Из опыта работы
инструктора по физической культуре МДОУ д/с № 123
Тихоновой Ольги Вячеславовны
Тема: «Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста, посредством использования упражнений со скакалкой».
Приоритетное направление воспитания дошкольников – безусловно, физическое развитие. Именно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности, формируются важнейшие двигательные навыки, физические качества, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. Организм ребенка представляет собой единое целое, где деятельность одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью других.
Современные дети больше любят виртуальные игры - и готовы сидеть перед дисплеем компьютера до глубокой ночи. Не отрицая их значимости, надо признать, что ребенку все меньше времени остается для подвижных игр, прогулок, общения. Нарушение баланса между двигательной активностью и пассивной деятельностью детей, негативно сказывается на уровне развития двигательных способностей дошкольников, а следовательно, и на состояние здоровья в целом.
Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что необходимо применять не только новые эффективные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, что позволяет значительно разнообразить занятие, сделать их более интересными и эффективными, но и старые, всем доступные средства физического развития. Особое место в системе физического развития занимают упражнения с предметами. Они служат прекрасными средствами развития многих физических качеств. Одно из лучших приспособлений для тех, кто хочет стать сильным, умным и красивым, — обычная детская скакалка. Та самая веревочка с ручками, к которой мальчишки относятся с некоторым пренебрежением, считая это чисто девчачьей забавой. Они ошибаются: это занятие — не только забава, и полезно оно не только девчонкам. Можно сказать, что скакалка — супертренажер, настолько она полезна, проста и удобна.
К сожалению, не все современные дети умеют прыгать через скакалку. Как выяснилось, более 70% учеников первых классов не берут ее в руки. Надо заинтересовать ребенка, этим простым и эффективным спортивным инвентарём. Ведь именно за счет прыжков можно добиться великолепных результатов в развитии согласованности движений (то есть развить ловкость), научиться правильно, распределять степень мышечного напряжения практически во всех отделах тела, натренировать сердце, сосуды, мышцы. Научившись прыгать, ребенок быстро войдет во вкус, и уж тогда его от этого занятия не оторвешь. В плане выносливости он будет получать даже более значительную нагрузку, чем при беге на длинные дистанции. Конечно, здесь следует соблюдать осторожность — ребят, имеющих лишний вес или проблемы со здоровьем, нужно научить правильно, дозировать нагрузки, контролируя пульс. К тому же форсированные нагрузки могут вызвать сильные мышечные боли — это тоже ни к чему.
Прыжки через скакалку занимают значительное место в работе с детьми дошкольного возраста. Могут использоваться как на занятиях физической культуры в детском саду, так и на улице во время прогулки, не смотря на отсутствие разработанных методик. Они способствуют развитию выносливости, координации движения, тренируют чувство ритма, укрепляют сердечнососудистую и дыхательную системы, а также голеностопные суставы, мышцы ног, кисти рук.
Благодаря скакалке развивается и сила, в первую очередь нагрузка падает на мышцы голени и стопы, активно работают так же мышцы рук и торса. Постепенно ребенок учится включать в работу минимум мышц, экономить энергию и распределять силы для более продолжительной работы. Этот навык очень ценен. Он затем переносится на любые физические занятия, будь то бег или плавание. Неплохо тренируются и скоростные качества. Скакалка универсальный тренажер, который может развить все физические качества, за исключением, пожалуй, гибкости. Впрочем, как способ для разогревания мышц при подготовке к упражнениям на растяжку она также весьма эффективна. Особенно полезна она малышам. Ребенок быстро растет, а прыжки через скакалку помогают формироваться костной ткани. Благодаря занятиям на этом «тренажере» ноги приобретают красивую форму, становятся длинными. А регулярная нагрузка на стопы при правильном мягком приземлении — отличная профилактика плоскостопия. Развернутые во время прыжков плечи и отведенные в сторону руки помогают не только выработать правильную осанку, но и гарантируют максимальный приток воздуха в легкие. Хорошая физическая нагрузка помогает развиваться сердцу, способствует укреплению всего опорно-двигательного аппарата.
Исходя из вышесказанного, нами была поставлена цель – развитие физических качеств дошкольников посредством обучения прыжкам через скакалку.
Для реализации данной цели мы поставили следующие задачи:
1. Учить детей прыгать через скакалку.
2. Способствовать формированию правильной осанки и укреплению свода стопы.
3. Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Прежде чем приступить к обучению детей прыжкам через скакалку, на физкультурных занятиях, было приобретено достаточное количество скакалок; разработан перспективный план по развитию физических качеств детей с помощью скакалок на разные возрастные группы; разработаны комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ) со скакалками для разных возрастных групп; подобрана картотека подвижных игр и эстафет со скакалками; проведена диагностика физической подготовленности; мониторинг физического развития и здоровья детей. После осмотра детей узкими специалистами, мы пришли к выводу, что особое внимание необходимо уделить формированию правильной осанки, укреплению свода стопы.
Знакомить детей со скакалкой я начинаю с 4 – 5 лет. Сначала даю возможность малышам побегать под вращающейся скакалкой, перешагнуть через вибрирующую и приподнятую скакалку, самому покрутить скакалку вперёд и назад, предпринять попытку перешагнуть и перепрыгнуть через неё.
В средней группе предлагаю детям перепрыгивать через скакалку удобными способами: переступанием с ноги на ногу или прыжком на двух ногах. В старшем дошкольном возрасте – разными способами: на месте и в движении.
Прыжки на скакалке тяжёлая и утомительная работа. Для того, чтобы разнообразить двигательную деятельность, заинтересовывать детей, использую подвижные игры и соревнования со скакалкой и обязательно подбадриваю детей.
Упражнения со скакалкой применяю не только, как основной вид движения при обучении прыжкам, но и в качестве фрагмента занятия, например, в основной части - комплекс общеразвивающих упражнений, а в заключительной – подвижные игры со скакалкой. В результате этого, у детей развивается интерес к использованию скакалки не только в непосредственно-образовательной деятельности, но и в совместной и самостоятельной деятельности.
Независимо от возраста и физического состояния детей работу по освоению упражнений со скакалкой провожу поэтапно.
На первом этапе даю детям представления о скакалке и её физических свойствах, обучаю правильному подбору скакалки и хвату (умению держать), базовым упражнениям со скакалкой. Например: 1. Прыжки через неподвижную скакалку боком, вперёд-назад. 2.Перешагивание, затем перепрыгивание через неподвижную скакалку (умение держать скакалку) 3. Прыжки через длинную качающуюся скакалку (стоять у центра скакалки; прыжок начинать, когда скакалка подлетит к ногам). С детьми младшего возраста, при знакомстве со скакалкой, в основном использую словесный метод, где объяснение или указание сопровождается стихами, загадками, потешками (Например: «Здесь скакалочки лежат, ждут давно они ребят. Ты скакалочку возьми и в руках покрути»), а также тактильно – мышечные приёмы, где применяется непосредственная помощь взрослого.
На втором этапе учу детей правильному вращению скакалкой и правильному исходному положению рук, кистей, туловища, ног в прыжках через скакалку. Например: 1. Вращение скакалки одной рукой. 2.Вращение скакалки с перекидыванием через себя, вперёд и назад. 3.То же с прыжком. На этом этапе обучения больше применяю наглядно – зрительные приёмы (наглядный метод), где использую показ техники упражнения и наглядные пособия – картинки, рисунки, схемы и словесный метод – объяснения, указания.
На третьем этапе освоения прыжков через скакалку, учу детей сочетать технику вращения скакалкой с прыжками из разных исходных положений. Например: Прыжки через скакалку на одной ноге, ноги скрестно; в парах, вращая скакалку вперёд и назад. Здесь больше применяю словесный метод – словесная инструкция, которая обращена к сознанию детей для осмысленного выполнения поставленной задачи.
На четвертом этапе совершенствуется качество выполнения упражнений со скакалкой. Например: то же, что и на третьем этапе, увеличивая количество прыжков и темп, добавляем прыжки через длинную скакалку: «Качалка»-прыжки через качающуюся скакалку или «Самолёт» - прыжки с забегом под вращающуюся скакалку. В основном используется практический метод обучения – повторение упражнений без изменения и с изменениями, где дети закрепляют на практике умения и навыки в движении.
Структура занятий включает традиционную разминку с различными видами ходьбы, бега, упражнениями для рук, туловища, ног, игры или игровые упражнения со скакалкой, упражнения на растягивание и расслабление мышц.
Особое внимание обращаю на то, чтобы дети правильно умели подобрать под себя скакалку и правильно держать.
Занятия с использованием скакалки повожу 2 раза в месяц.
На протяжении трех месяцев (6 занятий) знакомлю детей с новым комплексом упражнений со скакалкой. В конце квартала провожу итоговое занятие, которое имеет свой сюжет, например: "В поисках сокровищ", "Подводное царство", "Лесные приключения", «Мы олимпийцы». Упражнения имеют названия, которые соответствуют сюжету занятия со скакалкой.
Список литературы.
1.Бочарова Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. – М.: Центр
педагогического образования, 2007. – 176 с.
2.Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,
2008. – 160 с.
3.Белкина В.Н., Елкина Н.В., Васильева Н.Н., Земляная С.И., Михайлова М.А.
Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль: Академия развития;
Академия и Ко, 1998. – 256 с.
4.Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада. – М.: ТЦ
Сфера, 2005. – 105 с.
5.Маханева М.Д. Здоровый ребенок. – М.: АРКТИ, 2004. – 261 с.
6.Никанорова Т.С., Сергиенко Е.М. Здоровячок. Система оздоровления
дошкольников. – Воронеж, 2007. – 85 с.
7. Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие
упражнения с речью и музыкой. – СПб.: КАРО, 2006. – 136 с.
8. Рунова М.А. Движение день за днем. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 96 с.
Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. -
М.: ВЛАДОС, 2003. – 320 с.