Тема самообразования «Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с ОНР через технологию проектной деятельности».
5-год. Декабрь 2023 год
1 слайд: Титульный лист.
2 слайд: Общие сведения.
3 слайд: Мой девиз: «Не бойся преград. Не иди назад. Проблемы решай И другим помогай»
4 слайд: "Ввести ребенка в мир человеческих отношений - одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста". Василий Александрович Сухомлинский — советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики.
5 слайд: Моя методическая тема: «Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с ОНР через технологию проектной деятельности».
6 слайд: Цель самообразования: Повышение педагогического мастерства и профессиональной компетенции, внедрение полученных знаний в практике работы с детьми.
Задачи самообразования: 1)Изучение методической литературы по данной теме; 2) Разработка диагностического инструментария; 3) Создание педагогической копилки; 4) Обогащение и распространение передового педагогического опыта по теме самообразования
7 слайд: Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас.
8 слайд: Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Благодаря речи, происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребенка. Дошкольник старшего возраста должен без затруднений разговаривать с разными по возрасту, социальному положению, полу представителями общества.
Наряду с понятием "общения", в педагогике, психологии и других науках, в последнее время стал широко использоваться термин "коммуникация".
9 слайд: Коммуникация - смысловой аспект социального взаимодействия: контакты, общение, обмен информацией между людьми. Главными коммуникативными качествами речи принято считать: правильность, чистоту, точность, логичность, выразительность и уместность.
10 слайд: Развития речи во многом определяет уровень сформированности коммуникативной компетентности в дошкольном возрасте. У детей с общим недоразвитием речи, речевая активность снижена, это в свою очередь, не способствуют развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствуют овладению знаниями, отрицательно влияет на личностное развитие и поведение дошкольников. Все это, в свою очередь, затрудняет, развитие коммуникативной компетентности детей.
11 слайд: Таким образом, коммуникативная компетентность - это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи»
«Есть три ошибки в общении людей:
первая – это желание говорить прежде, чем нужно;
вторая - застенчивость, не говорить, когда это нужно;
третья – говорить, не наблюдая за вашим слушателем» - говорил древнекитайский мыслитель - Конфуций.
12 слайд: Коммуникативная компетенция по праву считается стержневой, ведущей, так как она служит базой для становления других социально значимых компетенций и рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, важнейшая предпосылка его дальнейшего благополучия в интеллектуальном и социокультурном развитии, в освоении специфических, присущих ребенку данного возраста видов деятельности. Именно поэтому работа по формированию коммуникативной компетенции является одной из приоритетных задач любого дошкольного образовательного учреждения.
13 слайд: Ребёнку необходимо создать условия развития коммуникативно- речевых умений и способностей:
14 слайд: Основная форма деятельности ребёнка—это игра. Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Играя, ребёнок легче всего воспринимает определённую информацию и передаёт её другому.
Игра помогает в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных способностей дошкольников.
Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ выражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.
15 слайд: Коммуникативная компетентность – это умение на котором основывается не только успешное обучение, но и успешная презентация себя в жизни.
Свою эффективность в коррекционно- развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи показала такая образовательная технология как проектная деятельность.
Проектная деятельность реализует интересы и потребности ребёнка раскрывает его индивидуальность способствует личностному развитию ребёнка формирует субъектную позицию у ребёнка выявляет «зона ближайшего развития»
16 слайд: Речь и общение сопровождают все виды детской деятельности (игровую, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение) и являются их неотъемлемой частью. Проектная деятельность позволяет организовать активное сотрудничество детей и взрослых (педагогов, родителей) по решению образовательных задач, продуктивное общение, кроме этого помогает более полно раскрыть изучаемую лексическую тему в образовательной деятельности, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности детей.
17 слайд: Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
18 слайд: Таким образом, проектная деятельность позволяет существенно обогатить содержание работы по развитию и коррекции речи детей, развивать у дошкольников навыки делового сотрудничества и публичной самопрезентации, решать задачи развития речевого творчества, выразительности речи, убедительности и доказательности высказываний. Эффективность реализации проектной деятельности в учебном процессе подтверждается положительной динамикой по коррекции общего недоразвития речи у всех детей. Использование технологии проектной деятельности позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.
19 слайд: Разработала диагностический инструментарий по формированию коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с ОНР через проектную деятельность, который представлен в таблице.
20–й слайд: В своей работе по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста я использую здоровьесберегающие технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей.
Вся коррекционно-развивающая работа строится с учетом психолого-педагогических условий, специфических образовательных потребностей каждого ребенка, структуры речевого нарушения, выбора форм и методов работы. При работе с детьми, в том числе с ОВЗ применяю здоровьесберегающие технологии:
• дыхательная гимнастика
• артикуляционная гимнастика
(с элементами биоэнергопластики)
• пальчиковые игры со словами,
• гимнастика для глаз,
• физкультминутка, динамические паузы.
21-й слайд: Коммуникативные умения, навыки и знания необходимо развивать во всех видах коррекционной деятельности на развитие культуры речи:
22-й слайд: Развивая сценическое мастерство в речевой деятельности работаем над:
23-й слайд: В рамках взаимодействия участников коррекционно – развивающего процесса взаимодействую с родителями воспитанников и с педагогами. Организую и провожу семинары – практикумы, мастер - классы для вовлечения родителей в коррекционный процесс.
Консультации для родителей. Приложение
Консультации для педагогов. Приложение
Анкетирование для родителей. Приложение
Памятки для родителей и педагогов. Приложение
24-й слайд: Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Только творческий педагог может развить творческое начало в ребенке»
Вместе с детьми участвовали в различных проектах, открытых мероприятиях.
25-й слайд:
26-й слайд: Познавательно-творческий проект «Ёлочка-зеленая иголочка» 2018 год
27-й слайд: Практико-ориентированный проект «Мое любимое стихотворение» 2018 г.
28-й слайд: Практико-ориентированный проект «Моя Югра» 2018 г.
29-й слайд: Познавательно-творческий проект «Путешествие в сказку» 2018 год
30-й слайд: Практико-ориентированный проект с родителями «Талантики-бриллиантики» 2019 г.
31-й слайд: Практико-ориентированный проект с детьми «Талантики-бриллиантики» 2019 г.
32-й слайд: Практико-ориентированный проект с детьми «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем» 2019 г.
33-й слайд: Практико-ориентированный проект «Веселый ветерок» 2019 г
34-й слайд: Практико-ориентированный проект «Путешествие с Командиром в прошлое» 2020 г
35-й слайд: Познавательно-творческий проект «Ловкие пальчики» 2020 год
36-й слайд: Практико-ориентированный проект по здоровьесберегающим технологиям «Здоровей-ка» 2020 г
37-й слайд: Познавательно-творческий проект «Удивительный космос» 2021 год
38-й слайд: Музыкально-театрализованный досуг в МКУ КСК «Солнечный» показ мод «Космическое дефиле».
39-й слайд: Практико-ориентированный проект по здоровьесберегающим технологиям «Лопотушки» 2021 г
40-й слайд: Практико-ориентированный проект по здоровьесберегающим технологиям «С клавесами с каждым днем, мы умнеем и растем» 2021 г.
41-й слайд: Познавательно-творческий проект «Новогодние фантазии» 2021 год
42-й слайд: Практико-ориентированный проект по здоровьесберегающим технологиям «Дышим правильно-говорим красиво» 2022 г.
43-й слайд: Практико-ориентированный проект по здоровьесберегающим технологиям «Веселый Язычок» 2022 г.
44-й слайд: Познавательно-исследовательский проект «Мороженое – польза или вред?» 2022 г.
45-й слайд: Курсы повышения квалификации. Приложение
Свой профессиональный уровень повышаю, участвуя в конкурсах различного уровня- международных, Всероссийских, региональных, районных, муниципальных, в Методическом объединении Белоярского куста Сургутского района, в конкурсах профессионального мастерства, мастер-класса, форумах, фестивалях и т.п. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. на педагогических советах среди коллег нашего Учреждения. Хочу представить свои дипломы и грамоты.
Самая большая ценность – это наши дети!
Работая по новому – работаем на будущее!
153 слайд: Спасибо за внимание.