Каталог публикаций

Образовательный каталог публикаций "Время Знаний"
Идентификационный номер ISSN: 3034-5952
Издается с 2017 года
Периодичность выхода новых работ: ежедневно
Вид издания: каталог
Версия издания: электронное сетевое
Издатель: Воробьев И.Е.
Тематика: образование
Адрес редакции: г. Тольятти, пр-т. Московский, 57/210

Разместить публикацию Список всех публикаций Опубликовано работ: 57750 лэпбук времена года лэпбук дикие животные



Развитие речи через коммуникативные игры

Цель  ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации. Задачи Формирование  коммуникативности – умения распознавать эмоциональные состояния окружающих, выражать собственные переживания. Развитие навыков общения, формирование доброжелательного отношения между сверстниками. Развитие компонентов устной речи  в различных видах деятельности овладение  нормами речи. Воспитание социальных навыков работа в коллективе, способы решения конфликтных ситуаций.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ПРОЕКТ

«Развитие речи через коммуникативные игры»

В последнее десятилетие заметно вырос процент детей с различными речевыми нарушениями. В настоящее время одной из важных проблем логопедии являются нарушения речи у детей и, в частности, проблема речевого развития и коммуникативных навыков, коррекция которой имеет важное педагогическое и социальное значение.

Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Организация обучения детей с нарушениями речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.

Огромная роль в развитии и воспитании детей принадлежит коммуникативной игре - важнейшему виду деятельности.

Цель:  ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации.

Задачи:

Участники проекта: учитель-логопед, воспитатель, педагог – психолог, дети, родители.

Приёмы:

Материал:  видео, аудио - материалы, картотеки игр и упражнений ; наглядный материал – презентации, иллюстрации, карточки; технические средства – компьютер, музыкальный центр.

Длительность: 1 месяц.


Основная часть:

1 этап – подготовительно-информационный

1.Календарно-тематический план по развитию речи

Дата

Тема

Краткое содержание

1.

02.04

Деревья и кустарники.

Различение и называние видов деревьев и кустарников, называние их частей, деревья, кустарники и цветковые растения (на пришкольном участке, в парке, лесу) охрана окружающей природы. Составление предложений по картинке, запись предложения с помощью условных знаков.

2.

04.04

Овощи и фрукты.

Названия, описание по вкусу, запаху, форме, размеру, способы их приготовления. Слово как часть предложения. Игра «Спроси правильно».

3.

09.04

Транспорт.

Названия и назначение основных видов транспорта, части машин, машины, облегчающие труд людей, профессии людей, занятых на транспорте, правила поведения в транспорте, речевой этикет. Обогащение словаря действий. Графическое изображение слов-действий. Подбор действия к предмету. Игра «Кто как передвигается».

4.

11.04

Дикие животные и их  детёныши.

Названия диких животных и  их детёнышей, описание, сходство и различие. Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предметам, образование притяжательных прилагательных. Развитие навыков постановки вопросов к словам-признакам. Игра «Скажи наоборот».

5.

16.04

Домашние животные и птицы.

Названия, особенности внешнего вида, части тела, отличительные признаки (величина, окраска), образ жизни (места обитания, питание, польза), уход за домашними животными, детёныши домашних животных. Практическое овладение навыками составления простого нераспространенного предложения. Графическое изображение простых предложений. Игра «Кто как голос подает».

6.

18.04

Весна в лесу.

Лесные растения, дикие животные весной, их описание, сходство и различия диких и домашних животных. Развитие навыков выделения звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. Игра «Один – много».

7.

23.04

Труд людей весной.

В саду, на огороде, начало полевых работ, сельскохозяйственные машины, профессии людей, связанных с полеводством. Соотнесение звуков с буквами. Игра «Слова – предметы».

8.

25.04

Насекомые:

польза и вред.

Бабочка, пчела, гусеница, комар и другие насекомые, их описание, сходство и различие. Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. Игра «Один – много».

9.

30.04

Садовые и лесные ягоды.

Названия, характеристика садовых и лесных ягод. Развитие навыков выделения звука, определение места звука в слове. Игра «Кто больше?»

2. Модель взаимодействия с другими педагогами

Воспитатель ДОУ

Логопед

Учитель физкультуры

Педагог-психолог

Учитель музыки

3. Методы и приёмы развития коммуникации

Выделяют методы — наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы делятся на непосредственные и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения: экскурсии, осмотры помещения. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями через ТСО, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Словесные методы - это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, сочинение, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал, использование образцов педагога. В словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.

К словесным приемам относят речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Речевой образец— правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо.

Повторное проговаривание — преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое.

Объяснение— раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.

Указания — разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения речевых задач. Можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.

Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. Применяется в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры.

Продуктивные методы предполагают приёмы: построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает, контролирует, анализирует и комбинирует их всякий раз по-новому.

Приёмы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.       

2 Этап – Практический – познавательный.

1.Особенности речевого развития детей

      Особенности речевого развития детей 1 - 3 лет.

 В период от 1 года до 2 лет у ребенка идет процесс первоначального развития речевых умений и навыков. На втором году жизни у ребенка происходит быстрое накопление словаря и достигает 200-400 слов. Некоторые дети произносят слова неправильно, одни звуки заменяют другими, искажают слова, произнося их совсем непонятно, например «дять буку» (дай булку), «титети» (конфеты). Детям интересно содержание речи, их привлекает ее интонация, выразительность, а недостатков произношения отдельных звуков они не замечают.

В этот период показателем благополучия является потребность в общении, внимание к речи окружающих, память на слова, умение воспроизводить слова и звуки по подражанию.

Период от 2 до 3 лет характеризуется активным накоплением словаря и усвоением грамматического строя речи. Вместе с расширением запаса слов происходит и усвоение звуков речи. В этот период дети любят произносить какое-нибудь слово, иногда искаженное только потому, что им нравится, как оно звучит. Развивается речевое дыхание, сила и высота голоса, уточняется артикуляция звуков раннего онтогенеза (а, у, о, и, э, п, б, м, н, в, ф, т, д, к,г, и их мягких пар).

К трем годам ребенок уже располагает достаточным по объему активным словарем, в общении пользуется развернутыми фразами.

Особенности речевого развития детей 3 - 5 лет.

 Звукопроизношение. У детей 3-4 лет согласные звуки произносятся   смягченно     («лезецька» – ложечка). Свистящие звуки с, з, ц произносятся недостаточно четко, пропускаются («абака» – собака, «амок» – замок); заменяются: с – ф («фобака» –собака), з – в («вамок» – замок), ц – ф («фыпленок» – цыпленок), с – т   («тобака» – собака),   з – д («дамок» – замок), ц – т («тветок» – цветок). Шипящие звуки ш, ж, ч, щ произносятся недостаточно четко, пропускаются («апка» – шапка, «ук» – жук и др.); заменяются: ш – с, ф («сапка», «фапка» – шапка), ж – з, в («зук», «вук» – жук), ч – ц, ть («оцки», «отьки» – очки), щ – с', т' («сетка», «тетка» – щетка). Звуки л и р пропускаются («ампа» – лампа, «ука» – рука); заменяются звуками л' («лямпа» – лампа, «люка» – рука), («ямпа» – лампа, «юка» – рука).

У детей 4-5 лет совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных; многие звуки произносятся более правильно и четко; исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками т и д; исчезает замена шипящих звуков ш, ж, ч, щ свистящими с, з, ц. Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко; не все дети умеют произносить звуки л, р.

Словарный запас. На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря — как активного, так и пассивного. К трем годам запас слов, как правило, увеличивается до 800— 1000, слова приобретают более точное значение. Малыш много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их.

К 5 годам активный словарь ребенка достигает 1900 - 2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии («скобланул» – царапнул).

Грамматический строй речи. Дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3-4). Постепенно фраза удлиняется и усложняется. У ребенка этого возраста можно отметить ряд несовершенств фразовой речи: неправильный порядок слов в предложении («я хочу нет»), ошибки в согласовании слов («один колесо», «у меня много подругов»). Дети 4-5 лет пользуются более усложненными и распространенными фразами.

Связная речь. Ребенку 3-4 лет свойственна диалогическая речь. Он в состоянии начать пересказ сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»). Умеет рассматривать картинки, игрушки, отвечая на вопросы. Дети 4-5 лет могут отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений, рассказывать по картине, передавать своими словами личные впечатления.

Особенности речевого развития детей 5 - 7 лет.

 Звукопроизношение. Ребенок 5-6 лет способен замечать особенности произношения других детей и некоторые недостатки своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко; р заменяется л, л заменяется л'. Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой.

Словарный запас. Запас слов у ребенка 5-6 лет увеличивается до 2500-3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В речи ребенка шестого года жизни, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только некоторые трудные малознакомые слова (напр., экскаватор).

Грамматический строй речи. У детей 5-6 лет возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений.

Связная речь. Ребенок 5-6 лет способен пересказать сказку, короткие рассказы. Может составить рассказ по картине (по серии картин

2. Перечень методик коммуникативного развития.

3. Картотека коммуникативных игр для детей.

1.«Сундучок»
        Цель: учить детей задавать открытые и закрытые открытые и закрытые вопросы.

Возраст: для детей старшей, подготовительной группы 5-7 лет, Направление: обыгрывание игрушек – описывание предметов.

Оборудование: сундучок, мелкие предметы.

На столе стоит сундучок, в котором лежит какой-нибудь предмет. Вызывают одного ребёнка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают ему вопросы о цвете, форме, качестве, свойствах и т. д. этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке. Правило: на все вопросы надо отвечать только «Да» или «Нет».

       2.«Позови ласково»

           Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
    Возраст: средней, старшей группы, 4-5 года.

Оборудование: мяч, игрушка.

Направление: подвижные игры, сотрудничество в совместной деятельности.
Ход: ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию), ласково назвав его по имени.

        3.  «Волшебные водоросли»

Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Ход: Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

4. «Вежливые слова»

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Оборудование: мяч.

Ход: игра проводится в кругу с Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

        5.«Самый лучший»

      Цель: развить умение действовать в соответствии с заданной целью, подбирать вербальные и невербальные средства для усиления коммуникативного воздействия, оценивать коммуникативные умения сверстника.

       Детям предлагается соревнование на лучшего клоуна, лучшего друга, короля (королевы) вежливости, защитника животных. Звание присваивается по результатам разыгрывания ситуаций: рассмеши царевну; попроси игрушку у ребят; уговори маму пойти в цирк; помирись с товарищем; попроси ребят принять тебя в игру; посмеши ребят; расскажи о щенке, живущем на улице так, чтобы хотелось его забрать домой.

         6.«Скажи по-разному»

        Цель: развить умения чувствовать друг друга, дифференцировать слуховое восприятие.

Детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами, с различной интонацией различные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой).

- пойдём гулять;

- дай мне игрушку и др.

         7. «Разговор через стекло»

         Цель: развить умение мимику и жесты.

      Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить...”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.

 8. Волшебный букет цветов

Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.

Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.

Воспитатель (показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?

Дети. Грустное, печальное, скучное.

Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает?

Дети. Цветов.

Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга?  Давайте поиграем в «Комплименты».

Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.

Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?

Дети. Веселое, счастливое.

Воспитатель таким образом , подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.

  9. «Клеевой ручеёк»

       Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

        Перед игрой учитель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.  Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

3. Обогнуть “широкое озеро”.

4. Пробраться через “дремучий лес”.

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

      10.«Слепец и поводырь»

              Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению. Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по комнате, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

   По окончанию игры педагог просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу.

             11  «Коврик примирения»

Цель: Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Придя с прогулки, воспитатель сообщает  детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников  присесть  друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении  «Как поделить игрушку».

     12.«Подарок на всех»

  Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

   13. «Игры-ситуации»

           Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

  Детям предлагается разыграть ряд ситуаций

  1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

  4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

   5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

   6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

   7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

   8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

   9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

  10. Ребёнок плачет – успокой его.

  11. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

12. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

          14.«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

         Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

      Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания. Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки; снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

  15.«Пресс-конференция»

      Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

      Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”, “В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

   16.«Здравствуйте»

       Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников.

       Нужно успеть за ограниченное время (1 минута или пока звучит музыка) поздороваться с как можно большим количеством присутствующих людей. Заранее оговаривается способ, с  помощью которого мы будем приветствовать друг друга – например, пожать друг другу руки. В конце игры подводятся итоги – сколько раз успели поздороваться, не остался ли кто-то без приветствия, какое сейчас настроение у игроков.

    17.«Комплименты»

Цель: развить умение дружить, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

        Все игроки стоят в кругу и по очереди говорят друг другу комплименты. В комплиментах можно отметить и настроение, и внешний вид, и личные качества и многое другое.

    18.«Поймай взгляд»

     Цель: развить умение дружить, сотрудничать со сверстниками, взаимопонимание.

       Игроки сидят на ковре или на стульях. Ведущий смотрит на игроков, а потом на ком-то из них останавливает взгляд на несколько мгновений, как бы подозвав его к себе. Тот,  на ком остановился взгляд ведущего, должен встать. Задача игроков – по взгляду угадать, когда тебя вызывает ведущий игры. Затем, когда игроки освоятся с правилами игры, водят дети и пытаются по взгляду понять  друг друга. В игру можно играть не только с группой детей, но и в семье.

   19. «Я хочу с тобой дружить»

     Цель: развить умение дружить, наладить доброжелательную обстановку в группе взрослых и детей.

       Эта игра разработана О.В. Хухлаевой.  Водящий говорит: «Я хочу подружиться…» и далее описывает одного из участников группы. Участник, который догадался, что описывают именно его, быстро подбегает к водящему и жмет ему руку.  И сам становится водящим в игре.

   20.«Коробка с секретом»

       Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения. 

Эта коммуникативная игра также предложена и описана О.В. Хухлаевой. Понадобится достаточно большая картонная коробка. В этой коробке Вам нужно будет прорезать большие отверстия – такие, чтобы в них свободно пролезла рука.  Всего нужно сделать  4-6 отверстий. Играют соответственно 4- 6 человек (сколько отверстий в коробке, столько и игроков может быть в Вашей игре). Игроки просовывают руку в коробку (ведущий в это время придерживает коробку на столе), там находят чью-то руку, с ней знакомятся и угадывают, кто это был, с чьей рукой они только что познакомились.

Рассказывание по теме «Осень»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Цели:

коррекционно-образовательная:

—        учить детей отвечать на вопросы и задавать их;

коррекционно-развивающие:

—        систематизировать знания детей  об осени  и осенних явлениях;

—        активизировать словарь по данной теме;

коррекционно-воспитательная:

—        воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Оборудование: сюжетные картинки: уборка урожая, осенний лес и т.д. (подбирает логопед), корзина с листьями, письмо от Осени.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, П.М. Плещеева, А.С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам».

Содержание образовательной деятельности детей

1.Организаиионный момент.Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень», беседа по нему

2.        Объявление темы об осенней поре.

3.        Игра «Подбери действие».

4.        Игра «Подбери признак».

5. Физкультминитка «Дождик»

6. Чтение письма.

Физкультминутка «Дождик»

Рассказ «Осень» с подставлением по смыслу словами

Чтение рассказа, составленного с помощью ответов детей.

Упражнение на общее расслабление «Листья»

Развитие общей моторики «Ветер»

Развитие мелкой моторики «Листочки»

Массаж лица.

Развитие мимических мышц «Тучка»

Развитие артикуляционной моторики. .

Работа по развитию речевого дыхания и голоса.

—        Развитие диафрагмального дыхания «Шарик»

—        Голосовые упражнения:

Работа в индивидуальных тетрадях – пропечатать букву А, заштриховать картинки на звук [А]  читать в Логопедическом букваре Е. Косиновой.  

Итог и оценка работы детей. Развитию любознательности и активности, заинтересованности и концентрации внимания способствовали яркая наглядность, быстрая смена заданий и упражнений не давала детям возможности отвлекаться. Были созданы условия для активной деятельности детей: рационально размещено оборудование, атрибуты, максимально использовано пространство группы, освещенность для визуальной работы детей, эстетическое оформление помещения и пособия. Все это дало положительное влияние на детскую деятельность. Полученный результат подтвердил эффективность подобранных методов и приемов по обучению детей. Учет результатов занятия позволит наметить дальнейший путь работы с детьми. Таким образом, можно сказать, что цель и запланированные задачи занятия были реализованы.

5. Методики по речевому развитию

НАЗВАНИЕ

ЗАДАЧИ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Произношение

Развивать навыки фонематического анализа и синтеза.

Восприятие звуков родной речи.

Правильно артикулируют звуки.

Находят место звука в слове.

Различают звуки на слух.

Правильно употребляют звуки в связной речи.
Овладевают
интонационными средствами
выразительности речи в пересказе,
чтении.

Рекомендации: Дайте ребёнку
возможность
говорить, отвечать на вопросы.

Практическая деятельность.

Дидактическая игра и упражнения.

Обогащать словарный запас слов

Учить слушать собеседника

Расширяется активный и пассивный словарный запас

Развитие речи за счёт обогащения словаря

Рекомендации: создавать благоприятное эмоциональное состояние ребёнка

Наглядные (использование изобразительной наглядности)

Формировать эстетические ценности

Формировать любовь интерес к художественному слову.

Учатся делиться пережитыми впечатлениями, событиями

Учатся составлять описательные рассказы.

Составляют высказывания

Рекомендации: составлять рассказы-описания по плану.

Содержание индивидуального образовательного маршрута

1. Пояснительная записка.

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ разработан на основе адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ с учетом диагноза воспитанника по результатам медицинского заключения и заключения ПМПК. В разработке ИОМ участвовали специалисты ДОУ.

Цель индивидуального образовательного маршрута - построение системы коррекционно – развивающей работы с ребенком с ОВЗ дошкольного возраста в условиях ДОУ; освоение адаптированной образовательной программы дошкольного образования на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей воспитанника.

Индивидуальный образовательный маршрут предназначен для проведения коррекционно-развивающей работы с воспитанником, имеющим трудности в освоении программы своей возрастной группы и индивидуальные образовательные потребности в связи с имеющимися нарушениями.

Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья.

Задачи:

- выявить особые образовательные потребности ребенка;

- осуществить индивидуальную педагогическую помощь ребенку;

- способствовать усвоению образовательной программы дошкольного образования;

- обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей;

- оказать методическую помощь родителям детей с особыми образовательными потребностями.

3. Общие сведения.

Ф.И.О. ребёнка: Саша П.

Дата рождения:

Домашний адрес: г. Магнитогорск

Краткие сведения о семье:

Ребёнок проживает с мамой и сестрой.

Состав семьи: не полная, с двумя детьми.

Социальная характеристика семьи: благополучная (мать морально устойчива, владеет культурой воспитания, осведомлена об интересах ребёнка, поведении в детском саду)

Жилищные условия: отдельная квартира.

Материальное положение семьи: среднее.

Воспитанием ребёнка занимается мама, отец в жизни и воспитании ребёнка участия не принимает.

Мама: (Ф.И.О.); образование:

Место работы: 

3.2. По результатам комплексного психолого – медико - педагогического обследования установлен статус обучающего с ОВЗ.

Заключение:

Парциальная недостаточность когнитивного компонента деятельности.

Познавательная деятельность формируется по возрасту.

Реализуемая программа дошкольного образования усваивается.

Общее недоразвитие речи III уровня.

По результатам комплексного психолого – медико – педагогического обследования установлен статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендации: обучение и воспитание по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи.

4. Мониторинг развития интегративных качеств


5. Характеристика основных направлений развития по образовательным областям.

Актуальный уровень развития ребёнка по образовательным областям

Задачи педагога

Методы и формы работы

Планируемый результат

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Представление о мире людей и рукотворный мир. Испытывает затруднения в передаче эмоционального настроя (радость, грусть, печаль и т.д.). Не в полной мере развито представление о Родине, стране ит.д. Не сформировано умение наблюдать и делать выводы. Частично сформированы знания о разнообразии труда взрослых, профессиях.

Формировать представления о Родине: о городах России, о ее столице, о государственной символике, гимне страны и т. д.; Развитие исследовательского подхода. Расширение круга общения, осознание значимости трудовой деятельности взрослых.

Рассказы, видеофильмы, экскурсии. Разыгрывание ситуаций типа «Как мы ездили летом на дачу (в деревню) к бабушке», «Как мы ездили (ходили) в лес по грибы, в зоопарк», «Наступила весна, и мне покупают новую одежду» (сообщения из «личного опыта»). Рассматривание фотографий, беседы о семье ребенка, о членах семьи и их взаимоотношениях, о ближайших родственниках. Истории членов семьи.

Сформировано общее представления о труде родителей, о ценности их труда. Полно отражает особенности предметов. Группирует предметы на основе существенных признаков. Сформировано умение группировать предметы по родовым и видовым признакам.

Ребенок и игра. Игры однообразны, ребёнок тяготеет к однообразным игровым действиям и сюжетам, речевая активность снижена, ролевой репертуар беден. Часто оставляет общую игру до ее завершения. Не сформировано умение выразительно передавать игровые образы, творчески разворачивать сюжет игры.

Увлечь ребёнка играми с готовым содержанием и правилами. Включение в игры с малой группой детей. Пробудить игровое творчество. Формировать умение действовать с разнообразными дидактическими и настольными играми.

Использование игр в совместной образовательной деятельности, индивидуальные игры, сюжетно-ролевые игры «День рождения медвежонка», «Завтрак куклы Маши», «Кукла Катя проснулась», «Кукла хочет спать», Проведение развлечений, праздников. Игровые упражнения. Просмотр обучающих фильмов и мультфильмов. Речевые игры, народные игры. Игры с детскими конструкторами, полифункциональными наборами («Что я умею строить», «Как я строю», «Мы с Сережей строим и играем вместе», «Нам нравится строить»). Разыгрывание ситуаций типа «Мы были на параде», «Мы смотрели салют», «На спектакле в театре кукол».

Участие ребенка, как на ведущих, так и на других ролях. Придумывает игры с продолжением, активен в ролевом взаимодействии и ролевых диалогах.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Представление о себе и окружающем природном мире.

Не развито умение устанавливать причинно-следственные связи. В выявлении общих признаков испытывает затруднение, недостаточно владеет общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы редко выполняет самостоятельно, качество труда низкое. Имеет неустойчивый познавательный интерес.

Способствовать расширению и углублению представлений о природе. Воспитание элементов экологического сознания, ответственное отношение к окружающей среде. Развивать умение связанно рассказывать о наблюдаемых явлениях. Развивать умение сравнивать объекты и явления природы по признакам различия и сходства.

Наблюдение, беседы, экологические квесты, экскурсии. Дидактические игры, подвижные игры, просмотр обучающих фильмов, мультфильмов, презентаций. Трудовые поручения. Чтение терапевтических сказок с последующим обсуждением. «Ассоциация» (лото), «Взрослые и дети» (животные). «Найди различия», «Назови одним словом», «Найди различия» и т.д.

Умеет с помощью педагога и самостоятельно устанавливать частные и общие связи. Самостоятельно применяет знания о природе, выдвигает предположения о причинах и результатах наблюдаемых объектов. Владеет трудовыми умениями, старается добиваться хороших результатов.

Развитие элементарных математических представлений

Не в полной мере сформировано умение самостоятельно обследовать и сравнивать геометрические фигуры. Не объясняет сущность действий. Самостоятельности, инициативности и творчества не проявляет. Не сформировано умение обратного счета. Испытывает затруднения в отгадывании математических задач, в ориентирование на листе.

Формировать умение устанавливать связь между целью (задачей), строить простые высказывания о сущности явления, свойства, отношения. Развитие логического мышления. Упражнять в определении расположения предметов на листе.

Сравнение двух-трех групп множеств предметов, объемных или плоскостных моделей путем пересчета, с использованием способов проверки (приложение и наложение) в пределах десяти. Математические развивающие игры. Игры и игровые упражнения с различными строительными наборами («Детская площадка», Lego, «Цвет и форма», конструктор «Самоделкин» и др.). Упражнения, подвижные игры на развитие пространственных отношений. Работа в рабочих тетрадях по математике «я считаю до десяти» Е.В. Колесникова

Умеет самостоятельно обследовать и сравнивать геометрические фигуры, предметы по величине. Определять и отражать в речи основания группировки, классификаций, зависимости. Проявляет интерес к решению задач. Видит геометрические фигуры в предметах окружающего мира. Сформировано умение ориентироваться на листе.

Представление о себе и об окружающем мире людей. Поведение и общение ребёнка положительно направлены. Он имеет представление о правилах культуры поведения и выполняет их в привычной обстановке, однако в новых условиях может испытывать скованность. Не всегда может оценить совершенные действия. Не проявляет стремления к самостоятельным действиям, выдвижению своих идей.

Помочь ребёнку стремиться к положительно оцениваемым действиям, к признанию окружающих. По-доброму относиться к людям ко всему живому. Развивать элементарные навыки самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Беседы, чтение художественной литература, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, чтение терапевтических сказок, обсуждение и высказывание своего отношения к действиям и поступкам. Просмотр обучающих фильмов и мультфильмов.

Владение ребёнком правилами культуры поведения, тактичности. Ребёнок охотно вступает в диалог как со сверстниками, так и со взрослыми, умеет выдвигать свои идеи.

Образовательная область «Речевое развитие»

Не сформировано умение внимательно слушать рассказы педагога и сверстников. Не проявляет интерес к самостоятельному сочинению и созданию творческих рассказов (повторяет рассказы сверстников). Допускает ошибки в звукопроизношении. Затрудняется в аргументирование суждений. Ребёнок предпочитает слушанию чтения другие занятия, пассивен при обсуждении книги.

Содержательность и связанность речи (диалога, монолога), развитие речевого творчества, выразительности речи; развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности. Развитие навыков составления описательных рассказов.

Упражнения на развитие речи, дыхания, голоса. Чтение сказок, стихов, пересказывание литературных произведений. Беседы. Игровые упражнения. Дидактические игры направленные на развитие речи. Чтение терапевтических сказок с последующим обсуждением. Чистоговорки. Рассказывание по картинам «Домашние животные», «Лесные животные», «Зимние пейзажи» и т.д. Составление рассказов «Если бы я был волшебником», «Что мне нравится в себя?» и т.д.

Проявляет интерес к речевому общению. В построении предложений не затрудняется, речь чистая грамматически правильная, выразительная. Проявляет инициативу в общении – делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Изобразительное творчество

Рисование

Учить создавать сюжет в соответствии с планом; научить дополнять рисунок деталями; формировать умение выражать эмоции в рисунке с помощью цвета; формировать пространственные представления на листе бумаги: ближе, дальше, верх, низ, середина, умение изображать передний и задний план; учить преодолевать неуверенность и выполнять работу самостоятельно; учить различать и называть жанры изобразительного искусства.

Игры и игровые упражнения: «Закончи рисунок», «Какого цвета?», «Какой формы?», «На что похоже?», «Нарисуем большой и маленький телевизор», «Нарисуем высокое и низкое дерево» и др.

Пальчиковые игры:

«Капитан», «Слон», «Наша армия», «Кто приехал?» и др.

Использование ИКТ.

Ребёнок сможет создавать сюжет в соответствии с планом; научится дополнять рисунок деталями; освоит умение выражать эмоции в рисунке с помощью цвета; сформируются умения ориентировки на листе бумаги: ближе, дальше, верх, низ, середина; научится изображать передний и задний план; почувствует уверенность в своих силах и сможет выполнять работу самостоятельно; научится различать и называть жанры изобразительного искусства..

Декоративно-прикладное искусство. С затруднением создаёт симметричные рисунки; недостаточно развито чувство ритма и чередования при рисовании разными материалами; не может назвать предметы народного декоративно-прикладного искусства

Продолжать учить создавать декоративные рисунки по принципу симметрии; развивать у детей чувство ритма в процессе работы с карандашами, гуашью, акварелью, фломастерами, кистью; знакомить с народными игрушками (дымковская, каргопольская, филимоновская).

Научится нарядно украшать предметную основу с помощью ритма, чередования и симметрии цветовых пятен, растительных элементов узора; сможет различать народные игрушки; научится различать и называть жанры изобразительного искусства.

Лепка

Не сглаживает поверхность вылепленного предмета и соединение деталей;

испытывает затруднения в делении куска пластилина на заданное количество частей (пополам, на 4 части и т.д.);

испытывает небольшие затруднения в лепке: пластическим способом; с натуры (с передачей характерных особенностей предмета).

Совершенствовать приемы работы с пластилином: делить на части, примазывать детали и сглаживать поверхность поделки; упражнять в лепке пластическим способом; с натуры (с передачей характерных особенностей предмета).

Игры и упражнения: «Вылепи первую букву своего имени», «Формы», «Угадайка», «Загадки и отгадки», «Что из этого шара можно сделать?», «Пляшущие человечки» и др. Использование ИКТ. Пальчиковые игры: «Космонавты», «Пекарь», «Птицы прилетели», «Деревья», «Дом», «Осьминожки» и др.

Сформируется умение делить кусок пластилина на необходимое количество частей;

освоит приёмы примазывания деталей и сглаживания поверхности поделок;

научится лепить пластическим способом, с натуры.

Музыка

Музыкально-ритмические движения

Не достаточно развито чувство ритма. Не реагирует на смену характера трехчастной музыки.

Трудности в ориентировке пространства, координации движений. Не согласованность движений с музыкой. Выполняет движения не ритмично.

Низкий уровень передачи в движениях эмоционального уровня

Осваивать основные танцевальные движения, выполнять их ритмично и в соответствии с характером музыки. Учить различать контрастные части музыки и реагировать на ее начало и конец. Развивать ориентировку в пространстве и координацию движений.

Упражнения на основе танцевальных движений, координацию движений («Хлоп-хлоп», «Ходим, бегаем, гуляем» Е. Тиличеевой). Логоритмика (Интеграция речи, движений и музыки). Пальчиковая гимнастика («Щелчки», «Ладонь-кулак», «Поочередное соединение всех пальцев»). Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма.

Сформировать более четкие танцевальные движения и координацию. Ребенок должен ориентироваться в пространстве. Слышать смену характера музыки.

Восприятие музыки

Не сформирован навык культуры слушания музыки, музыкальная память. Не развито умение чувствовать характер музыки, высказывать свои впечатления о прослушанном. Затрудняется в определении жанров в музыке. Не различает части музыки, музыкальные характеристики музыкального произведения.

Не достаточно понимает средства музыкальной выразительности, не может проанализировать музыку.

Сформировать навык культуры слушания музыки. Воспринимать музыкальные жанры, учить определять песню, танец, марш. Развивать музыкальную память, узнавать знакомые произведения.

Различать и определять на слух музыкальные жанры песню, танец, марш. Узнавать знакомые музыкальные произведения. Уметь анализировать музыку.

Пение

Речевые нарушения. В связи с этим невнятное произношение текста песен. Слабый артикуляционный аппарат. Музыкальный слух слабо развит (не всегда правильно передает мелодический рисунок песни, не достаточно развито чувство ансамбля). Не правильно пользуется дыханием.

Создать оптимальные условия для решения проблем с речевым нарушением на основе знаний индивидуальных особенностей ребенка. Работать над дикцией и артикуляцией, над чувством ритма, правильном взятии певческого дыхания. Помочь ребенку овладеть практическими навыками и умениями в вокальной деятельности.

Музыкально-дидактические игры. Совместное пение с ребенком попевок, песенок. Артикуляционная гимнастика по системе Емельянова В.В. Упражнения на артикуляцию предполагается проводить в игровой форме. Работа с языком, с губами. Упражнения для языка («Пчела», «Вкусный язычок» и т.д.) Упражнения на подвижность нижней челюсти («Трусливый птенчик», «Акула»). Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика.

Проявление навыков вокальной деятельности: четко и ясно произносить слова (артикуляция) при исполнении, правильно брать дыхание, умение петь по фразам, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы,

умение петь в ансамбле.

Образовательная область «Физическое развитие»

Построение и перестроение

Затрудняется в выполнении перестроений из 1 колонны в 3 и обратно.

Трудности в ориентировке пространства, координации движений.

Учить самостоятельно перестраиваться из 1 колонны в 3 и обратно. Развивать ориентировку в пространстве и координацию движений.

Игры и упражнения на перестроения, координацию движений («Палочка-выручалочка», «Птички и клетка», «Чье звено быстрее соберется?»

Ребенок должен ориентироваться в пространстве, самостоятельно перестраиваться из 1 в 3 колонны и обратно.

Бросание, ловля и метание.

Затрудняется в бросании мяча вверх, о пол и ловле двумя руками.

Учить бросать мяч вверх, о пол и ловить его двумя руками на месте и в движении.

Игры и упражнения с мячом («Подбрось и поймай», «Научись владеть мячом»)

Ребенок должен свободно владеть мячом, бросать и ловить его после отскока от пола на месте и в движении.

Прыжки.

Затрудняется в выполнении различных видов прыжков.

Учить прыгать на месте и в движении разными способами.

Игры и упражнения с прыжками («Ловишки на одной ноге», «Лесная эстафета», «Лягушки и цапля»)

Ребенок должен легко и свободно по сигналу выполнять различные виды прыжков.

Логопедическая работа

Общее недоразвитие речи 3 уровня. Нарушение звукопроизношения: с пропускает в начале слова; [п] меняет на [т]; [р]пропускает в начале слова; [л] меняет на [в]; [ш] меняет на [т]; путает цвета (желтый, фиолетовый). Состояние словарного запаса. Словарный запас беден. Развитие словаря.

Выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья. Развивать мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики, согласно лексическим темам. Развивать мелкую моторику с помощью дидактических игр. Формировать фонематический слух, фонематическое восприятие. Формирование связной речи. Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности. Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

Индивидуальные формы работы. Определять правильность смысла предложенных предложений. Решение логических задач. Развитие слухового внимания и логического мышления;

Обеспечить переход накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств. Расширить объем по всем изучаемым лексическим темам. Закрепить понятие слово и умение оперировать им. Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже. Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

6. Индивидуальный учебный план

Дни недели

Организованная образовательная деятельность

Время

Понедельник

Речевое развитие

Бассейн

Рисование

Логопед

9.00 - 9.25

9.40 - 10.05

10.45 – 11.10

11.05 - 11.25

Вторник

Математика

Музыкальное

Социальный мир

9.00 - 9.25

9.30 – 9.55

15.30 – 15. 55

Среда

Обучение грамоте

Лепка

Физкультурное

9.00 - 9.25

9.30 – 9.55

15.15 – 15. 40

Четверг

Аппликация

Физкультурное

Логопед

Музыкальное

9.00 - 9.25

10.00 – 10.25

9.25 – 9.45

15.15 – 15. 40

Пятница

Социальный мир/природный мир

Бассейн

9.00 - 9.25

10.00 – 10.25

 7. Тематическое планирование по неделям на учебный год (праздников, событий, проектов и т.д.)

Месяц

Неделя

Тема

Сентябрь

1

«До свидания, лето», «Здравствуй, детский сад», «День знаний» (тема определяется в соответствии с возрастом детей)

2

«Мой дом», «Мой город», «Моя страна», «Моя планета» (тема определяется в соответствии с возрастом детей)

3

«Урожай»

4

«Краски осени»

Октябрь

1

«Животный мир»(+птицы, насекомые)

2

«Я – человек»

3

«Народная культура и традиции»

4

«Наш быт»

Ноябрь

1

«Дружба», «День народного единства» (тема определяется в соответствии с возрастом детей)

2

«Транспорт»

3

«Здоровей-ка»

4

«Кто как готовится к зиме»

Декабрь

1

«Здравствуй, зимушка-зима!»

2

«Город мастеров»

3

«Новогодний калейдоскоп»

4

«Новогодний калейдоскоп»

Январь

1

Рождественские каникулы

2

3

«В гостях у сказки»

4

«Этикет»

Февраль

1

«Моя семья»

2

«Азбука безопасности»

3

«Наши защитники»

4

«Маленькие исследователи»

Март

1

«Женский день»

2

«Миром правит доброта»

3

«Быть здоровыми хотим»

4

«Весна шагает по планете»

Апрель

1

«День смеха», «Цирк», «Театр» (тема определяется в соответствии с возрастом детей)

2

«Встречаем птиц»

3

«Космос», «Приведем в порядок планету»

4

«Волшебница вода»

Май

1

«Праздник весны и труда»

2

«День победы»

3

«Мир природы»

4

«До свидания, детский сад. Здравствуй, школа», «Вот мы какие стали большие» (тема определяется в соответствии с возрастом детей)

 8. Работа с родителями:

Консультации: «Развитие речи ребёнка «5-6 лет», «Роль игры в жизни ребёнка», «Развитие мелкой моторик и речь», «Подвижная игра в жизни ребенка», «Хвалить или ругать», «Сто тысяч почему». Беседы «Одежда детей в группе и на улице», «Безопасность детей – забота взрослых»;

Рекомендации : расширять спектр игровой деятельности; предлагать больше сюжетных игрушек, конструкторов, кубиков; увеличить время игры вместе с ребёнком; побуждать к совместному быту. А так же: рекомендации по выполнению дыхательных гимнастик, выполнение индивидуальных заданий в тетради «Мы считаем до десяти», проведение групповых праздников, показ открытых мероприятий с детьми. Побуждать к повторению слов, звуков.

7. Рекомендации для педагогов.

1. Новый звук будет звучать громче, сильней и дольше остальных. Отнеситесь к этому спокойно. Так и должно быть: это новый двигательный стереотип для ребенка, который со временем войдет в привычку, и звук станет звучать нормально. 

2. Закрепление нового звука везде: на занятиях с логопедом, дома, на улице, в быту, в группе. Если вы возложили обязанность следить за новым звуком только на логопеда, то сформируется так называемый «синдром кабинетной речи». Появляется стереотип: «вижу логопеда – говорю правильно, не вижу логопеда - говорю как удобно». 
        3. Подбор речевого материала с учетом исключения конфликтующих звуков. «Конфликтующими» звуками могут оказаться практически любые пары: Р – Л, С – З, Т – Ц, Х – Ф, Ж – З. Например, если раньше ребенок вместо Ш говорил С, то после постановки правильного звука Ш ни в коем случае не должно быть слов, где одновременно встречаются оба эти звука: Саша, сушу, шоссе. Различение этих звуков в речи включается в отдельный этап и достигается специальными приемами. 

4. Ребенок должен произносить новый звук в слогах, словах, стихах после примера взрослого. Чтобы новый звук прочно закрепился и вытеснил старое произношение, ребенок не должен допустить ни одной ошибки. Поэтому взрослый должен успевать раньше ребенка показать или подсказать правильный звук. Когда мы поправляем уже неверно произнесенный звук, старое искаженное произношение еще больше закрепляется и задерживает появление правильного звука. Длительное применение такого порочного приема может привести к тому, что ребенку надоест назойливые поправки взрослого, и он откажется произносить требуемый звук. Но чаще всего взрослые прибегают именно к такому приему.

5. В состоянии голода, утомления, сильных переживаний логопедические занятия с ребенком проводить нельзя. 
Воспитанник в таком состоянии сам не сможет контролировать новое произношение звука и вернётся к своим старым искажениям в речи. В подобных случаях не нужно приставать к ребенку со звуками, лучше накормите его, успокойте, дайте отдохнуть.

6. Мотивация ребенка: зачем говорить правильно? 
Очень редко встречаются сознательные детки, которые сами просятся позаниматься с логопедом, но не каждый ребенок это понимает. Поговорите с ребенком и выясните его мечту: что он любит, чем хочет заниматься, когда вырастет, и привяжите целесообразность логопедических занятий к осуществлению его мечтаний. Например, будущая артистка должна выговаривать красиво все звуки, будущий директор должен иметь четкую громкую речь. Необходимо, чтобы ребенок сам пришел к пониманию, насколько это важно и нужно ему самому. 

Рекомендации для родителей по развитию речи.

В тех случаях, когда отклонение в развитии затрудняет ребенку освоение навыков общения, родителям и педагогам приходится тщательно обдумывать подход к решению этой задачи. Необходимо чутко следить за тем, что ребенок научился делать, думать о том, чем ему следует заниматься дальше. Родителям особенно важно знать, какие игры, занятия и ситуации способны подтолкнуть ребенка к общению, и какой вклад в его речевое развитие вносит их собственная речь, их внимание к тому, что он пытается выразить, и их реакция на эти попытки. Занятия по развитию речи, по большей части, могут и должны быть частью обычной повседневной деятельности, естественным дополнением к совместным играм и уходу за ребенком.

         1. Ожидайте ответа от ребенка

Независимо от возраста ребенка - будь он младенцем, который только начинает смотреть на ваше лицо, или дошкольником, который учится составлять предложения из отдельных слов - старайтесь всем своим поведением передать ему вашу уверенность в том, что он сможет вам ответить. Дайте ему время. Пока не увидите, что он явно переключился на что-то другое, ждите его ответа. Кроме того, старайтесь предоставить ему время и возможность самому начать общение. Если говорите только вы, если вы всегда берете инициативу на себя, у ребенка просто не будет возможности понять, какой может быть его роль в процессе взаимодействия с другим человеком.

Разговаривать с малышом, действительно, очень важно, однако при этом стремитесь вести себя как участник двухстороннего общения, даже в том случае, если ребенок может ответить вам только своим взглядом и вниманием. Чтобы ощутить его реакцию, делайте в разговоре паузы. Ждите. Дайте ему время. Выражайте уверенность в том, что он вам ответит - и он ответит.

          2. Разговаривайте о том, что интересует ребенка.

С новорожденным младенцем можно говорить о чем угодно. Родителям, от природы немногословным, бывает трудно разговаривать с маленьким ребенком, который практически не реагирует на их слова. В этом случае для начала можно просто описывать вслух то, что вы делаете. Не забывайте, что именно вы - главный объект внимания малыша. Когда ребенок начинает концентрировать внимание на окружающих его предметах и их перемещениях, можно выбирать тему для разговора., следя за направлением его взгляда и обращая внимание на те игрушки, которые его интересуют. По мере того, как ребенок будет становиться более активным и начнет проявлять больший интерес к играм, диапазон возможных тем для разговора станет шире. У малыша появятся уже определенные пристрастия, и ионии подскажут вам темы для бесед. До того, как он научится говорить, вы можете познакомить его с названиями предметов, которые ему нравятся. Эти предметы подскажут вам слова, которым вы будете учить малыша. Обсуждайте с ребенком движения и действия, текстуру материалов, цвета и звуки.

3. Активному ребенку помогите научиться концентрировать внимание.

У маленьких детей часто наблюдается тенденция перепархивать взглядом с предмета на предмет. В этом случае, если вы будете только следовать за ребенком, вам будет трудно сконцентрировать его внимание на смысле и звучании тех слов, которые он должен узнать. Эту задачу можно решить, если каждый день в течении некоторого времени играть с ребенком в специально приготовленном месте, где в поле его зрения будет очень ограниченное число игрушек, и круг возможных занятий будет тоже невелик. Выберите те игрушки и те игры, которые ребенок предпочитает другим и исключите на время все, что может его отвлечь. Элемент свободного выбора останется, если вы предложите ребенку несколько способов игры с одним и тем же предметом.

4. Используйте естественное поощрение, возникшее в ходе самого разговора.

Старайтесь не говорить: «Молодец!», или «Хорошо говоришь!». Во время обычного разговора так никто не говорит. Лучше в ответ на слова или жесты ребенка покажите ему, что вы его поняли и приняли к сведению то, что он сказал или сделал. Если малыш пока еще только гулит, улыбнитесь ему и ответьте такими же звуками. Если ребенок дает вам игрушку, уделите ей особое внимание и немного поиграйте с ней. Если малыш попросит вас дать ему какую-нибудь вещь, постарайтесь дать ему ее, а если малышу никак нельзя доверять эту вещь, объясните ему, что вы поняли его просьбу, хоть и не можете ее выполнить. Такого рода естественные поощрения, вплетающиеся в разговор, убеждают ребенка в важности и эффективности его попыток вступить в контакт.

5. Как побудить ребенка внимательно слушать, смотреть и реагировать на ваши слова или действия.

Рассказывайте ребенку о том, что вы в данный момент делаете. Несколько простых фраз, прерываемых паузами, воздействуют на него не меньше, чем целый поток слов. Прежде, чем продолжить разговор, позовите малыша по имени и подождите, пока он на вас посмотрит. Для одних и тех же событий или действий используйте одни и те же слова. Малыш начнет узнавать значения важных для него слов и это станет основой умения выполнять простые указания. Пусть все члены семьи стараются побуждать малыша слушать, смотреть и реагировать на происходящее вокруг. Помещайте в поле зрения ребенка какие-нибудь вещи, чтобы он мог смотреть на них, когда вас рядом нет. Подвесить вещи можно над кроваткой малыша. Наблюдайте за малышом, чтобы понять, на какие именно вещи он смотрит, что его интересует. Подумайте, как вы могли бы привлечь его внимание к себе с помощью этих вещей. Это особенно важно для ребенка постарше, которому трудно сосредоточиться. Настройтесь на медленный, постепенный прогресс. Начните с той ступеньки, на которой в данный момент находится ваш малыш и постарайтесь каждый день или каждую неделю понемногу продвигаться вперед. По возможности уберите все, что отвлекает внимание.

Заключение

 Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.

Время Знаний

Россия, 2015-2025 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.07.2025


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области