Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру

Цельсоздание условий системысоциальных отношенийдетей младшего дошкольного возраста, через сюжетно- ролевые игры

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Образовательный проект на тему:

«Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста

через детское экспериментирование»

Воспитатель: Шевелева О.В.

Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации; актуальность проекта)

Я хотела поделиться своим реальным опытом работы. Когда я работала в старших группах, познавательно-исследовательская деятельность у нас была одним из приоритетных видов деятельности. Мы экспериментировали и исследовали и делали выводы практически каждый день и в группе и на прогулке – словом везде, где это было возможно. Но дети выросли и ушли в школу…

А сейчас я работаю в группе раннего возраста. И поначалу думала, что исследовательскую деятельность с такими маленькими детьми будет организовать проблематично, но потом поняла, что дети такого возраста познают и исследуют не каждый день, как в более старших группах, а каждый час и даже каждую минуту… Как же я ошибалась, что с малышами будет трудно экспериментировать и исследовать. Ничего подобного. Они впитывают все как губка и проявляют еще большую инициативу в исследовании и экспериментировании

У детей в раннем возрасте экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности.

Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Особенно это помогает отвлечь ребенка при адаптации. Когда ребенок плачет и все мысли его только о маме и почему она его здесь оставила, то я часто предлагаю ему поиграть сенсорную коробку, тазик с водой или с кинетическим песком. Ведь вода и песок оказывают релаксационное действие, снимают излишнюю тревожность и агрессивность

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве и вначале представляет собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются простые орудийные действия и сенсорные эталоны.

Сенсорное воспитание – это развитие восприятий и формирование представлений о внешних свойствах предметов: (их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе.) От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.

Поэтому тему своего самообразования я сформулировала так: сенсорное развитие детей раннего возраста через познавательно-исследовательскую деятельность. Выдающиеся ученые, справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания

Сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью и решать следующие задачи:

Таким образом, цель моей работы – это создание условий дляформирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством познавательно-исследовательской деятельности

Для достижения этой цели поставила перед собой задачи:

.

Средства и методы деятельности:

- изучить и проанализировать подборку методической литературы;

- наблюдение в ходе игровой деятельности;

- беседы;

- игровая деятельность;

- определить перечень;

- разработать цикл занятий по развитиюсенсорных способностей черезопытно-экспериментальную деятельность с учетом возрастных особенностей детей ;

-использование элементарных опытов и исследований в работе с детьми раннего возраста

Содержание работы по созданию условий развития сенсорных способностей детей раннего возраста

через детское экспериментирование

Этапы работы над проектом:

1 этап - начальный (констатирующий – диагностический (03.09. 2021- 01.10.2021г.)

Начальный период предполагает сбор информации по проблеме на основе диагностики

уровня развития творческих способностей детей, выявление проблемы, изучение

индивидуальных особенностей;

2 этап – основной (формирующий (01.10.2021 – 10.05.2022г.)

Основной этап предполагает апробацию различных пед. технологий и методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.

3 этап – заключительный (контрольный) 10.05.2022. – 31.05.2022г.)

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

В нашей группе будут проходить традиционными выставки, акции, проекты, на которых родители являются активными участниками.

Предполагаемые результаты работы:

Методическая литература:

1)Борисова Е.М. Ранее экспериментирование детей.//Молодой ученый.- 2016.

2) Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников – М.:Просвещение,20153

3)Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Волгоград: Перемена, 2006.

4) Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.-М.: 2010

5)Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста»,- М.: Мозаика – Синтез, 2009

Выводы:

При работе в этом направлении дети станут любознательными, пытливыми, инициативными и мотивированными к исследованию. Стремление познать мир и стать более самостоятельными в этом познании, у них появится восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это является предпосылками для восприятия естественно-научных представлений.

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование позволит качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.

Считаю очень важным моментом экспериментировать и исследовать на протяжении всего периода адаптации – для улучшения эмоционального фона и сплочения членов такого маленького коллектива

Перспективы на будущее:

• Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;

• Дополнение системы экспериментирования;

• Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию

Алгоритм осуществления проектной деятельности

Тема образовательного проекта: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста

через детское экспериментирование

Этапы

Содержание

Постановка проблемы:

Недостаточный уровень знаний у родителей по ПИД и воспитанию дошкольников.

Недостаточная предметно – пространственная развивающая среда в группе по данной проблеме.

Причины:

(формулировки с «не» и «нет»)

У многих воспитанников наблюдается недостаточность освоения сенсорных эталонов, сформированности  познавательноймотивации, способов обследования предметов, развития  сенсорных способностей.

Недостаточная наполняемость предметно – пространственной развивающей среды в группе по данной проблеме.

Цель:(вытекает из проблемы)

Создание условий дляформирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством познавательно-исследовательской деятельности

Задачи:

(вытекают из причин)

Методологическая основа:

(технологии, программы)

1) Борисова Е.М. Ранее экспериментирование детей.//Молодой ученый.- 2016.

2) Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников – М.:Просвещение,20153

3) Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста.— Волгоград: Перемена, 2006.

4) Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.-М.: 2010

5) Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста»,- М.: Мозаика – Синтез, 2009

Предполагаемый результат:

(дети, родители, коллеги)

Период реализации проекта:

2021- 2022г.г.

Способ презентации результатов реализации проекта:(где и каким образом планируете продемонстрировать УСПЕШНЫЙ опыт)

- фото – отчет;

- выступление на педагогическом совете;

- информация на сайте ДОУ;

- онлайн - консультации

Перспективный план по образовательному проекту

«Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста

через детское экспериментирование

Месяц

Реализация содержания образовательного проекта

в ходе организации взаимодействия с участниками образовательного процесса

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Дети

Форма проведения, тема

Родители

Форма проведения, тема

Педагоги

Форма проведения, тема

Сентябрь

2. Дидактическая игра «Воздух, земля,

вода»

картотека.

Воздушный океан

Анкета «Организация по развитию сенсорных способностей детей через экспериментирование в семье».

Общее родительское собрание для родителей «Ребенок познает мир». «Информация для родителей о плане работы по исследовательской деятельности на учебный год.

Продемонстрировать методическую литературу

по развитию сенсорных способностей детей через экспериментирование.

Консультация для воспитателей «Сенсорные способности детей через экспериментирование.

Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме развития сенсорных способностей детей через экспериментирование, как условие повышения качества образования дошкольников.

Изучение методических разработок по развитию

развития сенсорных способностей

октябрь

3. Самостоятельная деятельность детей

Песок. Глина. Почва

Привлечение в пополнении оборудований уголка экспериментирования необходимыми материалами

Индивидуальнаяконсультация

Семинар «Активизация познавательной деятельности дошкольников»

Буклеты «Соблюдение правил при проведении экспериментов»

Изготовление схем для проведенияэкспериментальной деятельности с детьми: Бином-экран, Моном-экран, Полином-экран

ноябрь

1. Разработка памятки для детей «Правила поведения в уголке экспериментирования»

Царица- водица

Консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

Индивидуальная консультация

Консультация «Оборудование уголка экспериментирования. Организация работы».

Продемонстрировать схемы для проведения исследовательской деятельности с детьми (Бином-экран, Моном-экран, Полином-экран)

Оснащение и оборудование уголка экспериментирования

декабрь

1«Прятки», «Разноцветная водичка» ,«Будем

пить», « Что получится», «Вкусная

водичка», «Заморозили», «Разогреем»,

«Теплая, холодная», «Куда делась вода?»,

«Откуда берётся вода?», «Высушим»
2 Чтение сказки «Снегурочка»

Дидактические игры «Что лишнее», «Найди отличия».

Царица-Водица (продолжение)

Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

Индивидуальная

консультация

Беседа на тему: «Значение детского экспериментирования для психического развития».

Изготовление папки «Правила работы при проведении опытов»

январь

Магнит

Фотовыставка «Хотим все знать» Цель: показать наглядно, как дети занимаются познавательно-исследовательской деятельностью.

Продемонстрировать игры с магнитом

Изготовление папки «Алгоритм – схемы опытов»

февраль

выпаривания воды», « На плотность воды». «На растворимость». «Растворимость жиров с помощью соли». «Покраска соли с помощью восковых мелков».картотека Опыты с солью «Волшебный    снежок»,

Волшебница соль

Выставка детских рисунков

Оформление папки «Мои открытия».

Консультация «Соблюдение правил безопасности в процессе организации экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников».

Выращивание кристалликов соли

март

1 Опыты «Порвём бумагу».

«Кораблик», «Бумажные листочки»,

«Тонкая - толстая»

2.Дидактическая игра» «Что из чего сделано»

3.Дыхательная гимнастика «Дуем на

салфетку»

4.Просмотр мультфильма про оригами

«Бумажки»

 Бумага

Консультация для родителей по экспериментированию в домашних условиях

Представление методического пособия «Коллекция опытов для детей»

Консультация«Маленькими шагами в прекрасный мир!»

Фото – выставка «Коллекция опытов для детей»

Апрель

1Эксперименты.«Помоемкамешки»,«Тёплые

холодные»,.«Лёгкий – тяжёлый», .«Какой

формы камень?», «Твёрдый - мягкий»

2. .Трудовая деятельность «Наведем порядок

3. Коллекционируем камешки

Камешки

Совместная работа родителей и детей по сбору

природного материала для поделок и экспериментов.

Представление коллекции различных камней

Выставка поделок из природного материала

май

Наш мини огород

Подведение итогов по теме в рамках родительского собрания. Обсуждение полученных результатов проведенной работе по экспериментированию

Стажерская площадка «Технологии исследовательской деятельности в ДОУ, как условие повышения качества образования»

Фоторепортаж «Как мы ухаживаем за растениями!»

Приложение 1

Создание развивающей среды с целью развития детского экспериментирования в группе:

Уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, содержанием которого являются:

1. Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
2. Природный материал, собранный совместно с детьми (камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки и т.д.);
3. Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые и железные предметы и др.);
4. Разные виды бумаги, пластилин;
5. Красители пищевые и не пищевые;
6. Приборы – помощники (увеличительные стекла, весы, магниты и др.);
7. Медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д.);
8. Прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито).
9. Детские фартуки;
10. Полотенца, тряпочки, щетка и совок;
11. Схемы проведения опытов.

Приложение 2

Конспекты занятий по сенсорному развитию детей с использованием игр-экспериментов

Занятие 1

Программное содержание: Познакомить детей со свойствами песка: песок – это множество песчинок; песок бывает сухой и мокрый; мокрый песок принимает любую нужную форму.
Воспитывать культурно-гигиенические навыки, любознательность и желание играть сообща.
Вызвать положительные эмоции.
Оборудование: Фартуки для воспитателя и детей, несколько емкостей с сухим песком, лейки с водой, формочки для песка, лист бумаги.
Словарная работа: песок, мокрый, сухой, грязные
Предварительная работа: игры с песком на прогулке; рассматривание сюжетных картин на тему: «Дети гуляют»; д/игры: «Больше - меньше», «Собери в корзинку»; наблюдения в природе
Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, эксперимент с песком, практическая деятельность детей.

Ход занятия

Ребята, Незнайка  приглашает нас в гости , в свою лабораторию. Пойдём? и Да. Давайте все наденем фартуки, и Незнайка покажет нам много нового и интересного. Дети одеваются и проходят.

1. Ребята, что у меня в стаканчике? (воспитатель насыпает горкой песок разной величины). Песок. Правильно. Я возьму белый лист бумаги и насыплю на него немного песчинок. Посмотрите, какие они мелкие. Каждую из них хорошо видно на листе бумаги. А чтобы получилась большая горка песка сколько нужно песчинок? Много. (ответы детей). А в песочнице сколько песчинок? Много . Песок состоит из множества песчинок .

Вывод: Песок состоится из множества песчинок.

2. Ребята, давайте потрогаем песок. Какой песок? Сухой. Суньте руки в песок, а затем вытащите руки. Руки у нас чистые или грязные? Ответы детей. Чистые. А теперь давайте проведём эксперимент с песком. Дети поливают песок водой. Что произошло с песком? Песок стал мокрым. Ребята, суньте руки в песок. Достаньте руки. Какие у вас стали руки? Руки мокрые, грязные. Почему руки мокрые? Ответы детей – Потому что мы полили песок водой. Песок бывает сухой , но если песок полить водой он становится мокрым. Наше путешествие по лаборатории Незнайки продолжается. Перед вами стоят два тазика-  один с сухим песком , другой с мокрым песком. Сейчас мы будем делать пирожки с помощью формочек.

Пробуем лепить из сухого песка пирожки. Получается? Нет. А почему? Песок сухой, с него не получается лепить. (Ответы детей). А теперь пробуем лепить с мокрого песка. Получается? Да. Почему? Песок мокрый. (Ответы детей).

Вывод: Из мокрого песка можно лепить , а из сухого нельзя.

Занятие 2

Программное содержание: Познакомить детей с камнями и их свойствами: дать представление о том, что камни тяжелые и легкие; твердые; могут быть холодными и теплыми.
Продолжать учить детей группировать предметы по цвету.
Воспитывать желание помогать близким.
Вызвать положительные эмоции.
Оборудование: Фартуки; большие и маленькие камни; разноцветные мелкие камешки из аквариума и соответствующие по цвету ведерки; чудесный мешочек; поролон.
Словарная работа: легкий, тяжелый, теплый, холодный, мягкий, твердый
Предварительная работа: рассматривание камней на прогулке; д/игры: «Собери в корзинку», «Чудесный мешочек»; «Какого цвета?»
Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, эксперимент с камнями, практическая деятельность детей

Ход занятия

Ребята, к нам в гости пришёл Незнайка. Незнайка приглашает нас снова провести опыты, одевайте фартуки. Дети одевают халаты и проходят к столу. На столе лежат камни разного размера (большие и меленькие).

Ребята, посмотрите, что это? Камни. Возьмите их в руки, рассмотрите камни. Какие камни тяжёлые или лёгкие? Ответы детей. А теперь давайте определим тяжёлые камни или лёгкие Ответы детей. Ребята камни бывают тяжёлые и легкие.

А теперь поиграем с камнями. У меня есть два мешочка, в них мы положим камни. Один мешочек мы положим на окно, а другой мешочек положим на батарею.

Проводится пальчиковая гимнастика.

Ребята, а теперь давайте потрогаем камни из мешочков. Какие камни в этом мешочке, холодные или теплые. Ответы детей. Дети трогают камни и отвечают на вопросы воспитателя. Ребята, а теперь давайте попробуем сжать камни, камни сжимаются. Нет. А у меня есть вата. Давайте попробуем сжать вату. Вата сжимается? Да. Вата сжимается потому что она мягкая, а камни твёрдые они не могут сжиматься. Ребята, посмотрите, камни у нас разного цвета. А какого цвета камни? Жёлтые, зелёные, красные и сини. Ответы детей. Давайте разложим камни по цвету. Дети раскладывают камни по цвету. Молодцы ребята, вы хорошо справлялись с заданиями.

Занятие 3

Программное содержание: Познакомить детей со свойствами воды: вода может быть прозрачной, мутной; со свойствами бумаги: бумага бывает толстой, тонкой, рвется, мнется.
Дать представление о том, что воздух невидим.
Развивать познавательные интересы, воображение, внимание, мышление.
Обогащать словарь.
Вызвать положительные эмоции настроя.
Оборудование: телефон, фартуки, очки, колпак, бегемотики, стакан с водой, стакан с мукой, ложки, миска стеклянная, полиэтиленовые пакетики, бумага толстая и тонкая.
Словарная работа: прозрачная, мутная, легкая, толстая
Предварительная работа: рассматривание разных сортов бумаги; д/игра: «Спрячь игрушку»; дыхательное упражнение «Бабочки»
Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, показ, практическая деятельность детей

Ход занятия

Позвонил телефон, звонит Незнайка. Он снова приглашает нас к себе в гости, в лабораторию. Давайте снова оденем фартуки. Дети одевают фартуки. Ребята ,посмотрите, что стоит у меня на столе. На столе стоит стакан с водой. А вода в стакане прозрачная? Ответы детей. А давайте поиграем с вами в игру, добавим в стакан с водой ложку муки и размешаем. Какая стала вода? Ответы детей. Мутная, грязная, не прозрачная. А почему? Мы добавили в воду муку. Ребята , посмотрите, у меня есть маленькие шарики, давайте положим один в прозрачную воду, а другой положим в мутную воду. В какой воде видно шарик? Ответы детей. Теперь ребята мы знаем, что вода бывает прозрачной и мутной.

Ребята, а ещё мы не видим воздух, который у нас в комнате. Воздух есть везде. Чтобы его увидеть, его нужно поймать. Сейчас мы с вами попробуем поймать воздух. Воспитатель раздаёт всем пакетики. Воспитатель показывает детям как ловить воздух. Дети повторяют. Потрогайте пакет. Что в нём? Воздух. Пакет полон воздуха и похож на подушку. Дашенька, что в пакете? Теперь я выпущу воздух из пакета. Почему пакет стал тоненьким? Ответы детей.

Молодцы ребята, теперь мы знаем, что воздух не видим, но он есть везде.

Ребята, а теперь мы будем играть с бумагой. Каждый возьмёт в руки бумагу и положит её на ладошку. Дыхательная игра «Подуй». Поиграли, а теперь проведём опыт с бумагой.

Возьмите в руки лист бумаги. Потрогайте бумагу руками, какая бумага? Бумага тонкая или толстая? Ответы детей.

А теперь давайте попробуем смять бумагу, покажите, что получилось. Бумага смялась. Попробуйте бумагу порвать. Порвалась, почему? Бумага тонкая. Правильно бумага тонкая, она рвётся.

Тоже самое проделать с толстой бумагой.

Вывод: Тонкая бумага рвётся, а толстая нет. Тонкая бумага мнётся, а толстая не мнётся.

Приложение 3

Картотека опытов

Эксперименты с водой

Опыт 1 «Что получится?»
Цель: Дать представление о том, что некоторые вещества в воде растворяются.
Оборудование: Два стакана с водой, немного песка и сахара.

Ход: Воспитатель предлагает посмотреть детям что получится, если в стакан с водой положить ложку песка и размешать. Затем демонстрирует это. Размешанный в стакане с водой песок сделал воду непрозрачной, мутной. Но через некоторое время опустился на дно стакана, а вода снова стала чистой. Далее воспитатель тоже самое проделывает с сахаром, обращая внимание детей на то, что сахар не замутнил воду и не опустился на дно, а исчез. Что же произошло? Сахар растворился в воде, а песок – нет.

Вывод: Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет.

Опыт 2 «Тёплый» или «Холодный»

Цель: закреплять понятие  «тёплый» или  «холодный».

Оборудование:.

Необходимы игрушки двух видов, по две – три штуки каждого, желательно резиновые или пластиковые  (например: утята, рыбки,  кораблики,  дельфины и небольшие мячики – красные,  синие, желтые, белые).

Ход: Воспитатель наполняет одну  ёмкость теплой водой, другую холодной. Говорит детям: « Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки в теплой. Давай их искупаем». Малыш опускает утят в ёмкость с холодной водой, а рыбок в теплую воду.  Тем самым мы учим ребенка не только свойствам предметов,

но и учим определять разницу холодное – теплое.

Опыт 3 « Что как плавает?»

Цель: Знакомство детей со свойствами материалов.

Оборудование:

Для игры  нужен набор предметов из разных материалов. Пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложечка, камешек, бумажная лодочка, скорлупка ореха, лоскуток ткани, фигурка из пенопласта, деревянная палочка и т.д.

Ход: Воспитатель предлагает ребенку постепенно опускать все предметы в воду: « Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в путешествие, в плавание. Отпусти его в воду, пусть плывет. Как много у нас предметов давай их тоже от-

пустим, они хотят плавать». Во время игры воспитатель просит малыша называть предметы, опускаемые в воду. Комментировать действия предметов (тонет, плывет, мокнет).

Опыт 4 "Сказка о том, как радуга в озере купалась"

Цель: знакомство со свойствами воды.

Ход: Воспитатель показывает детям картинку с изображением радуги

и рассказывает : "Летом после дождя на небо вышла яркая радуга. Она посмотрела вниз на землю и увидела там большое гладкое озеро. Радуга поглядела в него, как в зеркало, и подумала: «Какая же я красивая!» Потом она решила искупаться в тёплом озере. Словно огромная разноцветная лента, радуга упала в озеро. Вода в озере сразу окрасилась в разные цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Давайте посмотрим что же получится с водой, если ее раскрасить цветами радуги. Дети берут баночки с гуашью и

кисточки и "красят воду".

Опыт 5  "Кто живёт в воде?"

Цель: Знакомимся с водяными человечками

Ход: Водяные человечки

Целый день плескались в речке.

А потом залезли в тазик

Искупаться ещё разик.

В песочнице живут песочные человечки, а в воде) обитают водяные человечки. С водяными человечками тоже очень интересно играть. Они могут быть такими, как на картинке. Но можно и самим придумать водяных человечков и нарисовать их в альбоме.

Опыт 5 « Капитаны»

Цель: активизация мышц губ, формирование умения чередовать длительный, плавный, сильный выдохи.

Оборудование(см. опыт 3)

Ход: Воспитатель наполняет ёмкость водой, пускает в неё бумажный кораблик. Ребенок садиться на стульчик рядом. Взрослый предлагает малышу прокатиться на кораблике от одного до другого берега. Показывает, что берега обозначены полосками разного цвета. Объясняет, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него. Можно дуть просто, вытягивая губы трубочкой, не надувая щеки. Показывает, как это делать. Обращает внимание ребенка на звук, который  при этом получается: «Ф». Малыш повторяет. « Но вот налетел ветер, он

дует не ровно. Вот так!»- взрослый дует на кораблик отрывисто, не ровно: « П-П-П». Обращает внимание малыша на то, какой звук слышится теперь – « П.». Предлагает попробовать подуть также и пригнать кораблик к другому берегу. Игра

повторяется несколько раз. Воспитатель следит за тем, чтобы ребенок не надувал щёки, не дул очень сильно.

Опыт 6  "Времена года"

Цель: Учимся определять температуру воды в чашках, и какому времени года она соответствует. Вводим понятие “холодный - теплый”

Ход: Зимушка-Зима пришла, в речках и озёрах воду заморозила. Вода превратилась в лёд. Вслед за Зимой Весна красна прилетела, лёд растопила, водичку немножко согрела. Можно кораблики пускать. Лето жаркое настало, и сделалась водичка тёплая-претёплая. Можно купаться, плескаться. А потом прохладная Осень к нам в гости пожаловала. И вода в речках, в озёрах и в лужицах стала холодная. Скоро Зима опять пожалует. Так и приходят к нам в гости по очереди: за Зимой — Весна, за Весной — Лето, за Летом — Осень, за Осенью — снова Зима. Возьмите две широких чашки. В одну налейте холодной воды, в другую — тёплой. Холодная вода — это «зима», тёплая — «лето». Пусть малыш потрогает ручкой воду. «Где холодная водичка? Где у нас „зима”? Вот в этой чашечке. Где тёплая водичка? Где у нас „лето”? Вот здесь». Затем возьмите четыре чашки или небольших тазика. В одну чашку положите маленький кусочек льда («зима»), в другую налейте чуть тёплой воды («весна»), в третью — тёплой, но не горячей воды («лето»), в четвёртую — холодной воды («осень»). Учите малыша определять, какая вода в чашках и какому

времени года она соответствует.

Опыт 7  "Почему кораблики не плывут?"

Цель: Учим ребенка делать ветер (дуть воздухом)

Ход: Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим корабликам поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода

тёплая, а кораблики всё равно не плывут. Наступила ночь. Появились на небе Звёзды. Стали капитаны их просить: «Звёздочки! Помогите нашим корабликам поплыть!» Звёзды им отвечают: «Мы вам можем дорогу указать, куда плыть нужно!» Обиделись капитаны: «Куда плыть мы и сами знаем, только не можем с места сдвинуться!» Вдруг подул Ветер. Капитаны стали и его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» — сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли.

В тазик опустите лёгкие пластмассовые или бумажные кораблики. Покажите малышу, что сами они плыть не могут. Попросите ребёнка подуть на кораблики так, чтобы они поплыли.

Опыт 8   "Мыльные пузыри"

Цель: Учимся делать и надувать мыльные пузыри

Ход: Водичка не любит нерях и грязнуль,

Кипит и ругается: «Буль-буль-буль-буль!»

Но если мы вымоем руки и лица,

Водичка довольна и больше не злится.

Намыльте ребенку руки так, чтобы получилась пышная густая пена. Затем разъедините ладони так, чтобы между ними образовалась тоненькая прозрачная мыльная плёнка. Подуйте на неё — у вас получится мыльный пузырь. Пусть ребёнок подует на мыльнуюплёночку в ваших ладонях. Помогите ему сделать свой мыльный пузырь. Для выдувания мыльных пузырей можно использовать рамочки различной формы, колечки разных размеров. Можно взять маленькую

пластмассовую бутылочку из-под лимонада или сока, отрезать у неё донышко, отвинтить пробку, сделать в ковшике мыльный раствор и таким образом пускать мыльные пузыри.

Опыт 9  "Кто разбудил китёнка?"

Цель: Учимся дуть в соломинку и делать мыльную пену

Ход: Ветер дует-задувает,

Волны в море поднимает,

Море синее бурлит,

Недоволен папа-кит:

«Ну на что это похоже!

Мой китёнок спать не может!

Ветер очень громко воет —

Не даёт нам всем покоя!»

Соглашается китиха:

«Надо, чтобы стало тихо!

Ветер, ветер, не гуди,

Нашу крошку не буди!»

Возьмите соломинку для коктейля, опустите её в воду и попросите ребёнка подуть в соломинку так, чтобы вода забурлила. А если приготовить в ковшике мыльный раствор и подуть в трубочку, начнёт образовываться пена и из ковшика вырастет пышная мыльная «борода».

Опыт10   "Попади в колечко"

Цель: Учимся ловкости

Ход: Рыбки в море-океане

Весело резвятся.

Наша детка будет в ванне

Вечером купаться.

Мы возьмём с собой игрушки,

Чтоб не скучно было,

Рыбки, уточки, лягушки

Вымоются с мылом.

Возьмите кольцо диаметром примерно 30 см, которое будет держаться на воде. Оно может быть из пенопласта, пластмассы, можно вырезать из плотной бумаги или картона (ширина обода кольца 4—5 см). Также вам понадобится маленький резиновый мячик. Предложите малышу, толкая мячик (шарик) ручкой по воде, завести его в кольцо.

Опыт 11  "О том, как вода гулять отправилась"

Цель: Учимся манипулировать предметами при переливании воды из

одной емкости в другую.

Ход: Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось — ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий — никто

её не услышал. А потом пришла тетя и подумала: «Зачем это здесь вода стоит?» Взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потекла наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! —думала водичка. — А сидела бы я в своём тазике и всей этой красоты не увидела бы!»

Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т. п.). Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкость. То же самое проделайте и со шприцом.

Опыт 12   "Рыбалка"

Цель: Учимся вылавливать игрушки из воды сачком

Ход:— Рыболов, какую рыбку

Ты поймал нам на обед?

Отвечает он с улыбкой:

— Это вовсе не секрет!

Я сумел поймать пока

Два дырявых башмака!

Налейте в тазик воды и дайте малышу сачок для ловли аквариумных рыбок, небольшое ситечко с ручкой или игрушечный дуршлаг. В воду бросьте несколько мелких игрушек. Они могут плавать на поверхности или же лежать на дне. Предложите малышу выловить сачком эти игрушки. Можно попросить его выло-

вить какие-нибудь конкретные игрушки: «Поймай синий шарик, поймай красную рыбку» и т. д.

Опыт 13  "Водопад"

Цель: Учимся лить воду через воронки и по желобкам

Ход: Льётся водичка с большой высоты,

Брызги летят на траву и цветы.

Детки вокруг оживлённо галдят,

Громче ребяток шумит водопад.

А теперь попробуйте поиграть с воронками и желобками. Желобки можно сделать из тонкого пластика, из картона или плотной бумаги. Картонные желобки можно изогнуть в виде лесенки — каскадом. Возьмите пустой тазик и большую чашку (ковшик) с водой. Опустив в тазик желобок и придерживая его рукой, лейте на него воду из чашки. Предложите ребёнку проделать это самостоятельно. Наклон желобка можно изменять. Пусть он попробует наливать воду в тазик через воронки. Потом объедините эти два предмета: лейте воду на желобки через воронки.

Опыт14 « Поймай льдинку»

Цель: развитие координации движений, знакомство со свойствами воды.

Ход: Воспитатель опускает в ёмкость с водой 5–10 небольших льдинок и говорит ребенку: « Смотри, смотри, что происходит. Льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай их спасать!» Малыш сачком или черпачком достаёт, из воды

льдинки покрупней, и складывает их в отдельную посуду.  После того как все льдинки будут извлечены, воспитатель спрашивает: « Куда делись остальные льдинки? Что с ними стало? – Они растаяли, превратились в воду».

Опыт 15« Достань ракушку»

Цель: развитие внимания координации движений.

Ход: На дно емкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков, ракушек. Затем предлагает ребенку найти «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек или ра-

кушка опускаются на дно (глубину не больше 15-20 см), ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек. Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому взрослый

может немного помочь малышу.

Эксперименты с песком
 

Опыт 16 « Найди шарик».

Цели: знакомство с качеством предметов – размером, формой.

Ход: Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит малыша найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, воспитатель прячет два предмета, например шарик и кубик, затем просит найти один из них. Можно закапывать  предметы одной формы, но разной величины.

Опыт 17 "Матрёшки"

Цель: Выкладываем на песке контуры предметов и геометрических фигур из камешков и других природных материалов (шишки, желуди)

Ход: У хорошеньких матрёшек

Сарафанчики в горошек,

Бусы разноцветные,

Издали приметные.

Для того чтобы сделать бусы для матрёшки, вам понадобятся мелкие камешки (жёлуди, шишки и т. п.). Нарисуйте на песке кружок и попросите ребёнка выложить камешки по его контуру. Это и будут «бусы для матрёшки». Таким же способом можно изобразить и саму матрёшку: нарисовать её контур на песке и

выложить камешками.  Можно знакомить малыша с геометрическими фигурами, вы-

кладывая камешки по контуру треугольника, квадрата, прямоугольника, круга, овала, трапеции, ромба.

Опыт 18  "Козлик"   

Цель: Строим высокие и низкие горы из песка.

Ход: Строим горы из песка,

Над горами облака.

Скачет козлик по горам:

Тут и там, тут и там!

Горы бывают высокие и низкие. Козлик прыгает с горки на горку, стучат его копытца: «тут и там, тут и там». Сначала насыпьте совочком песок в большое и маленькое ведёрко, а затем высыпьте его так, чтобы получились «высокая гора» и «низкая гора». Можно делать горки разной высоты с помощью формочек и ба-

ночек. Затем возьмите «козлика». Это может быть пластмассовая игрушка, камешек или шишка.  Пусть ребёнок переносит «козлика» с «высокой горки» на «низкую» и наоборот в соответствии с вашими командами. Главное для малыша в этой игре — научиться определять, какие горки высокие, а какие низкие.

Опыт 19  "Речка и ручеёк"

Цель: Строим широкие и узкие канавки в песке.

Ход: Вот большая река —

Широка, глубока,

А вот малый ручеёк —

Не широк, не глубок.

Большим, широким совочком выкопайте в песке «реку». Маленьким, более узким совочком — «ручеёк». Можно налить в них воды. Если у вас есть игрушечные кораблики (лодочки) разного размера, попросите малыша большой кораблик пустить в «реку», а маленький — в «ручеёк». А лучше всего вместе с ребёнком сделать несколько корабликов (больших и маленьких) из бумаги или коры дерева. Можно также использовать «подручные средства», например щепочки разной длины.

Опыт 20  "Мышонок"

Цель: Прячем ладошки в песок, а потом находим.

Ход: Ночь на дворе,

Мышонок в норе.

Норка в песке,

Дверь на замке.

Ночь позади.

Мышонок, выходи!

 «Ночь на дворе, мышонок в норе» — малыш засовывает ладошку поглубже в песок. «Норка в песке, дверь на замке» — потихоньку счищайте песок с его ладошки, стараясь не коснуться её («не потревожить мышонка»).  Ладошка очищена от песка — «Ночь позади. Мышонок, выходи!» Отряхните с ладошки ребёнка остатки песка — «Вот он, мышонок!»  Потом можно поменяться ролями: теперь пусть ваша ладонь находится в песке, а ребёнок пытается осторожно освободить её от песка.

Опыт 21  "Песочные часы"

Цель: Опыты с песком – “быстро-медленно”.

Ход: Знают часики у нас,

Что нам делать каждый час:

«Динь-динь-динь! Пора вставать!

Тик-тик-так! Пора гулять!

Ночь пришла. Бим-бом-бим-бом!

Спи скорее сладким сном!»

А бывают точные,

Часики песочные.

Вам понадобятся две воронки — большая и маленькая. Для наглядности можно попробовать наполнить сразу обе воронки и одновременно приподнять их — из одной песок уже высыпался, а из другой всё ещё сыплется. Пусть малыш попро-

бует самостоятельно провести опыты, позвольте ему вдоволь поиграть с воронками.

Опыт 22  "Тигр в клетке"

Цель: Учимся определять контур предметов и по контуру выставлять предметы (палочки, веточки)

Ход: У тигра страшные клыки

И когти очень велики,

Но не боятся тигра детки…

А потому что тигр в клетке!

Для того чтобы «посадить тигра в клетку», вам понадобятся веточки или тонкие палочки. Нарисуйте на песке контур клетки: прямоугольник, квадрат или круг. Предложите малышу по этому контуру втыкать в песок палочки (веточки). Так у вас получится «клетка для тигра». В неё можно посадить маленького игрушечного тигра или другого «хищника».

Опыт 23  "Поварёнок"  

Цель: Учимся пользоваться формочками.

Ход: Ну-ка, повар, наш дружок,

Испеки нам пирожок!

Для мишки-топтыжки —

Медовые коврижки,

Для белочки-вертушки —

Сладкие ватрушки.

А для ребятишек —

Пончиков да пышек!

Предложите ребёнку вылепить из мокрого песка разную «выпечку»: овальные «пирожки», круглые «булочки», «рогалики» в виде полумесяца, «пышки» (лепим круглую «булочку», а посередине делаем вмятину). Пусть ребёнок угостит своей «выпечкой» кукол, игрушечных зверушек. Для этой игры можно использовать

формочки.

Опыт 24  "Железная дорога"

Цель: Развиваем абстрактное мышление. Учимся строить дороги, туннели, мостики

Ход: Удивляются верблюды:

Что за диво, что за чудо?

Мчится поезд по пескам —

Кто-то едет в гости к нам!

Это северный олень,

Белый мишка и тюлень.

День в пустыне очень жаркий —

Привезли они подарки:

Пять коробочек снежков

Да сосулек пять мешков,

Эскимо отличное,

Сладкое, клубничное,

Для маленьких тушканчиков —

Вафельных стаканчиков.

Предложите ребёнку построить в песочнице железную дорогу. Нарисуйте на песке две параллельные линии на небольшом расстоянии друг от друга («рельсы»). Попросите малыша «уложить шпалы», то есть небольшие щепочки, палочки или веточки примерно одинаковой длины положить друг за другом поперёк «рельсов». Можно покатать по железной дороге маленький лёгкий паровозик или машинку. Также из влажного песка можно сделать гору. В её основании совочком выкопайте туннель и проведите через него «железнодорожный путь». Выкопайте канавку, перекиньте через неё дощечку («мостик»), а по сторонам «железной дороги» воткните в песок веточки («деревья»).

Опыт 25  "Следы на песке"

Цель: Учимся узнавать отпечатки на песке (находить где чей контур)

с последующим обыгрыванием

Ход: Кто оставил на песочке

Эти разные следочки?

Может, это был зайчишка?

Может, котик пробегал?

Ну а, может, воробьишка

С мышкой польку танцевал?

Предложите малышу оставить на песке отпечаток своей ладошки. Желательно, чтобы песок был влажным, ровным. Возьмите разные предметы (например, формочки, игрушки, баночки) и прижмите их к песку, делая «оттиск». Посмотрите, что у вас получилось. Также можно палочкой обвести ладошку (формочку,игрушку) по контуру. Сначала сделайте это сами, потом возьмите ручку малыша в свою руку и обведите ладошку или предмет вместе. Этот контур можно дорисовать,превратив в забавную фигурку, выложить камешками или воткнуть по контуру

палочки.

Опыт 26  "Песочный праздник"

Цель: Закрепляем все навыки по работе с песком, которым научился

ребенок

Ход: Отмечает детвора

Праздник — день рожденья!

Лепим с самого утра

Песочное печенье,

Торт песочный для затей

Ярко украшаем

И в песочницу детей

В гости приглашаем.

Слепите из песка основу (круглую или квадратную), вокруг выложите камешки, листики, нарисуйте на ней узоры, воткните палочки («свечки»). Саму песочницу можно украсить цветами и веточками. Можно устроить соревнования: кто быстрее сделает «торт», у кого получится самый большой «торт».

Опыт 27 « Печем печенье»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие моторики, координации движений.

Ход: В одной ёмкости находится сухой песок, в другой влажный. Воспитатель показывает малышу красивые формочки разного фасона и предлагает испечь печенье. Ребенок пробует исполнить действия с сухим песком и влажным. Постепенно, в результате игры  ребенок понимает, что из сухого песка нельзя

построить ничего, а влажного можно. При необходимости воспитатель оказывает помощь малышу или руководит его действиями словесно.

Опыт 28  "Песочные человечки" (рисуем пальчиками на песке)

Цель: развитие мелкой моторики рук; знакомство со свойствами песка.

Ход: Для того чтобы нарисовать на песке человечков, сначала разровняйте его ладонью. Нарисуйте человечка сами, потом возьмите пальчик ребенка и нарисуйте его пальчиком. После этого предложите малышу нарисовать человечка самостоятельно.

Впоследствии, собираясь идти играть в песочницу, можно сказать ребенку:

“Мы идем в гости к песочным человечкам” или  ”Мы идем играть с песочными человечками”.

Смешные человечки

В песочнице живут

И без горячей печки

Куличики пекут.

“Мы пришли в гости к песочным человечкам и будем вместе с

ними играть. Давай нарисуем на песке самих песочных человечков. Вот они какие!”

Опыт 29  "Игрушки - потеряшки"  (ищем игрушки в песке)

Цель: Развитие мелкой моторики рук, знакомство со свойствами песка.

Ход: Где ж у нас игрушки:

Куклы да зверюшки?

Зайка с мишкой на полу,

Кукла новая в углу,

Яркий мячик под столом,

А матрешки под окном!

Мы еще не наигрались,

А игрушки разбежались!

Наши игрушки, наверно, взяли песочные человечки, чтобы немножко поиграть. Давай найдем игрушки в песке.

Возьмите небольшие пластмассовые игрушки и спрячьте в песок так, чтобы ребенок их не видел. Предложите ему по очереди найти эти игрушки. Пусть малыш попробует на ощупь определить форму той игрушки, которую надо вытащить из песка. Например, предложите ему достать из песка куколку, а по том мишку (лошадку, зайчика и т. д.). Если ребёнок достал не то, что вы просили, спрячьте игрушку обратно в песок, и пусть малыш попробует ещё раз. Для начала можно облегчить задачу, попросив ребёнка просто найти все игрушки в песке.

Также в процессе игры можно изучать геометрические фигуры:

«Найди в песке шарик (кубик, колечко и т. д.)».

Опыт 30  "Маленький художник" (рисуем пальчиками на песке)

Цель: знакомство со свойствами песка.

Ход: На листочке из альбома

Я всегда рисую дома,

А на улице могу —

На песке и на снегу.

На снегу мы можем рисовать только зимой, зато на песке — и весной, и летом, и осенью. Для того чтобы было удобно рисовать на песке, надо его увлажнить. Можно взять с собой на прогулку бутылку с водой, а также прямоугольную дощечку или лопатку, чтобы разравнивать песок и стирать рисунки. Рисовать на песке лучше всего пальчиком, но можно и палочкой.

С помощью песочных рисунков ребёнку будет интереснее и легче запоминать геометрические фигуры. Например, из треугольника и квадрата (прямоугольника) получается домик, из кружка с лучиками — солнышко.

Опыт 31 «Следы»
Цель: Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
Оборудование: Емкость с песком, кувшин с водой.

Ход: Воспитатель предлагает детям на сухом песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? (Нет). Воспитатель смачивает песок, перемешивает его, ровняет. Предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Теперь получается?(Да). Посмотрите, виден каждый пальчик. Теперь сделаем следы ножек. Что вы видите? Почему получились отпечатки ладошек и следы ног? (По тому что песок намочили).

Вывод: На мок ром песке остаются следы и отпечатки, а на сухом – нет.

Эксперименты с воздухом
 

Опыт 32: «Утопим игрушки»
Цель: Дать представление о том, что воздух легче воды.
Оборудование: Емкость с водой. Резиновые игрушки.

Ход: Воспитатель показывает детям резиновую игрушку. Затем несколько раз нажимает на нее, направляя выходящую из отверстия игрушки струю воздуха на ребенка так, чтобы он почувствовал это. Почему это происходит? (Потому что в игрушке есть воздух). Воспитатель предлагает детям опустить на дно таза с водой резиновую игрушку. Что происходит? (Игрушка всплывает). Это происходит потому, что в игрушке есть воздух, а воздух легче воды.

Вывод: Игрушки, заполненные воздухом, не тонут, потому что воздух легче воды.
 

Эксперименты с камнями
 

Опыт 33: «Легкий – тяжелый»
Цель: Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие.
Оборудование: Три камня резко контрастные по величине.

Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть камни. Какие они? (Большие и маленькие). Затем воспитатель просит ребенка взять самый маленький камень. Малыш легко его поднимает. Воспитатель обращает внимание детей на то, что камень легкий. Далее воспитатель предлагает взять камень побольше. Ребенок поднимает камень, воспитатель обращает внимание на то, что камень тяжелый, его нелегко поднять. Затем ребенку предлагается поднять самый большой камень. Малыш не может выполнить задание. Почему? (Потому что камень очень тяжелый).

Вывод: Камни бывают тяжелые и легкие. Это зависит от их величины.

Эксперименты с бумагой
 

Опыт 34: «Бумажные листочки»
Цель: Дать представление о том, что бумага легкая.
Оборудование: Лист бумаги, емкость с водой.

Ход: Воспитатель показывает детям лист бумаги и предлагает определить тяжелый он или легкий. Затем предлагает проверить это. Воспитатель кладет лист бумаги на ладонь ребенку и предлагает подуть на него. Что произошло? (Листок слетел с ладони). Почему? (Потому что он легкий). Далее воспитатель опускает лист бумаги в емкость с водой. Что произошло? (Листок плавает). Почему бумага не утонула?(Потому что она легкая).

Вывод: Бумага легкая, ее можно сдуть и она не тонет в воде.

                                             Приложение 6

Консультация для педагогов «Маленькими шагами в прекрасный мир!»

Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром.

Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления готовыми схемами действия. Роль родителей в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознательность.

Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что малыш:

1. активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;
2. быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;
3. с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;
4. подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;
5. радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения со взрослыми.

Диагностика обследования уровня

познавательной сферы детей поСтребелевой Е.А.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего возраста.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области