Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11 «Чебурашка» г.Кудымкар
Проект «Азбука юного финансиста»
(старшая группа)
Составила:
Кудымова И.С., воспитатель |
2019-2020 учебный год
Актуальность проекта
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста –сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Именно в этом заключается педагогическая целесообразность проекта «Азбука юного финансиста».
Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Цель проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством разнообразных видов детской деятельности.
Задачи проекта:
Срок реализации проекта: апрель 2020г
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Ожидаемые результаты:
Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
Родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей. Педагоги разрабатывают и реализуют систему работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.
В реализации проекта участвуют дети старшей группы, возраст 5-6 лет.
Продолжительность проекта:
Продолжительность проекта составляет 1 месяца.
Методы реализации проекта:
словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);
Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.
План реализации основных этапов проекта.
1этап – подготовительный
- изучение методической литературы;
- сбор материала необходимого для реализации цели проекта;
- информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту ;
- подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2 этап – основной, практический
Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми:
- Беседы «Что такое потребности? Потребности семьи», «Что такое товар? Обмен и покупка товаров», «Азбука финансов» (знакомство с историей возникновения денег)
- Просмотр мультфильма «Уроки тётушки Совы»
- Дидактические игры «Профессии», «Кому что надо для работы?»
- НОД «Семейный бюджет и расходы семьи»
- Изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр;
- Раскрашивание раскрасок по финансовой грамотности
- Настольные дидактические игры: «Супермаркет», «Магазин продуктов»
3 этап – завершающий:
Подведение итогов реализации проекта:
- Игротека «Финансовая грамотность дошкольников»;
- План работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;
- Тематические альбомы «Професси», «Деньги разных стран», «Все профессии нужны, все профессии важны»
Лэпбук «Азбука денег»
- Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта.
- Выставка рисунков «Моя первая сказка про финансы»
Формы работы с родителями:
1. Встречи с родителями, беседы, анкетирование: Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом в данном направлении работы
2. Оформление информационных стендов, памяток. Рекомендации родителям на тему: «Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным».
3. Консультации, мастер-классы: Консультация для родителей: «Зачем ребенку нужна финансовая грамотность?», «Финансовая грамотность
детей. Дайте ребенку знания о деньгах
4.Совместное изготовление лэпбука «Азбука денег»
Продукты проекта
Тематические альбомы: «Деньги разных стран», «Все профессии нужны, все профессии важны», Лэпбук «Азбука денег». Методические разработки мероприятий для детей и родителей по теме проекта, подборка литературы и наглядных материалов, презентаций.
Результаты проекта:
По завершению проектных мероприятий дети могут:
1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
3. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
4. Осознавать, что сбережения семьи - это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей.
5. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
6. Следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.
Приложение
Лэпбук «Азбука денег» | |
Тематические альбомы | |
Выставка рисунков «Моя первая сказка про финансы» |