Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Обобщение педагогического опыта «Технология «Квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы «Подросток»

Учебно-воспитательный комплекс с. Краснохолм

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

педагога дополнительного образования

детского объединения «Радуга фантазий»

высшей квалификационной категории

Алексеевой Натальи Петровны

по теме: «Технология «Квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей»

Оренбург

2023

Содержание

2.Актуальность и перспективность опыта3

3.Ведущая педагогическая идея опыта4

4.Экспериментальная работа5

5. Диапазон опыта6

6. Теоретическая база опыта7

7. Новизна опыта10

8. Длительность работы над опытом11

9.Адресность опыта12

10.Технология опыта13

10.1. Цель и задачи опыта13

10.2. Направления организации13

учебно – воспитательного процесса13

10.3 Формы организации учебно-воспитательного процесса13

11.Результативность опыта20

Список литературы для педагогов27

Приложение30

1.Условия формирование опыта

На формирование педагогического опыта работы Алексеевой Н.П. оказали влияние следующие факторы:

Основной идеей педагогического опыта педагога является:

2.Актуальность и перспективность опыта

Дополнительное образование детей – уникальная сфера образования, которая объединяет воспитание, обучение, развитие подрастающего поколения. Одной из основных задач системы дополнительного образования детей в современных социальных условиях является оказание помощи обучающимся адаптироваться в обществе, в реализации личностного потенциала, в развитии творческих способностей. Наиболее полно данные задачи реализуются в декоративно – прикладном творчестве, в частности, в технике квиллинг.

Квиллинг (бумагоскручивание, бумажная филигрань) – это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений.

Актуальность исследования обусловлена тем, что работая каждый год с младшим школьным возрастом мне постоянно приходиться сталкиваться с тем, что у детей слабо развита мелкая моторика рук, а это в дальнейшем может помешать успешному обучению в школе. И чтобы решить эту проблему и развить у детей мелкую моторику, я использовала различные методы и приемы. Больше всего в этом мне помогла нетрадиционная техника работы с бумагой, квиллинг, так как эта техника вызывает у детей много восхищения, положительных эмоций, способствует концентрации внимания, при котором ребенок получает желаемый результат; стимулирует и развивает память; творческое воображение; активизирует мыслительные процессы (сочетание словесных и наглядных методов); совершенствует трудовые умения и формирует культуру труда; развивает конструктивное мышление, а главное развивает у детей способность работать руками, в связи с чем совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев. Известный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Перспективность опыта  работы заключается в применении активных форм обучения для развития творческих способностей, что дает возможность учащимся наиболее полно проявить себя в познании, творчестве, в том числе в углубленном изучении техники квилинг. В процессе создания элементов квиллинга и композиций совершенствуется работа мелких мышц рук, обеспечивается хорошая подвижность и гибкость пальцев рук, снимается скованность движений, развивается глазомер.

3.Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея данного опыта состоит в применении активных форм обучения для развития мелкой моторики рук обучающихся детского объединения «Радуга фантазий» по средством квиллинг.

4.Экспериментальная работа

Для изучения исходного состояния сформированности творческих способностей обучающего была использована методика изучения предрасположенности ребёнка к художественному творчеству (технология Хаана и Кафа), методика «Корректурная проба» Б.Бурдона (Приложение 4);

методика «Рукавички» (автор Г.А. Цукерман), (Приложение 5), диагностика уровня развития учащихся творческого объединения «Радуга фантазий» (Приложение 1), (Приложение 2) методика «Оценка уровня воспитанности обучаемых» (автор Н.Рудина, О.Сазонова).

Результаты диагностики показали, что навыки по развитию мелкой моторики рук у 40% обучающихся сформированы на низком уровне, у 43% – на среднем уровне и только у 17% обучающихся имеется высокий уровень развития мелкой моторики рук.

По результатам проведенного тестирования оказалось, что только 6% детей владеют навыками общения со сверстниками, умеют общаться со взрослыми – 8,З%, умеют активно слушать – 16,7% , используют нормы речевого этикета – 3%, чувствуют уверенность в себе – 8,3%, понимают себя – 8,3%. По результатам диагностики коммуникативных склонностей 17 обучающихся имеют низкий уровень, ниже среднего – 1, средний уровень –5 обучающихся.

Результаты обследования обучающихся показали, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук, а также некоторые дети испытывают трудности в общении, не могут точно и последовательно рассказать о себе, своей семье, ближайших родственниках, испытывают трудности при построении межличностных отношений, у детей не сформированы правила взаимодействия.

Эти данные позволяют сделать вывод о необходимости совершенствования работы по развитию мелкой моторики рук и формированию коммуникативных навыков обучающегося.

5. Диапазон опыта

Диапазон опыта – представлен системой мероприятий по развитию мелкой моторики рук у обучающихся посредством организации занятий по квиллингу в детском объединении «Радуга фантазий».

Коммуникативная направленность этих занятий активизирует формирование всех видов творческой деятельности: использовать современные технологии организации занятий по квиллингу, разрабатывать способы и методы развития творческого воображения при обучении квиллинга, уметь проявлять себя в познании, творчестве, в самых разнообразных видах деятельности.

6. Теоретическая база опыта

Делая что–либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это поможет ребёнку в школе, особенно при овладении письмом. Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для младших школьников. Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребёнку множество практических навыков. Умение что-нибудь сделать самому позволяет ребёнку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем мире взрослых.

Труд - это творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой он создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта.

Для младших школьников самый доступный и легко поддающийся обработке материал - бумага. Это материал, имеющий своё лицо, обладающий конструктивными и пластическими свойствами. Изготовление изделий из бумаги способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер у ребёнка, подготавливает его к выработке навыков письма, способствует эстетическому развитию детей, приобретение ими умений грамотно подбирать сочетания цветов бумаги, форм и размеров комплектующих изделий деталей.

Из опыта работы с младшими школьниками я сделала вывод, что детям очень нравится выполнять изделия из полосок бумаги. Этот вид работы создаёт большие возможности для творчества детей. Обычно при получении бумажных полосок разной длины и ширины дети тут же начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединять одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции. Поэтому я решила познакомить детей с новым видом обработки бумаги. А также работа с бумагой способствует у детей младшего школьного возраста развитию мелкой моторики рук.

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используют термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей и их речевого развития, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Исследования, проведенные М.М. Кольцовой, Л.А. Новиковым, Л.А. Кукуевым, и др., показывают, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи, и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали значительное влияние на становление речевой функции.

Ученые (Л.В. Антакова-Фомина, Т.Ю. Гогберашвили, Е.Г. Гришина, С.Н. Котягина, А.В. Семенович, Л.С. Цветкова) доказали, что с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной, поэтому работа по формированию и совершенствованию мелкой моторики рассматривается как необходимая составная часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия. Так, Г.Г. Галкина отмечает, что, если моторика развивается нормально, то нормально развивается и речь.

Развитие мелкой моторики рассматривается в тесном взаимодействии с развитием речевой функции у ребенка, причем, как с письменной, так и с устной ее стороной. С.П. Дуванова и Е.Ю. Тебелева указывают, что, если уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики, то можно решить сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влиять на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовить к овладению навыком письма.

Таким образом, многочисленными исследованиями доказано важное значение мелкой моторики в развитии высших психических функций и речи ребенка, как устной, так и письменной.

Развивать моторику можно разнообразными способами. Традиционными способами являются игры с мячом; мелкими деталями (конструктор, вкладыши, собирание природного материала в виде шишек, ракушек и т.п.); шнуровки, пазлы; работа с бумагой, глиной; пальчиковые упражнения и гимнастика. Среди нетрадиционных способов развития моторики можно выделить прикладное творчество. Оригами, тестопластика, квиллинг, вышивка, валяние, форс-айс и т. д. не только выполняют функцию творческого развития личности ребёнка, но и совершенствуют работу мелких мышц руки.

В последнее время большую популярность приобрела техника работы с бумагой «Квиллинг». Донателла Чиотти  дала следующее определение понятию «квиллинг» – это искусство изготовления различных узоров из тонких, скрученных в спиральки полосок бумаги. Квиллинг также называют «бумагокручением» или бумажная филигрань. На английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» что означает птичье перо. Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14-начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. У квиллинга длинная история: филигранная обработка бумаги была известна еще древним египтянам, которые в качестве основного материала использовали папирус, также это искусство было известно на Среднем Востоке и в Китае, во Франции и в Италии.

Из скрученных полосок можно составить плоскостные или объёмные композиции, напоминающие тонкую кружевную паутинку. Примечательно и то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики, и девочки. Квиллинг – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики, но и колоссальные возможности реализовать свои возможности.

7. Новизна опыта

Новизна педагогического опыта состоит в обновлении содержания образования и деятельности, разработке методик обучения различным техникам квилинга в условиях дополнительного образования.

Деятельность коллектива «Радуга фантазий» носит творческий характер и реализуется в различных выставках: международного, всероссийского, областного и городского уровня.

Учащийся – главная фигура в детском объединении «Радуга Фантазий» и деятельность педагога ориентирована на развития мелкой моторики рук обучающегося.

Опыт работы Алексеевой Н.П. позволяет использовать дифференцированный подход в построении занятия с учетом индивидуальных способностей и природных данных, тем самым, поддерживая интерес к творчеству каждого ребенка.

8. Длительность работы над опытом

Работа по разрешению противоречия между необходимостью повышения эффективности работы, по развитию коммуникативных навыков обучающего и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного воспитания и обучения велась на протяжении трех лет и была разделена на несколько этапов:

Этап

Название этапа

Цель этапа

Сроки

1

Подготовительный

Предполагает обнаружение проблемы. Сбор необходимой информации по проблеме развития мелкой моторики рук обучающихся определение целей, постановка задач. Изучение методической литературы. Подбор диагностического материала.

2020-2021 учебный год

2

Организационный

Становление опыта. Разработка системы работы по формированию и развитию мелкой моторики рук детей посредством занятий по квилингу. Выбор методов и форм по решению поставленных задач. Внедрение автором опыта циклов занятий.

2021-2022 учебный год

3

Заключительный

Подведение итогов достигнутых результатов. Проверка успешности выбранных организационных форм, методов работы для решения возникшего противоречия.

2022-2023 учебный год

9.Адресность опыта

Данный педагогический опыт рекомендовано использовать педагогам дополнительного образования, работающим в декоративно – прикладном направлении, как начинающим, так и с высокой планкой мастерства, так как деятельность Алексеевой Н.П. по развитию мелкой моторики рук необходима, эффективна, перспективна.

10.Технология опыта

10.1. Цель и задачи опыта

Целью педагогической деятельности Алексеевой Н.П. является художественно – эстетическое развитие обучающихся в процессе овладения элементарными приёмами техники квиллинга, через занятия в детском объединении «Радуга фантазий».

Целью обобщения опыта: исследовать влияние техники квиллинг на

развитие мелкой моторики рук.

Для достижения поставленной цели автором опыта были определены следующие задачи:

10.2. Направления организации

учебно – воспитательного процесса

Художественно – эстетическое развитие обучающихся посредством освоения искусства квиллинг, через занятия в детском объединении «Радуга фантазий» осуществляется в следующих направлениях:

10.3 Формы организации учебно-воспитательного процесса

Работа по развитию мелкой моторики рук осуществляется поэтапно. В своей педагогической деятельности педагог использует следующие формы организации творческой деятельности:

Виды занятий:

Каждое искусство имеет свою специфику, ставит перед собой особые задачи и использует для них решения свои специфические приемы. Вместе с тем искусствам свойственны некоторые общие черты, объединяющие их в определенные группы.

Огромную роль, во все времена,  в воспитании подрастающего поколения отводили прикладному искусству. Прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей. Искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Художественное творчество требует не только знаний, умений и навыков в создании художественного образа, но и душевного самовыражения, которое занимает особое место в художественно- творческой деятельности ребенка.  

Педагоги- исследователи в свое время отметили, что дети часто теряют жизненную уверенность из-за неумения выразить свои мысли словами, а поскольку большинство предметов учебного цикла носят мыслительно - речевой характер, то изобразительное искусство играет решающую роль в восстановлении эмоционального равновесия в психике ребенка. Раньше каждый вид художественно-творческой деятельности рассматривался, самостоятельно, между ними не было содержательного единства. В 1989 году была принята программа «Изобразительное искусство и художественный труд» (Н.В.Гросул, Е.И.Коротеева и др.), основной целью преподавания искусства выдвигает формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной и провозглашает приоритеты воспитательных задач. Формирование духовного мира ребенка осуществляется средствами искусств – живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, через познание языка и образного строя данных искусств.

Декоративное искусство прошло огромный путь развития – от элементарных украшений первобытными людьми различных орудий, глиняной посуды, одежды до сложного комплекса многочисленных изделий в современном интерьере, городе.

Традиционное проведение занятий основалось на постепенном овладении той или иной деятельности в соответствии с возрастными особенностями. Изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира ребенка. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.

Велико значение прикладного искусства для эстетического воспитания детей.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

Осуществление изобразительной деятельности на материале народного искусства способствует удовлетворению интеллектуальной, познавательной потребности в приобретении новых знаний о мире, истории страны. Дети познают образцы народных произведений, воплощенные в разных материалах, свойства различных материалов, виды искусств, в том числе и народное, обладающее большими потенциальными возможностями для развития интеллекта ребенка. Кружковое занятие строится на познании искусства, его восприятии, анализе, выделении основных характерных особенностей, сравнивание, сопоставлении, выделении сходств и различий, обобщении.

Прикладное творчество заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Эти возможности реализуются постепенным овладением методов и приемов деятельности в соответствии с возрастными особенностями, что и помогает формировать у детей разнообразные художественно-творческие способности.

Современная система художественного образования стремится сформировать в детях базовые способности саморазвивающейся личности, эстетическое отношение к окружающей действительности и навыки художественной деятельности.

Многие родители и педагоги пытаются, как можно раньше разглядеть в ребенке его задатки и наклонности, чтобы своевременно помочь ему их развить. Для того чтобы заинтересовать детей младшего возраста, привлечь, пробудить его к творчеству, кружковые занятия проводятся в нетрадиционной игровой форме. Ребенок становиться не просто слушателем и исполнителем воли педагога, а участником познавательного и созидательного процесса обучения. Это позволило помочь ребенку увидеть и понять красоту различных предметов, их значение.

Целью работы данных кружков, в дополнительном образовании, является ненавязчивое воспитание заинтересованного и почтительного к культурным традициям, уважения к мудрости мастерства, формирование у детей понимание того, что вещи, которые человек создает, не могут появляться в его жизни ни с того ни с сего, без труда. Кружки представляют собой коллектив детей, все члены которого объедены одной интересной для них творческой деятельностью, что является благоприятным фактором для формирования и развития личности. Постигая практические основы мастерства, наряду с его духовной сущностью, дети приобщаются к человеческой культуре.  

Дети растут, приобретают различные знания, навыки, открывают свои новые способности. Поэтому были созданы дополнительные программы,  с усложненными технологиями как: плетение из бисера, поделки из природного материала, конструирование из бумаги – бумагопластика, квиллинг, коллажи. Все виды деятельности собраны в одном кружке. Это помогает ребенку попробовать себя во многих видах деятельности, оценить свои способности.

Различные виды художественной обработки материалов заставляют детей невольно соприкасаться с техническими и технологическим задачами.

Благодаря интересу к этим занятиям, увлеченности ими, воспитывается трудолюбие и настойчивость в работе. Через процесс создания красивых, эстетически оправданных изделий прикладного искусства исподволь, ненавязчиво, но весьма продуктивно прививается детям любовь к различным профессиям.

Большую роль оказывает прикладное творчество в трудовом воспитании детей. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания своих работ необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями.

Для углубленного освоения понравившегося вида деятельности, кружковцы разбиваются на подгруппы единомышленников. Такой подход к обучению помогает ребятам овладеть многими практическими навыками, приобретают ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными.

Чтобы подержать интерес детей, на кружковых занятиях, применяются не только образцы заслуженных мастеров, но и различные цветовые таблицы, альбомы, в которых подробно описаны процессы изготовления того или иного предмета прикладного искусства. Тем самым помогаем ребенку с ориентироваться, определить направление работы, выбрать правильно материал, инструмент и выполнить работу более точно, красочно, творчески подойти к ее оформлению.

А творческое стремление детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах прикладного искусства в жизни.

Хорошим стимулом к проявлению творчества являются и проводимые кружковые мини-выставки. Ребята самостоятельно оценивают свои работы, присуждают места. Но еще более ответственно себя чувствует ребенок при подготовке своей персональной выставке. Такая ответственность пробуждает в ребенке веру в свои творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.

Большим интересом пользуется у ребят и современный дизайн. Они активно принимают участие в оформлении праздничных мероприятий, украшении учебных классов, создают красивые вещи своими руками, различные композиции.

Из вышесказанного можно сделать выводы, что прикладное творчество помогает развивать и воспитывать подрастающее поколение на народных традициях, на современных достижениях. Велико значение опыта  прошлого и настоящего для духовного развития детей, их эстетического воспитания, поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние.  

Основная цель организации – содействие наиболее полной реализации этих задач и вместе с тем рассмотрение их в комплексе с общими задачами учебно–воспитательной работы в школе.

Внеклассная работа детского объединения «Радуга фантазий» органически связана с учебной деятельностью, но в отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее содержание должно отвечать личным интересам обучающегося.

Этот подход позволяет выделить следующие направления:

Особое внимание в работе детского объединении «Радуга фантазий» необходимо уделить следующим особенностям организации образовательного процесса:

Из выше указанного следует, что в работе детского объединения «Радуга фантазий» заложены огромные возможности для развития творческих способностей.

Реализовать задачу развития мелкой моторики рук можно используя следующие формы работы по квиллинг:

Индивидуальная работа с обучающимися является обычно начальной ступенью в развитии творчества и предпосылкой для создания творческих коллективов. Она заключается в том, что отдельные ребята под руководством педагога, старших товарищей начинают заниматься моделированием, конструированием, прикладным творчеством, углубленно изучают некоторые вопросы, относящиеся к технике и технологии, изготавливают различные устройства, приборы, изделия декоративно–прикладного характера, наглядные пособия и т.д.

Индивидуальная работа с учащимися имеет место и в тех случаях, когда ребята, занимавшиеся в детском объединении, «выросли» из него, но охотно самостоятельно работают по интересующей их тематике, получая консультации у педагога.

С целью отслеживания творческого роста учащегося, анализа успехов и промахов, а также для определения оптимальных направлений дальнейшей работы, всю индивидуальную работу с обучающимися педагогу желательно фиксировать в специальной тетради индивидуального учета, журнале.

Основной групповой формой организации творчества обучающихся во внеучебное время является детское объединение «Радуга фантазий» – добровольное объединение учащихся, проявляющих общий интерес к конкретной области и стремящихся заниматься практической деятельностью в этом направлении. Детское объединение «Радуга фантазий» – это не только место пробы сил учащихся и развития творческого мышления, склонностей и способностей, но и коллектив ребят, объединенных общими интересами. Занятия в детском объединении «Фантазии из бисера» характеризуются регулярностью, длительностью сроков и определенным профилем работы.

Для того, чтобы у обучающихся развить творческую активность, любознательность, инициативу и стремление к поиску информации в той или иной области в настоящее время используются разнообразные формы массовой работы: тематические вечера, олимпиады и конкурсы, лекции, экскурсии, выставки работ и т.д.

При организации работы в детском объединении «Радуга фантазий» ведущим принципом является предоставление всем учащимся возможности удовлетворения их стремлений и развития способностей. Здесь каждый обучающийся имеет возможность проявить себя. Интерес обучающегося к какому–то определённому вопросу, возникающему на занятии, в процессе бисероплетения, может быть развит, углублён в процессе.

Для стимулирования у обучающихся положительного отношения к занятиям рекомендуются специальные методы и приемы:

Таким образом, методы обучения могут быть различными, использоваться в комплексе. Большое значение для правильного выбора их имеет хорошее знание программы, технологических особенностей изготовления изделий и тех требований, которые можно определить обучающимся. Методы и приемы, помогающие в усвоении материала, зависят от особенности и специфики каждой группы, поэтому педагог детского объединения должен постоянно совершенствоваться в методических приемах обучения.

11.Результативность опыта

С целью анализа развития творческих способностей учащихся было проведено исследование в детском объединении «Радуга фантазий». Опытно–экспериментальной базой исследования было МБУ ДК «Заря».

Для решения поставленной задачи использовались следующие методы: непосредственное и опосредованное наблюдение за процессом декоративно – прикладного творчества учащихся, беседа, тестирование, анализ результатов творческой деятельности учащихся.

В начале занятий в детском объединении «Радуга фантазий» была использована методика изучения предрасположенности ребёнка к художественному творчеству (технология Хаана и Кафа), методика «Корректурная проба» Б.Бурдона (Приложение 1), которая позволяет выявить интерес и предрасположенность к художественному творчеству.

На вводном занятии педагог предлагает детям ответить на несколько вопросов анкеты (технология Хаана и Кафа).

Ответы оцениваются «+» или « – » и заносятся в таблицу.

Уровень развития творческих способностей определялся по следующим показателям:

Высокий уровень:

+++ Проявляет интерес к произведениям искусства и имеет художественные способности.

Средний уровень:

++– Имеет художественные способности, но необходимо повысить интерес к теории искусства.

+–+ Проявляет художественные способности и интерес к искусству, воспитывать эстетическое отношение к действительности.

Низкий уровень:

+ – – Проявляет художественные способности, но необходимо воспитывать эстетическое отношение к действительности и повысить интерес к теории искусства.

По данным входной диагностики педагог может предварительно сделать анализ уровня подготовки детей и внести необходимые коррективы в процесс обучения.

Результаты теста представим в таблице.

Таблица 1

ФИО

ребёнка

Прибегает к видам изобразительного искусства, чтобы выразить своё настроение

(ответы на 1 вопрос)

В своих работах отображает всё разнообразие предметов, людей, животных, ситуации и не зацикливается на изображении чего-то удавшегося (ответы на 2 вопрос)

Знаком с произведениями искусства и их авторами.

Проявляет интерес к ним

(ответы на 3 вопрос)

+

+

+

Руководствуясь предложенными разработчиками методики критериями определения уровня интереса и предрасположенности к художественному творчеству (высокий; средний; низкий), мы увидели, что из 8 опрошенных учащихся 2 обладают высоким уровнем, что составляет 25%, 5 человек – средним (62,5%) и 1человек – низким (12,5%).

Полученные в ходе диагностики результаты позволяют сделать вывод, что у тестируемых учащихся преобладают средние показатели уровня интереса, что говорит о хорошем уровне развития творческих способностей учащихся. Тем не менее, необходимо работать над увеличением показателей и предрасположенности к художественному творчеству.

Входная диагностика ДО «Радуга фантазий»

Основная цель: выявить знания, умения и навыки у учеников по предмету.

Для проведения данной диагностики использовались методы наблюдения, опроса.

При проведении занятия на тему «Первоцветы» учащимся было предложено практическое задание «изготовить весеннюю композицию». После демонстрации техники квиллинг учащимся нужно было сделать композицию, подобрав для этого нужные цвета квиллинга.

В ходе наблюдения за выполнением практического задания мы увидели, что большинство учащихся подошли к заданию индивидуально, проявили творческую инициативу, нашли оригинальные способы решения.

После выполнения работ учащимся было предложено дать название своей работы. В ходе беседы – обсуждения было выявлено, что те учащиеся, которые оформили работу достаточно просто, как показано в образце, дали и примитивное название, а те учащиеся, у которых оформление работ отличалось оригинальностью, дали какое-то необычное, интересное название.

Анализ результатов деятельности учащихся показал, что выполненные работы не похожи друг на друга, большинство отличаются оригинальностью, отчетливо прослеживается стандартный или нестандартный подход к выполнению задания, что и является проявлением творчества.

Основными параметрами результативности педагогической деятельности по развитию творческой организации в процессе обучения квиллинг являются:

В детском объединении «Радуга фантазий» занимаются учащимися в возрасте от 7 до 12 лет, а также коллектив продолжают посещать и выпускники прошлых лет.

Актуальную проблему подъема престижа учащимися, занимающихся творчеством, Алексеева Н.П. решает укреплением связи с семьей, через организацию семейных праздников, направленных на пропаганду культуры:

Занятия в объединении для ребят – это, прежде всего, поиск себя, укоренение своих способностей в данной области, так как творчество детей и подростков – это своеобразная сфера их духовной жизни, их самовыражение и самоутверждение. Как следствие, становится естественным стремление продолжать творческую деятельность в дальнейшем.

Разнообразная деятельность позволяет педагогу удержать интерес каждого учащимися на протяжении многих лет. Более того, учащимися имеет возможность накопить опыт и базу знаний в области прикладного творчества, что позволяет ему утвердиться как творческой личности. Большие возможности для развития учащимися предоставляет экскурсии, участие на выставках, конкурсах различной тематики.

Необходимо отметить, что знакомясь в процессе занятий творчеством, с многообразием форм проявления человеческих взаимоотношений, учащимися учится понимать и уважать культуру, отличную от той, в которой он воспитан, это способствует развитию толерантности, что особенно важно в любом возрасте.

Участие учащимися в сохранении и развитии высоких культурных образцов повышает его статус в школе и семье. Их серьезное увлечение поддерживают и сами включаются в эту деятельность родители братья и сестры.

Значимо, то, что сам педагог является неким идеалом или моделью для подражания своим учащимися. Наталья Петровна активно участвует в жизни села. Педагог постоянно принимает участие на выставках народного творчества различного уровня. Яркий креатив, постоянный творческий поиск педагога притягивают и увлекают еще большее число детей и сохранность контингента учащимися постоянно на высоком уровне.

Так как педагог понимает, что воспитательная сила примера основывается на естественном стремлении людей, особенно молодых, к подражанию. Пример легче воспринимается и усваивается тогда, когда он взят из знакомой всем сферы деятельности, репетициях и т.д. В воспитательной работе педагог пользуется положительными примерами, если педагог детского объединения пользуется отрицательным примером, то надо умело подчеркнуть его негативность, чтобы вызвать осуждение со стороны воспитанников.

Поощрение представляет собой специфическую упорядоченную совокупность приемов и средств морального стимулирования. В детском объединении «Радуга фантазий» к числу поощрений относятся: одобрение, похвала педагога в ходе занятий, торжественное награждение грамотой, благодарностью.

Учащимися раскрывают свои творческие способности, приобщаются к общественно–полезной деятельности.

Начиная занятия с детьми, Алексеева Н.П. прежде всего, стремиться заинтересовать учащимися, научить их любить и понимать искусство квиллинг, которое расширяет сферу их интересов, обогащает их новыми впечатлениями. Приобретение правильных навыков, творческое отношение к созданию в них образа, беседы педагога с учащимися – все это развивает эстетическое восприятие, воспитывает эмоциональное отношение к произведениям искусства, и как следствие развивает их мелкую моторику рук.

Педагог постоянно занимается эстетическим воспитанием детей, с тем, чтобы они были всесторонне подготовлены к художественному восприятию и созиданию действительности. В основе этого воспитания лежит формирование любви к своей национальной культуре, народному творчеству, интересу общения.

Основной приоритетной задачей педагог считает – помочь учащимися развить мелкую моторику рук до максимальной точки именно в дополнительном образовании, способствуя его духовному и интеллектуальному развитию.

Учащимися любого возраста очень важно, как его оценивают окружающие, растет интерес к духовному миру человека и к его деятельности во всех сферах жизни. Именно педагог ориентирует учащимися на позитивный нравственный идеал, помогает им развить мелкую моторику рук у каждого. Нельзя не сказать о том, что важной чертой Алексеева Н.П. в развитии мелкой моторики рук учащимися является умение анализировать и учитывать педагогическую ситуацию, пути и возможности исправления допущенных ошибок. Педагогу важно иметь психологическую интуицию, умение чувствовать обстановку. Эта способность педагога имеет огромное значение для использования благоприятных ситуаций в воспитательных целях, для создания устойчивой положительной атмосферы в детском объединении «Радуга фантазий».

Алексеева Н.П. понимает, что каждый прожитый день, каждое занятие, изменяют интересы и возможности учащимися и нельзя сбрасывать со счетов даже самые незначительные характерные черты, проявляющиеся в процессе обучения. Активность учащимися на занятиях в коллективе зависит от творческой инициативы педагога, стремления вести своих учащимися к совершенствованию мастерства, здоровому духовному развитию и раскрытию мелкой моторики рук обучающихся.

Таким образом, Алексеева Н.П. создает ситуацию успеха. Детское объединение «Радуга фантазий» – интересное творческое объединение, со стабильно–положительной перспективой, новыми планами. А значит, выбранная форма педагогической деятельности способствует воспитанию своих учеников, в процессе которой происходит развитие и оттачивание их развития мелкой моторики рук обучающихся.

Достижения педагога:

За добросовестный труд, творческое отношение к делу и успехи, достигнутые в обучении и воспитании детей награждена:

Достижения обучающихся:

Список литературы для педагогов

Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластелина. – Ярославль. «Академия развития». – 2010.

Список литературы для учащихся

Интернет-ресурсы:

29.Центр внешкольной работы «Подросток» -

http://podrostok-oren.ru/

Приложение 1

Тест – анкета

для обследования предрасположенности

ребёнка к художественному творчеству

Цель: Выявление интереса и предрасположенности к художественному творчеству.

Инструкция: На вводном занятии педагог предлагает детям ответить на несколько вопросов анкеты (технология Хаана и Кафа).

Ответы оцениваются «+» или « - » и заносятся в таблицу.

Вопросы:

а) лепке; б) рисунку; в) вязанию; г) вышивке; д) шитью; е) плетению; ж) другие виды: спорт, музыка, и т.д.

2. Что ты любишь изображать в своих рисунках?

а) людей; б) природу; в) животных; д) предметный мир (быт).

3. Назови ФИО известных тебе художников, модельеров, скульпторов, архитекторов и если знаешь, назови их произведения.

ФИО

ребёнка

Прибегает к видам изобразительного искусства, чтобы выразить своё настроение

(ответы на 1 вопрос)

В своих работах отображает всё разнообразие предметов, людей, животных, ситуации и не зацикливается на изображении чего-то удавшегося (ответы на 2 вопрос)

Знаком с произведениями искусства и их авторами.

Проявляет интерес к ним

(ответы на 3 вопрос)

+

+

+

+

+

--

+

--

--

+

--

+

Высокий уровень: +++ Проявляет интерес к произведениям искусства и имеет художественные способности.

Средний уровень:

++- Имеет художественные способности, но необходимо повысить интерес к теории искусства.

+-+ Проявляет художественные способности и интерес к искусству, воспитывать эстетическое отношение к действительности.

Низкий уровень: +-- Проявляет художественные способности, но необходимо воспитывать эстетическое отношение к действительности и повысить интерес к теории искусства.

По данным входной диагностики педагог может предварительно сделать анализ уровня подготовки детей и внести необходимые коррективы в процесс обучения.

Приложение 2

Диагностический материал определения ЗУН учеников

1-го года обучения

Входная диагностика ТО «Радуга фантазий»

Дата проведения: _______________________________

Цель: выявить знания, умения и навыки у учеников по предмету.

Для проведения данной диагностики используются методы наблюдения, опроса.

Ф. И.

ученика

Уровень владения инструментами

Умения и

навыки квиллинг

Знания техники безопасности

Уровень мотивации

посещения

Общий балл

1

Критерии умений и навыков учеников по 4-х балльной шкале

Вид деятельности

Низкий уровень

0-1 балл

Средний уровень

2-3 балла

Высокий уровень

4 балла

Умения пользоваться инструментами

Не знает и путает инструменты, не умеет работать с ножницами

Знает предназначение инструментов для вязания, но неуверенно держит в руках

Знает все инструменты и применяет их в работе

Умение вязать крючком

Не умеет пользоваться иглой

Пользуется иглой не уверенно, не знает основные техники квилинг

Умело владеет иглой

Знание техники безопасности

Не знает технику безопасности

Не полностью знает технику безопасности

Знает технику безопасности при работе

Уровень мотивации

Познавательная активность отсутствует

Желание посещать объединение присутствует, но существуют отвлекающие аспекты

Большая активность на занятиях, большое желание работать дальше

По каждому ученику подсчитывается сумма набранных баллов и определяется уровень умений и навыков по 4-х бальной шкале.

В (высокий уровень), если сумма баллов составляет 16-20 баллов.

С (средний уровень), если сумма баллов составляет 5 - 15 баллов.

Н (низкий уровень), если сумма баллов составляет 0-4 баллов.

Вывод:

Диагностика уровня развития учащихся

творческого объединения «Радуга фантазий»

Цель: Выявление уровня познавательного интереса к творческой деятельности, развитие любознательности, развития творческой активности.

Инструкция: При проведении итоговой диагностики (за полугодие и год) педагог проводит диагностирование учащихся, при этом используя такие методы как наблюдение, собеседование и анализ. Данные заносятся в таблицу, при этом педагог ориентируется на критерии показателей.

Критерии показателей уровня учащихся

Уровни

Познавательный интерес, развитие любознательности

Эмоционально-художественная настроенность

Стремление к достижению успехов в конкурсах

Творческая активность во всех видах деятельности

Совершенствования (1)

Четко выраженные потребности. Стремление изучить глубоко предмет как будущую профессию.

Распознают и оценивают свои эмоции и эмоции других людей по мимике, жестам, речи, интонации. Проявляет произвольную активность в выражении эмоций. Высокий уровень включенности в художественный образ. Не насыщаемая потребность в восприятии или исполнении произведений искусства.

Участие в конкурсах, значительные результаты на уровне города, области, России.

Вносит предложения по развитию деятельности объединения. Легко, быстро увлекается творческим делом. Обладает оригинальностью мышления, способностью рождения новых идей.

Освоения (2)

Интерес на уровне увлечения. Поддерживается самостоятельно. Ведущие мотивы:

Познавательный.

Общения.

Добиться высоких результатов.

Распознает свои эмоции и эмоции других людей. Есть устойчивая потребность в восприятии или исполнении произведения искусства.

Значительные результаты на уровне района и города.

Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Проявляет инициативу не всегда. Может придумать интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить.

Начальный (3)

Интерес иногда поддерживается самостоятельно. Мотивация неустойчивая, связанная с результативной стороной процесса.

Замечает разные эмоциональные состояния. Пытается выразить свое состояние, не проникая в художественный образ. Есть потребность воспринимать или исполнять произведения искусства, но не всегда.

Активное участие в делах отдела, учреждения.

Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности. Добросовестно выполняет поручения, задания. Проблемы разрешить способен, но при помощи педагога.

Подготовительный (4)

Неосознанный интерес, навязанный извне или на уровне любознательности. Мотив случайный кратковременный.

Подавленный, напряженный. Бедные и маловыразительные мимика, жесты, речь, голос. Не может четко выразить свое эмоциональное состояние. Нет устойчивой потребности воспринимать, произведения искусства.

Пассивное участие в делах объединения.

Интереса к творчеству не проявляет. Инициативу не проявляет. Не испытывает радости от открытия. Отказывается от поручений и заданий.

Результаты педагогической диагностики учащихся

творческого объединения «Радуга фантазий» гр. №

ФИО

Познавательный интерес, развитие любознательности

Эмоционально-художественная настроенность

Стремление к достижению успехов в конкурсах

Творческая активность во всех видах деятельности

от 1 до 5 б.

от 1 до 5 б.

от 1 до 5 б.

от 1 до 5 б.

Обработка результатов совершенствования и освоения:

Высокий уровень – от 11 до 20 баллов.

Начальный – средний уровень – от 5 до 10 баллов.

Подготовительный – низкий уровень – от 0 до 4 баллов.

Приложение 3

План-конспект

открытого занятия

по технологии творческого развивающего обучения

(Волкова И. П.)

Тема: «Открытки в технике «торцевания»

ПДО Н.П.Алексеева

д/о «Радуга фантазий»

место проведения: Д.К. «Заря»

Цель занятия: освоить технологию изготовления открытки способом торцевания.

Задачи:

обучающая: способствовать получению новых знаний, практических умений по выполнению работ из бумаги;

развивающая: способствовать развитию мелкой моторики рук, воображения и фантазии;

обучающая: способствовать формированию у детей навыков культуры труда, аккуратности, экономного расхода материалов.

Тип занятий: получение новых знаний и практических умений.

Возраст детей: младший школьный возраст.

Оснащение занятия: материалы и инструменты для работы (бумага гофрированная, клей ПВА, картон, ножницы, карандаш, линейка, стержень от шариковой ручки, краски, фломастеры, тесьма, бисер и т.д.), презентация занятия, компьютер.

Ход занятия:

Организационная часть – 3 минуты.

Приветствие детей.

Затем педагог обращается с определением темы и целей занятия:

«Поделки из бумаги своими руками могут сделать все, т.к. бумага, которая встречается в нашей жизни на каждом шагу, является одним из самых доступных материалов для творчества. Всем известны аппликации из бумаги, их делают даже малыши в детском саду, но оказывается, существует и особый вид такой техники – торцевание. Вам должен понравиться этот вид аппликации, которая очень проста в выполнении и не требует больших материальных затрат.

Изделия в виде аппликации из гофрированной бумаги можно использовать как настенное украшение или открытку.

Перед вами сегодня стоят следующие цели и задачи: освоить технику торцевания, выполнить открытку в технике «торцевания».

Объяснение темы – 15 минут.

 Историческая справка: происхождение открытки.

Первая английская открытка

-Что такое открытка? Кто знает о ее происхождении?

Открытки - это почтовые карточки, или открытые письма, предназначенные для посылки по почте в открытом виде.  Общеизвестная история открытки как почтовой карточки насчитывает уже более 140 лет. За столь долгий срок существования открытки, ее внешний вид, предназначение неоднократно менялись. Трудно представить, но открытки появились не так давно – коллекционеры до сих пор спорят о том, где и когда началась история открытки.

        Одна из самых популярных версий истории возникновения открытки принадлежит французам. Согласно их мнению, открытка возникла во время франко-прусской войны. У участвовавших в боевых действиях солдат часто заканчивалась писчая бумага и конверты, поэтому для того, чтобы передать весточку родным, они использовали вырезанные из картона прямоугольники. На войне мало развлечений, поэтому многие солдаты, для того, чтобы отвлечься от тяжелых военных будней и невеселых мыслей, разрисовывали свои картонные прямоугольники. Один из таких разрисованных картонных прообразов попался на глаза книготорговцу Леону Бенардо из Бретани. Возможно, что именно так началась история создания открытки.

        Первыми в истории появились поздравительные открытки. Так, самой ранней открыткой, дошедшей до нас, является «валентинка». Такую поздравительную карточку хранит Британский музей в Лондоне, она датирована XV веком, то есть временем начала книгопечатания в Европе. Открытка посвящена празднику св. Валентина. Ее создание приписывают герцогу Орлеанскому. Сидя в тюрьме, он сочинял любовные послания жене.

        Первой печатной рождественской открыткой по некоторым сведениям стала поздравительная карточка, разработанная в 1840 году по заказу сэра Генри Коула. На карточке размером 12*7 см художник нарисовал семью, сидящую за праздничным столом, дополнив подписью: «Веселого Рождества и счастливого Нового года!».

Английский джентльмен, не успевая поздравить с Рождеством всех своих многочисленных знакомых, обратился к уже известному (!) ему способу поздравления - он заказал своему знакомому художнику сделать 1000 поздравительных карточек с таким незатейливым рисунком. И эти карточки были посланы по почте в конверте. Оставшуюся часть джентльмен продал по шиллингу всем желающим встреченным им на улице. Эта история вошла в летопись открытки потому, что джентльменом был Генри Коул, первый директор музея Виктории и Альберта в Лондоне.

        Однако у китайцев есть своя версии истории возникновения открытки. Согласно ей, открытки эволюционировали из визитных карточек, культура которых была очень распространена в Древнем Китае. Согласно китайскому этикету того времени, если посетитель не смог застать того человека, которого он хотел поздравить, он должен был оставить на пороге его дома свою визитную карточку с написанными на ней пожеланиями к празднику. Несмотря на то, что не понятно, где именно началась история почтовой открытки, дальнейшее ее развитие выглядит куда менее туманным. Так, в самом начале XIX века во Франции появилась иллюстрированная почтовая бумага. Так же примерно в то же время стало принято отправлять открытки и в Англии.

        В России история создания открытки началась позднее – лишь в 1872 году появились первые открытые письма. Они не были иллюстрированы, и были выполнены на бумаге разных цветов. Открытки, напечатанные на бумаге черного цвета, можно было отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от наклеенных марок. Открытки на коричневой бумаге были предназначены для отправки внутри города, а зеленые – для иногородних отправлений.

        Первыми иллюстрированными открытками в России стали фотографические видовые открытки с изображением достопримечательностей Москвы. Известна серия из пяти таких открыток, на которой есть надпись, позволяющая их датировать: "Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895 года".

«Направлений бумажного прикладного творчества множество некоторые возникли в глубокой древности, другие появились совсем недавно – оригами, квилинг и бумагокручение, аппликация и декупаж и многое другое. Из бумаги можно делать букеты, игрушки, картины, украшения и костюмы. Зачастую для того, чтобы сделать поделки из бумаги не требуются сложные инструменты или техники, нужна только лишь фантазия. Картины сделанные в такой технике отличаются объёмностью и красочностью. Узоры можно заполнять как по контору, так полностью».

Педагог объясняет технику выполнения торцевания с показом приёмов, обращая внимание на экран, где на рисунках показаны приёмы в определённой последовательности.

Техника выполнения торцевания.

Повторение правил безопасности труда:

Физминутка - 1-2 минуты

Практическая работа – 20 минут.

Дети выполняют работу в технике торцевания. Педагог обходит рабочие места и контролирует приёмы выполнения, просит сильных детей подсказывать детям, которые плохо запомнили технику выполнения торцевания.

По окончанию работы педагог проверяет работы, отбирает лучшие.

Подведение итогов – 5 минут.

Педагог просит детей высказывать своё мнение о занятии. Затем сам подводит итоги. Показывает лучшие работы. Обращает внимание на ошибки в работе детей, у которых, работы получились не очень аккуратными.

Задание на дом:

Нарисовать новый рисунок для выполнения торцевания на тему: «Бабочки». Педагог объявляет, где можно найти рисунки бабочек, а если трудно нарисовать, то предлагает ксерокопировать.

Приложение 4

Методика «Рукавички»

Автор Г.А. Цукерман

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Применение методики по следующей схеме:

Название шкалы

Автор теста, название теста

Исследуемая функция

Фактор, влияющий на результат

1

Сотрудничество

Г.А. Цукерман «Рукавички»

Коммуникативные действия

Физическое самочувствие ребенка

Ключом к обработке результатов является наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в группе, и анализ результата.

Критерии оценивания:

— продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

— умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;

— взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

— взаимопомощь по ходу рисования;

— эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.

2. Средний уровень: сходство частичное — отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.

3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к

согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.

Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Приложение 5

Диагностическая карта

«Оценка уровня воспитанности обучаемых»

(Автор Н.Рудина, О.Сазонова)

(проводится в начале, середине и в конце каждого года)

Фамилия имя

обучаемого

Качества личности

Общий балл

1

2

3

4

5

6

7

Перечень качеств:

2. Отзывчивость, проявление внимания к переживаниям и радостям своих сверстников.

3. Аккуратность.

4. Коммуникабельность.

5. Добросовестное отношение к труду.

6. Доброта.

7. Честность.

4 балла – качество проявляется.

3 балла – качество больше проявляется, чем не проявляется.

3 балла – качество меньше проявляется, чем не проявляется.

2 балла – качество не проявляется.

Затем по каждому учащемуся подсчитывается сумма набранных баллов и определяется уровень воспитанности обучаемых по 4-балльной системе, например:

Высокий уровень: 22 – 28 баллов.

Средний уровень: 15 – 21 балл.

Удовлетворительный уровень: 14 баллов.

Общий уровень воспитанности учащихся объединения вычисляется по формуле:

Qобщ = Q1 + Q2 + Q3 + …. +Qn

n

Qn – арифметическая сумма оценок

n – количество обучающихся

Приложение 6

Методика изучения социализированности личности учащегося

(разработана профессором М.И.Рожковым)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – всегда,

3 – почти всегда,

2 – иногда;

1 – очень редко;

О – никогда.

1. Стараюсь слушаться во всем своих педагогов и родителей.

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12. Мне нравится помогать другим.

13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если мне не нравятся люди, то не буду с ними общаться.

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16. Переживаю неприятности других как свои.

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свои правоту даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца,

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

1

5

9

13

17

7

6

10

14

18

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20

Обработка полученных данных

Среднюю оценку социальной адаптированности учащегося получают при сложении всех оценок первой строчки и делением этой суммы на 5. Оценка автономности вычисляется на основе аналогичных операций со второй строкой. Оценка социальной активности - с третьей строкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) - с четвертой строкой. Если получаемый коэффициент больше 3, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше 2 баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учащихся) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

Приложение 7

Диагностика уровня творческого развития учащихся

Цель: выявление уровня творческого развития учащихся.

Инструкция: при проведении итоговой диагностики (за полугодие и год) педагог проводит диагностирование учащихся, при этом используя такие методы как наблюдение, собеседование и анализ. Данные заносятся в таблицу, при этом педагог ориентируется на критерии показателей.

Критерии показателей уровня художественно-творческого развития учащихся

Уровни

Познавательный интерес, развитие любознательности

Эмоционально-художественная настроенность

Стремление к достижению успехов в конкурсах

Творческая активность во всех видах деятельности

Совершенствования (1)

Четко выраженные потребности. Стремление изучить глубоко предмет как будущую профессию

Распознают и оценивают свои эмоции и эмоции других людей по мимике, жестам, речи, интонации. Проявляет произвольную активность в выражении эмоций. Высокий уровень включенности в художественный образ. Не насыщаемая потребность в восприятии или исполнении произведений искусства

Участие в конкурсах, значительные результаты на уровне города, области, России

Вносит предложения по развитию деятельности объединения. Легко, быстро увлекается творческим делом. Обладает оригинальностью мышления, способностью рождения новых идей

Освоения (2)

Интерес на уровне увлечения. Поддерживается самостоятельно. Ведущие мотивы:

Познавательный.

Общения.

Добиться высоких результатов

Распознает свои эмоции и эмоции других людей. Есть устойчивая потребность в восприятии или исполнении произведения искусства

Значительные результаты на уровне района и города

Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Проявляет инициативу не всегда. Может придумать интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить

Начальный (3)

Интерес иногда поддерживается самостоятельно. Мотивация неустойчивая, связанная с результативной стороной процесса

Замечает разные эмоциональные состояния. Пытается выразить свое состояние, не проникая в художественный образ. Есть потребность воспринимать или исполнять произведения искусства, но не всегда

Активное участие в делах отдела, учреждения

Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности. Добросовестно выполняет поручения, задания. Проблемы разрешить способен, но при помощи педагога

Подготовительный (4)

Неосознанный интерес, навязанный извне или на уровне любознательности. Мотив случайный кратковременный

Подавленный, напряженный. Бедные и маловыразительные мимика, жесты, речь, голос. Не может четко выразить свое эмоциональное состояние. Нет устойчивой потребности воспринимать, произведения искусства

Пассивное участие в делах объединения

Интереса к творчеству не проявляет. Инициативу не проявляет. Не испытывает радости от открытия. Отказывается от поручений и заданий

Результаты педагогической диагностики художественно-творческого развития учащихся объединения «Фантазии из бисера»

ФИО

Познавательный интерес, развитие любознательности

Эмоционально-художественная настроенность

Стремление к достижению успехов в конкурсах

Творческая активность во всех видах деятельности

от 1 до 5 баллов

от 1 до 5 баллов

от 1 до 5 баллов

от 1 до 5 баллов

Обработка результатов:

Совершенствования и освоения – высокий уровень – от 11 до 20 баллов.

Начальный – средний уровень – от 5 до 10 баллов.

Подготовительный – низкий уровень – от 0 до 4 баллов.

Приложение 8

Методика «Найди фигуру» (автор Л. И. Аршавина)

Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей

Цель: выявление уровня развития действия планирования.

Оцениваемые УУД: умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

Возраст: 7-12 лет.

Форма проведения: обследование можно проводить как фронтально, так и индивидуально.

Методика проведения

Учащимся предлагаются изображения 12 геометрических фигур (4 квадрата, 4 треугольника, 4 круга), различающиеся по размеру и по цвету. Сначала педагог выясняет, знают ли ученики эти фигуры и могут ли назвать те признаки, которыми они отличаются друг от друга. После этого ставится задача: найти одну задуманную фигуру, задавая учителю вопросы, на которые он может отвечать либо “да”, либо “нет”. При этом надо задать как можно меньше вопросов.

Оценка результатов: выделяется 4 уровня развития.

Протокол к методике

№ п/п

Фамилия, имя

Уровни

Вывод

Примечание

1

2

3

4


Приложение 9

Тест «Размышляем о жизненном опыте»

(составлен Н. Е. Щурковой)

Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся.

Условия проведения теста:

Номер вопроса

Буква ответа

а

б

в

1. …

2. …

3. …

Вопросы к тесту:

Обработка полученных результатов:

Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо посчитать и выразить в процентном соотношении к общему числу учащихся.

Ответы под номерами 10, 17, 21, 25, 26 из подсчета исключаются.

Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «другого человека», является суммарное количество выборов от13 и более при условии, что звездочкой помечаются:

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от13 и более при условии, что звездочкой помечаются:

Показателем, свидетельствующим о не сформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.

Приложение 10

Методика для изучения социализированности личности учащегося

(М.И. Рожков)

Методика для изучения социализированности личности учащегося автора М.И. Рожкова предназначена для выявления уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков 14-17 лет. Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 — всегда;

3 — почти всегда;

2 — иногда;

1 — очень редко;

0 — никогда.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности — с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

Приложение 11

Методика «Оценка вербально-логического мышления»

Задание:

Наборы картинок могут быть самыми разными: мебель, овощи, транспорт, цветы.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Неправильный ответ – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 4.

Серия картинок

Правильный ответ

Не правильный ответ

мебель

овощи

транспорт

цветы

итого

Каждое из предлагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребенок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания:

Подсчитывается общее количество правильных ответов по каждой серии. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. За неправильный или отсутствие – 0 баллов. Максимальное количество – 4 балла.

Серия

Правильный ответ

Не правильный ответ

Сапоги

Река

Дерево

Время суток

Затем все баллы суммируются.

0 – 2 балла - низкий уровень;

3 – 5 баллов – средний уровень;

Приложение 12

Методика Бурдона «Корректурная проба»

Задание: в течение 5 минут зачеркивать фигуру (например, круг). Нормой считается наличие 1 ошибки за одну минуту.

Бланк прилагается.

Кол-во просмотренных строк

Кол-во пропусков

Кол-во ошибок

Бланк к методике «Корректурная проба»

Приложение 13

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Бисер (бусины) – маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку. Искусство изготовления украшений из бисера называется бисероплетение. Также бисер используется в вышивке, мозаике и вязании.

Технология параллельного плетения – особенность техники заключается в создании коротких параллельных рядов, скрепленных между собой только в начале и конце. Согласно со схемой на проволоку нанизывается определенное количество бисера. Кончики проволочек должны проходить сквозь набранные бисеринки навстречу друг другу.

Декоративно–прикладное искусство – искусство изготовления предметов быта, имеющих, однако, не только утилитарное значение, но и обладающих определенными художественными качествами, – в ряде отношений может рассматриваться по аналогии с архитектурой. Подобно архитектурным сооружениям, произведения декоративно-прикладного искусства, как правило, не теряет связи с практическим назначением предмета. Напротив, их художественная сущность является в органичной связи с ним. 

Личность – относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включённости в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.

Взаимодействие педагога и воспитанников – процесс взаимного влияния взрослого и детей друг на друга, в результате которого происходит их взаимное развитие и саморазвитие. Модель педагогического взаимодействия определяет характер педагогической системы.

Возрастной подход в воспитании – учет и использование закономерностей развития личности (физиологических, психических, социальных), а также социально–психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.

Методика – совокупность способов, приемов, средств целесообразного проведения какой–либо работы. Отрасль педагогической науки, выражающая подходы к обучению, воспитанию и развитию ребенка; тактика научного познания.

Метод педагогический – метод воздействия взрослого на ребенка через совместную деятельность. Трактовка данного понятия как целенаправленной совместной деятельности опирается на положение Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» – периоде в развитии ребенка, когда он под руководством взрослого осваивает новые области действительности, приобретает новые умения и навыки.

Методы обучения – способы совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности ребенка, ведущие его от незнания к знанию, от неумения к умению и позволяющие ему усвоить конкретное содержание образования.

Возрастной подход в воспитании – учет и использование закономерностей развития личности (физиологических, психических, социальных), а также социально–психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.

Социализация-процесс становления личности, её обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Композиция – это произведение искусства, имеющее определенное законченное построение. Цветочная композиция – группировка растений в вазе, в цветочнице или в интерьере. С чего начинать? В первую очередь определяют место, где будет стоять (лежать или висеть) композиция и для чего (для кого) она предназначена. Это поможет выбрать, определить сосуд, а точнее говоря основу, на которой будет строиться композиция. Обязательно учитывается тип интерьера.

Демонстрационный дидактический материал – средство демонстрации при групповом обучении, выполненное в крупном формате и на плотной основе, сопровождающийся инструкцией или краткими методическими указаниями по их использовании. В педагогическом процессе.

Эскиз – художественное произведение вспомогательного характера, являющееся подготовительным наброском для более крупной работы.

Наблюдение – метод сбора первичных эмпирических данных в конкретном исследовании; заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом, непосредственном восприятии и регистрации фактов, подвергающихся контролю и проверке.

Инициатива – предприимчивость, способность к самостоятельным активным поступкам. Инициатива сотрудника – побуждение к началу какого–либо дела, способность и готовность к самостоятельным, активным действиям, к принятию решений, сознательное, творческое их выполнение.

Индивидуальный подход – важнейший психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка и позволяющий максимально развить все имеющиеся способности.

Инновация – создание и внедрение различного рода новшеств, порождающих значимые изменения в профессиональной деятельности.

Композиция – построение произведения, взаимное расположение его частей.

Мотивация – побуждение, вызывающее активность и направленность деятельности.

Наследие – произведения искусства прошлых эпох, изучение и критическое освоение которых служат исходным пунктом для дальнейшего развития искусства.

Научно–методическое обеспечение – обеспечение системы образования методологическими, дидактическими и методическими разработками, отвечающими современным требованиям педагогической науки и практики.

Нововведение – комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства, метода и т.п. новшества для удовлетворения человеческих потребностей.

Игла – это тонкий, заостренный металлический стержень с отверстием для вдевания нити, употребляемый для шитья.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области