Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


урок русского языка "Три склонения имен существительных"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема: «Три склонения имен существительных».

Цель: вспомнить, что такое склонение, обобщить, систематизировать и углубить  знания  о  типах  склонения   существительных. 

Ход урока.

I. Мотивация.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке нам понадобятся не только ручки и тетрадки, но и ваши внимательные глазки, чуткие ушки, а самое главное, хорошее настроение. Вы готовы?

Давайте запишем с вами число, «классная работа».

II. Актуализация знаний.

Ребята, а вы любите сказки?

А какие сказки вам больше нравятся: волшебные, бытовые, о животных?

Я тоже очень люблю сказки, поэтому сегодня я расскажу вам сказку, необычную, грамматическую.

В некотором царстве, в грамматическом государстве жили- были король Язык и королева Морфология. Государство их было разделено на районы. Самый большой из них был заселен именами существительными. Ребята, что вы знаете об именах существительных? Давайте составим кластер в виде солнышка.( составление кластера)

III. Целеполагание.

Имена существительные живут в этом большом районе на чудесной полянке. И живут они в очень симпатичных домиках.

В 1 домике живут такие существительные, как:

Во 2 домике живут такие существительные, как:

В 3 домике живут такие существительные, как:

Давайте, ребята, сейчас проанализируем эти слова с точки зрения грамматики и выясним, почему именно так они распределены.

1 ряд работает со словами 1 домика; 2 ряд- со словами 2 домика; 3 ряд- со словами 3 домика. Я даю подсказку – вам поможет определение родов и окончании.

Ребята, а как называются эти домики, вы уже догадались? (склонения)

Правильно, так о чем же мы будем сегодня говорить? ( о склонениях)

Запишите тему урока.

Какова цель нашего урока? (вспомнить, что такое склонение, повторить материал о трех склонениях, научиться определять склон. сущ-х)

Что такое склонение? (Изменение имен существительных по падежам)

IV. Открытие новых знаний.

Теперь посмотрите на эти домики внимательно еще раз и попробуем преобразовать из жильцов этих домиков таблицу для определения склонения.

Повторение правила об окончании и роде. ( заполнение таблицы).

Теперь вам понятно, почему существительные живут в разных домиках в таком порядке?

Схему «Типы склонений» заносят в тетрадь.

Теперь сравним полученные знания с материалом учебника. Прочитайте вслух теоретическую часть на странице 62(Один ученик читает теорию). Может, мы забыли о чем-то сказать? (Склонение существительного определяется только по именительному падежу единственного числа, т. е. по начальной форме.) Правильно. Значит, чтобы определить тип склонения существительного в косвенном падеже, нужно поставить его в начальную форму. Ребята, давайте сразу составим алгоритм определения склонения существительных.

Алгоритм определения склонения существительных.

Начальная форма - род – окончание - склонение.

Лингвистическая разминка.

 - Я называю существительное, если

1склонение – поднимаем руки вверх (река, дедушка, деревня)

2 склонение – перед собой (дом, облако, море)

3 склонение -  сгибаем в локтях (ночь, степь, мышь)

Спасибо. Продолжаем работать.

- Давайте вернемся к учебнику и прочтем задание упражнения 519. (Выполнение задания устно).

V. Усвоение новых знаний.

1. Вернемся к нашим сказочным домикам.

Ребята, существительные - очень гостеприимный народ. Решили они устроить бал и пригласить гостей. Но вот незадача: существительные – гости спрятались в тексте, т. к. не знали, куда идти. Давайте поможем существительным найти свой домик. Для этого мы должны прочитать текст, найти существительные и определить тип склонения.

Сказка- это волшебный мир детства. Окунаясь в него, мы испытываем чувство радости, волнения, а иногда и грусти.

В сказках можно встретиться с разными сказочными героями: доброй феей, злой ведьмой, золотой рыбкой, Бабой-Ягой и другими.

Сказки все отличаются друг от друга, но во всех сказках торжествует справедливость, добро побеждает, а зло наказывается.

О чем этот текст? Какова основная мысль текста? Как можно озаглавить этот текст?

Давайте найдем существительные и распределим их по домикам. Для этого надо определить тип склонения сущ-х. Пусть вашим помощником будет алгоритм.

Ребята по очереди выходят к доске и выписывают из текста сущ. (остальные ведут записи в тетрадях)

2. Существительные, жители этих домиков, очень благодарны вам и просят еще об одной услуге. Случайно среди них оказались чужие. Давайте поможем им избавиться от « лишних».

Игра «Четвертый лишний».

1 вариант - куклой, рощи, дядя, брюки;

2 вариант - городом, повидло, сани, торты.

( самопроверка) Вывод.

VI. Итоги урока.

Ребята, жители наших домиков очень довольны и говорят вам: «Спасибо!». Они хотят отблагодарить вас, но как? Как вы думаете, чем они могут нам помочь, для чего нужны склонения? (Для того чтобы мы не путали безударные окончания существительных и научились грамотно писать и говорить.) Видите, ребята, и в нашей сказке справедливость восторжествовала: мы помогли сущ-м., а они помогли нам.

Вернемся к нашему солнышку. Как вы думаете, можно добавить к нему еще один лучик? Какой?

Ну что ж, молодцы, как и любая сказка, наша тоже имеет счастливый конец. Существительные долго и счастливо жили в своих домиках, и дети учились у них уму- разуму.

VII. Дом. задание: 1. Упр. 520. (Определить у однокоренных существительных тип склонения по алгоритму, т.е. определить род, выделить окончание и затем указать склонение), выучить таблицу в тетради.

Выставление оценок.

Заключительное слово учителя.

Сегодня я разглядела в ваших глазах огонек любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонек не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днем, помогли бы вам преодолеть все трудности учебы. Спасибо за урок.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области