Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №46 г. Томска
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО:
Педагогическим советом Заведующий МБДОУ №46
МБДОУ № 46 _________/Н.П. Тарабрина/
Протокол № 1 от «31» 08. 2023 г. «___»_____________2023 г.
Дополнительная общеразвивающая программа познавательно – исследовательской направленности
«В экологию через моделирование»
Срок реализации 3 года.
Для детей 3-6 лет.
Составитель:
Т.Ю. Ярославцева, воспитатель
Томск - 2023
Содержание
Целевой раздел Пояснительная записка
В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание, которое является важнейшим условием гармонично развитой личности. А начинать это воспитание надо с дошкольного возраста, так как именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Основным из наиболее перспективных методов реализации экологического развития является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности, в том числе и при ознакомлении с окружающим миром. Для становления ребёнка как субъекта деятельности важно предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию адекватно цели, познавать и использовать освоенные способы действий.
Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника, направленная на создание и использование моделей. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Цель программы – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними через моделирование.
Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи:
- развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать;
- учит вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта;
- наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире;
- способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника.
Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
В результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.
Ведущим личностным достижением ребёнка становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности – Жизни.
Рабочая программа «В экологию через моделирование» разработана в соответствии с ОП МБДОУ № 46, в соответствии с введением в действие ФГОС ДО и ФОП ДО.
Рабочая программа «В экологию через моделирование» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.
Содержательный раздел
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», ориентировано на всестороннее развитие ребенка. Задачи психолого-педагогической работы по развитию детей дошкольного возраста решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением, в соответствии с возрастом детей, их индивидуальными особенностями и основными направлениями их развития. Образовательная деятельность для детей дошкольного возраста соответствует комбинированной модели организации образовательного процесса.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Познавательное развитие направлено на решение следующих задач:
Образовательная область «Познавательное развитие» реализуется через «Развитие познавательно-исследовательской деятельности», «Ознакомление с предметным окружением», «Ознакомление с социальным миром», «Ознакомление с миром природы».
Цели и задачи блока «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» представлены в проекте основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».(От рождения до школы.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368с.) в соответствии с возрастными категориями детей.:
Первая младшая группа – с. 74
Вторая младшая группа – с. 74
Средняя группа – с. 75
Старшая группа – с. 76
Подготовительная к школе группа – с. 78
Цели и задачи блока «Ознакомление с предметным окружением» представлены в проекте основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».(От рождения до школы.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368с.) в соответствии с возрастными категориями детей.:
Первая младшая группа – с. 79
Вторая младшая группа – с. 80
Средняя группа – с. 80
Старшая группа – с. 08
Подготовительная к школе группа – с. 81
Цели и задачи блока «Ознакомление с социальным миром» представлены в проекте основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».(От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368с.) в соответствии с возрастными категориями детей.:
Первая младшая группа – с. 81
Вторая младшая группа – с. 82
Средняя группа – с. 82
Старшая группа – с. 83
Подготовительная к школе группа – с. 84
Цели и задачи блока «Ознакомление с миром природы» представлены в проекте основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».(От рождения до школы.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368с.) в соответствии с возрастными категориями детей.:
Первая младшая группа – с. 85
Вторая младшая группа – с. 86
Средняя группа – с. 88
Старшая группа – с. 89
Подготовительная к школе группа – с. 90
Содержание образовательной деятельности, направленное на развитие воспитанника представлено в основной общеобразовательной программе «От рождения до школы»:
Цели и задачи образовательной области «Познавательное развитие» представлены в примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство» (Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 352 с.) в соответствии с возрастными категориями детей:
Вторая младшая группа – с. 115
Средняя группа – с. 118
Старшая группа – с. 121
Подготовительная группа – с. 125
Модель реализации форм и видов детской деятельности по решению задач образовательной области «Познавательное развитие»
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей |
Формы организации детей | ||
Индивидуальные Подгрупповые Групповые | Индивидуальные Подгрупповые Групповые | Индивидуальные Подгрупповые |
Игры с правилами |
Описание основных форм, методов, приёмов, средств реализации программы в образовательной области «Познавательное развитие» через различные виды детской деятельности
Совместная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность |
3-4 года | ||
- Чтение и обсуждение сказок и коротких произведений - Рассматривание и обсуждение книг познавательного характера - Дидактические игры на определение звучание музыкальных инструментов | - Чтение на прогулке, перед дневным сном - Беседы о прочитанном - Дидактические игры - Рассматривание иллюстраций | - Деятельность в книжном уголке, в уголке природы |
- Совместная познавательно-исследовательская деятельность - Дидактические игры - Рассматривание | - Наблюдение за явлениямиприроды - Наблюдения за растениями,животным - Познавательно-исследовательская деятельность напрогулке - Игры (дидактические, строительные,сюжетно-ролевые) - Конструирование из песка | - Рассматривание иллюстраций, картин - Рассматривание объектов природы |
- Дидактическая игра - Элементарные опыты - Рассматривание - Наблюдение - Игра - Экспериментирование - Исследовательскаядеятельность - Конструирование - Развивающие игры - Экскурсия - Ситуативный разговор - Рассказ - Беседа - Проблемная ситуация | - Наблюдение явлений природы - Наблюдения за растениями,животным - Рассматривание картин,иллюстраций - Изобразительная деятельность напрогулке - Конструирование из песка - Игры (дидактические, строительные,сюжетно-ролевые) - Проблемная ситуация | - Деятельность в уголке книги, в уголке природы - Рассматривание иллюстраций, книг - Экспериментирование сцветом |
5-6 лет | ||
- Наблюдение - Создание коллекций - Проектная деятельность - Исследовательская деятельность. - Конструирование - Экспериментирование - Развивающая игра - Игры с правилами - Проблемная ситуация - Рассказ - Беседа - Интегративная деятельность - Экскурсии - Коллекционирование - Моделирование - Реализация проекта - Рассматривание картин и видеофильмов - Посещение выставки, музея | - Рассматривание и обсуждениепознавательных и художественныхкниг, детских энциклопедий - Рассматривание иллюстраций - Дидактические игры - Тематическая выставка книг,альбомов - Наблюдение | - Рассматриваниеиллюстраций, книг - Дидактические игры - Конструирование - Коллекционирование - Наблюдение - Экспериментирование с цветом, разными материалами - Игры с музык.и шумовымиинструментами |
6-7 лет | ||
- Чтение и обсуждение произведений разных жанров - Викторины, сочинение загадок, сказок - Инсценирование и драматизация - Разучивание стихотворений - Наблюдение - Создание коллекций - Проектная деятельность - Исследовательская деятельность. - Конструирование - Экспериментирование - Развивающая игра - Игры с правилами - Проблемная ситуация - Рассказ - Беседа - Интегративная деятельность - Экскурсии - Коллекционирование - Моделирование - Реализация проекта - Рассматривание картин и видеофильмов - Посещение выставки, музея - Разгадывание головоломок, шарад, кроссвордов | - Рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских энциклопедий - Конкурс чтецов - Рассматривание иллюстраций - Познавательно-исследовательская деятельность - Чтение худ, литературы на прогулке, перед дневным сном - Дидактические игры - Тематическая выставка книг, альбомов | - Рассматриваниеиллюстраций, книг - Дидактические игры - Конструирование - Коллекционирование - Наблюдение - Экспериментирование с цветом, разными материалами - Игры с музык.и шумовымиинструментами |
Организация развивающей предметно-пространственной среды | ||
ОО | Центры активности | Интегративная направленность деятельности Центров активности Наполняемость Центров активности |
Познавательное развитие | Уголок «Познавательных игр» | Расширение познавательного сенсорного опыта детей. Реализация ребенком полученных и имеющихся знаний обокружающим мире. Накопление жизненного опыта.Наполняемость: - дидактический материал по сенсорному воспитанию; - дидактические игры; - настольно-печатные игры; - познавательный материал; - материал для детского экспериментирования - атрибутика для игр по возрасту детей; - предметы-заместители. |
«Уголок опытов и экспериментирования» | Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности.Наполняемость: - календарь природы; - комнатные растения в соответствии с возрастными рекомендациями; - сезонный материал; - паспорта растений; - стенд со сменяющимся материалом на экологическую тематику; - макеты; - материал для проведения элементарных опытов; - обучающие и дидактические игры по экологии; - инвентарь для трудовой деятельности; - природный и бросовый материал; - Литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы. -материалы для опытнической работы | |
«Уголок конструирования» | Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца.Наполняемость: - напольный строительный материал; - настольный строительный материал; - пластмассовый конструктор (младший возраст с крупными деталями); - конструкторы с металлическими деталями; - схемы и модели для всех видов конструкторов; - мягкие строительно-игровые модули (младший возраст); - транспортные игрушки; - схемы, иллюстрации отдельных построек. | |
«Региональный компонент» | Расширение краеведческих представлений детей, накопление познавательного опыта. Наполняемость: - государственная символика РФ и Томской области; - образцы народных костюмов; - наглядный материал; - предметы народно-прикладного искусства; - детская художественная литература. |
Поддержка детской инициативы
Приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность.
Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:
Приоритетная сфера инициативы - познание окружающего мира.
Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:
Приоритетная сфера инициативы - внеситуативно - личностное общение.
Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:
Приоритетная сфера инициативы – научения.
Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется через тематические блоки: «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание», «Ребенок в семье и сообществе», «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание», «Формирование основ безопасности».
Цели и задачи блока «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание» представлены в проекте примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (От рождения до школы.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368с.) в соответствии с возрастными категориями детей.:
Вторая младшая группа – с. 48
Средняя группа – с. 49
Старшая группа – с. 49
Подготовительная к школе группа – с. 50
Цели и задачи блока «Ребенок в семье и сообществе» представлены в проекте примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (От рождения до школы.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368с.) в соответствии с возрастными категориями детей.:
Вторая младшая группа – с. 51
Средняя группа – с. 51
Старшая группа – с. 52
Подготовительная к школе группа – с. 53
Цели и задачи блока «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание» представлены в проекте примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (От рождения до школы.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368с.) в соответствии с возрастными категориями детей.:
Вторая младшая группа – с.54
Средняя группа – с. 55
Старшая группа – с. 56
Подготовительная к школе группа – с. 58
Цели и задачи блока «Формирование основ безопасности» представлены в проекте примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (От рождения до школы.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368с.) в соответствии с возрастными категориями детей.:
Вторая младшая группа – с. 60
Средняя группа – с. 60
Старшая группа – с. 61
Подготовительная к школе группа – с. 62
Содержание образовательной деятельности, направленное на развитие воспитанника представлено в примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы»:
Цели и задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» представлены в примерной общеобразовательной программе «Детство». (Детство:Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 352 с.) в соответствии с возрастными категориями детей:
Вторая младшая группа – с. 96
Средняя группа – с. 100
Старшая группа – с. 104
Подготовительная группа - с. 109
Описание основных технологий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей
ОО | Образовательная деятельность | ОД в режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьями воспитанников |
Социально-коммуникативное развитие | 3-4 года | |||
- Образовательные ситуации (игровые, сюжетные, путешествия) - Экскурсии - ВХЛиФ - Беседы социально-нравственного содержания - Рассматривание и обсуждение иллюстраций к сказкам, потешкам морального содержания - Целевые прогулки - Досуги, праздники, развлечения | - Игры на взаимодействие - Рассказы педагога о жизни группы, о себе - Все виды детских игр (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, народные, подвижные) - Ситуативные беседы | - Все виды детских игр (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, народные, подвижные) - Рассматривание семейных фото, иллюстраций, альбомов | - Игры на взаимодействие - Целевые прогулки - Совместные игры - Театрализованные постановки в семейном кругу - Участие в театрализации группы, сада - Беседы нравственного содержания - Анкетирование родителей | |
- Наблюдение за трудом взрослых - Беседы о труде взрослых - Экскурсии - Образовательные ситуации (игровые, сюжетные, путешествия) - ВХЛиФ - Досуги | - Рассматривание иллюстраций, альбомов о профессиях людей - Наблюдения - Все виды детских игр (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, народные, подвижные) - Ситуативные беседы - Поручения - Упражнения, объяснения по развитию навыков самообслуживания | - Самообслуживание - Рассматривание иллюстраций, книг, альбомов - Сюжетно-ролевые игры - Дидактические игры - Раскрашивание | - Самообслуживание - Анкетирование родителей - Личные пример родителей (труд в группе, на участке) - Совместный труд детей и взрослых | |
- Беседы по ОБЖ - Театрализованные представления - ВХЛиФ | - Моделирование ситуаций по ОБЖ - Обсуждение ситуаций - Дидактические игры - Беседы и наблюдения - Рассматривание плакатов, альбомов, книг - ВХЛиФ - Показ - Обсуждение правил поведения | - Рассматривание иллюстраций, книг, альбомов - Раскрашивание | - Беседы - Личный пример безопасного поведения - Участие в создании ППРС | |
4-5 лет | ||||
- Образовательные ситуации (игровые, сюжетные, путешествия) - ВХЛиФ - Беседы социально-нравственного содержания - Рассматривание и обсуждение иллюстраций к сказкам, потешкам морального содержания - Целевые прогулки - Знакомство с правилами этикета - Совместное изготовление атрибутов для игр, детских представлений - Досуги, праздники, развлечения | - Рассказы воспитателя об интересных фактах и событиях (о группе, о себе) - Все виды детских игр (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, народные, подвижные) - Ситуативные беседы - Этические проблемные ситуации | - Все виды детских игр (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, народные, подвижные) - Рассматривание семейных фото, иллюстраций, альбомов | - Оформление альбомов «Моя семья», «Генеалогическое дерево» - Консультации - Беседы нравственного содержания - Анкетирование | |
- Наблюдение за трудом взрослых - Беседы о труде взрослых - Экскурсии - Образовательные ситуации (игровые, сюжетные, путешествия) - ВХЛиФ - Досуги - Совместный труд на участке, в группе | - Индивидуальные поручения - Наблюдения - Все виды детских игр - Ситуативные беседы - Упражнения, объяснения по развитию навыков самообслуживания | - Самообслуживание - Рассматривание иллюстраций, книг - Наблюдения - Все виды игр - Раскраски по теме | - Самообслуживание - Личный пример родителей (труд в группе, на участке) - Совместный труд детей и взрослых | |
- Беседы по ОБЖ - Театрализованные представления - ВХЛиФ - Образовательные ситуации - Обсуждение правил поведения в быту, на прогулке, в общественных местах | - Моделирование ситуаций по ОБЖ - Обсуждение ситуаций - Дидактические игры - Беседы и наблюдения - Рассматривание плакатов, альбомов, книг - ВХЛиФ - Показ - Обсуждение и напоминание правил поведения | - Рассматривание иллюстраций, книг, альбомов - Раскрашивание - Все виды игр | - Беседы - Ситуации и их объяснения - Совместные мероприятия - Обсуждение правил поведения в быту, на прогулке, в общественных местах | |
5-6 лет | ||||
- Образовательные ситуации - Экскурсии - ВХЛиФ - Беседы социально-нравственного содержания - Досуги, праздники, развлечения - Знакомство с правилами этикета - Совместное изготовление атрибутов для игр, детских представлений - Проектная деятельность | - Игры - Рассказы воспитателя об интересных событиях и фактах - Разрешение проблемных ситуаций этического содержания - Проектная деятельность | - Все виды детских игр (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, народные, подвижные) - Рассматривание фото, иллюстраций, тематических альбомов - Проектная деятельность | - Проектная деятельность - Консультации | |
- Совместный труд на участке, в группе - Экскурсии - Наблюдения за трудом взрослых - Беседы о труде взрослых - Чтение и рассматривание книг познавательного характера о труде взрослых - Все виды игр - Досуги, развлечения | - Дежурства - Поручения - Совместные трудовые действия - Наблюдения за трудом взрослых - Создание тематических альбомов - Ситуативные беседы - Рассматривание и обсуждение иллюстраций | - Рассматривание фото, иллюстраций, тематических альбомов - Самостоятельный труд во время прогулки - Все виды игр - Рассматривание книг | - Рассказы детям о труде родителей - Анкетирование - творческие задания, выставки, конкурсы | |
- Беседы о правилах поведения в быту, на улице, в опасных ситуациях - Тематический досуг - Образовательные ситуации - Беседы о профессиях: пожарный, спасатель, врач - Проектная деятельность - Конкурсы рисунков, поделок, плакатов | - Чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг - Обсуждение ситуаций | - ППРС - Рассматривание иллюстраций, книг - Все виды игр - Изобразительная деятельность | - Проектная деятельность - Конкурсы рисунков, поделок, плакатов - Беседы | |
6-7 лет | ||||
- Образовательные ситуации - Экскурсии - ВХЛиФ - Беседы социально-нравственного содержания - Досуги, праздники, развлечения - Знакомство с правилами этикета - Совместное изготовление атрибутов для игр, детских представлений - Проектная деятельность | - Игры - Рассказы воспитателя об интересных событиях и фактах - Разрешение проблемных ситуаций этического содержания - Проектная деятельность - Освоение правил поведения за столом во время приема пищи | - Все виды детских игр (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, народные, подвижные) - Рассматривание фото, иллюстраций, тематических альбомов - Проектная деятельность | - Проектная деятельность - Консультации - Беседы нравственного содержания | |
- Совместный труд на участке, в группе - Экскурсии - Наблюдения за трудом взрослых - Беседы о труде взрослых - Чтение и рассматривание книг познавательного характера о труде взрослых - Все виды игр - Досуги, развлечения | - Дежурства - Поручения - Совместные трудовые действия - Наблюдения за трудом взрослых - Создание тематических альбомов - Ситуативные беседы - Рассматривание и обсуждение иллюстраций | - Рассматривание фото, иллюстраций, тематических альбомов - Самостоятельный труд во время прогулки - Все виды игр - Рассматривание книг | - Анкетирование - Совместный труд детей и взрослых - творческие задания, выставки, конкурсы | |
- Беседы о правилах поведения в быту, на улице, в опасных ситуациях - Тематический досуг - Образовательные ситуации - Беседы о профессиях: пожарный, спасатель, врач - Проектная деятельность - Конкурсы рисунков, поделок, плакатов | - Чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг - Обсуждение ситуаций - Наблюдения - Проблемные ситуации | - ППРС - Рассматривание иллюстраций, книг - Все виды игр - Изобразительная деятельность | - Беседы - Творческие задания - Проектная деятельность - Оформление альбомов |
Образовательная область «Речевое развитие»
Речевое развитие направлено на решение следующих задач:
овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Образовательная область «Речевое развитие» реализуется через тематические блоки: «Развитие речи», «Художественная литература».
Цели и задачи блока «Развитие речи» представлены в проекте примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368с.) в соответствии с возрастными категориями детей.:
Первая младшая группа – с. 93
Вторая младшая группа – с. 95
Средняя группа – с. 96
Старшая группа – с. 98
Подготовительная к школе группа – с. 99
Цели и задачи блока «Художественная литература» представлены в проекте примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368с.) в соответствии с возрастными категориями детей:
Первая младшая группа – с.101
Вторая младшая группа – с. 101
Средняя группа – с. 102
Старшая группа – с. 102
Подготовительная к школе группа – с. 103
Цели и задачи образовательной области «Речевое развитие» представлены в примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство» (Детство:Примерная образовательная программа дошкольного образования /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 352 с.) в соответствии с возрастными категориями детей:
Вторая младшая группа – с. 130
Средняя группа – с. 133
Старшая группа – с. 136
Подготовительная группа – с. 139
Перечисленные задачи отражаются в содержании образовательной области следующим образом
Тематический модуль «Развитие речи»:
Тематический модуль «Художественная литература»:
Модель реализации форм и видов детской деятельности по решению задач образовательной области «Речевое развитие»
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей |
Формы организации детей | ||
Индивидуальные Подгрупповые Групповые | Индивидуальные Подгрупповые Групповые | Индивидуальные Подгрупповые |
Описание основных форм, методов, приёмов, средств реализации программы в образовательной области «Речевое развитие» через различные виды детской деятельности
Содержание | Возраст | Совместная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность |
Практическое овладение нормами речи (речевой этикет) | 3 -5 лет, вторая младшая и средняя группы | -Сюжетно-ролевые игры -Чтение художественной литературы -Досуги | Образцы коммуникативных кодов взрослого. - Освоение формул речевого этикета (пассивное) | Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. |
5-7 лет, старшая и подгот. к школе группы | - Интегрированные НОД - Тематические досуги - Чтение художественной литературы - Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций | - Образцы коммуникативных кодов взрослого. - Использование в повседневной жизни формул речевого этикета - Беседы | - Самостоятельная художественно-речевая деятельность - Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. - Сюжетно- ролевые игры | |
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми | 3 -5 лет, вторая младшая средняя группы | - Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками). - Обучающие игры с использованием предметов и игрушек. - Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные) - Сюжетно-ролевая игра. - Игра-драматизация. - Работа в книжном уголке - Чтение, рассматривание иллюстраций - Сценарии активизирующего общения. - Речевое стимулирование(повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение) - Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него. - Хороводные игры, пальчиковые игры. | - Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, уточнение напоминание) - формирование элементарного реплицирования. - Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него. - Хороводные игры, пальчиковые игры. -Образцы коммуникативных кодов взрослого. - Тематические досуги. | - Содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек) - Совместная предметная и продуктивная деятельность детей (коллективный монолог). - Игра-драматизация с использованием разных видов театров (театр на банках, ложках и т.п.) - Игры в парах и совместные игры (коллективный монолог) |
5-7 лет, старшая и подгот. к школе группы | - Имитативные упражнения, пластические этюды. - Сценарии активизирующего общения. - Чтение, рассматривание иллюстраций (беседа.) - Коммуникативные тренинги. - Совместная продуктивная деятельность. - Работа в книжном уголке - Экскурсии. - Проектная деятельность | - Поддержание социального контакта ( беседа, эвристическая беседа). - Образцы коммуникативных кодов взрослого. - Коммуникативные тренинги. - Тематические досуги. - Гимнастики (мимическая, логоритмическая). | - Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей - Сюжетно-ролевая игра. - Игра - импровизация по мотивам сказок. - Театрализованные игры. - Игры с правилами. - Игры парами (настольно-печатные) - Совместнаяпродуктивная деятельность детей | |
Развитие всех компонентов устной речи | 3 -5 лет, вторая младшая средняя группы | - Артикуляционная гимнастика - Дидактический игры, Настольно-печатные игры - Продуктивная деятельность - Разучивание стихотворений, пересказ - Работа в книжном уголке - Разучивание скороговорок, чистоговорок. - обучению пересказу по серии сюжетных картинок, по картине | - Называние, повторение, слушание - Речевые дидактические игры. - Наблюдения - Работа в книжном уголке; Чтение. Беседа - Разучивание стихов | Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. Словотворчество |
5-7 лет, старшая и подгот. к школе группы | - Сценарии активизирующего общения. - Дидактические игры - Игры-драматизации - Экспериментирование с природным материалом - Разучивание, пересказ - Речевые задания и упражнения - Разучивание скороговорок, чистоговорок. - Артикуляционная гимнастика - Проектная деятельность - Обучению пересказу литературного произведения | - Речевые дид. игры. - Чтение, разучивание - Беседа - Досуги - Разучивание стихов | - Игра-драматизация - Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. - Самостоятельная художественно-речевая деятельность | |
Формирование интереса и потребности в чтении | 3-5лет вторая младшая и средняя группы | Подбор иллюстраций Чтение литературы. Подвижные игры Физкультурные досуги Заучивание Рассказ Обучение Экскурсии Объяснения | Физкультминутки, прогулка, прием пищи Беседа Рассказ чтение Д/и Настольно-печатные игры Игры-драматизации, | Игры Дид игры Театр Рассматривание иллюстраций Игры Продуктивная деятельность Настольно-печатные игры Беседы Театр |
5-7 лет старшая и подг. к школе группы | Чтение художественной и познавательной литературы Творческие задания Пересказ Литературные праздники Досуги Презентации проектов Ситуативное общение Творческие игры Театр Чтение литературы, подбор загадок, пословиц, поговорок | Физкультминутки, прогулка, Работа в театральном уголке Досуги кукольные спектакли Организованные формы работы с детьми Тематические досуги Самостоятельная детская деятельность Драматизация Праздники Литературные викторины | Пересказ Драматизация Рассматривание иллюстраций Продуктивная деятельность игры |
3. Организационный раздел
Поэтапно-творческий перспективный план педагога Т.Ю. Ярославцевой МБДОУ № 46 на 2023 – 2024 уч. г. по теме:
«Экологическое воспитание дошкольников через моделирование»
Месяц | Неделя | Тема недели |
Сентябрь | 1 -2 недели | Адаптационный период, определение темы самообразования, целеполагание |
3-4 недели | Мониторинг по теме самообразования | |
Октябрь | 1 неделя | Составление перспективного плана |
3 неделя | ««Признаки осени» | |
Ноябрь | 1 неделя | «Лес, ягоды, грибы» |
3 неделя | «Перелетные птицы» | |
Декабрь | 1 неделя | «Признаки зимы» |
3 неделя | «Животные зимой» | |
Январь | 3 неделя | «Зимующие птицы» |
Февраль | 1 неделя | «Комнатные растения» |
3 неделя | «Огород на окне» | |
Март | 1 неделя | «Признаки весны» |
3 неделя | «Полезная и вредная пища» | |
Апрель | 1 неделя | «Труд взрослых весной» |
3 неделя | «Домашние животные» | |
Май | 1 неделя | «Насекомые» |
3 неделя | «Лето» |
Поэтапно-творческий перспективный план педагога Т.Ю. Ярославцевой МБДОУ № 46 на 2024 – 2025 уч. г. по теме:
«Экологическое воспитание дошкольников через моделирование»
Месяц | Неделя | Тема недели |
Сентябрь | 1 -2 недели | Адаптационный период, составление перспективного плана |
3-4 недели | Мониторинг по теме самообразования | |
Октябрь | 1 неделя | «Признаки осени» |
3 неделя | «Овощи, фрукты» | |
Ноябрь | 1 неделя | «Лес, ягоды, грибы» |
3 неделя | «Домашние животные и их детеныши» | |
Декабрь | 1 неделя | «Признаки зимы» |
3 неделя | «Животные зимой» | |
Январь | 3 неделя | «Зимующие птицы» |
Февраль | 1 неделя | «Комнатные растения» |
3 неделя | «Огород на окне» | |
Март | 1 неделя | «Признаки весны» |
3 неделя | «Перелетные птицы» | |
Апрель | 1 неделя | «Откуда хлеб пришел?» |
3 неделя | «Цветы» | |
Май | 1 неделя | «Насекомые» |
3 неделя | «Правила поведения в лесу» |
Поэтапно-творческий перспективный план педагога Т.Ю. Ярославцевой МБДОУ № 46 на 2025 – 2026 уч. г. по теме:
«Экологическое воспитание дошкольников через моделирование»
Месяц | Неделя | Тема недели |
Сентябрь | 1 -2 недели | Адаптационный период |
3-4 недели | Мониторинг | |
Октябрь | 1 неделя | «Признаки осени» |
3 неделя | «Огород» | |
Ноябрь | 1 неделя | «Лес, ягоды, грибы» |
3 неделя | «Перелетные птицы» | |
Декабрь | 1 неделя | «Признаки зимы» |
3 неделя | «Животные зимой» | |
Январь | 3 неделя | «Зимующие птицы» |
Февраль | 1 неделя | «Комнатные растения» |
3 неделя | «Огород на окне» | |
Март | 1 неделя | «Признаки весны» |
3 неделя | «Наша пища. Витамины» | |
Апрель | 1 неделя | «Откуда хлеб пришел?» |
3 неделя | «Домашние животные» | |
Май | 1 неделя | «Насекомые» |
3 неделя | «Правила поведения в лесу» |
Перспективный план на 2023-2024 г.
Октябрь 3 неделя
Тема: «Признаки осени»
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
•Развивать умение детей наблюдать за окружающими явлениями природы, устанавливать элементарные связи между ними (стало холодно, птицы улетают на юг и т.д.;
•Закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, опираясь на элементарные схемы-модели.
Речевое развитие:
•Пополнить словарный запас детей;
•Формировать умение отвечать на поставленные вопросы полными ответами.
Социально-коммуникативное развитие:
•Способствовать развитию коммуникативных навыков;
•Вызвать эмоциональный отклик в процессе любования природой.
Материалы: схемы-модели «Признаки осени».
Ноябрь 1 неделя
Тема: «Лес, ягоды, грибы»
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
•Формировать представления детей о лесе, о деревьях (хвойные, лиственные), о съедобных и не съедобных грибах, ягодах;
Речевое развитие:
•Расширить и активизировать словарь по теме;
•Развивать связную речь.
Социально-коммуникативное развитие:
•Формировать свободное общение со взрослыми и сверстниками;
•Прививать любовь к природе, бережное отношение к обитателям леса;
•Формировать чувство осторожности по отношению к грибам и ягодам, ценностное отношение к своему здоровью.
Материалы: схемы-модели «Строение дерева», «Грибы», «Ягоды», модели грибов.
Ноябрь 3 неделя
Тема: «Перелетные птицы»
Образовательные задачи:
Познавательные задачи:
•Расширять и закреплять знания о перелетных птицах, их названии, строении, образе жизни;
Речевое развитие:
•Развивать связную речь;
•Расширить и активизировать словарный запас.
Социально-коммуникативное развитие:
•Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
•Воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о птицах.
Материалы: схемы-модели «Цикл развития птицы», «Характерные особенности птиц».
Декабрь 1 неделя
Тема: «Признаки зимы»
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
•Формировать знания детей о зиме, как времени года/ состояние погоды и изменения в природе;
•Формировать умение замечать и высказывать впечатления о красоте зимних явлений;
•Продолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы.
Речевое развитие:
•продолжать упражнять детей в умении отвечать развернутым предложением;
Социально-коммуникативное развитие:
•Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.
Материалы: схемы-модели «Признаки зимы», картинки с изображением разных явлений зимы.
Декабрь 3 неделя
Тема: «Животные зимой»
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
•Уточнить, расширить и закрепить знания детей о жизни диких животных и их детенышей зимой;
•Упражнять в умении выделять и называть отличительные особенности внешнего вида.
Речевое развитие:
•Уточнять и расширять словарный запас по теме;
•Развивать у детей словообразовательные навыки;
•Развивать координацию речи с движением.
Социально-коммуникативное развитие:
•Воспитывать любовь, сострадание и бережное отношение к диким животным.
Материалы: схемы-модели «Характерные особенности млекопитающих» картинки с изображением диких животных и их детенышей.
Январь 3 неделя
Тема: «Зимующие птицы»
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
•Способствовать уточнению и закреплению представлений детей о внешнем виде и особенностях поведения зимующих птиц; об их роли в природе и жизни человека;
•Развивать умение сравнивать различных птиц зимой, выделяя общее и различия, используя схемы-модели;
Речевое развитие:
•Расширять и уточнять словарный запас по теме;
•Продолжать формировать умение образовывать прилагательный из существительных, отвечать полным ответом.
Социально-коммуникативное развитие:
•Вызывать у детей желание помогать птицам в трудный для них период;
•Воспитывать любовь к природе;
Материалы: схемы-модели «Отличительные особенности птиц», «Цикл развития птицы», изображения зимующих птиц.
Февраль 1 неделя
Тема: «Комнатные растения»
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
•Формировать понятие «Комнатные растения»;
•Способствовать уточнению существенных признаков внешнего вида;
•Закрепить знания детей по уходу и посадке растений при помощи схем-моделей;
•Формировать представления детей о пользе комнатных растений.
Речевое развитие:
•Обогащать словарный запас детей по теме;
•Развитие связной речи путем составления рассказов, описаний.
Социально- коммуникативное развитие:
•Воспитание любви и бережного отношения к комнатным растениям.
Материалы: схемы-модели «Цикл развития растения», «Факторы, влияющие на рост растения», «Строение растения», комнатные растения в горшках.
Февраль 3 неделя
Тема «Огород на окне»
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
•Познакомить детей с внешним видом семян наиболее распространенных овощей, формировать умение узнавать их по внешнему виду;
•Закрепить знания детей по уходу и посадке растений при помощи схем-моделей;
•Углублять и конкретизировать представления детей о росте растений из семян.
Речевое развитие:
•Расширять словарный запас по теме;
•Развивать связную речь.
Социально-коммуникативное развитие:
•Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Материалы: схемы модели «Цикл развития растений», «Факторы, влияющие на рост растений», «Строение растений».
Март 1 неделя
Тема: «Признаки весны»
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
Социально-коммуникативное развитие:
Речевое развитие:
Материалы: Аудиозапись «Песня воробья»; аудиозапись - голоса птиц; схемы-модели «Признаки весны»; картинки- деревья, животные, насекомые, птицы.
Март 3 неделя
Тема: «Полезная и вредная пища»
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
Речевое развитие:
Социально-коммуникативное развитие
Материалы: картинки овощей и фруктов, схемы-модели «Овощи», «Фрукты», «Полезная и вредная еда».
Апрель 1 неделя
Тема: «Труд людей весной»
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
Социально-коммуникативное развитие:
Материалы: схемы-модели «Признаки весны», иллюстрации труда людей весной.
Апрель 3 неделя
Тема: Домашние животные
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
Речевое развитие:
Социально-коммуникативное развитие:
Материалы: схемы-модели «Характерные особенности строения млекопитающих», картинки с изображением домашних животных и их детенышей, аудио записи с голосами домашних животных.
Май 1 неделя
Тема: «Насекомые»
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
Социально-коммуникативное развитие:
Материалы: схемы-модели «Строение насекомых», «Циклы развития насекомых», иллюстрации насекомых.
Май 3 неделя
Тема: «Лето»
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
Социально-коммуникативное развитие:
Материалы: схемы-модели «Признаки лета», «Насекомые», иллюстрации природных явлений в летний период.
Перспективный план на 2024-2025 г.
Тема: «Признаки осени»
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
•Развивать умение детей наблюдать за окружающими явлениями природы, устанавливать связь между ними, делать выводы;
•Закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, опираясь на схемы-модели.
Речевое развитие:
•Формировать навык образования прилагательного от существительного;
•Пополнить словарный запас детей по теме;
•Продолжить формировать умение отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений.
Социально-коммуникативное развитие:
•Продолжатьспособствовать развитию коммуникативных навыков;
•Вызвать эмоциональный отклик в процессе любования природой.
Материалы: схемы-модели «Признаки осени», иллюстрации с изображением осенних явлений природы.
Октябрь 3 неделя
Тема: «Овощи, фрукты»
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
•Продолжать упражнять детей в определении овощей и фруктов по их внешнему виду используя схемы-модели и макеты;
•Продолжить формирование представления о труде овощеводов и садоводов;
•Формировать понимание того, что овощи со своего огорода полезнее магазинных.
Речевое развитие:
•Развивать навыки речевого общения, словарный запас.
Социально-коммуникативное развитие:
•Воспитывать желание детей включатся совместно со взрослыми в предложенную работу;
•Продолжать формировать желание детей помогать взрослым в уборке урожая.
Материалы: мнемотаблицы «Овощи», «Фрукты», макеты овощей, фруктов, инструменты для работы в огороде.
Ноябрь 1 неделя
Тема: «Лес, ягоды, грибы»
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
•Расширять представления детей о лесе, о деревьях (хвойные, лиственные), о съедобных и не съедобных грибах, ягодах;
Речевое развитие:
•Расширить и активизировать словарь по теме;
•Совершенствовать грамматический строй речи;
•Развивать связную речь.
Социально-коммуникативное развитие:
•Продолжать формировать свободное общение со взрослыми и сверстниками;
•Воспитывать уважительное отношение к товарищам, выслушивать их ответы до конца;
•Прививать любовь к природе, бережное отношение к обитателям леса;
•Формировать чувство осторожности по отношению к грибам и ягодам, ценностное отношение к своему здоровью.
Материалы: схемы-модели «Строение дерева», «Грибы», «Ягоды», модели грибов, иллюстрации по теме.
Ноябрь 3 неделя
Тема: «Домашние животные и их детеныши»
Образовательные задачи:
Познавательные задачи:
•Обогащать представления детей о домашних животных, об уходе за ними, о пользе животных для человека;
Речевое развитие:
•Упражнять детей в образовании сложных прилагательных;
•Расширить и активизировать словарный запас.
Социально-коммуникативное развитие:
•Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
•Воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о животных.
Материалы: схемы-модели «Внешние особенности млекопитающих», «Польза домашних животных».
Декабрь 1 неделя
Тема: «Признаки зимы»
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
•Закрепить знания детей о зиме, как времени года/ состояние погоды и изменения в природе, названия зимних месяцев;
•Формировать умение замечать и высказывать впечатления о красоте зимних явлений;
•Продолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы.
Речевое развитие:
•Продолжать упражнять детей в умении отвечать развернутым предложением;
•Закрепить умение составлять описательный рассказ по схемам-моделям.
Социально-коммуникативное развитие:
•Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.
Материалы: схемы-модели «Признаки зимы», картинки с изображением разных явлений зимы.
Декабрь 3 неделя
Тема: «Дикие животные зимой»
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
•Уточнить, расширить и закрепить знания детей о жизни диких животных и их детенышей зимой;
•Формировать умение детей соотносить внешние особенности животных со средой обитания, повадки со способом питания;
•Упражнять в умении выделять и называть отличительные особенности внешнего вида.
Речевое развитие:
•Уточнять и расширять словарный запас по теме;
•Развивать у детей словообразовательные навыки;
•Развивать координацию речи с движением.
Социально-коммуникативное развитие:
•Воспитывать любовь, сострадание и бережное отношение к диким животным.
Материалы: схемы-модели «Характерные особенности млекопитающих», «Пищевая цепь», «Зависимость внешних особенностей животного от способа питания», картинки с изображением диких животных.
Январь 3 неделя
Тема: «Зимующие птицы»
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
•Способствовать уточнению и закреплению представлений детей о внешнем виде и особенностях поведения зимующих птиц; об их роли в природе и жизни человека;
•Развивать умение сравнивать различных птиц зимой, выделяя общее и различия, используя схемы-модели;
•Формировать представления детей об особенностях строения зимующих птиц, связанных с их образом жизни.
Речевое развитие:
•Расширять и уточнять словарный запас по теме;
•Продолжать формировать умение образовывать прилагательный из существительных, отвечать полным ответом.
Социально-коммуникативное развитие:
•Вызывать у детей желание помогать птицам в трудный для них период;
•Воспитывать любовь к природе;
•Формировать умение работать в команде, уметь договариваться, разделять обязанности.
Материалы: схемы-модели «Отличительные особенности птиц», «Цикл развития птицы», «Особенности строения клюва, зависящее от пищи», изображения зимующих птиц, различные корма.
Февраль 1 неделя
Тема: «Комнатные растения»
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
•Формировать умение детей более полно описывать комнатные растения;
•Способствовать уточнению существенных признаков внешнего вида;
•Закрепить знания детей по уходу и посадке растений при помощи схем-моделей;
•Формировать представления детей о пользе комнатных растений.
Речевое развитие:
•Обогащать словарный запас детей по теме;
•Развитие связной речи путем составления рассказов, описаний.
Социально- коммуникативное развитие:
•Воспитание любви и бережного отношения к комнатным растениям;
•Формирование умения распределять обязанности, дежурство.
Материалы: схемы-модели «Цикл развития растения», «Факторы, влияющие на рост растения», «Строение растения», комнатные растения в горшках.
Февраль 3 неделя
Тема «Огород на окне»
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
•Познакомить детей с внешним видом семян наиболее распространенных овощей, формировать умение узнавать их по внешнему виду;
•Закрепить знания детей по уходу и посадке растений при помощи схем-моделей;
•Углублять и конкретизировать представления детей о росте растений из семян;
Речевое развитие:
•Расширять словарный запас по теме;
•Развивать связную речь.
Социально-коммуникативное развитие:
•Расширять представления детей о земледельцах и овощеводах, о важности и значимости труда их труда;
•Развивать трудовые умения и навыки;
•Формировать умение соблюдать при работе с землей культурно-гигиенические правила;
•Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Материалы: ящики с землей, семена овощей, лейки с водой, палочки мерки, схемы модели «Цикл развития растений», «Факторы, влияющие на рост растений», «Строение растений».
Март 1 неделя
Тема: «Признаки весны»
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
Социально-коммуникативное развитие:
Материалы: Аудиозапись «Песня воробья»; аудиозапись - голоса птиц; схемы-модели «Признаки весны»; картинки- деревья, животные, насекомые, птицы.
Март 3 неделя
Тема: «Перелетные птицы»
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
Речевое развитие:
Социально-коммуникативное развитие:
Материалы: схемы-модели «Цикл развития птицы», «Характерные особенности птиц».
Апрель 1 неделя
Тема: «Откуда хлеб пришел?»
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
Социально-коммуникативное развитие:
Материалы: схемы-модели «Цикл развития злаков», «Как появляется хлеб», «Факторы, необходимые для роста и развития растений», иллюстрации работ в поле, людей, чьи профессии связанны с производством хлеба, дидактические игры.
Апрель 3 неделя
Тема: «Цветы»
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
Речевое развитие:
Социально-коммуникативное развитие:
Материалы: схемы-модели «Строение цветка», картинки с изображением цветов.
Май 1 неделя
Тема: «Насекомые»
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
Социально-коммуникативное развитие:
Материалы: схемы-модели «Строение насекомых», «Циклы развития насекомых», «Цепь питания», иллюстрации насекомых.
Май 3 неделя
Тема: «Правила поведения в лесу»
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
Социально-коммуникативное развитие:
Материалы: схемы-модели «Правила поведения в лесу», «Лесные ярусы и их обитатели», иллюстрации с изображениями леса, лесных жителей, аудиозапись «Звуки леса».
Перспективный план на 2025-2026 г.
Октябрь 1 неделя
Тема: «Признаки осени»
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
•Развивать умение детей наблюдать за окружающими явлениями природы, устанавливать связь между ними, делать выводы;
•Закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, опираясь на схемы-модели.
Речевое развитие:
•Закрепить навык образования прилагательного от существительного;
•Пополнить словарный запас детей;
•Продолжить формировать умение отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений.
Социально-коммуникативное развитие:
•Способствовать развитию коммуникативных навыков;
•Вызвать эмоциональный отклик в процессе любования природой.
Художественно-эстетическое развитие:
Материалы: ранее изученныесхемы-модели «Признаки осени», карандаши, листы бумаги, иллюстрации с изображением примет осени.
Октябрь 3 неделя
Тема: «Огород»
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
•Продолжать упражнять детей в определении овощей и фруктов по их внешнему виду используя схемы-модели и макеты;
•Продолжить формирование представления о труде овощеводов и садоводов;
•Формировать понимание того, что овощи со своего огорода полезнее магазинных.
Речевое развитие:
•Развивать навыки речевого общения, словарный запас;
Социально-коммуникативное развитие:
•Воспитывать желание детей включатся совместно со взрослыми в предложенную работу;
•Продолжать формировать желание детей помогать взрослым в уборке урожая.
Материалы: мнемотаблицы «Овощи», макеты овощей, свежие овощи, инструменты для работы в огороде.
Ноябрь 1 неделя
Тема: «Лес, ягоды, грибы»
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
•Расширять представления детей о лесе, о деревьях (хвойные, лиственные), о съедобных и не съедобных грибах, ягодах;
Речевое развитие:
•Расширить и активизировать словарь по теме;
•Совершенствовать грамматический строй речи;
•Развивать связную речь.
Социально-коммуникативное развитие:
•Продолжать формировать свободное общение со взрослыми и сверстниками;
•Воспитывать уважительное отношение к товарищам, выслушивать их ответы до конца;
•Прививать любовь к природе, бережное отношение к обитателям леса;
•Формировать чувство осторожности по отношению к грибам и ягодам, ценностное отношение к своему здоровью.
Художественно-эстетическое развитие:
Материалы: схемы-модели «Строение дерева», «Грибы», «Ягоды», соленое тесто, краски.
Ноябрь 3 неделя
Тема: «Перелетные птицы»
Образовательные задачи:
Познавательные задачи:
•Расширять и закреплять знания о перелетных птицах, их строении, образе жизни, причинах их перелетов;
•Познакомить детей с понятием «лететь «клином», «цепочкой», «стайкой»;
Речевое развитие:
•Упражнять детей в образовании сложных прилагательных;
•Расширить и активизировать словарный запас.
Социально-коммуникативное развитие:
•Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
•Воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о птицах.
Материалы: схемы-модели «Цикл развития птицы», «Характерные особенности птиц».
Декабрь 1 неделя
Тема: «Признаки зимы»
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
•Закрепить знания детей о зиме, как времени года/ состояние погоды и изменения в природе, названия зимних месяцев;
•Формировать умение замечать и высказывать впечатления о красоте зимних явлений;
•Продолжать формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы;
Речевое развитие:
•продолжать упражнять детей в умении отвечать развернутым предложением;
•Закрепить умение составлять описательный рассказ по схемам-моделям.
Социально-коммуникативное развитие:
•Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.
Материалы: схемы-модели «Признаки зимы», «Пословицы и поговорки, народные приметы», картинки с изображением разных явлений зимы.
Декабрь 3 неделя
Тема: «Дикие животные зимой»
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
•Уточнить, расширить и закрепить знания детей о жизни диких животных и их детенышей зимой;
•Формировать умение детей соотносить внешние особенности животных со средой обитания, повадки со способом питания;
•Упражнять в умении выделять и называть отличительные особенности внешнего вида.
Речевое развитие:
•Уточнять и расширять словарный запас по теме;
•Развивать у детей словообразовательные навыки;
•Развивать координацию речи с движением.
Социально-коммуникативное развитие:
•Воспитывать любовь, сострадание и бережное отношение к диким животным.
Художественно-эстетическое развитие:
Материалы: схемы-модели «Характерные особенности млекопитающих», «Пищевая цепь», «Зависимость внешних особенностей животного т способа питания», картинки с изображением диких животных, карандаши, бумага.
Январь 3 неделя
Тема: «Зимующие птицы»
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
•Способствовать уточнению и закреплению представлений детей о внешнем виде и особенностях поведения зимующих птиц; об их роли в природе и жизни человека;
•Развивать умение сравнивать различных птиц зимой, выделяя общее и различия, используя схемы-модели;
•Формировать представления детей об особенностях строения зимующих птиц, связанных с их образом жизни.
Речевое развитие:
•Расширять и уточнять словарный запас по теме;
•Продолжать формировать умение образовывать прилагательный из существительных, отвечать полным ответом.
Социально-коммуникативное развитие:
•Вызывать у детей желание помогать птицам в трудный для них период;
•Воспитывать любовь к природе;
•Формировать умение работать в команде, уметь договариваться, разделять обязанности.
Материалы: схемы-модели «Отличительные особенности птиц», «Цикл развития птицы», «Особенности строения клюва, зависящее от пищи», изображения зимующих птиц, различные корма.
Февраль 1 неделя
Тема: «Комнатные растения»
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
•Формировать умение детей более полно описывать комнатные растения;
•Способствовать уточнению существенных признаков внешнего вида;
•Закрепить знания детей по уходу и посадке растений при помощи схем-моделей;
•Формировать представления детей о пользе комнатных растений.
Речевое развитие:
•Обогащать словарный запас детей по теме;
•Развитие связной речи путем составления рассказов, описаний.
Социально- коммуникативное развитие:
•Воспитание любви и бережного отношения к комнатным растениям;
•Формирование умения распределять обязанности, дежурство.
Материалы: схемы-модели «Цикл развития растения», «Факторы, влияющие на рост растения», «Строение растения», комнатные растения в горшках.
Февраль 3 неделя
Тема «Огород на окне»
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
•Познакомить детей с внешним видом семян наиболее распространенных овощей, формировать умение узнавать их по внешнему виду;
•Закрепить знания детей по уходу и посадке растений при помощи схем-моделей;
•Углублять и конкретизировать представления детей о росте растений из семян;
Речевое развитие:
•Расширять словарный запас по теме;
•Развивать связную речь.
Социально-коммуникативное развитие:
•Расширять представления детей о земледельцах и овощеводах, о важности и значимости труда их труда;
•Развивать трудовые умения и навыки;
•Формировать умение соблюдать при работе с землей культурно-гигиенические правила;
•Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Материалы: ящики с землей, семена овощей, лейки с водой, палочки мерки, схемы модели «Цикл развития растений», «Факторы, влияющие на рост растений», «Строение растений».
Март 1 неделя
Тема: «Признаки весны»
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
Речевое развитие:
Художественно-эстетическое:
Материалы: Аудиозапись «Песня воробья»; аудиозапись - голоса птиц; ранее изученные схемы-модели «Признаки весны», «Приметы весны»; картинки- деревья, животные, насекомые, птицы, карандаши, бумага.
Март 3 неделя
Тема: «Наша пища. Витамины»
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
Речевое развитие:
Социально-коммуникативное развитие
Материалы: картинки овощей и фруктов, схемы-модели «Овощи», «Фрукты», «Полезная еда», «Что такое витамины», «Пословицы и поговорки о хлебе».
Апрель 1 неделя
Тема: «Откуда хлеб пришел?»
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
Социально-коммуникативное развитие:
Материалы: схемы-модели «Цикл развития злаков», «Как появляется хлеб», «Факторы, необходимые для роста и развития растений», «Пословицы и поговорки о хлебе» иллюстрации работ в поле, людей, чьи профессии связанны с производством хлеба, дидактические игры.
Апрель 3 неделя
Тема: Домашние животные
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
Речевое развитие:
Социально-коммуникативное развитие:
Материалы: схемы-модели «Характерные особенности строения млекопитающих», картинки с изображением домашних животных и их детенышей, аудио записи с голосами домашних животных.
Май 1 неделя
Тема: «Насекомые»
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
Социально-коммуникативное развитие:
Материалы: схемы-модели «Строение насекомых», «Циклы развития насекомых», «Цепь питания», иллюстрации насекомых.
Май 3 неделя
Тема: «Правила поведения в лесу»
Образовательные задачи:
Познавательное развитие:
Социально-коммуникативное развитие:
Художественно-эстетическое развитие:
Материалы: схемы-модели «Правила поведения в лесу», «Лесные ярусы и их обитатели», иллюстрации с изображениями леса, лесных жителей, аудиозапись «Звуки леса», карандаши, бумага.
Список литературы: