Предметное рисование в старшей группе по образцу
«Овощи на тарелочке»
Цель: рисование гуашью предметов из окружающего мира круглой и овальной формы по образцу
Задачи:
Интеграция образовательных областей:
Материал и оборудование:
Предварительная работа:
Схема оформления доски: Приложение1.
Схема оформления пространства: Приложение2.
Планируемый результат: нарисованный натюрморт с соблюдение пропорций, размеров, цвета объектов.
Работа с детьми ОВЗ: уменьшение количества овощей с 5 на 3; укрупнение фона-«тарелки» до 30 см в диаметре, персональные иллюстрации и репродукции.
Работа с одаренными детьми: увеличение количества овощей с 5 до 7 (повтор), рекомендации уделить особое внимание текстуре и светотени натюрморта, просьба помочь другим детям.
Ход НОД:
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей, эталон ответа | Методические приемы |
Организационный этап | Педагог вывешивает на доску иллюстрации, ставит муляжи на свой стол, расставляет необходимое оборудование для детей на отдельном столе. -Ребята, вспомните, о чем мы с вами говорили всю неделю? -Правильно, конечно, об овощах. Мне кажется, прекрасным завершением недели будет выставка наших рисунков, согласны? -В таком случае, давайте приберем игрушки, а наши дежурные в это время расставят всё необходимое. -А пока каждый занят делом вспомните, какие поговорки и пословицы о труде вы знаете? -Замечательно, много знаете пословиц и поговорок. А теперь садимся за столы. Посмотрите, хорошо ли продежурили дети? -А почему вы так думаете? -Верно, молодцы! Как быстро вы ответили! | -Об овощах! -Да! Дети идут убирать игрушки, а дежурные расставляют необходимый материал на столы к детям. -Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. -Труд человека кормит, а лень портит. -Землю солнце красит, а человека - труд. Дети рассаживаются на свои места. -Да. -Потому что материал и оборудование есть у каждого ребенка, всё расставлено очень аккуратно. А ещё потому что расставили все очень быстро. | Организация поручений, дежурства, контроль, советы, использование художественного слова Похвала Оценка качества дежурства |
Этап постановки проблемы | - Здесь царство овощей, Что растут на грядках. Так съедим и сварим щей. Кушайте, ребятки! -Ребята про что я прочитала стих? -Конечно, про овощи. А что вы знаете, помните про овощи, расскажите? -Посмотрите на стол (педагог демонстрирует муляжи овощей) и попробуйте придумать цель для рисования. -А давайте уточним форму предметов, которые мы будем рисовать и снова скажем цель -Какие вы молодцы! | -Про овощи. Ответы детей -Рисование овощей по образцу -Рисование овощей по образцу круглой и овальной формы | Художественное слово - стихотворение Закрепление знаний по теме Постановка цели детьми Похвала |
Этап восприятия материала | -Итак, давайте посмотрим на стол и доску - что вы можете рассказать об увиденном -Правильно, а теперь давайте разберем отдельно каждый элемент. Как называются картины на которых изображены фрукты, овощи, ягоды и цветы? -Хорошо, а что вы знаете о натюрморте? -Да, всё правильно ответили. Педагог дополняет рассказ детей -Умницы! А что вам больше нравится: натюрморт или муляжи -А почему? -Конечно, правильно. Какие овощи изображены ниже? -Замечательно, опишите каждый овощ. -Прекрасно, а теперь давайте сравним овощи друг с другом. -Отлично! Вот какие красивые, спелые овощи мы будем рисовать. | -На всех иллюстрациях изображены овощи, расположены они очень красиво; муляжи - тоже овощи - всего 5 овощей, все они круглой или овальной формы, разных цветов. -Натюрморты Ответы детей -Натюрморт -Потому что на натюрмортах овощи расположены красиво - на переднем, дальнем плане, а муляжи стоят в ряд. -Перец, морковь, помидор, огурец, баклажан. Те же муляжи стоят на столе. -Перец красный, овальной формы, гладкий среднего размера. Морковь оранжевая, имеет форму перевернутого треугольника, узкая и длинная, среднего размера. Помидор красный, круглый, гладкий, среднего размера. Огурец зеленый, овальной формы, среднего размера. Баклажан темно-фиолетового цвета, овальный, гладкий, среднего размера. -Баклажан самый большой, немного загнутый, как и огурец. Морковка самая тонкая и длинная. Перец и помидор красного цвета и почти одного размера, но помидор круглый, а перец немного овальный. | Беседа Синтез Беседа Анализ Синтез |
Этап практического решения проблемы | -Как, по вашему мнению, можно расположить овощи на тарелочке? -Как вы думаете, с чего мы будем начинать рисовать каждый овощ, что нарисуем потом -Какие вы у меня молодцы. Давайте, прежде чем приступить к рисованию, немного разомнемся. Спрятались на грядке ловко Репка, свекла и морковка. За ботву потянем, Из земли достанем. Будет малышам обед: Борщ, пюре и винегрет. Раз, два, три, четыре, Дети овощи учили: Лук, редиска, кабачок, Хрен, морковка и чеснок. Дети в огород идут, А там овощи растут, Дети спинки наклоняют, И горох они срывают. -Хорошо, ребята, давайте я напомню, как можно закрашивать овощи, что бы они получились максимально правдоподобными, а так же как и какие цвета нужно смешать. Педагог демонстрирует технику рисования. -Замечательно, а теперь садимся за столы и начинаем рисовать! Педагог рисует натюрморт на своем листе. Педагог при необходимости помогает; включает музыку. Если есть дети, которые закончили раньше остальных - просит, чтобы они помогли другим -Я корзину овощей С огорода принесу. Пили лук и сельдерей Утром светлую росу. Умывал их дождик теплый, Солнце нежно согревало. Наливалась соком свекла — Становилась плотной, алой. И питал их день за днем Влажный рыхлый чернозем. Шаловливый ветерок, Пролетая возле гряд, Гладил каждый стебелек И дарил им аромат. Мы корзину овощей С огорода принесли. Для салатов и борщей Пригодятся нам они! Педагог убирает иллюстрационный материал с доски. | Предложения детей (у детей могут быть разные композиции) -Сначала карандашом намечаем форму овоща, намечаем листочки. Потом красками прорисовываем форму овоща, текстуру, особенности строения, рисуем листики. Дальше тонкой кисточкой нужно всё прорисовать, добавить мелких деталей и подождать чтобы всё высохло. Дети встают со стульчиков Дети приседают, прикрывают глаза руками Встают, руками снизу вверх «дергают морковку» Высоко прыгают с поворотом в разные стороны Идут на месте Прыгают на месте Наклоняются вправо-влево Хлопают в ладоши Идут на месте Прыгают на месте Наклоняются вперед, «рвут» руками Хлопают в ладоши Дети начинают работать самостоятельно | Контроль, советы, указания, художественное слово - стихи; тихая, плавная музыка |
Заключительный этап | -Какие вы молодцы. Давайте, оценим наши работы. Кто полностью доволен своей работой повесьте свои рисунки на верх, кто хотел бы что-то дорисовать - по середине, а кто хотел бы перерисовать - вниз. -Почему ты выбрал(а) именно это место? Расскажи относительно расположения овощей, их размера, формы, цвета и техники рисования. -Хорошо! Итак ребята, что мы сегодня научились рисовать? -И как называется этот вид искусства? -А вы сможете нарисовать натюрморт дома. -Вы сегодня большие молодцы. Сейчас каждый помоет баночку и кисточку, а дежурные уберут всё остальное. Потом можете пойти поиграть. | Дети развешивают рисунки Дети оцениваю рисунки с точки зрения композиции, размера, формы, техники рисования и подобранного цвета для каждого овоща. - Рисовать овощи круглой и овальной формы по образцу -Натюрморт. -Да! Дети прибирают за собой | Самоанализ по плану педагога |
Приложение1
Приложение2