Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 30
комбинированного вида
Подготовила:
воспитатель МБДОУ № 30
Васина Мария Вячеславовна
г.Киржач
2024 год
Конспект занятия- эксперимента в средней группе
«Изготовление цветных льдинок»
Цель: в процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет вещества (краску), как при низкой температуре (охлаждении) вода замерзает, превращается в лёд. Закрепить знания основных цветов. Воспитывать у детей желание делать что- то красивое и необычное.
Задачи:
Воспитательная:
- воспитание любознательности, уверенности в себе, внимательности, аккуратности.
Развивающие:
- развивать умение наблюдать за объектом некоторое время.
- развитие познавательного интереса к предмету, умения работать в паре, речи, мышления, внимания, памяти.
- развивать интерес к экспериментальной деятельности.
Образовательные:
- знакомить детей со свойствами льда (твердый, холодный, скользкий, тает в тепле, превращается в воду).
- формировать знания о явлениях природы.
Интеграция образовательных областей: познавательно - исследовательская, коммуникативная, игровая.
Оборудование для детей: на каждого ребенка стаканчики одноразовые, краска гуашь, ложки, формочки, нитки, вода, магнитофон, музыкальный ряд, демонстрационный материал, письмо от персонажа «Снеговик».
Форма проведения образовательной деятельности: фронтальная
Методы и приемы: практические – экспериментирование с водой, показ способов действий, совместные действия воспитателя и ребенка, приветствие, сопровождающиеся движениями, физминутка; наглядные – наблюдение, словесные – вопросы, требующие констатации ( типа «Как?» и т.д.), вопросы побуждающие к мыслительной деятельности (типа «Как вы думаете?» и т.д.), беседа, объяснение, чтение стихотворения; игровые – игровая ситуация.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, дидактические игры на тему «Свойства воды»: «Плавает – тонет», «Тёплый – холодный», «Осуши болотце» и др; беседы на темы «Зачем нужна вода», «Помощница вода»; игры с водой.
Планируемый результат: дети проявляют интерес к экспериментальной деятельности и охотно включаются в нее; демонстрируют знания свойств воды (прозрачная, без запаха, льется, окрашивается, мокрая, замерзает); дети должны прийти к выводу, что при окрашивании и заморозки воды получаются цветные льдинки, которыми можно украсить участок.
Структурные компоненты деятельности | Ход эксперимента | |||
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Время | ||
1. | Вводная часть. Организационный момент. | - Ребята, а Вы любите смотреть в окно? (Да, любим). Воспитатель предлагает детям понаблюдать за погодой через окно. Наблюдая из окна за погодой, мы обратили внимание на то, что на улице холодно, за окном зима, кругом всё белым бело – лежит снег не только на дорожках, но и на деревьях, на крышах висят сосульки. Мл. воспитатель: нам почтальон доставил письмо. Воспитатель: Ребята, посмотрим, от кого же это письмо, кто его прислал нам? На конверте нет надписи от кого мы его получили, откроем и посмотрим, что находится внутри. Воспитатель открывает письмо и достает изображение снеговика. Воспитатель: как Вы думаете, кто прислал нам письмо? Дети: письмо мы получили от снеговика. Воспитатель читает письмо. «Здравствуйте, ребята! Скоро праздник - Новый год. Мы с Дедом Морозом и Снегурочкой собираемся к вам на праздник в детский сад, так что поспешите украсить не только группу, но и ваш участок. Подумайте, чем вы можете удивить нас? Надеюсь, что вы обязательно что-нибудь придумаете! До скорой встречи! Снеговик!» Воспитатель: ребята, а что мы можем придумать для украшения нашего участка? На улице холодно, обыкновенные игрушки замёрзнут. Дети: сделать игрушки самим. Воспитатель: а из чего можно сделать игрушки? (ответы детей, если затрудняются, рассматриваем картинки и на самой последней картинке изображение из льдинок). Воспитатель: Ребята, какие необычные украшения изо льда. Вот удивятся и Дед Мороз, и Снегурочка, и Снеговик, когда увидят, что наш участок и деревья украшены такими льдинками. Вы со мной согласны? Дети: да. Воспитатель: А где мы с вами возьмем эти льдинки? Дети/воспитатель: можно покрасить воду и заморозить её, ведь лед - это замерзшая вода. Воспитатель: совершенно, верно. Вы очень сообразительные и наблюдательные. Предлагаю Вам стать волшебниками и сделать волшебные и красивые льдинки. | Совместная деятельность детей и педагога | 1,5 мин. 1,5 мин. |
2 | Основная часть. (практическая) | Воспитатель: перед тем как приступить к работе разомнемся немножко. Физкультминутка «Зимой» Воспитатель: а сейчас мы будем творить с Вами волшебство. Воспитатель: Возьмите кисточку, наберите на кисточку краску, какая вам нравится и размешайте ее в воде. Фоном звучит классическая музыка. Дети сами выбирают цвета, которыми хотят раскрасить воду. С помощью воспитателя добавляют необходимое количество краски в стаканчик с водой, размешивают при помощи ложечки жидкость до получения яркого окраса однородного цвета. Воспитатель: Посмотрите, что за чудо? Что у нас произошло? Дети: вода окрасилась, стала цветной. Воспитатель: Маша, в какой цвет у тебя окрасилась вода? А твоя, Соня? и т.д. Ответы детей. Воспитатель: Молодцы! А теперь выберите формочки и аккуратно перелейте в нее воду из стакана. (Цветной водой заполняются заранее приготовленные формочки. В воду до середины погружаются небольшие веревочки, оставшаяся часть которых необходима для создания крепления цветной сосульки на ветку дерева). Воспитатель: Ребята, что нужно сделать, чтобы наша цветная вода превратилась в цветные льдинки? Дети: Нужно поставить формочки с водой на холод, чтобы вода замерзла, превратилась в лед. Воспитатель: Мы сейчас с Вами пойдём на прогулку и возьмём с собой наши формочки. А давайте мы с вами отдохнём и поиграем. Физминутка «Снеговик». Раз рука, два рука, (Сначала показывают правую руку, потом левую). Лепим мы снеговика, (Круговые движения ладонями рук). Мы скатаем снежный ком – Вот такой! (Показывают руками ком). А потом поменьше ком – Вот такой! (Показывают руками ком поменьше). А наверх поставим мы Маленький комок. (Соединяют кончики пальцев обеих рук в форме шара). И готов снеговик, (Надувают щёки). Очень милый толстячок! (Улыбаются, быстро моргают глазами). | Деятельность детей по образцу педагога | 2 мин 8 мин 5 мин |
3 | Заключительная часть | После проделанной работы собрались на прогулку и вынесли наши формочки на холод. Формочки с цветной водой аккуратно поставили для полного замерзания воды. В течение прогулки наблюдали за процессом замерзания воды. Когда вода полностью замерзла, получились льдинки. Мы на несколько минут занесли льдинки в теплое помещение, чтобы они отошли от формочек. Воспитатель: Вот наши «цветные льдинки». Потрогайте и скажите, что произошло с водой? Дети: Она замерзла, превратилась в лед. Воспитатель: Лед какой? Дети: Лед цветной, холодный, твердый, лед – это вода, которая замерзла. Воспитатель: Теперь все фигурки мы отнесём на улицу и украсим деревья на участке и горку разноцветными льдинками. | Совместная речевая деятельность. Ответ на вопросы, высказывание своих предположений, мнения. | 2 мин |
4 | Выход из игровой ситуации Рефлексия. | - Ребята, вы сегодня такие молодцы! Ведь Вы были настоящими учёными и волшебниками, сделали много открытий, постарались для Дед Мороза, Снегурочки и снеговика, они очень удивятся нашим украшениям. Что мы с вами сегодня узнали? Дети/воспитатель: Вода растворяет в себе краску. Чем больше краски, тем интенсивней цвет воды. При воздействии низких температур вода превращается в лед и приобретает необходимую форму, при воздействии тепла, лед превращается в воду. И теперь каждый из вас может рассказать своим родителям и друзьям о том, что….. Вывод: При окрашивании и заморозки воды получаются цветные льдинки, которыми можно украсить участок. | Анализируют,отвечают на вопросы. Делают вывод. | 2 мин |