«Влияние педагогических методов и приемов на процесс формирования самосознания ребенка в раннем возрасте»
Подготовил педагог: Боженко Ирина Владимировна.
На третьем году жизни дети переживают стремительное интеллектуальное и
эмоциональное развитие. Ребенок начинает осознавать себя как личность.
К двум годам многие дети начинают узнавать себя не только на
фотографии, узнают свое отражение в зеркале, осознали или начинают
осознавать свой пол и уже знают, из каких частей состоит тело человека, т.е.
дети обладают, хотя и поверхностным, но при этом и вполне определенным
ощущением своего физического тела.
Дети начинают предъявлять требования к окружающему миру (нравится - не
нравится, хочу - не хочу).
Начинают обладать более жестким чувством собственности: «Моё!»
- произносится без конца и не имеет пределов.
Двухлетние дети собственники игрушек, одежды, дома и даже
родителей. Ребенок воспринимает личные вещи как часть самого себя.
Поэтому во время адаптации к детскому учреждению разрешается приносить
любимую игрушку из дома, она постоянно находится с ребенком во всех
режимных процессах.
Двухлетние дети начинают осознавать существенность своего
внутреннего мира, внутреннего «Я». Об этом говорит появившийся
у ребенка интерес к предпочтению и выбору предметов, т.е. вместо
простого «хочу» ребенок говорит: «мне нравится», («не нравится»)
Следующий признак растущего самосознания – способность
говорить о своих эмоциях.
Отрицательные эмоции – «Я не люблю вас, вы плохие!»
Положительные эмоции – «Я тебя люблю!» «Красиво!»
Двухлетние дети не только чаще выражают свои эмоции, но и более
чувствительны к эмоциям других: «Ты очень расстроилась?», «Тебе
нравиться?», «Тебе больно?»
Дети в группе жалеют друг друга, обнимают, целуют и т.д.
Воспитатели должны обращать внимание детей на положительные и
отрицательные эмоции других детей.
Самосознание детей двух лет проявляется в форме самоутверждения.
Способы самоутверждения разнообразны: кричать, спорить, угрожать,
дразнить, кривляться, целоваться, обниматься и многое другое! Это
свидетельствует о социальном росте ребенка, хотя взрослые относятся к
этому отрицательно (кризис трех лет).
Дети 2-х, 3-х лет занимаются изучением своего социального окружения
так же, как раньше они исследовали окружающую их физическую
среду. В результате у ребенка складывается новый репертуар
социального поведения. Для ребенка очень важно понять, как и где
можно использовать свои социальные навыки.
И самым сильным приемом самоутверждения является слово «нет».
Дети убеждаются в действенности этого способа и используют его при
любой возможности. Все дети борются с чувством раздвоенности,
возникающих у них в этом возрасте. Раздвоение личности проявляется
прежде всего по отношению к родителям и поэтому поведение ребенка
кардинально меняется, когда взрослых не рядом. Это нормальная реакция на
временную потерю дома (капризы, нытьё, упрямство – дома, и как
ангел – в гостях, в саду).
Педагогическое воздействие на формирование у детей той или иной
деятельности осуществляется на занятиях через методы и приемы.
Метод - способ воздействия или способ передачи знаний.
Прием - варианты применения данного метода.
Методы и приемы подразделяются на игровые, словесные, наглядные и
практические.
Игровые методы и приемы в обучении детей:
Методы:
-дидактические игры
-подвижные игры
-игры-забавы, инсценировки
Приемы:
-внесение игрушек
-создание игровых ситуаций
-обыгрывание игрушек, предметов
-сюрпризный момент
-внезапность появления, исчезновение игрушки
-показ предметов в разных действиях
Словесные методы и приемы:
Методы:
-чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок
-разговор, беседа
-рассматривание картинки, инсценировки
Приемы:
-показ с называнием игрушек, предметов
-просьба произнести, повторить слово
-объяснение назначения предмета
-многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым
-повторение слова за воспитателем
-использование художественного слова (потешки, песенки, стихи)
Наглядные методы и приемы:
Методы:
-показ предметов, игрушек
-наблюдение явлений природы, труда взрослых
-рассматривание живых объектов
-использование кукольного театра, теневого, настольного
-диафильмы
Приемы:
-непосредственное восприятие предмета, игрушки
-показ с называнием
-пояснение к тому, что видят дети
-просьба-предложение
-художественное слово
-выполнение игровых действий.