«Анализ методов и приемов педагогов по воспитанию у детей уважения к семейным ценностям на основе расширения знаний об истории семьи "
В дошкольном возрасте у детей происходит формирование культурно-ценностных ориентаций. Зачастую дети имеют нечеткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи. В связи с этим перед нами были поставлены задачи:
закрепить и обобщить знания детей о семье, близких и дальних родных, их взаимоотношениях; углубить знания о профессиях членов семьи; показать детям значимость семьи в их жизни и в жизни общества; воспитывать в детях умение проявлять любовь , уважение и доверие к близким людям, чувство взаимопомощи в семье; формировать у родителей и детей умение общаться на основе сотрудничества.
Основные формы реализации задач:
образовательная деятельность, игры, выставки, беседы; рассматривание семейных фотографий, картин, иллюстраций по данной теме; дидактические и сюжетно-ролевые игры на тему семьи; чтение художественной литературы, заучивание стихов и поговорок про семью.
Работа с родителями: анкетирование; беседы и консультации; создание фотомонтажа (информационная рамка).
Методы и приемы:
Методы, повышающие познавательную активность детей (сравнение, элементарный анализ, метод вопросов – постановка вопросов детям, а также воспитание умения и потребности задавать вопросы).
Метод повторения, необходимый для прочности знаний в воспитании чувств.
Метод, повышающий эмоциональную активность детей при усвоении знаний:
Используются приемы: игровой прием , а также прием сюрпризных моментов и элементов новизны, прием предложения и обучения способу (воспитатель не только рассказывает о семье, человеке, но и старается вызвать желание у детей принять активное участие в беседе).
Методы коррекции и уточнения (повторение, упражнение, наблюдение). Эти методы позволяют уточнить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им данных.
Варианты мероприятий, которые рекомендуем провести в первом полугодии в целях достижения задачи формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.
Работа с родителями:
Анкетирование родителей по теме «Семейные ценности и традиции».
Консультация для родителей «Роль семьи в нравственном воспитании детей», а также индивидуальные беседы по данной теме.
Работа с детьми:
Сбор информации о семейных ценностях воспитанников ( фото, рассказы).
Конкурс рисунков ко Дню Матери «Мамочка любимая моя».
Изобразительная деятельность на тему «Моя семья».
Беседа на тему: «Мои близкие», «Любимые занятия моей семьи».
Индивидуальные беседы с детьми «Расскажи о своей семье» (по рисункам).
Беседа - рассуждение «Можно ли прожить без семьи?»
Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Крошечка – Хаврошечка», «Братец Иванушка», стихи и потешки о семье.
Варианты мероприятий, которые рекомендуем провести во втором полугодии в целях достижения задачи формирования семейных ценностей у детей нашей группы:
Индивидуальные занятия с детьми на тему «Я люблю свою семью».
Беседы на темы: «Выходной день в нашей семье», «Профессия моих родителей, какую пользу они приносят для других людей?»
НОД по образовательной области «Речевое развитие» тема «Моя семья» (использование фотоальбома).
Речевая игра «Назови родственников».
Изготовление буклета «Распределение обязанностей в нашей семье».
Досуг «Семейные традиции».
Беседа на тему «Мои бабушки и дедушки».
Фотовыставка «Традиции моей семьи»
Обсуждение ситуации «У меня большая семья»
Оформление памятки для родителей «Как приобщить ребенка к традициям своей семьи»
Организация семейного мероприятия «Моя семья – мое богатство» (подведение итогов по теме «Семейные ценности»).