений.

Социально-коммуникативное развитие:

•Способствовать развитию коммуникативных навыков;

•Вызвать эмоциональный отклик в процессе любования природой.

Художественно-эстетическое развитие:

Материалы: ранее изученныесхемы-модели «Признаки осени», карандаши, листы бумаги, иллюстрации с изображением примет осени.

Октябрь 3 неделя

Тема: «Огород»

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

•Продолжать упражнять детей в определении овощей и фруктов по их внешнему виду используя схемы-модели и макеты;

•Продолжить формирование представления о труде овощеводов и садоводов;

•Формировать понимание того, что овощи со своего огорода полезнее магазинных.

Речевое развитие:

•Развивать навыки речевого общения, словарный запас;

Социально-коммуникативное развитие:

•Воспитывать желание детей включатся совместно со взрослыми в предложенную работу;

•Продолжать формировать желание детей помогать взрослым в уборке урожая.

Материалы: мнемотаблицы «Овощи», макеты овощей, свежие овощи, инструменты для работы в огороде.

Ноябрь 1 неделя

Тема: «Лес, ягоды, грибы»

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

•Расширять представления детей о лесе, о деревьях (хвойные, лиственные), о съедобных и не съедобных грибах, ягодах;

Речевое развитие:

•Расширить и активизировать словарь по теме;

•Совершенствовать грамматический строй речи;

•Развивать связную речь.

Социально-коммуникативное развитие:

•Продолжать формировать свободное общение со взрослыми и сверстниками;

•Воспитывать уважительное отношение к товарищам, выслушивать их ответы до конца;

•Прививать любовь к природе, бережное отношение к обитателям леса;

•Формировать чувство осторожности по отношению к грибам и ягодам, ценностное отношение к своему здоровью.

Художественно-эстетическое развитие:

Материалы: схемы-модели «Строение дерева», «Грибы», «Ягоды», соленое тесто, краски.

Ноябрь 3 неделя

Тема: «Перелетные птицы»

Образовательные задачи:

Познавательные задачи:

•Расширять и закреплять знания о перелетных птицах, их строении, образе жизни, причинах их перелетов;

•Познакомить детей с понятием «лететь «клином», «цепочкой», «стайкой»;

Речевое развитие:

•Упражнять детей в образовании сложных прилагательных;

•Расширить и активизировать словарный запас.

Социально-коммуникативное развитие:

•Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

•Воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о птицах.

Материалы: схемы-модели «Цикл развития птицы», «Характерные особенности птиц».

Декабрь 1 неделя

Тема: «Признаки зимы»

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

•Закрепить знания детей о зиме, как времени года/ состояние погоды и изменения в природе, названия зимних месяцев;

•Формировать умение замечать и высказывать впечатления о красоте зимних явлений;

•Продолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы;

Речевое развитие:

•продолжать упражнять детей в умении отвечать развернутым предложением;

•Закрепить умение составлять описательный рассказ по схемам-моделям.

Социально-коммуникативное развитие:

•Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.

Материалы: схемы-модели «Признаки зимы», «Пословицы и поговорки, народные приметы», картинки с изображением разных явлений зимы.

Декабрь 3 неделя

Тема: «Дикие животные зимой»

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

•Уточнить, расширить и закрепить знания детей о жизни диких животных и их детенышей зимой;

•Формировать умение детей соотносить внешние особенности животных со средой обитания, повадки со способом питания;

•Упражнять в умении выделять и называть отличительные особенности внешнего вида.

Речевое развитие:

•Уточнять и расширять словарный запас по теме;

•Развивать у детей словообразовательные навыки;

•Развивать координацию речи с движением.

Социально-коммуникативное развитие:

•Воспитывать любовь, сострадание и бережное отношение к диким животным.

Художественно-эстетическое развитие:

Материалы: схемы-модели «Характерные особенности млекопитающих», «Пищевая цепь», «Зависимость внешних особенностей животного т способа питания», картинки с изображением диких животных, карандаши, бумага.

Январь 3 неделя

Тема: «Зимующие птицы»

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

•Способствовать уточнению и закреплению представлений детей о внешнем виде и особенностях поведения зимующих птиц; об их роли в природе и жизни человека;

•Развивать умение сравнивать различных птиц зимой, выделяя общее и различия, используя схемы-модели;

•Формировать представления детей об особенностях строения зимующих птиц, связанных с их образом жизни.

Речевое развитие:

•Расширять и уточнять словарный запас по теме;

•Продолжать формировать умение образовывать прилагательный из существительных, отвечать полным ответом.

Социально-коммуникативное развитие:

•Вызывать у детей желание помогать птицам в трудный для них период;

•Воспитывать любовь к природе;

•Формировать умение работать в команде, уметь договариваться, разделять обязанности.

Материалы: схемы-модели «Отличительные особенности птиц», «Цикл развития птицы», «Особенности строения клюва, зависящее от пищи», изображения зимующих птиц, различные корма.

Февраль 1 неделя

Тема: «Комнатные растения»

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

•Формировать умение детей более полно описывать комнатные растения;

•Способствовать уточнению существенных признаков внешнего вида;

•Закрепить знания детей по уходу и посадке растений при помощи схем-моделей;

•Формировать представления детей о пользе комнатных растений.

Речевое развитие:

•Обогащать словарный запас детей по теме;

•Развитие связной речи путем составления рассказов, описаний.

Социально- коммуникативное развитие:

•Воспитание любви и бережного отношения к комнатным растениям;

•Формирование умения распределять обязанности, дежурство.

Материалы: схемы-модели «Цикл развития растения», «Факторы, влияющие на рост растения», «Строение растения», комнатные растения в горшках.

Февраль 3 неделя

Тема «Огород на окне»

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

•Познакомить детей с внешним видом семян наиболее распространенных овощей, формировать умение узнавать их по внешнему виду;

•Закрепить знания детей по уходу и посадке растений при помощи схем-моделей;

•Углублять и конкретизировать представления детей о росте растений из семян;

Речевое развитие:

•Расширять словарный запас по теме;

•Развивать связную речь.

Социально-коммуникативное развитие:

•Расширять представления детей о земледельцах и овощеводах, о важности и значимости труда их труда;

•Развивать трудовые умения и навыки;

•Формировать умение соблюдать при работе с землей культурно-гигиенические правила;

•Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Материалы: ящики с землей, семена овощей, лейки с водой, палочки мерки, схемы модели «Цикл развития растений», «Факторы, влияющие на рост растений», «Строение растений».

Март 1 неделя

Тема: «Признаки весны»

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

Речевое развитие:

Художественно-эстетическое:

Материалы: Аудиозапись «Песня воробья»; аудиозапись - голоса птиц; ранее изученные схемы-модели «Признаки весны», «Приметы весны»; картинки- деревья, животные, насекомые, птицы, карандаши, бумага.

Март 3 неделя

Тема: «Наша пища. Витамины»

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

Речевое развитие:

Социально-коммуникативное развитие

Материалы: картинки овощей и фруктов, схемы-модели «Овощи», «Фрукты», «Полезная еда», «Что такое витамины», «Пословицы и поговорки о хлебе».

Апрель 1 неделя

Тема: «Откуда хлеб пришел?»

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

Социально-коммуникативное развитие:

Материалы: схемы-модели «Цикл развития злаков», «Как появляется хлеб», «Факторы, необходимые для роста и развития растений», «Пословицы и поговорки о хлебе» иллюстрации работ в поле, людей, чьи профессии связанны с производством хлеба, дидактические игры.

Апрель 3 неделя

Тема: Домашние животные

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

Речевое развитие:

Социально-коммуникативное развитие:

Материалы: схемы-модели «Характерные особенности строения млекопитающих», картинки с изображением домашних животных и их детенышей, аудио записи с голосами домашних животных.

Май 1 неделя

Тема: «Насекомые»

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

Социально-коммуникативное развитие:

Материалы: схемы-модели «Строение насекомых», «Циклы развития насекомых», «Цепь питания», иллюстрации насекомых.

Май 3 неделя

Тема: «Правила поведения в лесу»

Образовательные задачи:

Познавательное развитие:

Социально-коммуникативное развитие:

Художественно-эстетическое развитие:

Материалы: схемы-модели «Правила поведения в лесу», «Лесные ярусы и их обитатели», иллюстрации с изображениями леса, лесных жителей, аудиозапись «Звуки леса», карандаши, бумага.

Список литературы:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области