Тема: «Три склонения имен существительных».
Цель: вспомнить, что такое склонение, обобщить, систематизировать и углубить знания о типах склонения существительных.
Ход урока.
I. Мотивация.
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке нам понадобятся не только ручки и тетрадки, но и ваши внимательные глазки, чуткие ушки, а самое главное, хорошее настроение. Вы готовы?
Давайте запишем с вами число, «классная работа».
II. Актуализация знаний.
Ребята, а вы любите сказки?
А какие сказки вам больше нравятся: волшебные, бытовые, о животных?
Я тоже очень люблю сказки, поэтому сегодня я расскажу вам сказку, необычную, грамматическую.
В некотором царстве, в грамматическом государстве жили- были король Язык и королева Морфология. Государство их было разделено на районы. Самый большой из них был заселен именами существительными. Ребята, что вы знаете об именах существительных? Давайте составим кластер в виде солнышка.( составление кластера)
III. Целеполагание.
Имена существительные живут в этом большом районе на чудесной полянке. И живут они в очень симпатичных домиках.
В 1 домике живут такие существительные, как:
Во 2 домике живут такие существительные, как:
В 3 домике живут такие существительные, как:
Давайте, ребята, сейчас проанализируем эти слова с точки зрения грамматики и выясним, почему именно так они распределены.
1 ряд работает со словами 1 домика; 2 ряд- со словами 2 домика; 3 ряд- со словами 3 домика. Я даю подсказку – вам поможет определение родов и окончании.
Ребята, а как называются эти домики, вы уже догадались? (склонения)
Правильно, так о чем же мы будем сегодня говорить? ( о склонениях)
Запишите тему урока.
Какова цель нашего урока? (вспомнить, что такое склонение, повторить материал о трех склонениях, научиться определять склон. сущ-х)
Что такое склонение? (Изменение имен существительных по падежам)
IV. Открытие новых знаний.
Теперь посмотрите на эти домики внимательно еще раз и попробуем преобразовать из жильцов этих домиков таблицу для определения склонения.
Повторение правила об окончании и роде. ( заполнение таблицы).
Теперь вам понятно, почему существительные живут в разных домиках в таком порядке?
Схему «Типы склонений» заносят в тетрадь.
Теперь сравним полученные знания с материалом учебника. Прочитайте вслух теоретическую часть на странице 62(Один ученик читает теорию). Может, мы забыли о чем-то сказать? (Склонение существительного определяется только по именительному падежу единственного числа, т. е. по начальной форме.) Правильно. Значит, чтобы определить тип склонения существительного в косвенном падеже, нужно поставить его в начальную форму. Ребята, давайте сразу составим алгоритм определения склонения существительных.
Алгоритм определения склонения существительных.
Начальная форма - род – окончание - склонение.
Лингвистическая разминка.
- Я называю существительное, если
1склонение – поднимаем руки вверх (река, дедушка, деревня)
2 склонение – перед собой (дом, облако, море)
3 склонение - сгибаем в локтях (ночь, степь, мышь)
Спасибо. Продолжаем работать.
- Давайте вернемся к учебнику и прочтем задание упражнения 519. (Выполнение задания устно).
V. Усвоение новых знаний.
1. Вернемся к нашим сказочным домикам.
Ребята, существительные - очень гостеприимный народ. Решили они устроить бал и пригласить гостей. Но вот незадача: существительные – гости спрятались в тексте, т. к. не знали, куда идти. Давайте поможем существительным найти свой домик. Для этого мы должны прочитать текст, найти существительные и определить тип склонения.
Сказка- это волшебный мир детства. Окунаясь в него, мы испытываем чувство радости, волнения, а иногда и грусти.
В сказках можно встретиться с разными сказочными героями: доброй феей, злой ведьмой, золотой рыбкой, Бабой-Ягой и другими.
Сказки все отличаются друг от друга, но во всех сказках торжествует справедливость, добро побеждает, а зло наказывается.
О чем этот текст? Какова основная мысль текста? Как можно озаглавить этот текст?
Давайте найдем существительные и распределим их по домикам. Для этого надо определить тип склонения сущ-х. Пусть вашим помощником будет алгоритм.
Ребята по очереди выходят к доске и выписывают из текста сущ. (остальные ведут записи в тетрадях)
2. Существительные, жители этих домиков, очень благодарны вам и просят еще об одной услуге. Случайно среди них оказались чужие. Давайте поможем им избавиться от « лишних».
Игра «Четвертый лишний».
1 вариант - куклой, рощи, дядя, брюки;
2 вариант - городом, повидло, сани, торты.
( самопроверка) Вывод.
VI. Итоги урока.
Ребята, жители наших домиков очень довольны и говорят вам: «Спасибо!». Они хотят отблагодарить вас, но как? Как вы думаете, чем они могут нам помочь, для чего нужны склонения? (Для того чтобы мы не путали безударные окончания существительных и научились грамотно писать и говорить.) Видите, ребята, и в нашей сказке справедливость восторжествовала: мы помогли сущ-м., а они помогли нам.
Вернемся к нашему солнышку. Как вы думаете, можно добавить к нему еще один лучик? Какой?
Ну что ж, молодцы, как и любая сказка, наша тоже имеет счастливый конец. Существительные долго и счастливо жили в своих домиках, и дети учились у них уму- разуму.
VII. Дом. задание: 1. Упр. 520. (Определить у однокоренных существительных тип склонения по алгоритму, т.е. определить род, выделить окончание и затем указать склонение), выучить таблицу в тетради.
Выставление оценок.
Заключительное слово учителя.
Сегодня я разглядела в ваших глазах огонек любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонек не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днем, помогли бы вам преодолеть все трудности учебы. Спасибо за урок.