Проект в старшей группе « Маленьким детям большие права»
Воспитатель : Норина Ольга Анатольевна, МКДОУ № 154, г.Киров.
«По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки
Вдаль смотря широкими глазами,
Шла малышка знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку держала,
В путь -дорогу умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые и дети
О правах, что защищают их на свете»
Федор Михайлович Достоевский писал: «Счастье всего мира не стоит слезы на щеке невинного ребенка». Эти слова сейчас очень часто повторяются, но при этом мало кто в своей жизни и деятельности руководствуется этим принципом.
Актуальность данной темы заключается в том, что дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди.
Права детей сегодня стали «модной» темой, наша страна встала на путь правового государства, а в цивилизованном обществе права и интересы человека должны быть поставлены на первом месте. Общество нуждается в социально-зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями. Необходимым условием этого является информированность людей, знание ими прав и обязанностей.
Многие родители заблуждаются, считая, что центром воспитания является образовательное учреждение. Первые жизненные уроки ребенок получает в семье. Почему мы сейчас поднимаем данный вопрос? Нарушении прав детей в современном мире - тема весьма актуальная, о печальных и порой страшных случаях обращения взрослых с детьми мы то и дело получаем информацию со всех сторон. Проблема заключается в том, что отсутствуют эффективные механизмы взаимодействия образовательных организаций с семьями воспитанников по защите прав детей.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении и то обстоятельство, что ДОУ является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, мною был создан проект « Маленьким детям большие права».
Участниками проекта стали родители, дети старшей группы, воспитатель.
Срок реализации проекта: среднесрочный(3 месяца)
Вид проекта: познавательно-игровой.
Тематика проекта : информационный
Цель данного проекта:
Создать условия для успешной социализации детей старшего дошкольного возраста через формирование основ правового воспитания.
Задачи:
1.Формировать у детей представление о своих правах и обязанностях.
2.Создать условия для развития у детей навыков общения и взаимодействия с другими людьми в соответствии с нормами и правилами поведения
3.Активизировать сотрудничество с родителями по правовому образованию и воспитанию.
Работа над проектом шла в несколько этапов.
1 этап –подготовительный.
После просмотра мультфильма «Незнайка и его друзья», детям пришло письма от профессора Знайки с рассказом о том, как хорошо живут малыши и малышки в своих уютных домиках. Они любят заниматься, петь, танцевать ,дружно играть .Живут они так счастливо, потому что у каждого из них есть права. Знайка подарил детям знаки- символы и очень хотел, чтобы дети тоже узнали о своих правах. Перед детьми была поставлена проблема: Хотели бы они узнать, что обозначают эти символы?»
Рассмотрев с детьми картинки, выяснили, какие права существуют, и какие есть у нас, детей. Наметили, с какими правами хотелось бы познакомиться подробнее.
Перед детьми возник вопрос-как реализовать проект? Ориентируясь на интересы детей, составила план работы, определила цель,задачи.
Начав работать над проектом ,я поставила перед собой следующие задачи:
Изучив литературу, выяснила для себя ,что права детей-это свод прав, зафиксированных в международных документах по правам детей.
К основным документам относятся :
Декларация-это официальное или торжественное заявление.
Конвенция_-это договор ,соглашение, в котором прописаны нормы образующие для сторон.
Пополнила центр краеведения серией дидактических игр « Этикет», « Аскорбика и ее друзья», «Разрезные картинки», « Цветик-семицветик»..
•изготовила лэпбук « Права детей»
•подобрала иллюстрации к сказкам ,где нарушены права сказочных героев.
2 этап –основной
Составила план работы на данном этапе.
работа с родителями:
работа с детьми:
На втором этапе я обсудила проект с родителями,распределила творческие задания,например предложила родителям выбрать сказку на новый лад по правам детей для совместного показа с детьми. Подготовила консультации для родителей: « Типы родительской любви», «Четыре заповеди мудрого родителя», « Жестокое обращение с детьми» , «Чего у ребенка больше: прав или обязанностей» ,«Полезные советы для родителей по формированию здорового образа жизни» и др.
Совместно с родителями и детьми подобрали фотографии для альбома « Моя семья», «Профессии моих родителей». Были проведены выставки « Я имею право…», «Добро спасет мир», «Папа , мама .я –спортивная семья»» , ко дню матери изготовили совместно с родителями папку-передвижку «Моя мама лучше всех», ко дню отца изготовили картину на 3 метра «Богатыри земли русской»и т.д.
Совместно с родителями и детьми провела мастер-класс по изготовлению книжек - малышек «Что такое хорошо и что такое плохо»
Активно использовала в своей работе над проектом взаимодействие с социальными партнерами. Совместная деятельность студентов медицинского колледжа и детей «Здоровые зубы-здоровью любы»
Тесное сотрудничество осуществлялось и с представителями ГИБДД. Детям рассказали.как вести себя в транспорте, на дороге,показали презентацию « Дорожная безопасность» и обучающий мультфильм.
Наш детский сад тесно сотрудничает с библиотеками им. Александра Михайловича Васнецова и им. Александра Сергеевича Пушкина. Сотрудники библиотеки им. А.С.Пушкина приходят в детский сад, проводят интересные беседы, показывают презентации. Например, «Друзья познаются в беде» по произведениям Л.Н. Толстого, «Люби и знай свой край родной». Также дети раз с месяц посещают библиотеку им. Александра Михайловича Васнецова. С детьми провели игровую викторину « Сказочные герои и их права»
Опираясь на программные требования и целевые ориентиры разработала перспективный план по ознакомлению детей с правами. Так называемые правовые недельки! При работе с детьми на втором этапе реализовала проект через различные виды деятельности. При знакомстве с « Правом на имя» провела беседы « Что означает мое имя?», « Мое полное имя». Провела выставку поделок и рисунков « Первая буква моего имени»
Организовала игры « Ласковое имя», « Узнай по голосу»
, « Имена на букву..»
Большое значение уделяла образовательной продуктивной деятельности. На втором фото представлена фотография НОД «Рисуем имя»
Дети закрывают глаза и представляют свое имя на листе бумаги: ка кого цвета буквы, какие они, высокие или низкие, на что они похожи. А затем дети открывают глаза и рисуют свое имя так, как им захочется. Если рядом с именем им захочется нарисовать что-нибудь еще, то это можно сделать.
При знакомстве с « Правом на жилье» провела беседы « Дом, в котором ты живешь». « Мой дом-моя крепость».
Провела с детьми дидактические игры « Назови свой адрес» , « Кто имеет право жить в моем доме», « Назови сказки,где нарушены права героев на жилье»
Провела выставку рисунков « Дом,в котором я живу»
Провела с детьми драматизацию сказки « Заюшкина избушка» с дальнейшим обсуждением того, какие права нарушены у героя сказки.
Знакомясь с « Правом на семью» поговорили с детьми о том.как заботиться о своих близких ,как помогать им. Поиграли в игру « Добрые дела» Я дала детям бумажные сердечки и предложила отдавать их домовому нашей группы,но при этом ребенок должен сказать,что хорошего он сделает или уже сделал.
Совместно с родителями был оформлен семейный фотоальбом « Моя семья», « Профессии моих родителей» с фотографиями профессии родителей и рассказами детей..Огранизованы выставки « Моя мама лучше всех», фотовыставка « Бабушка,дедушка и я лучшие друзья», картина на 3 метра « Богатыри земли русской»
Вместе с детьми оформили папку рисунков и рассказов о своей семье « Гляжусь в семью, как в зеркало»
«Право на жизнь»
Провела с детьми беседы «Право на жизнь», «Я родился»
Обсудили с детьми проблемные ситуации « Поездка на автобусе», « Опасно для жизни»
Драматизировали сказку « Красная шапочка» на новый лад,познакомились с Конвенцией и с правом на жизнь.
Поиграли в дидактическую игру « Запомни эти номера»
« Право на защиту от жестокого обращения»
Педагог-психолог провела с детьми несколько занятий и познакомила с «телефоном доверия». В ходе занятий дети разыгрывали ситуации, которые затруднялись разрешить самостоятельно (обиду ,агрессию со стороны старших, конфликт между детьми).После занятий дети предложили и мне поиграть в «Телефон доверия» ,спрашивали у меня по «телефону» советы в конфликтных ситуациях.
«Право на медицинский уход и сохранения здоровья»
Провела экскурсию в медицинский кабинет.на пищеблок. Объяснила, что в медицинском кабинете осуществляется их право на медицинское обслуживание, на пищеблоке право на полноценное питание.
Предложила детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «На приеме у врача».
Организовала выставку рисунков « Я здоров»
На третьем , заключительном этапе дети совместно с родителями представили продукт проекта – выставку рисунков « Права человека глазами ребенка».
Также был проведен совместный досуг с родителями квест-игра «В поисках прав детей». Дети с родителями собирали цветик-семицветик с правами детей. Лепестки злой паук Правоед спрятал по всему детскому саду, чтобы собрать цветок нужно было выполнить задания на каждой станции.
Например: на станции « Семья» нужно было отгадать ребусы, назвать имя отчество родителей, на станции «Право на имя» дети получили свидельства о рождении, на станции « Право на бесплатную медицину» дети с подсказками родителей называли медицинские инструментами, на станции «Право на образования» собирали школьные принадлежности и в конце квеста родители и дети показан небольшие сказки на новый лад «Муха-цокотуха» и « Теремок» Дети были в восторге от праздника
В результате этого проекта:
- у детей сформировались представления о своих правах и обязанностях
- созданы условия для развития у детей навыков общения и взаимодействия с другими людьми в соответствии с нормами и правилами поведения
-повысилась компетентность родителей по правовому воспитанию.
Подводя итоги можно сказать, что вся эта работа помогает установить доверительные отношения с семьями детей. Родители становятся полноправными участниками образовательного процесса, дети комфортно чувствуют себя дома и в саду.
Перспективы своей работы по данному проекту вижу в том, чтобы:
Создать вкладку в паблике группы «Права и обязанности детей» и размещать там консультации специалистов по запросам родителей.
Создать картотеку пословиц, стихов, загадок о семье
Привлечь воспитателей детского сада к участию в совместных проектах и мероприятиях по правовому воспитанию детей.
Участвовать в профессиональных конференциях и семинарах
Источники:
Н, В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»
М. В. Корепанова «Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста»
Е. В. Соловьева «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка»
Т. А. Шорыгина «Беседы о правах ребенка»
Благодарю за внимание!