Предметные игры ребенка раннего возраста.
Сюжетно-ролевая игра возникает на пороге третьего года жизни ребенка на основе предметных игр, в известной степени самостоятельных. Предметные игры представляют собой генетические истоки сюжетно-ролевой игры.
Ребенок играет с первых месяцев жизни. Манипулирование предметами, сопровождаемое эмоциональным оживлением и чувством удовольствия, уже может быть названо игрой. Игровое манипулирование отличается от собственно предметных действий, направленных на основание назначения предметов и способов их использования. Игра выступает как форма активной ориентировочной деятельности, «практически бесполезной», что и делает ее игрой. Захватывая, сжимая, похлопывая, толкая, бросая предмет, ребенок познает его свойства. Для манипулирования характерна многократная повторность однородных действий, связанных с упражнением сенсомоторных механизмов, включенных в то или иное действие, и повторным восприятием предмета. В силу этого в ходе игры развиваются двигательная функция руки, зрительная и слуховая сосредоточенность, а затем и восприятие предмета.
Манипулирование с предметами начинается с момента появления схватывания (конец третьего месяца жизни), однако с наибольшей полнотой оно формируется к 7 – 8 месяцам, когда ребенок переходит к взятию предмета. Условия для игры – манипуляции создаются взрослыми: в часы бодрствования ребенок получает в свое распоряжение разнообразные, удобные для схватывания предметы и игрушки.
Наиболее полные предметные игры развиваются на втором году жизни ребенка. В этот период ребенок осваивает действия с двумя видами предметов: игрушками и предметами – орудиями (ложкой, чашкой, совочком). Действия с предметами – орудиями обладают логикой, связанной как самим предметом, так и с условиями его использования (чашка пустая и чашка с молоком требуют разных действий). Действия с игрушкой не имеют таких жестких ограничений. В соответствии с этими формируются два вида предметных действий: собственно- предметные или орудийные, и игровые. Оба вида действий формируются параллельно. Они осваиваются ребенком в совместной деятельности со взрослым. Однако игровые действия отличаются большой обобщенностью, часто протекают в сокращенной форме, в форме «схемы действия».
На втором году жизни предметная игра проходит ряд этапов. На первом этапе в совместной игре со взрослыми дети подражают его действиям с игрушками. На втором этапе дети самостоятельно выполняют усвоенные действия с игрушками (вначале с той же самой), а затем освоенные действия переносят на другие предметы (ребенок научился кормить куклу, затем кормить мишку, зайчика и т.д.).
На третьем этапе появляется изобразительная игра. Ее содержание – условно-орудийные действия. Ребенок подражает действиям взрослого с предметами, которые он наблюдал в повседневной жизни (читает газету, подметает пол). Подобные действия усваиваются уже самостоятельно вне специального научения. Все это создает условия для возникновения сюжетно-ролевой игры.
В предметные игры ребенок чаще играет в одиночку или рядом. Наблюдения показывают, что игра рядом с другими детьми протекает более эмоционально: появляется сопереживание радости, удовольствия. Возможны, однако, проявление и отрицательных эмоций и действий (ребенка привлекла игрушка в руках у соседа он стремится получить, отнять ее и т.д.).
Для воспитания у детей доброжелательного отношения друг к другу. Обеспечение положительных эмоций необходимо максимально заботиться об обогащении игры каждого ребенка, развивать у детей умение длительно и сосредоточенно играть одной игрушкой.
Очень важно в групповых комнатах, где живут дети, создать обстановку, возбуждающую их к разнообразным играм, и прежде всего расположить в удобных для детей местах: вкладные и разборные игрушки, предметы для нанизывания, игрушки движущиеся и звучащие, строительный материал, небольшие наборы, например, ящички с набором кирпичиков, шариков, бочонков и т.д. дети могут играть с игрушками на полу, на специальных столиках.
Воспитатель в течение дня многократно участвует в игре каждого ребенка, показывая ему различные способы использования игрушек и предметов, приучает действовать целенаправленно, длительно удерживать внимание на предмете и действии с ним. Предметная игра способствует формированию представлений о предметах. О способах действия с ними, развивает восприятие и внимание. Радость, испытываемая ребенком в игре, создает необходимый положительный эмоциональный фон жизни.