«Восприятие литературных жанров детьми дошкольного возраста через проектную деятельность»
Добрый день, уважаемые коллеги! (Слайд 1) Меня зовут Федорова Ж.В., я представляю детский сад №196. Тему моего выступления вы видите на слайде.
(Слайд 2)- Актуальность.
Проблема (слайд 2)приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных. Детям необходимо различать литературные жанры. (Слайд 3)
Для того чтобы ориентироваться в художественной литературе, чтобы развивать познавательные процессы , развивать художественно- творческие способности, любовь к книге. Доброта, справедливость и любовь к людям приходят к детям из жизни и из книги, но приходят незаметно. Мы просто читаем детям книги, а в результате совершенствуем и облагораживаем их умы и сердца. Также художественная литература является универсальным развивающее-образовательным средством , выводя ребенка за пределы непосредственно – воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентация в них, обеспечивая богатую языковую среду. Дошкольнику нужна книга, чтобы увидеть многоликий мир, пережить вместе с героями необыкновенные приключения.
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.
Художественные произведения , раскрывая мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, воспринимать как «Свои» радости и горести героев.
Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений.
Исходя из актуальности меты моей профессиональной деятельности, я определила цель. (Слайд 4 ) Вы видите ее на экране.
Для достижения поставленной цели (Слайд 5 )были определены следующие задачи: Они тоже представлены на слайде.
Направления (слайд 6) моей профессиональной деятельности реализуется через Речевое развитие и художественно-эстетическое развитие. (Слайд )
Принципы(Слайд 7) приобщения детей к художественной литературе вы видите на слайде
1.Первый принцип опирается на индивидуальные особенности ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. В отборе художественных текстов учитываются предпочтения и особенности педагога и детей.
2.Сотрудничество ребенка и взрослого. Ребенок полноценный участник (субъект ) образовательных отношений.
3.Поддержка инициативы дошкольника.
4.Четвертый принцип . Создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности , в ходе чего создаются целостные продукты в виде книг-самоделок,( книжки-малышки. «Детям о перелетных птицах»( это книжка картинка), «загадки о птицах» (это книжка игрушка), «Зимующие птицы» (Книжка-раскладушка), «перелетные птицы» (это книжка-картина), «Маленькая книга маленьких стихотворений о птицах » (книжка -сюрприз). Выставок изобразительного творчества, макетов (скворечники, кормушки), плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, праздников (Праздничное занятие «Наша армия сильна» 23.02.2020г для старшей группы), занятие «Пересказ сказки» - «Три поросенка» (средняя группа), занятие «Волшебница осень» (младшая группа).
5.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства на произведениях литературы.
6.Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в процессе восприятия художественной литературы.
7.Соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей.
Формы работы (Слайд 8) по приобщению детей к художественной литературе разных жанров вы видите на слайде.
В своей работе использую методы, всем вам давно известные, это словесный, практический, наглядный .
Этапы реализации проекта вам знакомы: Подготовительный, основной, заключительный.
Практическая часть
По данной теме создана система проектной деятельности. (Слайд 9)
Цель: развитие слухового внимания, активизация словаря.
Педагог называет птиц, но допускает ошибки. Дети должны заметить и отреагировать хлопками, топаньем.
Зимующие птицы: голуби, синицы, мухи и вороны.
Прилетели птицы: аисты, вороны, снегири, макароны, комары, сороки, кукушки.
Перелетные птицы: аисты, кукушки, совы, плюшки, лебеди, скворцы.
(Слайд 10, 11,12,13,14) Кроме этого провожу Д/и, п/и, все это вы видите на слайде, проводится НОД, работа с родителями.
Подвижные игры, Д/и, изготовление скворечников, книжек-малышек.
В целях показа практической части я подготовила хороводную игру «Жаворонок». Слайд23
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в вышине,
Спрятал песенку в траве:
Тот, кто песенку найдет,
Будет весел целый год. (А.Береснев)
В считалке выбирается жаворонок . Выходит на середину круга, который образуют дети. В руках у него колокольчик.
В начале стихотворения жаворонок бегает по кругу, в конце стихотворения дети закрывают глаза. Жаворонок бежит за кругом, позванивая колокольчиком, затем дает его в руки, кому-либо из детей. По сигналу ведущего дети открывают глаза. Жаворонок называет имя того, кто будет искать колокольчик. Названый ребенок по звону узнает, у кого спрятан колокольчик.
К этому проекту подготовила НОД по речевому развитию «Добрый сказочник Ю.Васнецов»
Знакомство с художником-иллюстратором Ю.Васнецовым, его иллюстрациями к потешкам, закрепление литературного жанра – малые фольклорные формы – потешки.
В качестве практической части я подготовила физ.минутку к НОД «Пересказ сказки Три поросенка». (Слайд 25) Песня «Всем на свете нужен дом». Выполняем движения в соответствии с текстом.
Результат. (Слайд 26)
Таким образом, обобщая опыт своей профессиональной деятельности по восприятию литературных жанров детьми дошкольного возраста, я отметила следующие результаты:
- Дети включаются в процесс восприятия литературных произведений разных жанров, выслушивают произведения до конца, с удовольствием возвращаются к прочитанному.
- Охотно вступают в обсуждение произведения, отвечают на вопросы по содержанию, исполняют игровые действия, песенки, читают стихи, пересказывают сказки, рассказы.
- Активно содействуют и сопереживают героям произведения, эмоционально откликаются на содержание прочитанного.
- Различают жанры литературных произведений.
Слайд 27